Опубликовано: ГП 04-2020
Труженики города Зеро (Часть 1)

Городские электробусы среднего и большого класса

Юрий Петров
Фото автора, Роберта Яблонского, Энрика Сепеда Гонзалеса, Клемента Квантина, Пьера Энтони и фирм-производителей

Два года назад «Грузовик Пресс» предприняла первую попытку представить географию и статистику мирового парка электробусов. Были перепроверены своды национальных министерств, данные муниципалитетов и статистические выкладки производителей по моделям соответствующих нулевому уровню выбросов Zero Emission. На фоне троллейбусов и трамваев статистика по электробусам выглядела внушительно.

«Людоеды города Зеро» – Городские электробусы особо большого класса
«Пигмеи города Зеро» – Городские электробусы особо малого и малого класса
«Карантин в городе Зеро» – Городские электробусы большого класса)

Публикация вызвала интерес в департаменте транспорта г. Москвы, в UITP и стала предметом обсуждения среди специалистов отрасли, автопроизводителей, ассоциаций и институтов, занятых в сфере общественного транспорта и организации движения пассажирских перевозок.

Троекратный рост

По итогам 2019 года суммарный мировой парк электробусов всех классов вырос вдвое и превышает 350 000 машин, включая электробусы с динамической подзарядкой от троллейбусной контактной сети и 10-местные беспилотники. Только в КНР за 2018–2019 гг. выпустили 183 661 электробус всех классов и ещё 1953 водоробуса.

В связи с выбытием и модернизацией парков в статистических отчётах в 2019 году появился разброс данных в 3–5%, поскольку количество электробусов особо малого и малого класса уже не поддаётся учёту, поскольку они находятся в частном владении и мало задействованы в регулярном пассажирском сообщении.

[b]Выпуск электробусов (полная масса свыше 8 т) в 2019 г. в Европе и СНГ[/b]

Электробусы особо малого, малого, среднего и особо большого классов были рассмотрены в февральском и мартовском номерах «ГП». Автобусопроизводители Европы в своих оценках и планах ориентируются на городские пассажирские ТС, которые делят по сегментам длины кузова (8, 10, 12, 15, 18 м и т.д.) или массе. Последний показатель удобнее ограничить полной массой от 8 т (GVW 8t). Мировой парк этих электробусов ровно в 9 раз превышает весь пассажирский авиапарк в мире, который составляет 27 тыс. воздушных судов.

С 2012 по 2019 год включительно таких электробусов среднего, большого и особо большого класса в Западной Европе и Польше было зарегистрировано 14 392 ед. Доля автобусов с альтернативными видами топлива составила 39,3% (в 2018 году – 28%).

[b]Регистрация электробусов (полная масса свыше 8 т) в 2012–2019 гг. в Европе и СНГ по маркам[/b]

Согласно опросу, проведённому ассоциацией Chatrou CME, парк электробусов с гибридным приводом, природным газом и электроприводом в Западной Европе и Польше увеличился с 2633 в 2012 до 5652 в 2019 году. Из них 1980 приходится на СПГ, 1957 – гибридные автобусы, 1687 – электробусы (исключая аккумуляторные троллейбусы) и только 28 водоробусов.

О европейских темпах внедрения электротранспорта полной массой свыше 8 т (средний, большой и особо большой классы) свидетельствует утроение парка всего за один год с 548 в 2018-м до 1687 машин в 2019 г. Лидер рынка в электротехническом сегменте VDL Bus & Coach с отгрузкой 386 единиц в 2019 году и долей рынка 22,9%. BYD занимает второе место с 236 автобусами (исключая 79 BYD-Alexander Dennis) их доля – 14%. Далее идёт Solaris со 145 автобусами, затем Volvo, Irizar, Mercedes-Benz, Yutong, Ebusco, IVECO-Heuliez и BYD-Alexander Dennis.

[b]Парк электробусов (полная масса свыше 8 т) 2012–2019 г.в. в странах Европы[/b]

В скорректированные таблицы вошли Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Польша, Россия (202 машины, 5 производителей), Белоруссия (БКМ – 81 шт.) и Украина (2 ед.).

[b]Парк автобусов (выпуска 2012–2019 гг.) с альтернативными двигателями в Западной Европе и Польше[/b]

Чем исчерпывается контрактный ресурс?

Ответ – стоимостью владения. Проблемы, связанные с внедрением водоробусов и электробусов упираются в инфраструктуру. Так, бельгийский оператор De Dejjn обслуживает 1000 линий в стране. Парк включает 400 трамваев и 2250 автобусов из которых 621 – гибридные и лишь 16 электробусов и 5 водоробусов. Несмотря на высокие налоги, на развитие заправок H2 и электрозарядных станций денег в бюджете нет. Поэтому 92 млн евро до осени 2020-го направлены на закупку 200 гибридных автобусов VDL Citea SLE 120 Hybrid и 120 Citea SLFA 180 Hybrid производства VDL Bus & Coach.

Массовая модель VDL Citea SLF-120 EL европейского лидера рынка VDL Bus & Coach

Стоимость электробусов напрямую зависит от поставки. Муниципалитеты закладывают поставки не менее 4–6 машин (2,1–3,3 млн евро). Чтобы был понятен уровень контрактной стоимости, следует привести цены поставок электробусов большого класса ЛиАЗ-6274 и НЕФАЗ-6282 с низким уровнем пола в Первопрестольную.

Контракт жизненного 15-летнего цикла, заключённый с ПАО «КАМАЗ» на поставку 100 электробусов и 36 ультрабыстрых зарядных станций, составил 6,57 млрд руб. Подчеркну, это оплата за 15-летний срок обслуживания, а не разовая сделка. Чтобы не было обидно «Группе ГАЗ», то на 2020 год запланирована поставка Москве 100 электробусов ЛиАЗ за 5,692 млрд рублей.

КАМАЗ-6282 в 2019 г. стали основой электробусного парка «Мосгортранса»
В 2020 году парк Москвы ждёт пополнение из 100 электробусов ЛиАЗ-6274

Для сравнения: MAN Truck & Bus в 2019-м только заявила о развертывании демонстрационного парка из 15 электробусов в 5 европейских странах. Но транспортная компания Verkehrsbetriebe Hamburg-Holstein (VHH) не стала ждать у моря погоды и разместила заказ сразу на 17 электробусов MAN Lion’s City 12E. Для обкатки в конце декабря ей был поставлен 88-местный образец. Модули АКБ мощностью 480 кВт·ч размещены на крыше. Центральный электродвигатель развивает в получасовом режиме 160 кВт и до 240 кВт с пиковой нагрузкой. В зависимости от условий пробег колеблется от 200 до 270 км в течение всего срока службы батарей.

MAN Lion’s City 12E

Покупка 12-метрового электробуса без контракта на обслуживание в рамках 8–10 машин составит не менее 400–500 тыс. евро, а сочленённого 800–900 тыс. евро. Эти суммы закладываются в стоимость поездки. Экономические выкладки показывают, что наиболее целесообразно обновлять весь парк, а не его части. Если в Москве поездка на общественном транспорте от 38 до 59 рублей, то в Европе она обходится в 1–2 евро. То же самое с водородом – поездка на водородном VanHool на линии Fébus Pau в Париже обойдётся в 1,4 евро.

Первый украинский электробус «Електрон Е19101» выпущен во Львове в 2015 г.
Skywell NJL 6129 BEV – второй и пока последний на Украине электробус, 2018 г.
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию