Грузовики 4х4, чей приоритет?


Грузовики 4х4, чей приоритет?

В опросы о приоритете в автомобильной истории часто весьма щепетильны. И нередко ответы на них даются с позиции силы. Мы уже давно смирились с тем, что автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) первыми построили немцы Карл Бенц и Готлиб Даймлер, хотя претендентов на эту честь существует очень много. Некоторые из них оспаривают первенство вполне справедливо, но напористая рекламная кампания, проводимая более 100 лет уважаемым концерном, отодвинула всех других на задний план. А заступиться за них уже некому. Однако мы рассмотрим сейчас только грузовые автомобили с полным приводом. Тут вопрос о первенстве ещё не закрыт. Ответов на него существовало несколько, но почти все они были неверными.

ЦРУ – за! (ч. 2)


ЦРУ – за! (ч. 2)

Однако уже 27 мая 1971 года на стол заместителя директора по разведке ЦРУ лёг новый меморандум: Mack Trucks Inc. выбрана основным консультантом Камского проекта и будет подыскивать для завода поставщиков производственного оборудования. Сумма сделок может достигнуть $700 млн. Особо подчёркивалось, что от сотрудничества с СССР ранее отказались Chrysler, Ford, FIAT и Daimler-Benz – компании, обладавшие значительно большими техническими ресурсами, нежели Mack.

Десантный автомобиль ГАЗ-66Б – Горький или Бронницы?


Десантный автомобиль ГАЗ-66Б – Горький или Бронницы?

В статье «Считать несекретным», опубликованной более 10 лет назад в нашем журнале («ГП» № 2, 2010 г.) мы рассказывали об истории создания, серийном производстве и применении в войсках десантного автомобиля ГАЗ-66Б. Вернуться к этой теме нас заставил архивный материал, а именно: Технический отчёт об испытаниях опытных образцов ГАЗ-66Б, некоторое время назад оказавшийся в распоряжении редакции. Он позволяет уточнить рассказ и исправить допущенные ранее неточности.

ЦРУ – за! (ч. 1)


ЦРУ – за! (ч. 1)

До 80% полезных сведений разведслужбы добывают из открытых источников: соцсетей, телепередач, газет. Возможно, именно оставшихся 20% не хватило ЦРУ, чтобы оценить, какую угрозу в «холодной войне» представляет Камский автозавод. Отчёт, подготовленный ЦРУ для правительства США, ошибочно утверждал, что будущее предприятие не предназначено для выпуска военных грузовиков. Путь западным компаниям к участию в возведении гиганта на Каме был открыт. Итак, события, развивавшиеся 50 лет назад…

Первые советские автобусы (ч. 2)


Первые советские автобусы (ч. 2)

Автобусы «Уайт-АМО» можно смело назвать первыми советскими серийными машинами данного назначения, изготовленными промышленным способом. Тот факт, что для них использовали бывшие в употреблении и восстановленные иностранные шасси и другие агрегаты, нисколько не снижает их право на приоритет. В автобусостроении традиционно играет «первую скрипку» производитель кузова, марка шасси нередко уходит на второй план. Конечно, предпочтительнее, когда ставят кузова на собственные шасси, но в первой половине XX века таких производителей было не так и много.

Первые советские автобусы (ч. 1)


Первые советские автобусы (ч. 1)

Историю становления и развития автомобильно-омнибусного сообщения в Российской империи и СССР наш журнал уже неоднократно затрагивал. Напомним, что первые попытки пустить автобусы на городские и междугородные маршруты имели место в начале ХХ века. Развитию движения в городах препятствовали компании по эксплуатации трамваев и артели извозчиков. Но на междугородных линиях оно складывалось относительно успешно, особенно в регионах с недостаточно развитой сетью железных дорог: на побережье Чёрного моря, в Западном и Юго-Западном краях, Прибалтике и на Кавказе. Рассмотрим первые шаги восстановления автобусного сообщения в Советской России и попытаемся в очередной раз рассказать о первых советских автобусах. Вместе с тем следует уточнить и дополнить раннюю историю легендарной марки АМО, имеющей к нашему повествованию непосредственное отношение.

Осси из Карл-Маркс-Штадта (ч. 2)


Осси из Карл-Маркс-Штадта (ч. 2)

Barkas так и остался «маркой одной модели»: никакого продолжения этой истории не последовало. В наши дни на месте бывшего Barkas-Werke в Хемнице действует моторный завод Volkswagen, выпускающий силовые агрегаты для глобальной продукции концерна. А во Франкенберге работает небольшой музей истории «Баркаса». Сама же восточногерманская марка уже четверть века окончательно принадлежит истории – той самой, которую сначала опередила, а потом, в которую опоздала уйти.

Шестьдесят футов Калифорнии


Шестьдесят футов Калифорнии

В середине 1940-х годов в США компания Kaiser, выпускавшая широкий ассортимент продукции от бритв до автомобилей, построила первый в мире 18-метровый сочленённый междугородный автобус, главными особенностями которого являлись, как ни странно, не повышенная вместимость, а высокая максимальная скорость и безопасность. А для молодых конструкторов он стал символом достижений инженерной мысли, исходившей из заложенных Генри Кайзером традиций.

Осси из Карл-Маркс-Штадта (ч. 1)


Осси из Карл-Маркс-Штадта (ч. 1)

Более 30 лет назад, 9 ноября 1989 года, пала Берлинская стена. Этот день запустил обратный отсчёт для разделённой в последние десятилетия Германии. По сравнению с ФРГ Германская Демократическая Республика обладала небольшим и консервативным автопромом. Яркими представителями автомобильной промышленности ГДР были компактные развозные фургоны и микроавтобусы под маркой Barkas – один из них и попал на наш ретротест.

Тянуть нельзя, толкать! (ч. 2)


Тянуть нельзя, толкать! (ч. 2)

Стартовав в середине 1970 годов толкающая схема, стала отправной точкой для сочленённых машин нового поколения и новой эпохой в транспортном машиностроении. К концу XX столетия 75% сочленённых автобусов мира уже использовали эту схему.

Четыре раза в день свежий хлеб на «моторе»


Четыре раза в день свежий хлеб на «моторе»

Поколение мальчишек, подраставших в 1960-е годы, ещё застало ярко раскрашенные продуктовые фургоны с аккуратными надписями. Часто вспоминаю, как мы с друзьями часами сидели на деревьях вдоль шоссе с единственной целью – увидеть в потоке серых и тёмно-зелёных грузовиков нечто особенное, например, бежевый «уазик» с надписью «Мороженое» или разноцветный 51-й «газик-фургон»… А ещё мы застали старые трамваи с лакированными деревянными сиденьями, красные и зелёные толстозадые «Икарусы», жёлто-синие троллейбусы МТБ… Чисто вымытая техника блестела, радовала глаз! Но она постепенно исчезала с наших улиц, вскоре даже надписи на хлебовозках поблекли… А начиналось всё почти 120 лет тому назад, когда в России появились первые автомобили, предназначенные для перевозки продуктов, от них и пошла традиция украшения автотранспорта рекламой.

Тянуть нельзя, толкать! (ч. 1)


Тянуть нельзя, толкать! (ч. 1)

Сорок пять лет назад в Германии произошла техническая революция, полностью изменившая представление о сочленённых автобусах. Электрогидравлическая система контроля угла поворота в узле сочленения позволила сделать ведущим задний мост, расположенный в прицепе, что дало возможность понизить высоту пола, уменьшить уровень шума в салоне и облегчить техническое обслуживание и ремонт автобусов. Новая схема быстро распространилась в соседние страны, и уже к концу XX столетия 75% всех сочленённых автобусов выпускалось по данной схеме.