Последний парад Победы СССР


Последний парад Победы СССР

Эти негативы нашлись случайно. В них нет ни особого сюжета, ни художественной выразительности. Даже снято не само событие, а его финал: техника уходит обратно на Ходынское поле с Парада Победы в Москве 9 мая 1990 года. Последнего Парада Победы, проведённого в Советском Союзе. Так сказать, финал финала. Словом, ничего примечательного. Однако в новых условиях, когда из-за COVID-19 перенесён юбилейный парад в честь 75-летия Победы, снимки 30-летней давности разглядываешь с особым интересом.

Сорок оттенков зелёного


Сорок оттенков зелёного

В выставочном центре московского парка Сокольники 29-й раз прошла «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина. В преддверии 75-летия победы над гитлеровской Германией главным событием стал фестиваль «Моторы Победы»

Танк Т-70


Танк Т-70

С развалом СССР гонка вооружений двух сверхдержав завершилась. Пошел обратный отсчет: опустели пусковые шахты ракет различных классов и радиуса действия, сократилась численность ВМФ, до предела снизился налет состава ВВС, а самый мощный в мире танковый бронещит стал восприниматься как миф. Заводы ВПК, уволив лучших специалистов в области вооружений, конверсировались на уничижительное производство алюминиевых «орал» – кастрюль, сковородок, вилок и ложек.

ЗИС-485 – водоплавающий грузовик


ЗИС-485 – водоплавающий грузовик

История создания этого серийного трехосного полноприводного (6х6) грузового автомобиля-амфибии насчитывает 54 года. Он был разработан на Московском автомобильном заводе имени Сталина (ЗИС, ныне ЗИЛ) в 1950 г., и там же выпускался. Машина использовалась в инженерных войсках в качестве переправочно-десантной и предназначалась для транспортировки стрелковых подразделений, легких артиллерийских систем, минометов, автомобильной и другой техники массой не более 2,5 т. Ее также называли БАВ (большой автомобиль водоплавающий). Она имела целый ряд интересных технических особенностей, ныне перешедших в разряд экзотических.

Герой конфликтного времени


Герой конфликтного времени

Отмахав на этом специально разработанном для французской армии внедорожнике более полутысячи километров во время одного из этапов автопробега Cape to Cape, организованного компанией Renault, я не нашел ответы на многие мучившие всю дорогу вопросы. Видимо, мировая армейская конструкторская мысль убежала настолько далеко вперед, что уже недоступна для логики гражданского человека.

В зоне выставочного и автомобильного кризиса


В зоне выставочного и автомобильного кризиса

Выставка «INTERPOLITEX» по праву считается крупнейшим событием в сфере безопасности, её организаторами традиционно являются МВД, ФСБ и Росгвардия Российской Федерации. Прошедший 22–26 октября очередной «Интерполитех-2019» был уже 23-м смотром новинок, и его посетили свыше 20 тысяч гостей. Важной темой экспозиции каждого «Интерполитеха» является специальная автомобильная техника. Однако в текущем году кризис автомобильной отрасли самым неблагоприятным образом отразился на составе участников выставки – свою продукцию показали только самые надёжные партнёры силовых структур.

ЗИЛ под грифом «СЕКРЕТНО»


ЗИЛ под грифом «СЕКРЕТНО»

В кулуарах Автозавода им. И.А. Лихачёва об этой машине разговоры ходили давно. Говорили, что в недрах конструкторского бюро рождается машина для спецназа с умопомрачительным дизайном. Но подробностей никто толком не знал. Пришлось ждать. Очень долго ждать, пока с машины сняли табу.

Юбилейная «Армия» (ч. 4)


Юбилейная «Армия» (ч. 4)

Российские коммерческие компании, профессионально занимающиеся разработкой и производством защищённых автомобилей, стараются предлагать заказчикам собственные решения. Постоянный участник всех форумов «Армия» – Опытно-конструкторское бюро «Техника», которое 25 лет назад внедрило в производство схему цельносварной бронекапсулы (объёмно-дифференцированной бронекапсулы безопасности). На предыдущих «Армиях» неоднократно были показаны защищённые автомобили «Федерал М» (на шасси «Урал-4320») и «Горец М» (на шасси КАМАЗ-43501), обеспечивающие защиту по Бр-5/Бр-6 классу согласно ГОСТ 34282–2017; сегодня в МО РФ эту технику используют подразделения военной полиции. Был в экспозиции и специальный бронированный автомобиль «Горец ССН» (на шасси КАМАЗ-6360), но его премьера прошла месяцем ранее на специализированной выставке «Росгвардии».

Юбилейная «Армия» (ч. 3)


Юбилейная «Армия» (ч. 3)

Осматривая экспозицию Международного военно-технического форума (МВТФ) «АРМИЯ-2019» в парке «Патриот», разговаривая со специалистами, я пытался подметить тенденции развития военной автомобильной техники (ВАТ). По моему мнению, прошлогодняя «АРМИЯ» вполне соответствовала лозунгу «смена парадигмы» – был заметен явный перелом к лучшему в технической политике Минобороны России по сравнению с временами пресловутых реформ А. Э. Сердюкова. В текущем году на МВТФ уже можно было подвести некоторые промежуточные итоги этой деятельности.

Юбилейная «Армия» (ч. 2)


Юбилейная «Армия» (ч. 2)

Угроза возможного введения санкций настолько напугала менеджмент ПАО «КАМАЗ», что теперь нет никакого намёка на то, что прославленный бренд официально присутствует на «Армии». И на всех рекламных штендерах экспозиции новинок Минобороны России из пяти букв аббревиатуры КАМАЗ изъяли четыре, оставив только первую в наименовании автомобильной техники.

Юбилейная «Армия» (ч. 1)


Юбилейная «Армия» (ч. 1)

Очередной Международный военно-технический форум (МВТФ) «АРМИЯ-2019» в этом году проводился уже пятый раз и стал самым масштабным, так как мероприятия проходили в 35 городах и населённых пунктах четырёх военных округов и на Северном флоте. Везде побывать за шесть дней (с 25 по 30 июня) было нереально. Мне удалось посетить только выставку в подмосковном парке «Патриот». И хотя осмотренную экспозицию я оцениваю по размерам несколько менее прошлогодней, интересных новинок и образцов военной автомобильной техники (ВАТ) удалось увидеть не меньше, чем в прежние годы.

Неудачный экземпляр удачного автомобиля


Неудачный экземпляр удачного автомобиля

Грачёвское специальное длиннобазное шасси ЗИЛ-135К под установку 12-метрового контейнера с крылатой ракетой П-5 знают все, кто интересуется военными автомобилями. Но немногие знают, что ставший классическим облик кабины с ветровыми стеклами с обратным наклоном сложился не сразу. Разработка шасси под установку контейнера с крылатой ракетой ОКБ-52 (под руководством В. Н. Челомея) началась одновременно с разработкой автомобиля ЗИЛ-135Е (под ракетную установку 2П21 «Луна»), и, естественно, по многим узлам и агрегатам они оказались унифицированными, в том числе и по кабине, выполненной из эпоксидной смолы, армированной стеклотканью.

Loading...