Опубликовано: ГП 02-2020
Людоеды города Зеро

Пассажирский транспорт с нулевым выхлопом (Zero Emission)

Юрий Петров, Владимир Чехута
Фото фирм-производителей, Busworld, Роберта Яблонского, Энрика Сепеда Гонзалеса, Клемента Квантина и Пьера Энтони

Города поглотили цивилизацию и паутина технологий оплела все сферы деятельности человечества. Демографические процессы и повышенные требования к мобильности в мегаполисах вызвала, как минимум, двукратный рост внутригородских перевозок. Рост проблем, связанных с урбанизацией, показал, что обществу требуется соблюдать экологическую гигиену.

«Пигмеи города Зеро» – Городские электробусы особо малого и малого класса
«Труженики города Зеро» – Городские электробусы среднего и большого класса
«Карантин в городе Зеро» – Городские электробусы большого класса)

В качестве переходной полумеры концерны уже отходят от ДВС, применяют гибридные технологии и переходят на газомоторное топливо. Запоздалые ответы с переходными технологиями в виде бензиново-водородных автомобилей являются лишь примером «заката солнца вручную». Идеи прошлой эпохи – гибриды, газовые и спиртовые моторы не всегда приемлемы. AdBlue, нормы Euro 6, требуют затрат даже от производителей топлива. Переход на электроэнергию или водород сопряжён с ограничением выбора направления и нашей свободы передвижения на дальние расстояния. Поиск газовой заправки и электрозарядки в городе, тем не менее приучают капризного потребителя к новым правилам существования.

Задачей пост-постиндустриальной экономики становится полный переход на нулевой выхлоп – Zero Emission. Для экологически чистых автобусов, обеспечивающих баланс гигиены в техносфере, придумана даже награда в категории sustainable (т.е. охраняющие). «Зелёные технологии», придя в транспортную отрасль, захватывают новые секторы. И конечно же снижение издержек в последние 3 года коснулось автобусов особо большой вместимости, о чём ещё 10 лет назад даже и речи не шло.

Первый в мире двухэтажный водоробус Wrightbus StreetDeck FCEV

Питаясь водой и воздухом

Посетители стенда Wrightbus на выставке Euro Bus Expo 2018 (EBE) стали первыми свидетелями новаторского электробуса StreetDeck на топливных элементах (FCEV). Компания была выбрана в качестве единственного поставщика двухэтажных водоробусов в Великобритании после проведения конкурсного тендера JIVE (Совместная инициатива по водородным транспортным средствам в Европе – Joint Initiative for hydrogen Vehicles across Europe).

В 2019 году первые даблдеккеры после испытаний в Абердине уже поступили в эксплуатацию. Первенец, созданный в соответствии со спецификацией Transport for London, работает на топливном элементе Ballard FCveloCity с трансмиссией Siemens и тяговым аккумулятором мощностью всего 48 кВт. Автобус длиной 10,9 м рассчитан на 64 сидящих и 21 стоящего пассажиров. Но буквально в конце 2019 года Ballard Power Systems со штаб-квартирой в Северной Ирландии заявила о начале выпуска 15 моделей с новыми топливными элементами FCveloCity-HD увеличенной до 85 кВт мощностью.

VanHool Exqui.City 18 Fuell Cell Febus Pau

В рамках своих полномочий JIVE намерена в 9 европейских городах к концу года довести количество автобусов на гидрогенных топливных элементах до 139. В этом году парк в Абердине, Бирмингеме и Лондоне достигнет 50 автобусов из планируемых 80. Проект в рамках программы JIVE финансируется правительством Шотландии, городским советом Абердина и организацией FCH JU (Обязательства по топливным элементам и водородному соединению Европейского союза). Для сокращения затрат и расширения новых станций заправки водородом JIVE намерена пустить в эксплуатацию 291 водоробус с топливными элементами в более чем 20 европейских городах уже в 2021 году.

В водородных топливных элементах электроэнергия для привода добывается путём смешивания водорода H2 и сжатого воздуха (кислорода) в химическом процессе. Получаемый выхлоп в виде водяных паров и отработанного тепла можно использовать для подогрева системы. Запаса водорода у StreetDeck хватает на 200 миль (322 км), а с расширенным вариантом хранения – до 265 миль (426 км). При этом в зависимости от объёма заправка занимает 7–10 минут.

Параллельно идёт работа по внедрению водорода и в сочленённых автобусах. Среди 4 новинок, представленных компанией VanHool, в Брюсселе был 125-местный сочленённый 18-метровый Exqui.City 18 Fuell Cell с новым дизайном Febus Pau. Запас хода таких машин составляет не менее 300 км.

Экскурсиионный 12,5-метровый электробус Ankai HFF 6121GS-3 6х2 на 79 посадочных мест после презентации на Busworld 2017 нашёл высокий спрос в Гонконге, Токио, Лондоне, Париже, Нью-Йорке…
Десятки Foton BJ6128EVCA на 99 мест эксплуатируются в Китае с 2017 г.
Alexander Dennis намерена выпускать электробусы Enviro 500Ev в американском шт. Индиана

Электрификация вторых этажей

Кстати, модульная платформа двухэтажного Wrightbus позволит создать электробусы StreetDeck EV. Только в одном 9-миллионном Лондоне эксплуатируется 6800 двухэтажных автобусов, так что работа по их замене предстоит долгая.

Но тут британцев уже поджидают заманчивые предложения. Начать можно с вездесущей компании BYD, которая поставляет двухэтажные электробусы не только в Лондон и Китай, но и в Северную Америку. Только в Южной Калифорнии реализовано 470 автобусов. Свежая хроника предновогодних продаж: Лонг-Бич купила 14 моделей K9M, Лос-Анджелес – 130 машин, ещё 40 заказала Anaheim Resort Transportation. В спину китайцам дышит канадский производитель GreenPower Motor Company Inc., который с 2016 года выпускает двухэтажные электробусы EV550 для города. В самом же Китае Ankai, Foton, Granton, Yangtse, Yinlong выпускают даблдеккеры только с электроприводом! И это очень недешёвые экземпляры стоимостью под $800–900 тыс. и кто бы говорил, что в Поднебесной всё дёшево! А теперь к ним добавился ещё и соперник из Южной Кореи.

Со II квартала 2019 г. в Лондоне эксплатируются 2-осные электродаблдеккеры BYD ADL Enviro400EV
Канадский электробус GreenPower EV550 на 100 человек, благодаря батареям ёмкостью 478 кВ·ч на одной зарядке проходит до 385 км (240 миль)
Zhuhai Yinlong Energy Co., Ltd отгрузила первые 33 электробуса Yinlong GTQ6131BEVST3 Пекину ещё в апреле 2017 г. А сейчас на линии вышло второе поколение
Вслед за КНР, в конце 2019-го 32 электродаблдеккера ADL Enviro400EV получил Манчестер. А в I квартале 2020 г. 66 поступят в Лондон и ещё 19 получит Бирмингем

Пригородные токи

Стоит сразу отметить, что электробусы на межгороде – явление исключительно редкое. Только в этом году для Канады VanHool начала выпускать междугородные электробусы CX-45E. В их приводе использованы инверторы Siemens и американские АКБ Proterra E2 c кулерами. А всего на дорогах Северной Америки сейчас работают свыше 11 000 автобусов VanHool. Электрификация в США становится трендом. На 1 января 2018 года здесь эксплуатировалось 835 электробусов, а в этом году их парк зашкалит за 1,5 тысячи.

VanHool CX-45E  для североамериканского рынка

Но Hyundai Motor Co. не стала мелочиться и размениваться на какой-то там высокопалубный междугородник. В конце мая 2019 года она выкатила двухэтажный электробус Hyundai DdEB (Doube decker Electric Bus) для сектора пригородных, экскурсионных и челночных маршрутов.

В салоне размещено 70 кресел для пассажиров (11 кресел на первом этаже и 59 кресел на втором) и 1 место для инвалидной коляски. Габаритные размеры подстать европейским аналогам: 12 990х2490х3995 мм, колея колёс спереди и сзади 1830, приводной является вторая ось с двускатной ошиновкой и колеёй 1700 мм. Два электродвигателя суммарной мощностью 240 кВт интегрированы в ступицы промежуточного моста. Высокоэффективные литий-ионные полимерные аккумуляторы ёмкостью 384 кВт·ч обеспечивают запас хода 300 км и разгон до 85 км/ч за 10 секунд. Водяное охлаждение повышает ресурс АКБ и позволяет снизить тепловую нагрузку при высоких нагрузках (разгон-торможение, подъём в гору) и сократить время зарядки до 3 часов вместо 4–5.

Первый южнокорейский электродаблдеккер Hyundai DdEB

Шасси оборудовано независимой подвеской всех колёс и управляемыми передней и задней осями. Повышение безопасности возложено на системы VDC (динамическое управление транспортным средством), FCA (предотвращение столкновений) и LKA (поддержания движения в полосе).

Моторно-силовой блок даблдеккера Hyundai DdEB. В кормовой части расположены кулеры кондиционера и охладители АКБ. Перед ведущей осью под надписью Charge Inlet заметны штепсели зарядки под два типа разъёма: Combo 2 и Type 2 стандарта IEC 62196-2 («ГП» № 1, 2019 г.)
Моторно-силовой блок даблдеккера Hyundai DdEB. В кормовой части расположены кулеры кондиционера и охладители АКБ. Перед ведущей осью под надписью Charge Inlet заметны штепсели зарядки под два типа разъёма: Combo 2 и Type 2 стандарта IEC 62196-2

Машину разрабатывали 1,5 года и столько же придётся ждать её выпуска. На августовском форуме Hyundai Bus & Truck Business Fair были анонсированы срок выпуска Hyundai DdEB в 2021 году и даже объявлена цена – 900 млн вон (47,8 млн руб.) или $777 327. В магазинах появились даже коллекционные модели в масштабе 1:87 по вполне сходной цене в 22 тыс. вон (1700 руб.).

Концерн уже начал опытную эксплуатацию 12 сочленённых автобусов Hyundai Elec City (ELECITY FCEV) на линии BRT 900 и 990 в Седжоне, но каждая «гармошка» обошлась муниципалитету в 890 млн вон (47,3 млн руб.) или $768 680. А что есть подешевле?

Hyundai Elec City

Можно ли сэкономить?

При высокой конкуренции цена конечно же упрётся в сложность конструкции. Стоимость практически всех встречающихся конструкций 10–12-метровых электробусов начинается с 500 тыс. евро и это касается даже китайских новинок, что совершенно опрокидывает представление об их бюджетности. Цена сочленённых конструкций подскакивает до 1 млн евро.

Среди достоинств электробусов более высокая степень КТГ (коэффициент технической готовности), а годовые расходы на электроэнергию делают эксплуатацию ниже на 25–50%, чем у аналогов с ДВС.

Solaris Urbino 18 Electric

Цена в 400 тыс. евро за польские электробусы Solaris делает их такими же доступными для муниципалитетов, как «Ford Т» лет 100 назад. «Солярисы» в Европе относятся к базовому предложению. За прошлые годы компания уже отгрузила 1400 электробусов в 17 стран и модель Solaris Urbino IV 12 Electric является уже базовым предложением в гамме компании. В 2019 году линейка дополнилась за счёт сочленённого Solaris Urbino 18 Electric.

Европейские производители пока отстаивают свой бастион выпуская параллельно машины на электрическом и дизельном ходу и тут разброс весьма пёстрый. Среди новинок рынка можно выделить новое поколение. Примечательно, что пока нет единодушного мнения, какая зарядка удобнее для «гармошек» – от розетки или пантографа, как это принято у Solaris или Volvo 7900.

Volvo 7900 Electric Articulated

Китайская экспансия весьма быстро освежила автопарки Европы и заставила шевелиться местные компании. Кроме того, та же King Long, Yutong и Golden Dragon представили уже третье поколение электробусов и с 2019 года предлагают 18-метровые машины.

В своём большинстве автобусопроизводители стараются представить максимальное количество версий. Это касается как головных производителей вроде Scania, MAN или Mercedes-Benz, так и кузовостроителей. Портфель компании VDL сейчас состоит из модельной линейки электробусов Citea, которая представлена в вариантах длины 10, 11, 12, 13, 14,8, 18 и 18,7 м.

Golden Dragon Pivot E18
VDL Citea SLFA 187 Electric

Автобусы IVECO после долгих лет забвения возвращают себе былую популярность. Вслед за сочленёнными моделями Crealis in-Motion Charging, французская компания «Эйлье» представила 18-метровую электроверсию Heuliez GX437 Elec, в которой использована платформа IVECO E-Way. Сам же Crealis был представлен уже в версии Trolley.

Heuliez GX437 Elec на базе IVECO E-Way
Аккумуляторный троллейбус IVECO Crealis Trolley 18m

Аспиды городских джунглей

Особо большой класс электробусов в этом году дополнил 3-звенный троллейбус Solaris Trollino. Он представляет собой 24-метрового питона на 200 пассажиров. Блок АКБ ёмкостью 58 кВт·ч подзаряжается в движении от контактных проводов троллейной линии и позволяет проходить в автономном режиме до 10 км без проводов КС. В движение машину приводят два 160-кВт асинхронных электродвигателя Kiepe IMC 500, которые установленны на 2 и 3 портальных осях ZF. Этот мастодонт стоит 850 тыс. евро.

На Busworld 2019 была представлена ещё она новинка – Solaris Trollino 24 Metrostile на 215 пассажиров с уникальной схемой расположения дверей 1–2–2–2–2. Батареи Solaris High Energy+ разработаны отделом исследований и разработок Solaris с учётом потребностей BMZ Poland, и позволяют проехать не менее 200 км без подзарядки. Пакет из 7 АКБ ёмкостью 79 кВт·ч в сумме энергию 553 кВт·ч номинальным напряжением 600 и 700 В.

Solaris Trollino 24 Metrostile
Solaris Trollino 24

Компания BYD недавно одарила мир самым длинным электробусом в мире. BYD K12A особо большой вместимости, разработанную по заказу транспортной компании из Боготы. Эта анаконда ещё больше – имеет длину 27 м и рассчитана проглотить на остановке толпу из 250 человек.

Столица Колумбии уже давно хочет заменить устаревшие дизельные «гармошки». Ежедневный пассажиропоток в Боготе превышает 2,8 млн человек и проблем с выхлопными газами, внутри мегаполиса накопилось с избытком. Трёхзвенный электробус с двумя узлами сочленения комплектуют 4 электродвигателями мощностью 120 кВт (крутящий момент 750 Н·м) каждый, которые разгоняют машину до 70 км/ч за 7 секунд. Для питания используется блок литий-железо-фосфатных (LiFePO4) аккумуляторных батарей, полного заряда которых хватает для проезда 300 км пути. Поддержку им оказывают фотогальванические солнечные элементы, смонтированные на крыше. Процесс зарядки АКБ занимает в пределах 2–4 часа за счёт высоковольтного 600-кВт зарядного устройства Energy Storage Stations. Надо добавить, что установленные LiFePO4 аккумуляторы BYD обладают привлекательной ценой, не содержат токсичных тяжёлых металлов, имеют длительный срок эксплуатации от 12 до 15 лет и достаточно простой способ утилизации после выработки ресурса.

BYD K12A XXL

В этом году Брисбен (Австралия) получит 24,4-метровый 3-звенный электроавтопоезд Hess LighTram на 180 пассажиров. Компания Brisbane Metro намерена всего купить 60 таких удавов, на что выделено AUS$ 190 млн, т.е. 1,95 млн. евро по курсу или 133 854 300 рублей за 1 экземпляр! На эти деньги можно купить партию из 4 электробусов КАМАЗ-6282 с инфраструктурой.

До конца 2023 г. Австралия купит 60 электробусов Hess LighTram e-Busway
Комментировать ... >>
Loading...