Опубликовано: ГП 11-2007

Будьте бдительны!
Самосвалы Beifang Benchi ND3250S, Dongfeng DFL3251A, Howo ZZ33117N3267W, Shaanxi SX3254JM384

М. Шелепенков, фото автора

Спрос на строительные крупнотоннажные самосвалы сегодня очень высокий. И, чтобы придать значимость своему товару, китайские производители, не стесняясь, ссылаются на сотрудничество с более именитыми компаниями, прибавляя к своей марке словосочетания "сделано по лицензии" или "создано по технологиям". Мы решили провести тест таких автомобилей и посмотреть, что на самом деле скрывается за этими словами.

Beifang Benchi (Бейфан Бэнчи) Интерьер кабины Beifang Benchi современным не назовешь – дизайн знаком не одному поколению водителей, работавших на Mercedes-Benz 2232LS и им подобным: на дверях сохранились открывающиеся форточки, а панель приборов пришла из прошлого века

Ход конем

На данный момент в Китае практически нет грузовых автомобилей собственной конструкции, все они в той или иной мере заимствованы у других производителей. По крайней мере, истинно китайские автомобили в России пока не замечены. Поэтому у любого китайского грузовика, присутствующего на нашем рынке, при желании можно найти прототип с громкой торговой маркой. Это импонирует, но совершенно не дает гарантии, что выбранный вами грузовик будет в полной мере иметь все качества лицензионного прототипа. Хотя, с другой стороны, купить "почти Mercedes-Benz или Volvo" всегда приятнее, чем совершенно незнакомый автомобиль с труднопроизносимым и труднозапоминаемым названием.

Признаюсь, следуя этому маркетинговому ходу, мы выбрали для редакционного теста сразу четыре строительных китайских самосвала: Beifang Benchi ("по технологии Mercedes-Benz"), Dongfeng ("по технологии Nissan"), Howo ("по технологии Volvo") и Shaanxi ("по технологии MAN"). Все эти машины успешно продаются в России и успели обрести своих поклонников среди эксплуатантов. Причем сами дилеры заметили интересную зависимость: покупатели, как правило, возвращаются именно за той маркой, которой отдали предпочтение вначале, и неохотно приобретают автомобили другой марки, объясняя это тем, что они уже приспособились к ремонту и эксплуатации определенных машин. Но по отношению к китайским тяжелым грузовикам это утверждение лишено всякого смысла.

Как из кубиков

Dongfeng (Дунфын) Комбинация приборов Dongfeng с непривычными синими шкалами, рабочее место водителя очень удобное, а между сиденьями размещены разнообразные вещевые отсеки

Дело в том, что китайские автомобили сильно различаются внешне (читай кабиной) и практически одинаковы внутри! Получив на тест четыре, как я считал, разных машины, я скоро понял, что выбор на самом деле не такой широкий. Два самосвала Shaanxi и Beifang Benchi вообще оказались клонами друг друга – агрегатная часть этих машин была совершенно одинаковой, вплоть до модификации двигателя и коробки передач. Различие обнаружилось только в мостах – на Shaanxi стоят мосты с планетарной колесной передачей. На четырехосном Howo я опять увидел тот же двигатель CMHTC, созданный по лицензии Steyr, что и на первых двух грузовиках, правда, значительно мощнее, и только потому, что Howo единственный из всех четырехосный, рассчитанный на 30 т перевозимого груза. А вот на Dongfeng стоял другой силовой агрегат, созданный "по лицензии Cummins", что несколько выделяло его на фоне других. Но не на намного! Далее все равно шли одинаковые агрегаты: 9-ступенчатая несинхронизированная коробка передач от Shaаnxi Fast Gear Co (SFGW), естественно, по лицензии Eaton Fuller, рулевое управление по лицензии ZF и сцепление китайской компании Guilin Fuda (Гуйлинь Фуда). Различия были только в модификациях агрегатов, в зависимости от мощности двигателя и полной массы автомобиля. Почему так?

Если провести маленькое исследование, то окажется, что выбор силовых агрегатов для тяжелых грузовиков в Поднебесной невелик и ограничивается марками CMHTC (Steyr), Dongfeng (Cummins), FAW (Caterpillar) и Yuchai. Все они 6-цилиндровые рядные турбодизели. Да и то Yuchai (Юйчай) пока редко встречается в наших краях, хотя на нем ездит пол-Китая. А на экспорт в Россию с двигателями Cummins идут грузовики Dongfeng и CAMC, на машины FAW устанавливают Caterpillar, а для всех остальных (Shaanxi, Beifang Benchi, Howo, Tiema, Foton, Hania) остается двигатель Steyr. Выбор приличных коробок передач в Китае еще меньше: 9- и 12-ступенчатые Eaton Fuller, а также 9- и 16-ступенчатые коробки ZF. И те и другие производятся на SFGW. Но если машины одинаковые по начинке, то что тогда здесь тестировать? Оказывается, есть что!

Не избалованы комфортом

Howo (Хово) Вытянутая панель приборов у Howo современная, хотя весьма простая, но в целом кабина фактически заимствована у Volvo cерии FL – просторная и удобная

В работе разница у машин, конечно, минимальная – они перевозят одинаково полезный объем груза и затрачивают на это одно и то же количество топлива. А вот что касается комфорта водителя, удобства обслуживания и прочих "мелочей", то здесь разница есть. об этом и поговорим.

Первый вывод напрашивается сам собой: где кабина современнее – та машина и лучше. Но не все так однозначно. Конечно, нельзя сравнивать в лоб кабину Beifang Benchi и Dongfeng. Разница просто огромная, так как эти кабины разделяют тридцать (!) лет. А с другой стороны, с каждым годом кабины грузовиков становятся все более "нежными", буквально напичканными пластмассой и электроникой. А теперь представьте, что такая машина работает не на столичной стройке, а круглые сутки гоняет по рассредоточенным объектам и удаленным строительным кустам в суровых условиях, за сотни километров от основной базы. Во что превратится лоск современной кабины через два-три месяца жесткой эксплуатации? В таких условиях – чем проще, тем лучше.

Поэтому скажу только об основных впечатлениях от кабин грузовиков. Наиболее примитивная, но добротная (все-таки Mercedes-Benz) кабина у Beifang Benchi. По стилю она неуловимо напоминает кабину нашего КамАЗа, который создавался приблизительно в то же время: металлическая приборная панель с круглыми приборами, тонкий пластмассовый руль, нерегулируемая рулевая колонка. В отличие от других самосвалов у "Северного Бенца" (так переводится название машины "Бэйфан Бэнчи" на русский язык ) нет спального места в кабине, хотя такая кабина имеется в производственной гамме завода, но в Россию она практически не поставляется. Считаю это минусом, ведь спальное место не только добавляет комфорта, но и увеличивает полезный объем кабины. Зато простота кабины Beifang Benchi в некоторых случаях может обернуться достоинством, так как ломаться и пачкаться тут особенно нечему. Из приятных мелочей у "Северного Бенца" понравились форточки в дверях – приятный элемент из 1970-х годов, с помощью которого всегда можно создать особый микроклимат в кабине.

Наиболее просторная кабина оказалась у Shaanxi. Сделанная по образцу кабины MAN, она сохранила главное достоинство – низкий моторный тоннель, который практически не выступает над полом кабины. В результате по кабине Shaanxi можно свободно передвигаться в любом направлении. Под спальной полкой у нее обнаружились вместительные багажные отсеки – у других тестируемых машин этого нет. Удобно устроиться за рулем помогает регулируемая рулевая колонка, правда, удерживать в этот момент ее приходится всем телом, так как руки заняты затягиванием двух барашков, расположенных с разных сторон колонки. Зато сам руль удобный: пухленький, с кожаной отделкой.

Shaanxi (Шааньси) Просторная кабина Shaanxi унаследовала от F2000 светлую комбинацию приборов. Над ветровым стеклом предусмотрены специальные вещевые полочки, а под спальной полкой можно обнаружить вместительные багажные отсеки

Наиболее современная и красивая по дизайну кабина у "Ветра с Востока" (так переводится название "Дун Фын"). Приятная и функциональная приборная панель с удачной комбинацией приборов, широкая спальная полка, люминесцентное освещение – вот основные достоинства этой кабины. В то же время не понравился очень высокий моторный тоннель, сильно съедающий внутреннее пространство кабины. Тем более что китайцы и на без того высокий тоннель взгромоздили многочисленные ящички и столики. в результате, чтобы попасть на спальную полку, нужно проявить чудеса эквилибристики.

Howo запомнился самой комфортабельной кабиной (она установлена на 4-опорной подвеске плавающего типа) и самой удобной посадкой. У него кабина расположена несколько ниже (относительно уровня земли), чем у конкурентов. Практически нет претензий к кабине Howo по эргономике, хотя моторный тоннель здесь тоже высокий, но на нем нет ничего лишнего. Множество вещевых отсеков и дополнительных светильников распределено по всей кабине, а спальное место заботливо комплектуется подушкой. Кабина Howo мне показалась не самой лучшей по качеству изготовления, зато наиболее сбалансированной по потребительским качествам.

Поехали!

На ходу самые большие проблемы возникают с несихронизированными коробками передач. Вернее, с их переключением. Несмотря на то что коробки на машинах одинаковые, привод от рычага к коробке у всех выполнен по-разному. У Shaanxi рычаг переключения КП жестко установлен над двигателем и остается неподвижным при откидывании кабины, у Benchi и Dongfeng, напротив, рычаг закреплен на полу откидывающейся кабины и от него идет длинная телескопическая штанга со множеством сочленений, призванная обеспечивать связь между рычагом и КП, а у Howo привод от рычага к коробке передач осуществляется с помощью тросового привода. В результате механизмы переключения передач работают с разной степенью четкостью. Наиболее предпочтительный вариант у Shaanxi и Howo, а вот у двух других машин частенько возникают проблемы с включением нужной передачи. Особенно это заметно у Benchi, хотя, может быть, мне попался не совсем удачный экземпляр автомобиля?

Если приглядеться, то можно обнаружить, что на трех самосвалах из четырех двигатели стоят совершено одинаковые, созданные по лицензии Steуr,и только на Dongfeng лицензионный Cummins

К сожалению, у нас не было возможности загрузить тестовые машины и опробовать их с полной нагрузкой, поэтому об их динамических характеристиках мы обязательно еще расскажем, после того как они пройдут редакционные испытания на Дмитровском автополигоне НИЦИАМТ, а пока только субъективные впечатления. Двигатели Steyr в паре с коробкой Eaton Fuller на китайских грузовиках уже получили положительные отзывы от эксплуатантов, так как они способны прилично разгонять тяжелые машины и "не киснуть" после 2500–3000 мин-1. Двигатель Dongfeng, несмотря на большую удельную мощность, этим похвастать не может, и к скороходам эту машину причислять рано. Тем более что на "ветерке" у единственного из всех отсутствуют стабилизаторы поперечной устойчивости как впереди, так и сзади.

Самая слабая шумоизоляция двигателя у Beifang Benchi, в кабине этой машины работающий силовой агрегат слышно наиболее отчетливо. А самая лучшая – у Dong Feng, хотя разница между лучшим и худшим результатом небольшая.

У Shaanxi и Howo удобно, прямо на приборной панели, расположен кран пневматического стояночного тормоза, у Dongfeng он рядом с рычагом КП, а у Beifang Benchi он стоит слева за сиденьем водителя и к нему нужно тянуться. Для преодоления сложных участков дороги у всех машин предусмотрены межколесные и межосевые блокировки. У Shaanxi, Dongfeng и Howo они современно включаются кнопочками на приборной панели, а у Benchi огромными тумблерами на моторном тоннеле, которые выглядят несколько архаично.

Это полезно знать

Разбираясь с техническими характеристиками китайских автомобилей, невольно обращаешь внимание на постоянное несоответствие весовых характеристик, указанных в рекламных проспектах и в документах на автомобили. Так вышло и в этот раз. При указанной на табличках полной массе трехосного самосвала 25 т он не может юридически перевозить 20 т груза, заявленные в рекламном проспекте, так как снаряженная масса такого самосвала колеблется от 12 до 15 т. Я специально не называю марку машины, так как это относится практически ко всем китайским автомобилям, а не только к взятым нами на тест. Возникает правомерный вопрос: на какую нагрузку вообще рассчитаны китайские самосвалы и не являются ли цифры в проспектах простой рекламной уловкой?

Честнее всех оказались ребята из Dongfeng Motors Corp., которые на заводской табличке вместе с традиционными 25 т в скобках указали и другую цифру – 33 т. И тогда все встало на место – машины, действительно, рассчитаны на перевозку 20 т груза, но с оговоркой на специально подготовленные дороги и с ограничением максимальной скорости, например, в карьерах. А на дорогах общего пользования полная масса ограничена 25 т и грузоподъемность соответственно составляет 10–12 т.

У Beifang Benchi и Dongfeng рычаг переключения КП откидывается вместе с кабиной и от него к коробке идет длинная трубчатая штанга, а у Shaanxi рычаг установлен стационарно над двигателем. У Howo тросовый привод управления КП

Правильный акцент

Так можно доверять словосочетаниям "сделано по лицензии…" или "создано по технологиям"? Похоже, что можно! Но, как оказалось, это совсем не означает, что под видом лицензионного Mercedes-Benz вам обязательно продадут точную копию этой машины. Скорее всего, от Mercedes-Benz в ней будет только кабина, а остальные агрегаты, хоть и "созданные по технологиям…", будут собраны со всего мира и лихо соединены в одну общую конструкцию.

Как бы там ни было, в целом китайские автомобили произвели впечатление более правильных машин, чем отечественные одноклассники. Единственное, что еще пока напрягает в китайских машинах, так это плавающее качество изготовления и непостоянство конструкции, которую часто меняют в процессе производства. Автомобили разных месяцев (!) выпуска могут иметь существенные различия как по комплектации, так и по конструкции отдельных узлов или систем. Причем, улучшая одно, китайцы тут же могут испортить другое. В результате у потребителя всегда остается шанс нарваться на улучшенно-ухудшенный вариант, поэтому в заключение так и хочется предупредить: будьте бдительны при покупке китайского тяжелого грузовика!

Редакция благодарит компанию "Большегруз" (Санкт-Петербург) за предоставленные для теста самосвалы (812) 783-00-21

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию