![](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/00f.jpg)
Ford F-MAX 1850 T и завод где его собирают
Новинка – Ford F-MAX, получив титул «International truck of the year 2019», спешит вступить в незримую схватку конкурентной борьбы за российский рынок. Недавно я посетил берег турецкий, где в окрестностях Стамбула побывал в научно-техническом центре создателей титулованного грузовика – компании Ford Otomotiv Sanayi A. S., а затем сам завод-изготовитель, расположенный примерно в 300 км к юго-востоку от Стамбула, в окрестностях города Эскишехир.
Итог довольно насыщенной двухдневной программы сделал достоянием гласности множество интересных фактов о данном новом автомобиле, спешу с удовольствием поделиться.
![](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/01f.jpg)
Предыстория создания мощного двигателя
Чтобы разобраться в сути инжиниринга новой модели немного углубимся в теорию и историю предшествующей модели, носившей торговое наименование Ford Cargo, которую часто критиковали за узкую и тесноватую кабину.
Неоспоримый факт: главное в грузовике – силовая линия. Она должна обеспечивать решение транспортных задач требуемой грузоподъёмности и с необходимой скоростью. Многие эксплуатанты готовы мириться, к примеру, с огрехами эргономики и идти на всяческие компромиссы, если силовой агрегат выверен и достаточно надёжен, и наоборот – никакая комфортабельная кабина не способна утаить слабину силовой линии.
![](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/11f.jpg)
![На сборочном конвейере собирают и машины предыдущего поколения, и F-MAX](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/12f.jpg)
![На сборочном конвейере собирают и машины предыдущего поколения, и F-MAX](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/13f.jpg)
Главная проблема турецких Ford Cargo, пришедших на наш рынок около 15 лет назад, была всё же не кабина, а недостаточная энерговооружённость. Модель Н298 оснащалась 7-литровыми двигателями Ford Ecotorq, максимальная мощностная настройка которого составляла 300 л.с. при 1100 Н·м крутящего момента. Но на рынке были широко распространены и более слабые 240-сильные версии, максимальный крутящий момент которых ограничивался 840 Н·м. Таких показателей явно недостаточно при полной массе автомобиля свыше 20 т. Создатели турецких «Фордов» не могли не осознавать этот факт и в 2009 году вывели на рынок 9-литровый агрегат, способный развить до 380 л.с. при 1550 Н·м, индекс этой модели – Н476. В 2013 году на модели Н566 (см. «Большой оригинал» и «Возвращение к Ford Cargo») уже стоял 430- или 460-сильный (в зависимости от настройки) итальянский IVECO Cursor 10 с показателем крутящего момента до 2100 Н·м.
![На заводе Ford Otomotiv Sanayi A.S. вТурции нет собственного литейного производства. Готовые отливки блоков цилиндров, ГБЦ и ещё целый ряд заготовок поступают из Германии, но финальная обработка освоена на собственных мощностях в полном объёме](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/09f.jpg)
![На заводе Ford Otomotiv Sanayi A.S. вТурции нет собственного литейного производства. Готовые отливки блоков цилиндров, ГБЦ и ещё целый ряд заготовок поступают из Германии, но финальная обработка освоена на собственных мощностях в полном объёме](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/10f.jpg)
В 2016 году турецкие конструкторы официально презентуют 13-литровый Ecotorq собственной разработки и производства. Для этого двигателя сразу была разработана большая гамма настроек мощности – от 240 до 500 л.с. и линейка экологических классов от третьего до шестого. Самосвалы и шасси с кабиной предыдущей модели (чуть позднее в связи с модернизацией исчезло приложение «Cargo») в Россию поставлялись преимущественно с настройками 460 л.с. и 2300 или 480 л.с. и 2500 Н·м (см. «Ford «не Cargo»).
Именно дальнейшее развитие этого движка и устанавливается на новую модель – Ford F-MAX. Настройка мощности пока единственная – 500 л.с. и 2500 Н·м, но для разных рынков сбыта предлагается два разных исполнения: Euro 5 или Euro 6. О самом двигателе мы уже рассказывали в прошлом году, освежим кратко в памяти эту информацию, затем сконцентрируемся на отличиях исполнений пятого и шестого экологических классов, коих набралось немало.
![Наглядный макет двигателя Ford Ecotorq FHT5](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/03f.jpg)
![Наглядный макет двигателя Ford Ecotorq FHT5](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/02f.jpg)
Разговор о текущей новой собственной силовой линии
Итак, перед нами Ford Ecotorq FHT5, рабочим объёмом 12 740 cм3, 500 л.с., максимальный крутящий момент 2500 Н·м в диапазоне 1000–1200 об/мин. Это рядная «шестёрка» с турбонаддувом, турбина с изменяемой геометрией, 4 клапана на цилиндр, «мокрые» гильзы и распредвал, расположенный в ГБЦ с шестерёнчатым приводом со стороны маховика. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 160 мм. Степень сжатия – 17:1.
Нейтрализация вредных выбросов для пятого экологического класса достигается только при помощи каталитической нейтрализации (SCR). В «пятиклассном», читай, для РФ исполнении турбина марки Holset, простой воздушный теплообменник интеркулера, нет сажевого фильтра.
Версия для Европы, соответствующая нормам Euro 6, гораздо серьёзнее. Турбина марки BorgWarner, система рециркуляции отработавших газов EGR с жидкостным теплообменником, воздушно-жидкостный теплообменник интеркулера. В «европейском» приводе вспомогательных агрегатов водяная помпа с электромагнитной муфтой, обеспечивающей две скорости вращения крыльчатки, а ещё плюс ко всему отключаемый привод воздушного компрессора.
![Одна из поисковых версий дизайна экстерьера F-MAX](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/04f.jpg)
![Одна из поисковых версий дизайна экстерьера F-MAX](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/05.jpg)
![Дизайн передней панели в разработке](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/06f.jpg)
Проверенный выбор трансмиссии
Ford F-MAX на сегодняшний день серийно выпускается в одном единственном исполнении. Это магистральный седельный тягач с колёсной формулой 4х2, единственной высокой и широкой кабиной, единственным двигателем, мощностью 500 л.с. Само собой в этом случае будет и один единственный вариант КП. Это автоматизированная коробка передач 12-ступенчатая ZF 12 TX 2620 TRAXON. Агрегат весьма распространённый, им комплектуют и MAN, DAF, IVECO, Renault Trucks, КАМАЗ-54901.
Данная КП интересна модульной конструкцией, позволяющей используя 5 основных модулей получать требуемые комбинации. Для эксплуатанта из этого набора наиболее интересен модуль сцепления, который может быть одно- или двухдисковым или даже двойным коаксиальным. Для особо тяжёлой экзотехники предусмотрена версия с промежуточным гидротрансформатором.
Само собой разумеется, что при аналогичном «железе» ЭБУ отстраиваются для каждого бренда индивидуально. В нашем случае с Ford F-MAX за два года прошивки контроллера уже несколько раз модернизировались.
![Проработка оптики и элементов декора в RND-центре на моделях в натуральную величину](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/07.jpg)
![Проработка оптики и элементов декора в RND-центре на моделях в натуральную величину](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/08f.jpg)
![Масштабно-координатное моделирование каркаса кабины](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/15f.jpg)
![Масштабно-координатное моделирование каркаса кабины](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/14f.jpg)
Ведущий мост нашего тягача именуется Ford Otomotiv XSS-470. Ранее турецкий «Форд» использовал мосты Meritor, теперь освоено собственное производство, но имя партнёра, без которого невозможно враз взять и получить столь технологичный агрегат, турки тщательно скрывают, упорно демонстрируя надписи Ford на картере и крышках ступичных редукторов (на мостах для строительного сегмента).
Главная передача – гипоидная, передаточное отношение – 2,64, предусмотрена механическая блокировка дифференциала. Балка ведущего моста стальная литая.
Тормозная система – двухконтурная пневматическая с электронным управлением, марки Knorr-Bremse, моторный замедлитель Ecotorq Engine Brake, мощностью 400 кВт. Колёсные тормозные механизмы дисковые вентилируемые на всех осях.
![Один из перспективных вариантов облицовки панели приборов и консоли с органами управления для будущего рестайлинга](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/22.jpg)
![Один из перспективных вариантов облицовки панели приборов и консоли с органами управления для будущего рестайлинга](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/23.jpg)
![Один из перспективных вариантов облицовки панели приборов и консоли с органами управления для будущего рестайлинга](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/21.jpg)
Познание настройки ходовой части
Сначала приведу немного сухих данных справочной информации: высота сечения лонжеронов рамы – 285 мм, толщина профиля – 8 мм, колёсная база – 3,6 м, задний свес – 0,87 м. Передний мост грузоподъёмностью 7,5 т на малолистовых рессорах, сзади пневматика по двухбаллонной схеме, грузоподъёмностью 11,5 т. Высота седельно-сцепного устройства – 1140 мм, толщина его монтажной плиты – 12 мм, максимальная вертикальная нагрузка – 20 т.
Есть смысл немного поговорить о конструкции задней подвески. На седельных тягачах предыдущего поколения с индексом 1842Т (расшифровка индекса здесь типовая: первые две цифры – полная масса транспортного средства с учётом нагрузки на седло, оставшиеся два знака – округлённый сниженный на порядок индекс мощности двигателя в л.с., Т – предназначение ТС – tractor, от англ. тягач) применяли четырёхбаллонную схему, но на более мощном 1848Т устанавливали вариант с двумя пневмобаллонами. Сверху ведущий мост четырёхбаллонного варианта поддерживается А-образной реактивной тягой с сайлентблоками. Когда я был в одной из лабораторий фордовского RND-центра, то на опытном образце F-MAX с кабиной белого цвета, у которой была другая оптика и оперение, стоял именно такой вариант. Но на демонстрируемой по соседству испытуемой предсерийной машине был смонтирован двухбаллонный вариант с нижними интегральными кронштейнами, внешне похожий на узел, давно используемый Renault Trucks. На серийных F-MAX 2019 года выпуска я видел именно такой вариант конструкции.
![На опытном образце F-MAX с кабиной белого цвета, у которой другая оптика и оперение, чем пошедшее в серию, стоял вариант задней подвески на 4 баллонах и с А-образной реактивной тягой. Но на стоявшей рядом испытуемой предсерийной машине двухбаллонный вариант с нижними интегральными кронштейнами, похожий на узел, давно используемый Renault Trucks](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/24f.jpg)
![На опытном образце F-MAX с кабиной белого цвета, у которой другая оптика и оперение, чем пошедшее в серию, стоял вариант задней подвески на 4 баллонах и с А-образной реактивной тягой. Но на стоявшей рядом испытуемой предсерийной машине двухбаллонный вариант с нижними интегральными кронштейнами, похожий на узел, давно используемый Renault Trucks](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/25f.jpg)
Внутри кабин пятого и шестого класса
Внутренняя ширина, как уже говорилось, единственного исполнения новой кабины – 2521 мм. Небольшой кожух моторного тоннеля всё же имеется, но он практически не крадёт пространство.
![Элементы дальнобойного комфорта](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/19.jpg)
![Элементы дальнобойного комфорта](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/20.jpg)
Панель приборов хорошо читается и обрела модные ныне виртуальные приборы, но всё равно среди постоянных стрелочных указателей остались спидометр и тахометр. В европеизированном исполнении Ford F-MAX более богатая «мультимедийка» с крупными контрастными мониторами, франтоватые нотки в отделке. Что поделаешь, европейский клиент взыскателен к таким вещам.
Для нашей страны более скромное оформление интерьера позволяет держать по конкурентной цене оборону от всевозможных посягательств стремительно меняющегося законодательства на фоне плавающего курса валют…
![Внутри кабины, можно сказать, всё в классическом стиле, но в исполнении для Европы интерьер богаче и мультимедийка лучше. <br />Европейская версия Euro 6](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/26.jpg)
![Внутри кабины, можно сказать, всё в классическом стиле, но в исполнении для Европы интерьер богаче и мультимедийка лучше. <br />Европейская версия Euro 6](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/28.jpg)
![Внутри кабины, можно сказать, всё в классическом стиле, но в исполнении для Европы интерьер богаче и мультимедийка лучше.<br />«Нашенская», пятого экологического класса](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/27.jpg)
![Внутри кабины, можно сказать, всё в классическом стиле, но в исполнении для Европы интерьер богаче и мультимедийка лучше.<br />«Нашенская», пятого экологического класса](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/29.jpg)
Элементы тестирования на заводском полигоне
В финале гостеприимного мероприятия на контрольном треке заводского испытательного полигона меня дожидался новенький синенький свежесобранный тягач Ford F-MAX европейской версии Euro 6. Погода стояла ненастная, дождь чередовался с внезапными проблесками закатных солнечных лучей. Погоняем, поднимем брызги из луж!
Автомобиль с 500-сильным двигателем скорость набирает играючи, но недогруженная задняя ось одинокого седельного тягача не позволяет вволю порезвиться на мокром покрытии, зато в кабине тишь да гладь – шумоизоляция отменная. Показалось, что автоматизированная КП немного суетится с переключениями, но нештатный режим без полуприцепа в сочетании в низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия способен ввести сумбур в любые электронные мозги. Сделав пару кругов, возвращаю красивый и мокрый автомобиль заводчанам…
![Контроль герметичности не ограничивается дождевальной камерой. Машины также обходят обкатку на заводском автополигоне](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/16f.jpg)
![Контроль герметичности не ограничивается дождевальной камерой. Машины также обходят обкатку на заводском автополигоне](/article/24829-ford-f-max-1850-t-i-zavod-gde-ego-sobirayut-ford-otomarsan-plant-turkiye/Images/17f.jpg)
Полная масса, кг | 18 000 |
Полная масса автопоезда, кг | 42 000 |
Снаряжённая масса, кг | 7600 |
Допустимая технически нагрузка на 1-/2-ю оси, кг | 7100/11 500 |
Двигатель:
|
Ford Ecotorq FHT5 Турбодизель, I-6, Euro 5 12 740 500 при 1800 мин-1 2500 при 1000–1200 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF 12 TX 2620, торговое наименование TRAXON, автоматизированная 12/2 |
Передаточное число моста | 2,64 |
Подвеска | Спереди на параболических рессорах, сзади – пневматическая двухбаллонная |
Тормозная система | Пневматическая, дисковые механизмы на всех осях |
Колёсная формула | 4х2 |
Размер шин | 315/70 R22,5 |
Вместимость топливных баков, л | 600+450=1050 |
Вместимость бака для мочевины, л | 78 |