Опубликовано: ГП 05-2019
Первоапрельская шутка Хуба ван Доорна (Часть 1)

Заводской музей DAF (DAF Museum)

Денис Орлов,
Фото Александра Еремцова,
DAF Museum, flickr.com, Wikipedia

Сегодня это один из самых посещаемых автомобильных музеев. Фотографиями из него заполонён Интернет. Секрет – в особой фотогеничности и разнообразии здешних экспонатов. Крохотные малолитражки и огромные тяжеловозы, спортивные и коммунальные, военные и пожарные – все они объединены ёмкой аббревиатурой DAF. Автомобильная фабрика Доорна берёт начало от металлической мастерской, основанной братьями Хубертусом Йозефусом и Вильхельмусом Антониусом Винсентусом, а попросту – Хубом и Вимом ван Доорнами по соседству с пивоварней De Valk в Эйндховене. Произошло это 1 апреля 1928 года. В шутку ли, всерьёз музей DAF открыли 20 сентября 1992 года в здании той самой пивоварни, теперь уже бывшей. Корреспонденты журнала «Грузовик Пресс» не раз посещали DAF, побывали мы на 90-летии марки*, а также подробно рассказали об её истории**. Настал черёд посетить заводской музей.

Ни в одном автомобильном музее мира не уделено столько внимания прицепному составу. И всё потому, что до 1948 года DAF – это «Завод прицепов ван Доорна», и только потом Van Doorne’s Automobiel Fabriek. Причём официальное открытие «Автозавода ван Доорна» состоялось при участии министра транспорта Голландии Дерка Спитцена только 14 апреля 1950 года. Прицепы и полуприцепы для автомобилей, тракторов и конной тяги, автобусные и со сменными кузовами-контейнерами – ассортимент был необычайно широк
Ни в одном автомобильном музее мира не уделено столько внимания прицепному составу. И всё потому, что до 1948 года DAF – это «Завод прицепов ван Доорна», и только потом Van Doorne’s Automobiel Fabriek. Причём официальное открытие «Автозавода ван Доорна» состоялось при участии министра транспорта Голландии Дерка Спитцена только 14 апреля 1950 года. Прицепы и полуприцепы для автомобилей, тракторов и конной тяги, автобусные и со сменными кузовами-контейнерами – ассортимент был необычайно широк
Ни в одном автомобильном музее мира не уделено столько внимания прицепному составу. И всё потому, что до 1948 года DAF – это «Завод прицепов ван Доорна», и только потом Van Doorne’s Automobiel Fabriek. Причём официальное открытие «Автозавода ван Доорна» состоялось при участии министра транспорта Голландии Дерка Спитцена только 14 апреля 1950 года. Прицепы и полуприцепы для автомобилей, тракторов и конной тяги, автобусные и со сменными кузовами-контейнерами – ассортимент был необычайно широк
[b]Балансирная тележка Trado (Trappen – Doorne)[/b], созданная капитан-инженером Питом ван дер Траппеном при участии ван Доорна, изготовлена на заводе DAF. Заменой ведущего моста практически любого двухосного автомобиля на четырёхколёсную тележку Trado достигалось ощутимое увеличение проходимости. К такой модификации прибегали в армии Королевства Нидерландов. Лёгкий пикап Ford V8 с балансирной тележкой Trado мог уверенно буксировать по сухому бездорожью не только прицеп, но и автоматическую 20-мм пушку, конкурс на которую был объявлен Koninklijke Landmacht незадолго до начала Второй мировой войны
В 1946 году Хуб ван Доорн подал в суд на своего бывшего земляка, издателя газеты Deurnesche Courant Антоона Коолена за якобы клеветнические обвинения в сотрудничестве с нацистами. Суд принял доводы минэйра Коолена во внимание, иск отклонил, но отказался объявить ван Доорна коллаборационистом.<br />
    [b]Бронеавтомобиль Daf M 39, он же у немцев Panzerspähwagen DAF 201 (h)[/b], подбитый у деревни Войбокало Ленинградской области в 1942 году. Всего таких броневиков с тележкой Trado завод DAF построил 12 штук, и они попали к немцам
Ещё в 1926 году Хуб ван Доорн построил педальный автомобиль для младших сестрёнок и братика будущей жены. Грамотный механик и шофёр, он возил владельца пивоварни Brouwerij De Valk, тот и дал ему денег на создание мастерской C.V. Hub van Doorne’s Machine Fabriek («Механический завод ван Доорна»). 30 апреля 1930 года её переименовали в Van Doorne’s Machinefabriek en Constructiewerkplaatsen N.V. («Механический завод и инженерные мастерские ван Доорна»), а 30 апреля 1932 года – в Van Doorne’s Aanhangwagenfabriek N.V. DAF («Завод прицепов ван Доорна»). Автомобили всё ещё оставались несбыточной мечтой. Но в 1941 году завод выпустил [b]Rijdende regenjas – «Самоходный дождевик»[/b] со 150-кубовым 1-цилиндровым двухтактным двигателем Ilo и гидротрансформатором собственной конструкции. Ширина «дождевика» всего 80 см
28 июля 1949 года представлены первые грузовые DAF, трёхтонка A-30 и пятитонка A-50. На них ставили шестицилиндровые карбюраторные двигатели Hercules или дизели Perkins, коробки передач Fuller, карданные валы и шарниры Hardy-Spicer, ведущие оси Timken, рулевое управление Ross, электрику Bosch. Голые шасси отгоняли в кузовные мастерские, например, Fraanje или Paul en van Weelde, где делали кабины. Даже когда в 1951 году DAF создал свою унифицированную, её устанавливали за доплату. Семейства назывались по грузоподъёмности: 30, 40, 50, 60. Внутри семейств модели получали дополнительные обозначения. На снимке – [b]шасси VD-60 P c 83-сильным дизелем Perkins[/b], рассчитанное на грузоподъёмность 6 т
[b]41-местный автобус Bova на шасси DAF B 1500 C-533[/b] в 1956 году купила шёлковая мануфактура AKU (Algemene Kunstzijde Unie) для перевозки служащих. Bova, Кузовной завод Ботса (Bots Valkenswaard), располагался по соседству с DAF в Эйндховене. 102-сильный бензиновый мотор Hercules JXC впоследствии заменили 135-сильным DAF BA 475. В 1969 году автобус перепродали в голландскую шинную компанию Vredestein. В 1997 году фабрика Bova выкупила автобус, отреставрировала и 6 августа 2003 года подарила музею DAF
[b]DAF A 414 выпуска 1954 года[/b] – первая гражданская полноприводная модель завода с 91-сильным бензиновым двигателем Hercules JXE и мостовой раздачей крутящего момента. Пожарные кузова по обыкновению строили специализированные мастерские, оставляя при этом характерные для DAF zeven strepen – семь хромированных декоративных планок на передней стенке кабины. Но своими кабинами DAF оснащал грузовики только за доплату
[b]Пожарный автомобиль постройки завода A. Bikkers & Zoon из Роттердама на шасси DAF A 1100C выпуска 1956 года.[/b] Оснащён бензиновым мотором Hercules JXC мощностью 102 л.с. Привод насоса осуществляется от носка коленчатого вала двигателя, что удобно. Упрощается и прокачка воды через радиатор для лучшего охлаждения при стационарной работе двигателя на пожаре. Однако в зимнее время есть вероятность замерзания насоса во время выезда на пожар
[b]Полицейский фургон DAF A 10[/b] с 4-цилиндровым карбюраторным двигателем Hercules IXB-3 мощностью 46 л.с. Фургоны грузоподъёмностью 1 т вместимостью 7 м[sup]3[/sup] завод начал выпускать в 1951 году. Кузова поставлял завод Verheul из Ваддинксвена
Необычный для марки проект, пикап в американском стиле [b]DAF A-117 грузоподъёмностью 850 кг[/b]. Такие выпускали с 1951 года для Нидерландской Новой Гвинеи и других голландских колоний. Этот сделан в 1955 году и оснащён карбюраторным мотором Hercules JXE мощностью 91 л.с. Найден на острове Кюрасао. Фрахтовая компания NedLloyd доставила пикап в Эйндховен, где его отреставрировали
[b]Лестница Metz высотой 33 м на 5-тонном шасси DAF V50 с кабиной мастерской Remmers из Тилбурга[/b] поставлена пожарной команде Амстердама в 1953 году. Двигатель – карбюраторный 102-сильный Hercules. Обращает на себя внимание внушительный звонок на передней стенке кабины, заменявший сирену. Всего в Амстердаме работали четыре подобных автолестницы
Военная техника DAF – тема особая. Лицензию на трёхтонку DAF YA 314 (по механике она идентична гражданской четырёхтонной модели DAF A 414) приобрела Испания и выпускала под маркой Pegaso 3045 «Todo Terreno». В музее выставлен и [b]DAF YA 616 6х6 грузоподъёмностью 6 т с краном Hulo в кузове[/b]. Грузовик оснащён карбюраторной «шестёркой» Continental R6602 мощностью 204 л.с. С 1959 по 1968 год построено 1270 таких тяжеловозов. Нетрудно подметить, что первая цифра трёхзначных индексов DAF указывала на грузоподъёмность
После неудачных попыток начать производство аналога «джипа» DAF шагнул в более высокий класс грузоподъёмности. Но [b]однотонник DAF YA126[/b] роднят с армейскими тягачами Dodge разве что размеры. У голландского автомобиля бортовая трансмиссия и независимая торсионная подвеска колёс. Запасные колёса выполняют назначение опорных катков при преодолении поперечных гребней. Двигатель – карбюраторный Hercules JXC мощностью 102 л.с. С 1953 по 1959 год выпущено 3496 штук
Комментировать ... >>
Loading...