Опубликовано: ГП 02-2012
Автоцистерна [b]АЦП-20(63)-19[/b]. По старой индексации она называлась ПМГ-19 –  «Пожарная машина ГАЗ, модель № 19». Эту машину запомнили многие поколения россиян, так как в большинстве малых и средних городов она многие годы была основной боевой единицей.
Предотвращение, спасение, помощь (Часть 1)

Музей пожарной техники Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

Донат Гришин, Максим Шелепенков, фото Доната Гришина

Обычно в рубрику «Музей» журналисты готовят материал после посещения очередного собрания ретроавтомобилей на волне желания поделиться увиденным с читателями. Эта статья стала исключением из правил. Появилась она благодаря письму из города Иваново, присланному в редакцию Донатом Владимировичем Гришиным.

В год 20-летия МЧС России, 30 апреля 2010 года, в присутствии заместителя министра МЧС РФ генерал-полковника внутренней службы А.П. Чуприяна и директора ДКП МЧС РФ генерал-майора М.Б. Николаевского перед Ивановским институтом противопожарной службы МЧС была торжественно открыта Аллея славы, на которой разместили памятный мемориал в честь выпускников учебного заведения, погибших при исполнении служебных обязанностей, и Музей пожарной техники. Инициатором мини-музея под открытым небом стал начальник Ивановского института ГПС МЧС России генерал-майор внутренней службы И.А. Малый. Его предложение поддержал Совет ветеранов института, а позже идею Аллеи славы и Музея пожарной техники поддержали глава г. Иваново В.М. Сверчков и руководитель администрации А.С. Кузьмичев. В строительстве аллеи и реставрации автомобильной техники принимали участие служащие, курсанты института и многие организации города.

Аллея располагается в сквере перед входом в институт и доступна для свободного посещения всеми желающими в любое время. На аллее установлены фонари, лавочки, поэтому за небольшой промежуток времени её полюбили жители близлежащих домов, которые часто приходят сюда отдыхать, а молодожены приезжают на Аллею славы почтить память погибших. Появились в институте и новые традиции: перед получением дипломов об окончании института молодые специалисты возлагают цветы к мемориалу, а выпускники учебного заведения разных лет назначают здесь встречи. Первое, что видят абитуриенты, прибывающие в институт из разных регионов страны, – это Аллея славы.

Кроме установленных на аллее автомобилей в институте есть ещё два ретро экспоната – пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-130 и самолёт АН-2. Но они установлены на закрытой территории тренировочной базы института, в загородном посёлке Бибирево. В дальнейшем планируется расширять музейную экспозицию новыми экспонатами, поиск которых ведётся в настоящее время.

Восстановленный автомобиль [b]ГАЗ-21Р «Волга»[/b] в современной пожарной окраске и с тонированными стеклами установлен на крышу КПП института больше для красоты, чем для исторической достоверности. Видимо, это был единственный легальный способ сохранить ретроэкземпляр. Но необходимо заметить, что ГАЗ-21 иногда использовали в пожарной охране в качестве оперативных машин управления.
Редкий сегодня штабной автомобиль [b]АШП-4(69А)-40[/b] на базе автомобиля ГАЗ-69А. Обычно для штабной работы старались выделять автомобили побольше, в основном микроавтобусы. Но было время, когда в стране микроавтобусы не производились. Именно тогда и появился АШП-4. Его задние сиденья оснащались раскладными столиками, а сама машина радиостанцией – вот и все удобства для работы.
Мотоцикл [b]«Днепр-157»[/b] с прицепленной к нему мотопомпой М-1600 выглядит достаточно странно. Мотоциклу, приспособленному для работы в сельской пожарной дружине, тянуть такой прицеп было тяжеловато.
Оперативный штабной пожарный автомобиль на базе микроавтобуса [b]РАФ-2203-01 «Латвия»[/b] встречался в основном в больших городах. Без него не обходился ни один крупный пожар, когда в пожаротушении участвовали боевые расчёты из разных частей.
Пожарная автоцистерна упрощённой конструкции для сельской местности [b]АЦУ-20(51А)-60[/b]. Помимо варианта на шасси ГАЗ-51А существовала аналогичная версия на полноприводном шасси ГАЗ-63. Из-за такой конструкции (без дополнительной кабины) машины в своё время стали очень массовыми, а благодаря бережному отношению многие из них дожили до наших дней.
Автонасос [b]ПНС-100(157К)-66[/b] не часто увидишь на улицах. Обычно такие машины выезжали только на очень крупные пожары, большую часть своей жизни простаивали в боксах. Поэтому до наших дней дожило несколько экземпляров ПНС, которые теперь занимают место в музеях.
Автоцистерна [b]АЦ-30(66-01)-146[/b] на базе ГАЗ-66 создана специально для сельской местности, и во многих частях она приходила на смену уже упомянутой выше АЦУ-20(51А)-60. Эти машины до сих пор стоят на вооружении и не являются большой редкостью, тем не менее правильно, что в Иваново задумались о сохранности такой цистерны.
Полноприводная автоцистерна [b]АЦ-40(131)-137А[/b] на шасси ЗИЛ-131 часто была на охране специальных объектов, так как обладала высокой проходимостью и надёжностью. Одна из особенностей этой цистерны –  стационарный лафетный ствол с дистанционным управлением, установленный на крыше кабины.
Пожарная автоцистерна [b]АЦ-40(130)-63Б[/b], наверное, стала самым массовым пожарным автомобилем в 80-е годы прошлого века. Некоторые экземпляры живы и сегодня и продолжают нести службу в пожарных частях. Не увековечить такого труженика на Аллее славы было просто невозможно.
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию