Опубликовано: ГП 01-2010

Очень закрытый музей
Музей службы горючего Вооруженных Сил

Максим Шелепенков, фото автора

Жизнь иногда преподносит сюрпризы... Уже давно в стане любителей старых советских автомобилей муссировалась идея найти хотя бы один послевоенный автомобиль ЯАЗ. Вроде и выпущено их было немало, но тяжелые условия работы и небольшой в целом ресурс сделали свое черное дело – все ЯАЗы давно отправились на металлолом. По крайней мере, так считали до последнего времени.

Информация, которую я увидел в интернет-сообществе под названием RCForum, сначала показалась малоправдоподобной. Существует, мол, в Московской области, под Наро-Фоминском, очень закрытый военный музей, где есть «живой» ЯАЗ-топливозаправщик. Навел справки, и оказалось, действительно, на территории одной из воинских частей существует музей службы горючего Вооруженных Сил, созданный в октябре 1947 года по инициативе Василия Васильевича Никитина. Официальный статус музей приобрел в 1995 году, когда службой ГСМ командовал генерал-лейтенант Павел Иванович Горупай. Сегодня директор музея – генерал-майор в отставке Е.В. Якушенко. До увольнения он был начальником Ульяновского высшего военно-технического училища, которое обеспечивает офицерскими кадрами службу горючего. Евгений Владимирович – энтузиаст своего дела, опытный командир, внимательный исследователь и крепкий хозяйственник. При нем здание музея было отремонтировано, появилось много новых стендов и экспонатов.

Бензоперекачивающая станция БПС-42 на шасси грузовика ГАЗ-ММ с передней установкой насоса – самый ранний образец техники для нужд службы ГСМ – стоит на постаменте перед входом в музей

Сказать, что музей впечатляет, значит ничего не сказать... Музеев такого высокого уровня в России немного. Мало того, что везде царит образцовый порядок, так еще и полнота коллекции заставляет по-новому взглянуть на роль службы горючего для Российской армии. Наверное, нет таких вопросов по службе ГСМ, которые не были отражены в музее: это и история создания до наших дней, включая участие в обеспечении военных действий, начиная с Халхин-Гола и заканчивая афганскими и чеченскими событиями; представлены образцы горюче-смазочных материалов и информация об особенностях их транспортировки, хранения и применения. Особо усердные на стендах даже могут найти информацию о 25-м Государственном НИИ Минобороны России, на базе которого разрабатывают и сертифицируют все достижения в области горюче-смазочных материалов или авторемонтных заводов МО, которые ремонтируют и изготовляют технику для службы горючего.

В отдельном павильоне и на открытых площадках представлены все образцы техники, которые были приняты на вооружение службы горючего. Общее количество техники даже плохо поддается пересчету, это несколько десятков экспонатов. Предназначение машин самое разнообразное – для транспортировки, подвоза, перекачки и разогрева горючего и масел, а также прокладки специальных топливных трубопроводов. На фотографиях представлены наиболее интересные экспонаты.

Полуприцеп-топливозправщик ТЗ-16 на базе двухосного прицепа МАЗ-5204 был рассчитан на перевозку и хранение 16 т авиационного топлива с последующей заправкой летательных аппаратов (ЛА). Применялся только на стационарных военных аэродромах и в гражданских аэропортах. Разработан на Ждановском заводе тяжелого машиностроения, где и выпускался с 1952 года. В качестве седельного тягача для ТЗ-16 часто использовался ЯАЗ-210Д. Именно с этим тягачом он и попал в музей, благодаря чему мы теперь можем любоваться единственным сохранившимся на данный момент послевоенным ярославским грузовиком. Безусловно, эта машина – уникум, придающая особый статус всей коллекции под Наро-Фоминском
Автомаслозаправщик МЗ-51М на шасси ГАЗ-51 выпускал с 1949 года Могилёвский ремонтный завод (позже МоАЗ). Предназначался для механизированной заправки машин и ЛА профильтрованным горячим маслом, для чего на машине установлен котел, подогревающий масло до температуры 100 °С. В отличие от ранее выпускаемого МЗ-51 (1947 г.) модернизированный маслозаправщик дополнительно оборудован предохранительно-перепускным клапаном и автоматом выключения форсунки, имеет несколько измененную нагревательную систему с предохранительным перепускным клапаном
Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-4,5-375 на шасси автомобиля «Урал-375Д» предназначался для транспортировки и заправки горючим и маслом автомобильной и бронетанковой техники в полевых условиях. Принят на вооружение в 1968 г. Производил Белгородский завод энергетического машиностроения
Топливозаправщик АТЗ-3-151 на шасси полноприводного грузовика ЗИС-151 выпускал Грозненский завод «Красный Молот». Предназначался для перевозки и заправки фильтрованным горючим гусеничных и колесных машин. Емкость цистерны составляла 3,3 т. Принят на вооружение в 1955 году
Топливозаправщик ТЗ-200 на шасси МАЗ-200 с цистерной вместимостью 7800 л применяли в основном на аэродромах для заправки горючим самолетов и вертолетов. Выпускал Тихорецкий завод «Красный Молот» с 1959 года
Трубомонтажная машина ТУМ-150В предназначалась для машинного монтажа труб в линию трубопровода. Состоял из специального полуприцепа на базе ходовой части КрАЗ-257 с активным приводом колес и тягача в виде трактора К-701 «Кировец». Выпускал 63-й Котельно-сварочный завод из Ивано-Франковска
Автотопливозаправщик ТЗ-2-66Д на базе ГАЗ-66Б с цистерной на 2000 л. Предназначен для транспортировки и заправки фильтрованными автобензином и дизельным топливом бронетанковой и автомобильной техники Воздушно-десантных войск. Приспособлен к транспортировке всеми видами транспорта в заполненном состоянии, в том числе к десантированию парашютным способом с самолетов Ан-12Б и Ил-76. Принят на вооружение в 1976 году, выпускали до 1988 года
Перекачивающая станция для горючего ПСГ-65/130 (БПС-51) на шасси ГАЗ-51А. Предназначалась для перекачки горючего из железнодорожных цистерн в резервуары складов или из резервуаров в железнодорожные цистерны, внутрискладских перекачек, выдачи горючего в автоцистерны через системы групповой раздачи, подачи горючего к начальным насосным станциям полевых магистральных трубопроводов
Топливозаправщик ТЗ-30 на шасси активного полуприцепа МАЗ-9989 с тягачом МАЗ-74103 предназначен для заправки фильтрованным горючим ЛА на полевых аэродромах. Принят на вооружение в 1978 году. Выпускал Ждановский завод тяжелого машиностроения
Автотопливозаправщик АТЗ-90с предназначался для заправки фильтрованным горючим ЛА стратегической и дальней авиации. Эксплуатационная вместимость цистерн – 90 000 л. Состоял из двух сочлененных ходовых тележек ЧМЗАП-8685 с тягачом МАЗ-74103. Интересно, что этот топливозаправщик можно было перебрасывать в заправленном состоянии на значительные расстояния в самолете Ан-124. Принят на вооружение в 1987 году
Перекачивающие станции горючего ПСГ-240 на шасси «Урал-4320» и ПСГ-300 на шасси КамАЗ-4310 предназначались для перекачки горючего на полевых складах, а также при массовой заправке техники из полевых магистральных трубопроводов. При необходимости могли быть использованы для перекачки воды при тушении пожара или санитарной обработке личного состава и техники. Год принятия на вооружение ПСГ-240 – 1982-й, ПСГ-300 – 1990-й
Водоспиртозаправщик ВСЗ-66 на шасси ГАЗ-66 применялся для заправки ЛА спиртом, водно-спиртовой смесью или дистиллированной водой. Принят на вооружение в 1973 году. Выпускал Махачкалинский машиностроительный завод сепараторов
Заправщик специальными жидкостями ЗСЖ-66 на шасси ГАЗ-66. Предназначен для заправки летательных аппаратов пусковым топливом, гидравлической жидкостью, маслом, маслосмесью. Мог самостоятельно подогревать жидкости и долго сохранять их при требуемой температуре даже в зимнее время. Принят на вооружение в 1972 году. Выпускал Куйбышевский завод аэродромного оборудования
Подвижная лаборатория ПЛГ-1 (ПЛГ-1с) предназначалась для проведения контрольных анализов горючего, масел, смазок и специальных жидкостей в полевых условиях на полевых складах и в воинских частях. ПЛГ-1 являлась табельным средством окружных, фронтовых и армейских лабораторий контроля качества. Выполнена в деревометаллическом кузове-фургоне СУВ-Д на базе грузового автомобиля ЗИС-164. Принята на вооружение в 1960 году. В начале 1961-го ПЛГ-1 заменили лабораторией ПЛГ-1с, которая могла выполнять функции ПЛГ-1 и дополнительно производить анализ компонентов ракетных топлив (КРТ)
Маслозаправщик МЗ-150 создавали на шасси ЗИС-150, но выпускали на базе более современного грузовика ЗИЛ-164 (на снимке). Предназначался для заправки маслами самолетов в полевых и стационарных условиях, а также для транспортировки масел в подогретом состоянии. Принят на вооружение в 1958 году
Топливозаправщик ТЗМ-164 (ТЗ-164М) на шасси ЗИЛ-164 с цистерной на 4000 л выпускал завод «Дормаш» в Курске и Прилукский завод противопожарного оборудования с 1950 года. Применяли для транспортировки бензина и керосина и механизированной заправки топливом техники одновременно из двух пистолетов
Автоцистерна АЦМ-4-157 (4000 л) на шасси ЗИЛ-157 на момент создания помимо обычных операций по сливу и перекачиванию топлива могла выполнять дополнительно еще две операции: заправку машин топливом с замером отпускаемого топлива и перемешиванием в своей цистерне горючего с целью приготовления смесей, что практически приравнивало ее к топливозаправщикам. Машину выпускали сразу два завода: Основянский завод транспортного оборудования в Харьковской области и московский завод «Котлотопстрой»
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию