Русское ТНВД уровня «Евро-5»
В Ярославле выпущен ЯМЗ-534 экостандарта Euro 5 с отечественным Common Rail.
Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) выпустил опытно-промышленную партию топливных насосов высокого давления электронно-управляемых топливоподающих систем аккумуляторного типа для высокооборотных двигателей (тип Commom Rail) ЯМЗ-534 «Евро-5». В конструкцию насосов заложена возможность доведения до норм «Евро-6».
Инвестиции в проект составляют около 500 млн рублей, 200 млн рублей из них – льготное заемное софинансирование Фонда развития промышленности. Серийное производство продукта планируется начать во втором квартале.
Выполнение современных экологических стандартов «Евро-5» и «Евро-6» требует применения принципиально новой топливоподающей аппаратуры, обеспечивающей повышенное давление впрыскивания, высокую точность дозирования топлива, гибкое интегральное управление моментом начала и характеристиками впрыскивания в зависимости от режима работы дизеля. На сегодняшний день до 70% всех выпускаемых в мире дизельных двигателей оснащается системами Common Rail.
Топливный насос типа Common Rail производства ЯЗДА для двигателей ЯМЗ-530 создает давление 2 000 атмосфер и имеет резервы форсирования до 2 500 атмосфер, что обеспечивает качественное распыление топлива и устойчивую работу двигателя. Этот запас по величине давления при соответствующем изменении программы блока управления двигателем и настройке систем нейтрализации отработавших газов обеспечивает возможность доведения параметров двигателей до показателей «Евро-6».
Насосы прошли испытания на современных стендах, введенных в эксплуатацию в конце 2014 года. Работа насосов и их узлов оценена во всех возможных режимах, в том числе и с превышением номинальных параметров. Конструктивные решения, использованные в насосе, обеспечивают двигателю низкую требовательность к качеству топлива.
Системы Common Rail используются в двигателях, применяемых в автомобиле-, тракторо- и судостроении, а также в сельскохозяйственном и специальном машиностроении, продукция обладает высоким экспортным потенциалом. Сейчас успешно проходят дорожные испытания двигателей ЯМЗ-530 стандарта «Евро-5» с новыми насосами в составе грузовиков «ГАЗон NEXT» и автобусов производства Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ». Ярославские насосы в составе топливной аппаратуры типа Common Rail прошли сертификационные испытания в двигателях КАМАЗ.
Константин Рухани, директор дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ»:
– Это значимый проект не только для нашего завода дизельной аппаратуры, но и для всей отрасли: выпуск отечественной топливоподающей системы Common Rail станет важным элементом выстраивания полной производственной цепочки импортозамещающего двигателестроения. До сегодняшнего дня российские производители дизелей использовали системы типа Common Rail, включающие в себя топливные насосы высокого давления, исключительно импортного производства. Новый топливный насос ЯЗДА – компактный, высокооборотный и мощный. Продукт на 20% дешевле зарубежных аналогов, соответствует их техническому уровню и лучше приспособлен к российским условиям эксплуатации. Реализация проекта позволит «Группе ГАЗ» стать лидером российского рынка систем Common Rail и обеспечить выход на зарубежные рынки.
Михаил Макаров, заместитель директора Фонда развития промышленности:
– Проект Ярославского завода дизельной аппаратуры вносит существенный вклад в импортозамещение в дизелестроении. К 2021 году благодаря реализации проекта компания планирует занять до 70% российского рынка систем типа Common Rail, а также выйти на зарубежные рынки. ФРП уже финансирует пять проектов индустрии автокомпонентов на общую сумму займов 1,8 млрд рублей. Отмечу, что частные инвестиции в эти проекты составят 5,6 млрд рублей, т.е. будут в 3 раза выше, чем объем госзаймов.
Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
– Фонд развития промышленности фактически стал координатором процесса импортозамещения. В 2015 году бюджет фонда составил 20 млрд рублей, и Минпромторг России был вынужден вести жесткий отбор проектов, претендующих на льготные условия софинансирования. Несмотря на падение авторынка, рынок автокомпонентов продолжает рост, только в 2015 году он вырос на 40%. Российским автопроизводителям выгоднее работать с отечественными поставщиками, поэтому развитие автокомпонентной отрасли и создание конкурентоспособной продукции являются нашей важнейшей задачей.