Опубликовано: ГП 03-2014
«Детский сад на колёсах» на шасси Scania
Автобус по желанию

Библиобусы, автомагазины и медибусы Kiitokori из Финляндии

Любовь Ильина, фото Леонида Круглова

Как вы думаете, если за 65 лет существования фирма выпустила 3,5 тыс. автобусов, – много это или мало? А если среди этих автобусов практически нет двух одинаковых? А если в компании работает всего 100 человек?

Финская компания Kiitokori из небольшого городка Каусала выпустила больше всех разных типов автобусов. Причём обычные городские и междугородные автобусы составляют далеко не основную часть производственной программы. Компания специализируется на выпуске мобильных медицинских центров и библиотек, автомагазинов и автобусов специального назначения.

Библиобусы и автомагазины

Первую передвижную библиотеку здесь собрали в начале шестидесятых годов ХХ века, и с тех пор на дороги скандинавских и европейских стран вышло более 640 таких машин. В качестве базы для мобильных библиотек чаще всего используются шасси Scania или Volvo, но в Kiitokori строили их и на шасси Mercedes Benz, и Bedford. Со временем сложились конструкции и компоновка библиобусов, ставшие классическими. Каркас и облицовка кузова полностью выполнены из нержавеющей стали, что гарантирует долговечность кузова не менее 25–30 лет. Кстати, почти все мобильные библиотеки время от времени проходят в Kiitokori модернизацию.

Классический «библиобус» на шасси Volvo «Библиобус» для Швеции на шасси Scania Стойка библиографа мобильной библиотеки

Каждая библиотека рассчитана на 4,5 тыс. книг и журналов, зачастую на полках библиотеки можно увидеть подборки аудио- или видеокомпакт-дисков. Обслуживают её 2–3 чел., для которых созданы все условия для комфортной работы и отдыха в пути. Кроме рабочих столов и стойки для обмена книг в салоне выделен уголок для небольшого читального зала. Мобильные библиотеки последних лет выпуска имеют системы доступа Wi-Fi и видеопроекторы. В автобусе есть туалет, небольшая кухня и гардероб.

Не менее популярны в Европе и выпускаемые в Каусала мобильные магазины, которые мы по старой памяти называем «автолавками». Современный мобильный магазин от Kiitokori не имеет ничего общего с застеклённой будкой на шасси «ГАЗели». Это 12-метровый автобус, в салоне которого оборудованы прилавки и стойки с открытым доступом к товарам, витрины-холодильники, кассовый аппарат с терминалом для расчёта банковскими картами и доступом в Интернет для моментального оформления заказов. Естественно, есть кондиционер, туалет, небольшая кухня и система внешнего питания магазина на стоянке. Автомагазины – самый популярный продукт Kiitokori, их выпущено более полутора тысяч.

Интерьер «автолавки XXI века» универсального магазина для работы в сельской местности

Медибусы

Но всё же не они и не мобильные библиотеки принесли небольшой компании звание мирового лидера в выпуске автобусов специального назначения. Компания накопила огромный опыт производства мобильных медицинских центров. За несколько лет Kiitokori выпустила около полусотни передвижных медицинских центров различного назначения. Среди них – уникальнейший комплекс из двух автобусов, построенных для Центра микрохирургии глаза по заказу профессора С. Фёдорова. На трёхосном шасси Scania K114 собрали кузов типа «бабочка» с выдвижной правой стенкой. Каждый автобус оборудовали автономным дизель-генератором, системой кондиционирования, очистки и обеззараживания воздуха, водопроводом и канализацией. В одном из автобусов располагался диагностический центр с регистратурой, гардеробом, пятью кабинетами, туалетом и подсобными помещениями. Во втором автобусе смонтирована операционная, предоперационная и палата послеоперационной реабилитации. Разместить всё оборудование в кузове стандартных габаритов было невозможно, и финны ещё до утверждения международного стандарта впервые в мире собрали серийные 15-метровые автобусы. Позже аналогичные кузова были использованы при изготовлении мобильных медико-диагностических комплексов и центра маммографических обследований, которые получили международную премию Всемирной ассоциации маммографов.

Такие мобильные маммографические центры работают по всей Скандинавии и в Северной Европе

Выросшие на колёсах

А недавно финны в очередной раз удивили мир необычной конструкцией. В Каусала выпустили автобусы, заменяющие традиционные детские сады. Инициатива принадлежит педагогам из Норвегии и Швеции, которые подсчитали, что эксплуатация и аренда такого «детского сада на колёсах» обходится дешевле использования стационарного помещения.

Интерьер передвижного детского игрового центра
Кухня способна обеспечить детей четырёхразовым горячим питанием

В салоне автобуса установлены специально доработанные сиденья для детей в возрасте от двух лет с шейной и поясничной поддержкой, пятиточечными ремнями безопасности. Салон разделён на своеобразные купе, в котором четверо детей сидят лицом друг к другу за небольшим столиком. При необходимости детей можно уложить спать – сиденья полностью раскладываются, образуя нормальную постель.

Для малышей были разработаны специальные сиденья
Сиденья легко трансформируются в спальные места

На 28 детей приходится четверо взрослых сопровождающих. Автобус оборудован всем необходимым для нормального питания и отдыха пассажиров: кухней, детскими туалетами, обогреваемым гардеробом. Утром детей забирают прямо у родительского порога, вывозят на природу или в спортивные комплексы, кормят, гуляют и занимаются с ними, а вечером развозят по домам. Как показали проведённые шведскими учеными исследования, дети, «выросшие на колёсах», более развиты, коммуникабельны, социально активны.

Медицинская гипероперативность

В начале декабря 2013 года Kiitokori передала финским спасателям очередной уникальный автобус. Используя стандартное автобусное шасси Volvo, конструкторы спроектировали автобус, предназначенный для оказания экстренной медицинской помощи любой сложности на месте тяжёлых техногенных и транспортных катастроф. По сути, это полномасштабная операционная, в которой можно проводить практически любые операции. В салоне длиной 10,5 м размещено всё необходимое оборудование, инструменты, запас медикаментов для работы бригады врачей. Забрав раненого или пострадавшего непосредственно на месте аварии, его можно доставить в ближайший крупный город, а при необходимости автобус вместе с пострадавшим может быть переброшен самолётом, для этого высота машины уменьшена до габаритов грузового отсека типового транспортного самолёта. Спасательные машины такого типа, предназначенные для переброски по воздуху, сделаны впервые в мире.

Мобильная станция переливания крови для трансфузиологов норвежского Красного креста Место донора в мобильной станции переливания крови Эта станция переливания крови сделана для Исландии

Неповторимость

Разработку конструкции, технологическую подготовку производства и сборку автобусов обеспечивает дружная команда из 130 человек, из которых примерно 30 заняты в административных, конструкторских и технологических службах. Принцип работы компании – выпускать автобусы, полностью отвечающие всем требованиям и желаниям заказчиков. Выбор интерьера, определение набора необходимого оснащения, шасси – за ними. А вот первоклассное производство – за Kiitokori. Компания работает по замкнутому принципу, когда все детали интерьера, каркаса кузова и кузова производятся на месте. На стороне она закупает материал для обивки салона, сидений, светотехнику, оборудование кухни и туалета. Одна из наиболее востребованных служб компании – дизайнерская. Здесь разрабатывают стиль и внешнее оформление автобусов, готовят трафареты для окраски или плёнки для оклеивания кузова.

График работы весьма напряжённый: на подготовку производства каждого автобуса уходит около месяца, на сборку – до недели. Kiitokori – одна из немногих компаний, не имеющих площадку готовой продукции. Каждый готовый автобус заказчик принимает на последнем посту конвейера и после обкатки вместе с представителями компании уезжает на нём. Нам трудно представить, что столь небольшая фирма может быть мировым лидером в производстве специальных автобусов самого различного назначения. Но она работает, и её специалисты продолжают готовить новые необычные машины, которые мы скоро увидим, в том числе и на российских дорогах.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию