Опубликовано: ГП 09-2005
Kiitokori, годы, автомобили

Автобусы и спецавтомобили Kiitokori

Л. Ильина, фото Л. Круглова

Об автомобильной промышленности Финляндии мы знаем немного. Есть фирма SISU, был нашумевший проект Euro-Lada, финны сделали десяток передвижных станций «Магнолия» на шасси КамАЗа. А что же еще? А еще 100-летняя история финского автобусостроения. Более полувека ведущим изготовителем автобусов остается компания Kiitokori.

Компания «Специальные автомобили Киитокори» (Kiitokori Special Vechicles) выпускает автобусы, а на их базе мобильные медицинские центры, библиотеки, магазины, офисы, передвижные проекционные и передающие телевизионные станции.

Несколько лет назад в финском автобусостроении наметился глубокий кризис, и Kiitokori надо было быстро реагировать на его негативные последствия. Много лет Kiitokori Oy была частью фирмы Carrus Oy и выпускала автобусы. В 1997 году Volvo выкупил часть фирмы Carrus, производящей автобусы. Структура фирмы Kiitokori была реорганизована, в ее состав вошли фирмы Minorum Oy, Sammutin Oy и Vema Lift Oy. Фирма работает в узком секторе тщательно выбранной отрасли и выпускает продукцию для узкого круга потребителей на специальном рынке. Рост производства и доли экспорта (сегодня она превышает 50%) – основная тенденция развития. Стабильно развивается продажа передвижных библиотек. Доля рынка этих машин Kiitokori в северных странах составляет около 90 %. Реорганизация концерна Kiitokori Group была завершена в 2003 году, несмотря на всемирный кризис в экономике и дефицит бюджетных средств в аэропортах и муниципальных организациях, которые оказали свое влияние на закупки новой техники. В течение пяти лет независимой деятельности Kiitokori Group сохраняется стабильный рост продаж.

Компания – мировой лидер в производстве «деайсеров» – специальных автомобилей для обработки самолетов антиобледенителем. Здесь же с 1949 года выпускают автобусы. Сначала это были деревянные «коробки» на шасси обычных грузовиков. Автобусы MiniStar, MidiStar и Star «пятисотой» серии знамениты индивидуальной конструкцией, оригинальным дизайном и долговечностью. Их кузов полностью изготовляется из нержавеющей стали с гарантией от коррозии на 25 лет. Они и по сей день колесят по дорогам Финляндии и России. Именно здесь были собраны «Магнолии», с которых начиналось советское цветное телевидение. За четверть века отсюда в СССР и Россию ушло более 50 различных автобусов и спецмашин.

«Де-айсеры» на линии готовности

Первым автобусом нового семейства стал городской низкопольный CityStar. В 2003 году он был показан в Хельсинки, собрал хорошую прессу и неплохой портфель заказов. В городском варианте машина рассчитана на 120 пассажиров, из которых 30 могут сидеть. Пригородный автобус берет 42 пассажира на основные сиденья и четверых – на откидные места напротив средней выходной двери, которые используются и как стойки для фиксации детских и инвалидных колясок. В городском варианте планировка такая же. Каркас кузова и наружные кузовные панели – из нержавеющей стали, внутренняя обшивка салона, пола и потолок – из алюминиевых листов, передняя и задняя панели кузова пластиковые.

Затем появился перронный автобус КК2600: низкопольная машина длиной 13 м имеет 6 распашных дверей – четыре с правой стороны и две – с левой. Вместимость автобуса более 150 человек, колесные арки переднего и заднего мостов приспособлены под багажные полки. В основу конструкции автобуса лег городской вариант CityStar на шасси Scania K114.

Аэродромный автобус КК2600
Легендарная «Магнолия» № 1

Четвертый – междугородний лайнер OmniStar на шасси Scania K114 IB 4x2 длиной 12 м. Дизайн в стиле hi-tech с рублеными формами, большой площадью остекления, опущенными ветровым и передними боковыми стеклами и интегральными источниками головного света. В зависимости от стандартов и по желанию заказчика можно монтировать от шести до десяти фар и подфарников: обычных, галогеновых, ксеноновых. В уплотнитель заднего стекла OmniStar вмонтирована миниатюрная телевизионная камера.

Коробка передач механическая с управлением джойстиком, вмонтированным в поворотное основание водительского сиденья. Сиденье Be-Ge 91-10 на пневмоподвеске с регулировками наклона спинки, подголовником, подлокотником. В перспективе установка водительского сиденья собственной разработки. Пассажирские сиденья Kiitokori Tourist 2000 отличаются высоким уровнем комфорта и отличной отделкой.

Отопление салона двумя потоками: по верхнему воздуховоду – над сиденьями, а вдоль боковых стен – под сиденьями. В водительском отсеке и у входных дверей стоят независимые отопители. Предварительный подогрев теплоносителя в системе отопления осуществляется автономным подогревателем Webasto Thermo 300 с программируемым таймером и автоматическим включением.

На шасси Scania смонтированы гигантские телевизоры

В умелых руках автобус может из средства транспорта превратиться в очаг культуры или торговую точку, стать поликлиникой или даже операционной.

В Финляндии, Норвегии, Исландии, Гренландии, Швеции и Швейцарии более 2000 передвижных библиотек Libris 2000 доставляют оленеводам и рыбакам, лесникам и строителям книги, журналы и газеты. Такая «изба-читальня» рассчитана на 2000 томов и несколько сотен журналов, весь учет выданных книг контролируется бортовым компьютером. База – стандартные автобусные шасси с каркасом, обшивкой кузова из нержавеющей стали и внутренними стенками из сэндвич-панелей. Отсутствие норм и стандартов на оборудование подвижных библиотек позволяет максимально разнообразить их дизайн и оснащение. Внутри есть стойка выдачи и приема книг, закрытые хранилища, боксы для прослушивания и просмотра аудио и видеокассет, обязательно монтируется небольшая кухня и туалет. В транспортном положении дверцы передних книжных шкафов раскрываются навстречу друг другу и фиксируются, образуя глухую и прочную стенку между пассажирским отсеком и хранилищем. В случае аварии и резкого перемещения книг, они не заденут водителя и библиотекарей.

Мобильная библиотека Мобильная библиотека

Не менее популярны мобильные поликлиники, диагностические и исследовательские центры Kiitokori. Площади кузова 12-метрового городского автобуса достаточно для размещения, например, стоматологического кабинета на двух пациентов и рабочего места техникапротезиста или станции переливания крови, рассчитанной на 3–4 места.

Всемирное признание получили передвижные маммографические диагностические центры, удостоенные специального диплома международного конгресса маммологов. Уникальное оборудование, установленное в салоне, позволяет проводить обследование до пятидесяти пациенток ежедневно. Комплекс смонтирован на трехосном 15-метровом шасси автобуса Scania K114. Кузов разделен на четыре врачебных кабинета и водительский отсек. Чтобы обеспечить комфортабельную работу персонала и увеличить площадь салона, правая стенка кузова с помощью электромеханических приводов с полом и потолком может выдвигаться более чем на 800 мм в сторону. Интересную машину компания Kiitokori собрала для МНТК «Микрохирургия глаза» на базе кузова 15-метрового двухэтажного автобуса на трехосном шасси Scania. Кузов разделен на несколько кабинетов и операционную.

Мобильная библиотека

Делают в Каусала и мобильные магазины. Салон разделяет установленный посередине двусторонний прилавок, еще два высоких прилавка или прилавкихолодильники устанавливаются вдоль стен, есть небольшая подсобка и зона отдыха кассирапродавца. Кроме «целевых» магазинов, предназначенных для продажи определенных товаров, например рыбы или мяса, существуют версии «самоходных минимаркетов», приспособленных для продажи как продовольственных, так и промышленных товаров.

Необычный заказ, выполнен для телевидения. В передней части кузова автобуса размещаются водитель и технический персонал, здесь же аппаратная. Задняя часть представляет собой закрывающийся отсек для транспортировки двух плазменных телевизионных экранов площадью более 20 м2 каждый, на которые можно транслировать прямой репортаж с выносных телекамер, изображения, получаемые по спутниковым или кабельным каналам.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен