Опубликовано:

«Дрр-дрр» трактор…

(Часть 1)

Я посетил «На­учно-тех­ни­че­ский музей исто­рии трак­тора» в декабре 2014 года. Компания Русбизнесавто организовала поездку на завод «Сеспель» и попутно включила в программу посещение музея. Надо сказать весьма «узкопрофильного» и потому интереснейшего. На первый взгляд может показаться, что трактора – это скучно, но… Даже людям далеким от данного типа техники, будет интересно побродить по залам музея – поверьте. А уж на тех, для кого трактора являются предметом изучения или фанатизма, данное место и вовсе произведет очень сильное впечатление.

Сам музей расположен вроде как в окрестностях завода «Четра», но в его непосредственном подчинении не находится. Для меня это было немного неожиданно, ибо чаще всего такие коллекции как раз и «висят» на балансе ближайших профильных заводов. Но, так как на качество экспозиции это не повлияло, данный момент быстро перестал меня волновать – трактора оказались гораздо интереснее бюрократических хитросплетений.

Краткое описание музейной коллекции, а так же все данные о ее точном местоположении и графике работы, можно посмотреть в электронной версии журнальной статьи. А здесь я собрал фотообзор экспонатов музея, ибо вставить в бумажную версию журнала всю коллекцию тракторов было невозможно, а оставить ее совсем "за кадром", совесть не позволяет...

Трактора

Долго думал, в каком порядке представить фотографии: по годам выпуска, по назначению, по типу движетеля и остановился на самом предсказуемом варианте. Техника разделена по заводам изготовителям, а модели в них, по году выпуска...

JOHN DEER

John Deer B unstyled (1928 г.)

Фирменная окраска техники JOHN DEERE весьма выгодно смотрится на фоне отечественных "монохромных" тракторов того времени

John Deer A Styled (1946 г.)

Единственный трактор в экспозиции с подобной колеей передней оси...

McCormik-Deering

McCormick-Deering 10-20 (1930 г.)

Данный трактор я бы визуально смело отнес к отечественному тракторостроению - похоже в те времена все трактора были "на один капот"

International Farmall W12 (1932 г.)

 

Алтайский тракторный завод

Т-4А «Алтай» (1970-1998 г.)

А это самый изучаемый экспонат музея..."Изучаемый" в том плане, что трактор разрезан вдоль своей оси и если правый борт позволяет увидеть, как трактор выглядел снаружи......то левый борт - наглядное пособие по исследованию внутренностей машиныРешение, безусловно, интересное, только жаль, что выбран такой редкий (по крайней мере для меня) трактор. Впрочем, полагаю, что ранее "Алтай" служил наглядным пособием в каком-нибудь профильном училищи, и в музей попал уже в таком виде

Владимирский тракторный завод (с 2003 г. Владимирский моторо-тракторный завод)

Универсал 2 (1944-1955 г.)

Как ни странно, в экспозиции музея присутствуют  сразу два трактора Универсал 2, синий и черныйНо, так как внешне машины отличаются лишь мелкими деталями, предполагаю, что данная щедрость явление временное и с приходом новых экспонатов, один из " Универсалов" перекочует в запасники музея...

Т-28 «Владимирец» (1958-1964 г.)

Тракторов Т-28 в экспозиции так же две единицы. Первый имеет что ни на есть "экспортный" окрас, а так же фары, крылья над задними колесами и передними колесамиА вот приборы на панели почему-то отсутствуют...А второй Т-28 всем своим видом напоминает "рабочую лошадку" - даже заводная ручка болтаетсяЗато у него все приборы на месте - почему их не переставили на "лощеный" экспонат, я так и не понял. Может прибор "разноцветного" просто на реставрации?

ВТЗ-2032-10 «Владимирец»

Один из "загадочных" экспонатов. Дело в том, что в 2005 году Василий Хацкевич преодолел на тракторе ВТЗ-2032-10 "Владимирец" 21 299 км, после чего попал в книгу рекордов Гинесса. Вот только никакого 100% подтверждения, что в музее хранится именно "рекордный" трактор я так и не нашел. Так рекордсмен или нет хранится в музее?

Волгоградский тракторный завод

ДТ-54А (1949-1961 г.)

Интересно, а реально эта модель сходила с конвейера в таком "ядреном" желтом цвете...Обзор с места тракториста, мягко говоря "не очень"...Да и сама кабина простором не блещет. Одно удовольствие - диван на всю ширину

ДТ-75Д (1962-…)

А вот этого "долгожителя" знают все. Пожалуй, самый массовый гусеничный трактор всех полей и строек "докитайского" периода...Характерная черта - дверь по правому борту, а топливный бак по левомуИменно на такой "ДТ-шке" я открывал категорию на управление гусеничными тракторамиКак вам дополнительное сиденье слева от тракториста? Любимое место для выносливой детворы моего детства, когда вместо телевизора и компьютера было перепаханное поле и пыль столбом! Кстати, вместо полумягкого сиденья, там мог оказаться и жесткий ящик для инструмента...

Второй авторемонтный завод

СХТЗ 15/30 (1948-1950 г.)

Не совсем уверен, а вернее совсем не уверен, что трактор произведен именно на "Втором авторемонтном заводе". Данную модель, впрочем, как и многие другие, производили в разные годы три различных завода.  Выбрал тот, который изготавливал их последним

Красный Путиловец

Фордзон Путиловец (1924-1933 г.)

g

Липецкий тракторный завод

КД-35 (1947-1960 г.)

Обратите внимание - этот с виду игрушечный трактор выпускался до 1960 года!Кстати, отсутствие приборов на многих экспонатах, к концу обзора начинает раздражать...

Т-38 (1958-1973 г.)

Коллеги уверяют, что данный трактор по распространенности мог соперничать даже с "Беларусом" - спорить не стал, но для меня это очень редкая машина, ибо "живьем" я их на полях не встречал

Т-40А (1961-1995 г.)

Самый "забавный" трактор моего детства. Мало того, что он сам был какой-то "компактный", так еще и двери у него открывались, одна по ходу движения, а вторая против хода. Очень оригинально смотрелось...

Т-80 (1972-1974 г.) (Т-5, 1962-1966 г.?)

К сожалению, я так и не понял, какой именно это трактор. Музейная табличка гласит, что это Т-5. Однако, судя по кабине - это никак не мог быть трактор 1966 года выпуска, ибо на ее заводской табличке выбито, что это МТЗ-82Л 1974 года выпуска.

Допускаю, что кабина могла быть переставлена на трактор позднее, но все же я склонен считать, что это как минимум Т-80, а может даже и более поздний ЛТЗ-100. Так что слово за нашими историками по тракторам. Если они прояснят ситуацию - буду им очень благодарен.

ЛТЗ-120Б (2003 г.)

А это один из самых современных тракторов в экспозиции. Если честно, то и самый безэмоциональный

Минский тракторный завод

МТЗ-50 «Беларус» (1962-1985 г.)

Пожалуй, у каждого есть свой образ трактора в голове. У меня при слове "трактор" первым всплывает именно "Беларус", с таким вот "обтекаемым" капотом. Разве что цвет в голове застыл более привычный - синий

Ташкентский тракторный завод

Т-28Х4 (1970-1995 г.)

Еще одна редкая машина в коллекции музея - буква "Х" означает, что трактор использовался для обработке полей с урожаем хлопка.Интересно, что машинокомплекты для трактора изготавливались на Владимирском тракторном заводе, а непосредственная сборка происходила уже в Ташкенте

Харьковский тракторный завод

ХТЗ-7 (1955-1956 г.)

"Малышей" в музее два. Один уже прочно обосновался в экспозиции, а второй на момент посещения только-только в нее вливалсяНе знаю почему, но зеленый экземпляр показался крупнее оранжевого. Может все дело в передних колесах?..

ДТ-20 (1958-1969 г.)

Не поверите, но ДТ-20 в музее тоже ДВА. Что же, т.к. экспонаты в хорошем состоянии, возможно музею удастся в будущем обменять "дубли" на трактора, которых в коллекции пока нет...

Т-74 (1960-1984 г.)

А это, пожалуй, самый "древний" гусеничный трактор, который мне довелось увидеть "живьем" на колхозных полях. Ностальгия, однако...Я представляю, с какой "радостью" трактористы в 1984 году протискивались в щель входной двери - на минутку, в Москве уже четыре года как отгремела Олимпиада!Можно наглядно сравнить как далеко шагнул дизайн с 1949 по 1960 годы

Двигатели

Нашлось место в экспозиции и тракторным двигателям.

100-тысячник…А это мотор в разрезе – кто там хотел узнать, что у двигателя внутри?Вот такая она – V-образная тракторная восьмерка

Есть в музее и открытая площадка. На момент посещения на ней были «припаркованы»:

- тяжелый промышленный гусеничный трактор - Т-330 (Чебоксарский завод промышленных тракторов, ОАО «Промтрактор», 1981-2002 гг.);

- гусеничный трактор общего назначения, тягового класса 6 – Т-100М170 (Челябинский тракторный завод, 1963-1983 гг.);

- гусеничный трактор общего назначения, тягового класса 10 - Т-170 (Челябинский тракторный завод, 1988-2000 гг.);

- колесный универсально-пропашной трактор – Липецкий трактор-120 (Липецкий тракторный завод).

Увы, запорошенные снегом, они не особо располагали к изучению или фотосъемке. Тем не менее, в любое другое время года, эти трактора будут не менее интересны посетителям, чем укрытые внутри музея. Так что рекомендую отложить посещение «На­учно-тех­ни­че­ского музея исто­рии трак­тора» на теплую пору года (или хотя бы «без снежную»)…

Для тех, кому хочется увидеть открытую площадку прямо сейчас – фото «Трактора в снегу…»

Ну и в завершение, короткий список экспонатов, не попавших в обзор по той причине, что экспозицию музея они пополнили уже после моего посещения:

- гу­се­нич­ный Т-70С Ки­шинёв­ского трак­тор­ного за­вода (СССР, 1974 г.);

- колесный Allgaier A111 фирмы Porsche (Германия, 1955 г.);

- колесный Fiat 25 R (Италия, 1956 г.);

- колесный Warchalowski WT-20 (Австрия, 1959 г.);

- колесный Universal U-445 (Румыния);

- гусеничный ДТ-75М «Казахстан» Павлодарского трак­тор­ного за­вода (СССР, 1978 г.);

- колесный Т-150К Харьковского трак­тор­ного за­вода (СССР).

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию