Опубликовано: ГП 10-2008

Грузовики Volvo FH

Александр Трохачёв, фото автора



Кабина нового FH продумана до мелочей и отличается высоким качеством отделки

Панель приборов развернута к водителю, а руль FH16 обтянут двухцветной кожей

Здесь есть цифровой тахограф с записью параметров езды двух водителей

Подняться вверх позволяет травмобезопасная складная лестница из алюминия

Кресло напарника разворачивается на 90º и из него удобно смотреть ЖК-ТВ, расположенный слева от водителя

Нижнюю полку можно трансформировать в уютное кресло

Мини-холодильник на салазках расположился строго посередине, что удобно и для водителя, и для пассажира

Самый массовый продукт — классический «седельник» с формулой 4х2


По данным скандинавской статистики, в Евросоюзе работает 5 млн. водителей грузовиков, из них 1 млн – за рулем Volvo. Дефицит профессиональных драйверов год от года острее. Только в Швеции ежегодно требуется 7000 новых дальнобойщиков, а это ни много ни мало – 6% от всего работающего населения. Данные IRU (международного союза транспортников) говорят о том, что в некоторых странах ЕС эта цифра доходит до 15%. Неудивительно, что фирмы стремятся сделать труд сидящего за рулем максимально привлекательным. Серьезный шаг в этом направлении сделала компания Volvo Trucks: она обновила серию FH, «заточив» ее под водителя.

А нетути...
На самом деле кадровое голодание началось не сегодня. Рост объемов перевозок в Старом Свете наблюдается на протяжении последних лет. Немудрено, что реальностью стали транспортные компании, где шоферский состав целиком представлен «гастарбайтерами». Нехватка профессиональных водителей приводит к тому, что за руль большегрузов садятся плохо подготовленные люди. Это сказывается на статистике аварийности и повышенных расходах на покупку топлива. Между тем от 25 до 40% стоимости перевозки составляет цена горючего. Исследования показывают, что только за счет сохранения постоянной скорости движения можно добиться снижения потребления ДТ на 5–10%.
Многие наемные перевозчики из стран Восточной Европы и арабских государств не имели опыта управления современными европейскими грузовиками, не знают нюансов действующего законодательства, и это не единственная сложность. Дело даже не столько в низкой квалификации, сколько в проблематичности обучения тракеров. Да, у Volvo Truck есть программа подготовки водителей Driver Training. Она работает в 25 странах Европы, включая Россию. Но загвоздка в том, что даже после завершения этих курсов многие слушатели невольно возвращаются к прежнему, привычному для них, стилю вождения. Проблема настолько глобальна и актуальна, что с 2009 года в Евросоюзе будет введена обязательная сертификация всех водителей коммерческого транспорта. В настоящее время программа подготовки водительских кадров составляет всего 7 часов, чего явно недостаточно. С нового года она будет увеличена до 35 часов. Официальное «добро» на такое нововведение уже дали Финляндия и Великобритания, на очереди – одобрение предложенной сертификации другими странами единой Европы.
В новой программе подготовки водительского состава упор будет делаться не только на стиль управления грузовиком с точки зрения экономии дизельного топлива. До сведения обучаемых доведут изменения в транспортном законодательстве на текущий момент, проанализируют причины ДТП с участием коммерческого автотранспорта, разъяснят нюансы безопасного вождения в сложных погодных условиях. Так называемая интенсивная программа обучения водителей грузовиков включает курсы по экономичному вождению на дорогах с различным профилем. Она предусматривает занятия по безопасности и предлагает методику избегания стрессовых ситуаций. Словом, обучение станет более полным, комплексным, а не однобоким.
Имеет ли перспективы такой подход? Безусловно. Для большей убедительности шведы привели пример. Если флот транспортной компании насчитывает 25 грузовиков с годовым пробегом 150 тыс. км, то при экономии 8% топлива и среднем расходе 33 л/ 100 км общий расход ДТ выльется в 1,240 млн. литров. Реальная экономия «солярки» вырастет до 100 тыс. литров. Согласитесь, за эти цифры стоит побороться. Тем более что результативные курсы сулят быстрый возврат инвестиций, вложенных в обучение персонала. Проблема подготовки водителей действительно кричащая, если о ней уже заговорили на таком уровне...

FH'2008
Еще до первого официального показа FH 2008 модельного года шведы подчеркнули, что этот автомобиль создан для создания максимального комфорта для водителя и уменьшения транспортных расходов. Причем акценты были расставлены именно в таком порядке: сначала – водитель, потом – расходы. Поэтому никто не удивился, когда президент европейского подразделения Volvo Trucks Клэс Нильссон начал презентацию нового флагмана компании так: «Максимально улучшая комфорт и безопасность грузовиков, мы помогаем нашим заказчикам привлекать водителей. И это жизненно важно для транспортной отрасли. Современные технологии также увеличивают шансы водителей избежать аварий, что в свою очередь повышает безопасность других участников дорожного движения».
О том, что у Volvo Trucks появится новый FH, стало известно еще осенью прошлого года. Вопреки традициям компания не стала откладывать «засветку» новинки до начала серийного производства в июле 2008-го, и тому есть логическое объяснение. Из-за долгого выполнения заявок транспортных компаний прием заказов был начат одновременно с анонсом свежего продукта. Как посчитал производитель, полное информирование перевозчиков о достоверных сроках серийного производства позволит эксплуатантам оптимизировать планы обновления парка подвижного состава.
Для привлечения внимания к новинке ее облик освежили так, чтобы сохранить узнаваемость бренда и взаимозаменяемость ряда деталей. Главные стилистические изменения коснулись смещенных к углам кабины фар – теперь основные источники головного света и «противотуманки» разделены на два самостоятельных блока. Теоретически это дает экономию при замене разбитого элемента, практически – обеспечивает лучшую видимость дороги при поворотах и разворотах. Перемена настолько важная, что во всех буклетах, проспектах и справочниках стилевые новшества представлены именно в виде разведенных фар и «туманок». Второй броский элемент дизайна – решетка радиатора. Отныне воздуховодные прорези в бампере скомпонованы так, что визуально образуют продолжение верхней части решетки. Более того, они оформлены в своеобразную улыбку – философию дружелюбного восприятия транспортных средств никто пока не отменял. Но «подтяжка лица» – мелочи по сравнению с тем, какие глобальные изменения произошли внутри.
Менеджер отдела дальних перевозок Кристер Персон рассказывал о новом интерьере Volvo FH так увлеченно, как не рассказывает лучший риэлтор при продаже собственной квартиры. То, что сделали скандинавы в кабине – это шедевр. Конечно, лучше один раз увидеть. Но пока в России нет новых моделей, ознакомьтесь с ними заочно. У дверей появился механизм доводки. Водитель не тронется в путь с неплотно закрытой дверью, а это не только снизит уровень шума, но и обезопасит перевозчика от несанкционированного доступа снаружи. Кабина стала просторнее. И если ощутить это сразу сложно, то не заметить возросшее количество и объем отсеков для хранения вещей просто невозможно. Привлекает приборная панель в свежем дизайне – она не громоздкая, как прежде и такая же функциональная. Показания приборов хорошо читаются, а вдобавок к стандартной информации включен указатель уровня реагента AdBlue. Новый джойстик коробки передач I-Shift или Powertronic с более удобной ручкой перенесен чуть вправо – по соображениям улучшения эргономики. А источников освещения в кабине стало 17! При таком количестве ламп для любого водителя можно создать приемлемую атмосферу уюта, независимо от того, собрался человек перекусить, работать с бумагами, за ноутбуком или прилег почитать книгу, полистать журнал на сон грядущий.
В рестайлинговой машине рулевое колесо и подлокотники кресел обтянуты натуральной кожей. Передняя панель получила больше вещевых отсеков рядом с рабочей зоной водителя. А на центральной консоли закреплены сетчатые карманы: убрал туда нужную вещь, и о ней не забудешь, поскольку она всегда на виду. В кабине установлены эргономичные кресла с оптимальной формой спинки и «рельефом» подушки. Сидя за рулем FH'2008, можно почувствовать себя не только дальнобойщиком, но и водителем престижного легкового автомобиля. И это не преувеличение.
О том, что вы все-таки не в легковушке, а в современном грузовике, напоминает внушительное количество вещевых отсеков с облегченным доступом, включая огромные короба под нижней спальной полкой. Они универсальны. Сюда можно класть одежду и обувь, спальные принадлежности и пакеты с продуктами, в общем, все что угодно. И вокруг спальной полки много вещевых отсеков увеличенного объема. Подняв голову, вы увидите новые верхние вещевые мини-ангары. Они позволили увеличить высоту и полезный объем кабины, так что дальнобойщику грех жаловаться на дефицит места – его предостаточно. Эти боксы снабжены жалюзи, которые мягко и бесшумно скользят по направляющим.
Нижняя спальная полка теперь снабжена более широкой центральной секцией. Это повышает комфорт и делает применение кушетки более универсальным. В скрытом от глаз пространстве предусмотрены два отделения под холодильник на 20 и 27 л, из которых 16 л могут быть выделены под морозильник. За дополнительную плату поставляется нижний «спальник» с регулируемой спинкой. Часть поверхности при этом поднимается, как на раскладушке, и фиксируется на высоте, выбранной водителем. В некоторых случаях это избавляет от необходимости возить с собой подушку. В салоне остается больше свободного места и становится одним источником пыли меньше. Продумана и защита от злоумышленников: из крайнего левого положения, рядом с открываемым наружу отделением, металлический сейф переехал ближе к центральной части салона. Добраться туда постороннему будет гораздо сложнее. Кстати, доступ к наружным ящикам появился и изнутри.
Еще одна «фишка» нового FH – пассажирское кресло, поворачивающееся на 90º и откидывающееся на 15º. Проще говоря, сменщик может развернуться лицом к водителю или водитель может занять такое положение во время отдыха на стоянке. Ехать в таком положении не получится – электроника не позволит. А вот для релаксации во время остановок в пути это то, что нужно. Кстати, из этого положения можно смотреть ЖК-телевизор, чье место определено на левой от водителя стенке.
Для отделки интерьера предусмотрен большой выбор высококачественных тканей. Но радует не только это. С практической точки зрения дальнобойщику важнее, что в кабине сделана заводская подготовка для телевизора с плоским экраном – портить обивку саморезами не придется. К услугам перевозчиков мощная аудиосистема – радиоприемник и CD-плеер. Пакеты оснащения Audio и Audio Advanced, конечно, не «супер-пупер», но вполне способны удовлетворить запросы дальнобойщиков. Заводом предусмотрена возможность подключения USB, MP3, микрофона, внешних аудиоисточников и мобильного телефона с Bluetooth. А в самом «навороченном» пакете Audio Power к перечисленным прелестям добавляется 400-ватный 8-канальный усилитель, сабвуфер и блок дистанционного управления. Ну, чем не малогабаритная квартира на колесах?!

Даешь шестнадцать!
Конечно, FH13 остается важнейшим элементом в обойме коммерческих транспортных средств шведского производителя, но для борьбы с конкурентами у него есть калибр и крупнее – флагманский FH16. При его создании использовались все новейшие разработки. А исключительность автомобиля подчеркнута множеством функциональных и дизайнерских деталей, выделяющих короля среди свиты: коронованная особа должна быть заметна издалека.
Самое броское в отделке экстерьера – конечно, хром. Для усиления эффекта презентационной окраской шведы выбрали идеальный черный цвет. У него и название необычное – «черная жемчужина». На нем окантовки и молдинги смотрятся особенно помпезно. Для усиления эмоционального восприятия продукта решетка радиатора и кабина окрашены в разные цвета. Во имя лучшей идентификации на боковинах крупными наклейками продублирован индекс модели. В верхней части кабины бросается в глаза измененный знак Globetrotter с улучшенной подсветкой. Над ветровым стеклом элегантно нависает новый противосолнечный козырек. В бампере появились новые решетки воздухозабора – такие, как на рестайлинговом FH. Нижняя ступенька приобрела антискользящее покрытие. Остальные детали отделки такие же, как у предшественника, включая вертикальные полоски хрома на обтекателях зеркал заднего вида. Впрочем, важнее изменения, скрытые под роскошным платьем нового короля. Вот где дизайнеры смогли развернуться!
Неповторимый колорит интерьеру придает выбранная эксклюзивная цветовая гамма с пурпурно-голубыми и благородно-бронзовыми оттенками. Обод рулевого колеса и подлокотник вручную обшиты натуральной кожей. Измененная приборная панель «щеголяет» вставками бронзового цвета. Как и на посвежевшем FH, дисплей теперь не с желтой, а с белой подсветкой, поскольку на черном фоне такие показания читаются лучше. На дверях и в нескольких местах кабины радуют глаз и тешат самолюбие дальнобойщика фирменные эмблемы FH16. Как и на FH13, сверху размещены два отсека по 30 л со скользящими крышками, не дребезжащими при движении, и маленькие отделения по 10 л. На ветровом стекле появился датчик дождя с регулировкой чувствительности, и это реальное облегчение для сидящего за рулем. Кстати, Volvo Trucks первым среди производителей грузовиков внедрил датчик дождя. Неоценима и эффективность биксеноновых фар с функцией подсветки поворотов, при которой свет направляется туда, куда поворачивается рулевое колесо. Даже если фары выключены, подсветка работает. Есть и устройство предотвращения переворачивания прицепа, доступное на других моделях фирмы.
Для облегчения выбора перевозчика созданы пакеты комплектации. При желании можно даже подключить устройство для банка аудиозаписей I-pod и управлять им кнопками на руле. Есть возможность одновременного использования двух мобильных телефонов через систему Bluetooth. При этом на панели видно, какой звонок в данный момент является входящим. Все настолько безукоризненно, что придраться не к чему. Да и находясь в такой элитной кабине, хочется получать от этого максимальное удовольствие, а не искать повод для недовольства. В общем, Ульф Андреассон, продукт-менеджер Volvo Trucks, ответственный за кабину, может гордиться проделанной работой: новый король получился эффектнее прежнего.
Ощущение эксклюзивности создает и новейшая коллекция одежды, сделанная по последнему писку моды – разумеется, молодежной. И хотя за рулем FH16 сидят, как правило, не безусые юнцы, контингент водителей-дальнобойщиков постепенно молодеет. А стиль новой коллекции был разработан дизайнерами Volvo Trucks совместно с европейскими топ-модельерами. Вот так в комплексе и формируется эксклюзивный облик короля трасс.

И охрана, и защита
Опросы европейских перевозчиков показывают, что более 70% из них проводят в кабине грузовика больше четырех ночей в неделю. При этом важным фактором выступает защита и самого водителя, и транспортного средства с грузом. Согласно официальной статистике, в Европе ежегодно угоняют около 200 тыс. коммерческих автомобилей. Речь, конечно, не только о тяжелых грузовиках, но и о пикапах с фургонами. Суммарный ущерб от подобных действий злоумышленников исчисляется астрономической суммой 8 млрд. евро. Но не это пугает профессионалов. Вы только вдумайтесь: за последние 6 лет каждый шестой европейский водитель в той или иной мере подвергался нападению, при этом каждый третий – два и более раз.
К каждому автопоезду автоматчиков не приставишь. А монтировка и газовый или травматический пистолет не всегда способны унять пыл любителей поживиться за чужой счет, тем более что нападает, как правило, не один человек, а целая группа. Примерять на себя роль супергероя тоже не выход – иные преступники ни перед чем не остановятся, лишь бы быстро обогатиться за чужой счет. А у каждого есть родные и близкие... Унять грабителей уговорами не получится – не тот случай. Выследить тоже не представляется возможным. Но и мириться с таким положением дел бизнесмены не намерены.
Ответом на этот вызов стала новая услуга Volvo Trucks – защита водителя и груза под названием Security Service. Она основана на базе системы мониторинга автопарка Volvo Dynafleet. В случае опасности водителю достаточно нажать «тревожную» кнопку или позвонить в центр безопасности по телефону – и к месту инцидента тут же будет вызвана полиция. Услуга предлагается в 21 стране Европы, но в России она, к сожалению, пока недоступна, хотя и подготовлена к сертификации. Альтернативой могут быть системы безопасности, предлагаемые отечественными фирмами на базе спутниковых систем слежения.
Профессионалы говорят, что безопасности много не бывает. И тут на помощь перевозчикам опять приходит производитель подвижного состава. Он предлагает обширный перечень систем, позволяющих предотвратить аварию и тем самым сберечь груз.
По данным информационных агентств, ежегодно на территории ЕС происходит 40 тыс. ДТП, и до 90% из них связаны с пресловутым человеческим фактором. Затем на первый план выступают усталость водителя (каждое пятое происшествие) и... алкоголь. Да-да, не удивляйтесь: любителей пропустить бокальчик легкого вина или кружку-другую пива не так уж мало и в Европе. А что делать, если не хватает компетентных и ответственных водителей. На помощь приходит прогресс. Например, шведскими специалистами создана система Alcolock – своеобразный встроенный алко-тестер. Перед началом движения водитель должен в течение 5 секунд произвести выдох в специальную трубку. Если он этого не сделает или концентрация паров алкоголя превысит допустимую норму в 0,2 промилле, двигатель не заведется. Повторить попытку можно не раньше, чем через минуту. И так можно продолжать до тех пор, пока не протрезвеешь или у тебя не сядет аккумулятор. Система была создана в 2005 году и впервые предназначалась только для скандинавских стран. Теперь она доступна всем желающим.
Еще одна система безопасности Obycksrisk призвана предотвратить столкновения при перестроении вправо. Это касается и легковых машин, находящихся в «мертвой» зоне, и особенно – велосипедистов с мотоциклистами, которые появляются неожиданно. Система похожа на ту, что стоит на легковых автомобилях Volvo и включается в работу только при перестроении. Если имеется помеха справа, раздается звуковой сигнал, а на правой стойке начинает мигать лампочка, предупреждая об опасности. Даже если допустить, что светодиод не работает, информация о наличии помехи справа будет отображена на панели приборов.
Важную роль в обеспечении транспортной безопасности должны сыграть система предупреждения водителя о пересечении дорожной разметки Lane Change Support (LCS) и система контроля за полосой движения Lane Keeping Support (LKS). Они работают даже тогда, когда с одной стороны разметка вообще отсутствует. Если указатель поворота не включен, а грузовик пересек разметку на асфальте, раздается неприятный звуковой сигнал, а на кресло водителя со стороны пересечения передается кратковременная вибрация. Скажу по личному опыту – штука довольно эффективная, хотя и дорогая.
Большие перспективы еще у одной доступной для покупателей шведских грузовиков системы Driver Alert Support (DAS), или как ее называют система контроля бдительности. С помощью видеокамеры она следит за положением головы и глаз сидящего за рулем. У нее 5 делений: верхнее соответствует очень бодрому водителю, нижнее – переутомившемуся. Достаточно двух ошибок – и электроника автоматически понижает уровень состояния дальнобойщика, вплоть до голосового предупреждения о необходимости отдохнуть.
Наряду с этими разработками в области безопасности есть масса полезных устройств, вроде системы предотвращения складывания автопоезда, электронной программы стабилизации ESP и т. п. Все они призваны уберечь людей и грузы при перевозке. Но главным, как и прежде, остается водитель. В большей степени именно от него зависит безопасность доставки товаров, сохранность транспортного средства и прибыль предприятия. Со своей стороны Volvo Trucks сделала все возможное, чтобы сделать автомобильные грузоперевозки максимально эффективными. Ответный ход – за перевозчиками.

Технические характеристики некоторых модификаций Volvo FH13

ПараметрыFH 440 6x2TFH 480
6x4T
FH 480
4x2T
FH 520
4x2T
Колесная база, мм4100320037003700
ДвигательD13A 440D13A 480D13A 480D13A 0
Экологический стандартEuro 5Euro 5Euro 5Euro 5
Система нейтрализации ОГSCRSCRSCRSCR
Максимальная мощность, л.с.440480480520
Максимальный крутящий момент, Н.м2224242500
Коробка передач I-ShiftV25ATV25ATV25ATV25AT
Передняя подвескаРессорнаяРессорнаяРессорнаяРессорная
Задняя подвеска, число баллоновПневм., 6Пневм., 8Пневм., 4Пневм., 4
Передаточное число ведущего моста01.02.793.001.02.8501.02.85
Высота шасси, мм9001050–11501050–1150900
Передние/ задние тормозаДиск/ дискДиск/ дискДиск/ дискДиск/ диск
Моторный тормозVEB+VEB+VEB+VEB+
Тип кабины Globetrotter XLL2H3L2H1L2H3L2H3
Водительское креслоComfortComfortLuxuryLuxury
Пассажирское сиденьеRelaxRegularRelaxRelax
Полная масса автопоезда, кг4000050 0004400044000
Максимальная длина автопоезда, м24242424

Технические характеристики флагмана Volvo FH16

ПараметрыFH16.540 4x2TFH16.580 6x2TFH16.660 6x2R
Колесная база, мм370041004600
ДвигательD16E 540D16E 580D16E 660
Экологический стандартEuro 4Euro 4Euro 4
Система нейтрализации ОГSCRSCRSCR
Максимальгная мощность, л.с.540580660
Максимальный крутящий момент, Н.м260028003100
Коробка передач I-ShiftV2812ATV2812ATVO3112AT
Передняя подвескаРессорнаяРессорнаяПневм.
Задняя подвеска, число баллоновПневм., 4Пневм., 6Пневм., 8
Передаточное число ведущего моста01.02.7901.02.7901.03.61
Высота шасси, мм9009001050-1150
Передние/ задние тормозаДиск/ дискДиск/ дискДиск/ диск
Моторный тормозVEB+VEB+VEB+
Тип кабины Globetrotter XLL2H3L2H3L2H2
Водительское креслоLuxuryLuxuryLuxury
Пассажирское сиденьеRelaxRelaxRelax
Полная масса, кг440004400060000
Максимальная длина автопоезда, м242425,25

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен