Опубликовано: ГП 11-2005

Прелюдия голубой рапсодии

А. Марков, фото автора и компании Volvo

Разрабатывая модернизированный вариант двигателя D9, в компании Volvo решили создать конструкцию, которая ляжет в основу нового ряда дизельных силовых агрегатов. Первыми в нем стали двигатели D9B, D13A, D16C. И если «шестнадцатый» уже хорошо известен российским транспортникам, то D9B и D13A – новинки этого года.

Они оборудованы системой управления впрыском – Engine Management System (EMS), а в версиях Euro 4 и Euro 5 будет устанавливаться еще система диагностики On Board Diagnostic (OBD). В качестве опции в новых силовых агрегатах D13A предлагается система замкнутой вентиляции картера – Closed Crankcase Ventilation (CCV). Выхлопные газы принудительно направляют в центробежный фильтр-маслоотделитель, из которого осажденное масло возвращается в картер, а очищенные выхлопные газы направляются в выпускной тракт. Система смазки предусматривает замену масла каждые 100 тыс. км (один раз в год).

D13A расходует топлива на 5% меньше своего 12-литрового предшественника. Кроме того, по сравнению с ним он «скинул» 20 кг! Заметное снижение веса обеспечено применением технологии точного литья, изменения конструкции некоторых деталей и уменьшения толщины стенок отливок. У новых двигателей крышка клапанной коробки стала целиковой, что позволило упростить и облегчить ее крепление к головке блока. Пересмотрена конструкция поршней – они тоже стали легче, система охлаждения улучшена. Таким образом, облегченные поршни могут работать в форсированном режиме.

Двигатель D13A

Увеличение объема двигателя достигнуто за счет увеличения длины хода поршня. В базовой версии характеристики двигателя по уровню загрязнения выхлопных газов соответствуют требованиям норм Euro 3, а при установке на него системы SCR, о которой мы поговорим позже, двигатель обеспечивает выполнение требований норм Euro 4 и Euro 5. В зависимости от исполнения мощность нового силового агрегата составляет 400, 440, 480 или 520 л.с., а крутящий момент 2000, 2200, 2400 или 2500 Н·м. Он не только выше, чем у D12A, но и развивается на значительно большем диапазоне оборотов. А 800 Н·м, или треть от максимального крутящего момента, набираются уже при 800 об/мин. Три первые модели двигателей предназначены для установки на автомобили обоих семейств. Четвертый – самый мощный – применяется только на автомобилях серии FH.

Что касается обновленного ряда FM, то эти машины могут быть укомплектованы модернизированным 9-литровым двигателем D9B. Заказчикам предлагается три версии мощностью 300, 340 или 380 л.с. У этого силового агрегата, как и у «старшего брата», подняты величины крутящего момента – 1500, 1600 и 1700 Н·м в диапазоне 1150...1500 об/мин.

Новый «скоростной» задний мост

Новые силовые агрегаты Volvo построены с учетом предстоящего введения с 1 октября 2006 г. норм Euro 4, а в 2009 г. – Euro 5. Конструкторы компании разработали для них систему очистки выхлопных газов Selective Catalytic Reduction (SCR), основу которой составляет блок впрыска в каталитический нейтрализатор специального реагента AdBlue. Подача осуществляется из специального бака насосом, связанным с системой управления двигателем. В нейтрализаторе оксид азота превращается в безвредный азот и пар – вещества, которые уже содержатся в естественном виде в окружающей среде. Реагент AdBlue – совершенно безвредная жидкость, полученная из природного газа.

Реагент разработан совместно норвежскими и американскими учеными и уже выпускается небольшими партиями. Благодаря дополнительной обработке отработавших газов посредством реагента AdBlue и системы избирательной каталитической нейтрализации SCR обеспечивается соответствие экологическим нормам Euro 4 и Euro 5. Основное различие – пропорция реагента AdBlue и топлива. Для соответствия требованиям стандарта Euro 4 требуется концентрация реагента AdBlue на уровне около 3...4% от объема топлива по сравнению с 5...7% – для Euro 5. Для заправки реагентом AdBlue компания Volvo разработала дополнительные баки емкостью от 30 до 200 л.

Новая коробка I-Shift V2512

Внедрение этого самого «голубого» (от английского «blue») реагента не вызывает большого энтузиазма у многих транспортников, в первую очередь российских. Но, так или иначе, в скором времени придется формировать сеть заправочных станций, в том числе и в рамках действующих АЗС. Очевидно, первые заправки реагентом AdBlue «вырастут» вдоль границы (Санкт-Петербург, Мурманск, Брест).

Скоро транспортникам придется закупать машины, соответствующие нормам Euro 4, на конвейере и обходиться без «голубого» реагента. Вообще двигатели могут работать и без AdBlue, но с незначительной потерей мощности и, естественно, с совершенно другим выхлопом. В недалеком будущем выбираться в Европу можно будет, только залив на границе в бак реагент, иначе пересечь ее не удастся.

Впрочем, без системы SCR можно обойтись, установив на тягачи 12-литровые двигатели D12, оснащенные системой Exhaust Gas Recirculation (EGR), обеспечивающей выполнение требований норм Euro 4 за счет конструктивных изменений и без применения соединений мочевины. Линейка двигателей включает силовые агрегаты мощностью 390 или 430 л.с.

Три барьера безопасности

Конструкторы значительно изменили подход к проектированию коробок передач. Трансмиссия I-Shift полностью реконструирована. Новое поколение компактнее предыдущего, что позволяет использовать более короткие колесные базы. Помимо этого новая система I-Shift легче, хотя рассчитана на более высокие крутящий момент и полную массу автопоезда. Она отличается и лучшей топливной экономичностью благодаря более низким потерям на трение.

На новые машины предполагается устанавливать 12-ступенчатые автоматические коробки передач с системой управления I-Shift. Чтобы они могли быстрее и четче реагировать на изменения условий работы (масса автомобиля, скорость, состояние покрытия, распределение нагрузки по осям), мощность управляющего компьютера увеличили в 5 раз, а объем памяти – в три. Новая система I-Shift мощнее, чем система предыдущего поколения.

Она рассчитана на крутящий момент до 2500 Н·м, а это – максимальный крутящий момент двигателя D13A. Благодаря высоким рабочим характеристикам и более совершенной стратегии переключения передач новая система I-Shift повышает удобство вождения и улучшает ходовые качества автомобиля; облегчает вождение при медленной езде в условиях дорожных заторов и при маневрировании на ограниченном пространстве.

Новый дизайн интерьера FM

Водитель может задавать два программируемых режима работы трансмиссии: Economic или Performance. Первый из них позволяет в режиме длительной езды по автомагистралям экономить топливо, а второй – мобилизовать запас мощности, например, на подъемах или в условиях сложного маневрирования. Применительно к различным условиям эксплуатации и максимальным массам автомобилей разработаны три типа 12-ступенчатых коробок I-Shift: V2412AT, V2512AT, VO2512AT. Так как коробки нового ряда рассчитаны на передачу повышенного крутящего момента, их можно устанавливать на тягачах автопоездов полной массой до 130 т. Коробки нового поколения стали легче и короче, периодичность смены масла в них доведена до 400 000 км.

Новые силовые агрегаты вкупе с коробками потребовали и новых мостов. Появились новые «скоростные» редукторы, обеспечивающие более высокие скорости движения при сокращении расхода топлива.

Обновляя модельный ряд, конструкторы и дизайнеры Volvo основательно поработали над кабиной. Здесь увеличено количество ящиков и полостей для хранения мелочей; панель приборов, шкалы которых стали более яркими с высокой разрешающей способностью, изгибаясь вправо от водителя, отделяет его рабочее место от зоны отдыха и места сопровождающего. Опыт показывает, что длительная езда в темноте приводит к усталости и нервному перенапряжению водителей. Теперь в кабине можно создать неяркий, как бы размытый световой фон, очерчивающий контуры кабины и создающий комфортный микроклимат. Улучшена отделка дверей и сидений, определена фирменная серо-голубая гамма цветов.

Новая защита подвески заднего моста

Во внешнем облике новых автомобилей также произошли заметные изменения. Традиционная «трехэтажная» облицовка радиатора стала строже, и в отличие от предшественников все три «этажа» получили единый стиль. Над ветровым стеклом и дверями появились гнезда для установки дополнительных зеркал. На магистральных тягачах возможна установка в заднем лонжероне ТВ-камеры, а на панели приборов – ЖК-монитора. Более надежным стал передний противоподкатный брус.

Среди изменений во внешнем оформлении автомобилей – отсутствие традиционных цифр, обозначающих объем двигателя. Просто FH и FM. Объясняется это более чем просто – суеверие взяло верх над традицией. Не захотели ставить в эмблеме число «13» – так, на всякий случай. Может быть, стоило перестраховаться, но все равно машины получились отличные.


Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию