Опубликовано: ГП 04-2007

Опережая всех!
Микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter (Самотлор-НН)

М. Шелепенков, фото автора

Куда едем?

Наблюдая, как народ с муками набивается в тесный маршрутный микроавтобус, задаешься вопросом: "А есть ли будущее у маршруток?" Если продолжать использовать для этих целей малоприспособленные машины, то, скорее всего, нет. А если перейти на специально разработанные и изготовленные микроавтобусы для маршрутных перевозок, то популярность их только возрастет.

Даже при визуальном сравнении с маршруткой Sprinter предыдущего поколения различия видны невооруженным глазом – новая машина выше, длиннее, шире и выглядит солиднее

Что привлекает пассажиров в маршрутных такси? Самое главное – гарантированное посадочное место и большая скорость передвижения, чем в полноразмерном городском транспорте за счет меньшего количества остановок и лучшей маневренности в транспортном потоке. Сегодня большинство пассажиров ради этого даже готовы закрыть глаза на тесноту маршруток. Комфорт поездки в маршрутном такси надо повышать, обеспечивая пассажиру удобный вход и выход из машины, салон достойной высоты, при которой можно передвигаться внутри маршрутки, не сгибаясь. Конечно, микроавтобусы должны быть с хорошей вентиляцией, отоплением и удобными креслами.

На что обращают внимание перевозчики при выборе маршрутных микроавтобусов? Прежде всего на их пассажировместимость, надежность, экономичность, первоначальную стоимость и на эксплуатационные затраты, так как это напрямую влияет на рентабельность перевозок. Причем цена машины была и будет определяющим фактором, ведь прибыль перевозчик получал только после самоокупаемости ТС. В этих условиях дешевые машины (читай – неприспособленные) оказывались вне конкуренции, но с развитием лизинговых и кредитных схем продаж ситуация стала меняться кардинально: перевозчик выплачивает стоимость автомобиля постепенно, а прибыль получает практически сразу, как только машина выходит на линию. В результате автотранспортники стали обращать внимание на качественные и современные микроавтобусы для маршрутных перевозок. А производители, увидев такие перспективы, постоянно предлагают им новые типы машин. Причем к совершенствованию маршруток они подходят двумя способами.

Небывалый комфорт для водителя!

Эволюционный способ

Автобус из новейшего Mercedes-Benz Sprinter 515 CDI промышленной группой "Самотлор-НН" из Нижнего Новгорода сделан по хорошо отработанной технологии. Машина создается из импортного стандартного цельнометаллического фургона путем врезки оконных проемов и монтажа пассажирского салона. Так производят маршрутки не только в России, но и в других странах. Причем часто производители базовых фургонов помогают небольшим фирмам правильно переоборудовать свои машины, чтобы на них распространялась фирменная гарантия, а качество переоборудованных автомобилей соответствовало изначальному. Представители компании DaimlerChrysler после осмотра производственных цехов, используемых "Самотлором" технологий официально разрешили изготовление нижегородцам микроавтобусов на базе своих фургонов.

В качестве исходного варианта для новой маршрутки выбрали самый длинный цельнометаллический фургон Mercedes-Benz Sprinter с максимальной колесной базой, высокой крышей и сдвижной боковой дверью. Это позволило добиться максимально возможной пассажировместимости для микроавтобуса Mercedes Sprinter: в салоне помимо 21 посадочного места остается пространство еще для восьми пассажиров.

Вентиляционный люк в крыше в случае необходимости может служить аварийным выходом

При выборе двигателя остановились на самом мощном из четырехцилиндровых дизелей – OM646 DE22 LA мощностью 150 л.с. с непосредственным впрыском топлива и системой питания с общей топливной магистралью (Common Rail). У двигателей этого семейства одна особенность – у них стоит система двойного турбонаддува. На малых оборотах двигатель обходится помощью небольшого турбонагнетателя, а на высоких в работу вступает более производительная турбина. Такая конструкция обеспечивает хорошую тягу двигателя на всем диапазоне оборотов, начиная с самых низких.

В отличие от маршрутных такси на базе предыдущего Sprinter на новой машине, предназначенной для городских перевозок, решили отказаться от входа пассажиров через переднюю распашную дверь напротив водителя и сделали его через стандартную боковую сдвижную дверь. В этом случае планировка салона получилась не такой вытянутой и узкой, как раньше, и у входной двери образовалась небольшая накопительная площадка. Да и дверной проем для пассажиров получается шире и удобнее. Это существенно сокращает время, затрачиваемое на остановках для посадки-высадки пассажиров.

Но у такой планировки есть свои недостатки – салон микроавтобуса получается разделенным на две части (часть пассажиров сидит в кабине вместе с водителем), пользоваться на каждой остановке большой и тяжелой сдвижной дверью не очень удобно. Последнюю проблему, правда, можно решить путем установки на сдвижную дверь электропривода с дистанционным управлением с места водителя. Для тех, кому не нравится сдвижная дверь, по заказу на новом микроавтобусе могут сохранить старую планировку салона, с входом через переднюю распашную дверь – такие машины актуально эксплуатировать на загородных маршрутах, где ротация пассажиров в салоне происходит не так стремительно.

Проход между рядами сидений в новом Sprinter стал шире

С позиции пассажира, очень удобен невысокий (всего 330 мм) уровень первой подножки. На полу салона противоскользящее и износостойкое покрытие, а большинство сидений в салоне установлено на невысоком пандусе, который нивелирует задние колесные арки в кузове и позволяет скрытно установить мощную систему отопления кузова и разместить синие огни напольного освещения. Основное потолочное освещение у машины сделано люминесцентным, что раньше на отечественных маршрутках не применялось.

Завершают картину симпатичные анатомические сиденья с высокими спинками и подголовниками, отделанные антивандальными материалами, и яркие желтые поручни с приятным на ощупь шероховатым покрытием. Кстати, эти сиденья и поручни изготовлены непосредственно промышленной группой "Самотлор-НН", как и другие основные комплектующие салона, будь то вентиляционно-эвакуационный люк или легкомоющаяся пластиковая обивка салона, скрывающая внутренние металлические поверхности кузова. В базовой комплектации не хватает лишь информационной системы для пассажиров, хотя бы простейших наружных табло с подсветкой для установки аншлагов с номером маршрута.

Водитель не обделен комфортом. Новый Sprinter отличается удобной организацией рабочего пространства водителя. Особенно хорош небольшой по диаметру руль, позволяющий легко маневрировать автомобилем в городском потоке. Удобно размещен и небольшой джойстик КП с четкими и короткими ходами. В движении автомобиль удивительно мягок (несмотря на грузовое прошлое), с весьма приличными динамическими показателями (помним, что это обеспечивается двойным турбонаддувом).

На "Столичном" предусмотрена электронная информационная система для пассажиров

Но при резком маневрировании сразу сказываются габариты и большая масса автомобиля – маршрутка приобретает неприятную валкость. Добавляет острых ощущений еще то, что мягкая подвеска после маневра какое-то время продолжает поддерживать раскачку кузова, из чего делаем вывод, что скоростное маневрирование этому автомобилю не подходит, особенно когда в салоне находится почти тридцать человек. Зато у машины отличные прогнозируемые тормоза, делающие поездку на Mercedes Sprinter 515 CDI вполне безопасной.

Револючионный способ

Развитие общественного транспорта не стоит на месте: ужесточаются требования муниципалитетов и пассажироперевозчиков, в том числе и для маршрутных такси. Необходима низкопольная маршрутка, чтобы ею могли воспользоваться люди с ограниченными возможностями: беременные женщины, люди преклонного возраста, мамы с детскими колясками и инвалиды в специальных креслах-каталках. Причем для последних двух категорий микроавтобус желательно оборудовать откидным пандусом и входной салонной дверью соответствующей ширины. Учитывая ритм современного города, логично предположить, что пассажиры здесь перемещаются часто на относительно короткие расстояния. А раз так, то пассажировместимость маршрутных такси нужно увеличивать за счет мест для стоящих пассажиров. Но эти пожелания невозможно реализовать на обычных микроавтобусах стандартными инструментами.

Сиденья закреплены так, что убирать салон удобно

Практичное решение всех этих вопросов кроется в другом подходе, применяемом в европейских странах: нужно взять от стандартного переднеприводного фургона или грузовичка переднюю часть с двигателем и кабиной водителя и пристроить к ней большой и просторный пассажирский кузов, оперев его на двойную заднюю независимую подвеску. В результате колесная формула микроавтобуса становится 6х2, и при такой компоновке появляется возможность сделать микроавтобус низкопольным, с широким ровным центральным проходом практически по всей длине салона.

До недавнего времени у нас такие автобусы не строились, но два года назад свой концепт "ПАЗ-City" с агрегатами Volkswagen T-5 показал на Автосалоне в 2005 году Павловский автобусный завод. Спустя год аналогичный автобус "Столичный", уже на агрегатах Ford Transit, представил "Самотлор-НН". Причем нижегородцы с самого начала были нацелены на скорейшее освоение своего автобуса в серийном производстве, в этой связи вели интенсивные переговоры с Ford о поставке в Россию специальных модификаций базового Transit. В феврале договоренности как будто были достигнуты, и уже в этом году мы вправе ожидать первые товарные автобусы такого типа из Нижнего Новгорода.

В отличие от обычных маршруток в низкопольный салон "Столичного" можно попасть через две двери, переднюю двустворчатую и одностворчатую в заднем свесе. При таких "воротах" посадка пассажиров на остановках производится вдвое быстрее. Тем более что пассажирам теперь не надо самим открывать эти двери, они управляются дистанционно с места водителя.

Места на кузове, наиболее подверженные мелким повреждениям, у Sprinter закрыты пластиковыми накладками

Салон "Столичного" рассчитан на 14 посадочных мест, плюс 22 – для пассажиров, едущих стоя. Для максимального удобства все сиденья, кроме одного, расположены в автобусе по ходу движения, а в передней части салона предусмотрена большая накопительная площадка, которую можно использовать для размещения инвалидной или детской коляски. В районе задней двери тоже есть накопительная площадка, но меньшего размера. Рядом с кабиной водителя и в непосредственной близости к передней входной двери размещено единственное "неправильное" боковое кресло, которое в случае необходимости можно использовать для кондуктора, чтобы не отвлекать водителя сбором дензнаков.

С позиции водителя, трехосная машина больше напоминает настоящий автобус, чем микроавтобус, несмотря на то, что базой послужил Ford Transit. За счет возросшей массы динамика ухудшилась, а длинная база заметно увеличивает радиус его поворота. Зато благодаря низкому центру тяжести и перераспределенной по осям нагрузке у "Столичного" практически отсутствуют поперечные крены и продольная раскачка кузова. Особенно порадовало, что по сравнению с базовой моделью у "трехоски" совершенно не изменилась эргономика водительского места. Это все тот же Ford Transit. Все основные органы управления остались на своих местах, даже опускное стекло с левой стороны от водителя, несмотря на отсутствие индивидуальной входной двери (ее убрали в угоду жесткости кузова), осталось стандартное. Не изменилась и обзорность с места водителя, в том числе и через штатные зеркала заднего вида, ведь автобус прибавил в ширине всего 12 мм. Правда, за рулем низкопольного автобуса понимаешь, что передний привод и небольшой дорожный просвет не позволят ему съехать с хороших, ровных городских магистралей, поэтому его распространение заранее ограничено только крупными мегаполисами. Но ведь именно они и нуждаются в специализированных маршрутках!

Двойное ветровое стекло (верхнее от "ГАЗели")

В Чем разница?

При компоновочном и внешнем сходстве автобусов "ПАЗ-City" и "Самотлор-Столичный" они изготовлены совершенно по разным технологиям. Если кузов "пазика" построен на традиционном каркасе из металлических труб прямоугольного сечения с наружной обшивкой из пластика и металла, то автобус от "Самотлора" собран из многослойных сэндвич-панелей, армированных металлическим каркасом, с внешними пластиковыми панелями. Такой способ постройки автобусных кузовов у нас еще не применялся и является ноу-хау нижегородской фирмы. По сравнению с кузовом на металлическом каркасе кузов из сэндвич-панелей при сопоставимой жесткости получается легче, с лучшей шумо- и термоизоляцией и стойким к коррозии (сопротивление коррозии более 20 лет).

Редакция благодарит промышленную группу "Самотлор-НН" из Нижнего Новгорода за предоставленные автомобили

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен