Опубликовано: ГП 06-2004

Львовский автозавод остался без торгового дома

М. Вахромеев

Совместное российско-украинско-венгерское предприятие ЗАО «Львовский автомобильный завод» создано в 2003 г. ОАО «ЛАЗ» (50% уставного фонда), а также венгерскими компаниями Farma Market Kft и Dankar Kft. Это свидетельствует о том, что финансовая ноша для новых российских владельцев Львовского автобусного завода оказалась излишне тяжёлой, и они пошли по пути допуска к владению собственностью новых зарубежных владельцев-инвесторов.

Как известно, на заводе налажен выпуск нового модельного ряда автобусов: городских моделей большой вместимости 12-метровых ЛАЗ-5252 и 18-метровых ЛАЗ-А291; 9-, 10- и 12-метровых пригородных и туристических автобусов под брендом «Лайнер». В апреле запущен в серийное производство полутораэтажный междугородный (туристический) ЛАЗ-5208ML «НеоЛАЗ» европейского уровня (Euro-3). Ведь впереди насыщенный массовыми переездами летний сезон.

В этом году с конвейера завода сойдет пилотный образец нового низкопольного городского автобуса большой вместимости, а в начале следующего он также будет запущен в серию. По мнению руководства ТД «ЛАЗ-Украина», такая машина займет лидирующие позиции в Украине. О потенциале занять аналогичные позиции в России, где идет интенсивная подготовка к серийному производству «низкопольника» ЛиАЗ, высказывания львовян намного осторожнее. Кроме ЛАЗа в Украине над такими автобусами работают в Днепропетровске (Днепродзержинске) и Черкассах при непосредственном участии львовского же «Укравтобуспрома». В Львове начаты или, лучше сказать, возобновлены работы над автобусом малой вместимости – соперником 7- и 8-метровым российским ПАЗам, украинско-японским «Богданам» и украинско-индийским «Эталонам». Этот ход можно рассматривать и как «ответ» автобусостроителям из Павлово за недавнее их вторжение в традиционно «львовский» размерный класс.

По результатам двух прошлогодних тендеров, состоявшихся в августе и ноябре, ЛАЗ поставил коммунальному предприятию «Киевпасстранс» 50 городских автобусов. Из них 40 машин большой вместимости ЛАЗ-52527 и десять особо большой вместимости ЛАЗ-А291. Заметим, что в Киеве 230–250 машин большой и сверхбольшой вместимости, которые полностью планируется заменить новыми в течение 2004–2005 гг.

Напомним, что в ноябре 2003 г. по решению тендерного комитета Киевсовета, члены которого едва ли пользуются услугами городского транспорта, мэрия столицы Украины уже приступила к закупкам 110 городских автобусов МАЗ-103 и -105, пяти экспериментальных 15-метровых трехосных «Богданов» новой серии и 30 автобусов львовского производства. Так что заемные средства, взятые на европейском кредитном рынке, по большей части уйдут в соседнюю Белоруссию. Из львовских автобусов двадцать – это ЛАЗ-52527 и десять – просторных, если сравнивать их с минским «оппонентом» «гармошек», ЛАЗ-А291 с мягкой подвеской. Полная пассажировместимость львовских автобусов составляет 97 и 176 человек соответственно, и они призваны внести лепту в решение острой транспортной проблемы украинской столицы. Например, один большой сочлененный автобус ЛАЗ-А291 сможет заменить примерно восемь «газелеобразных маршруток», что позволит значительно разгрузить улицы и проспекты от чрезмерных транспортных потоков, повысить безопасность пассажиров, а также улучшить экологическую ситуацию в городе.

Оба автобуса укомплектованы венгерскими двигателями RABA, соответствующими европейским экологическим нормам, имеют оцинкованный кузов с колесными арками из нержавеющей стали. ЛАЗ-52527 и А291 прошли полную антикоррозионную обработку материалами Dinitrol, окрашены по технологии и материалами DuPont. Все это позволит значительно увеличить срок эксплуатации автобусов. Кроме того, на них могут устанавливаться двигатели М-В, MAN и Deutz. Моторы Deutz пока поставлены в количестве 11 ед., но в этом году планируется получить из Германии 250 этих двигателей.

Как было объявлено, в прошлом году ЛАЗ выпустил 436 автобусов, из которых 381 – нового модельного ряда, и продано 419 машин. В Украине продано 183 «Лайнера», т.е. 44% от общего количества, что после многих лет застойного периода в экономике страны примерно соответствует поставкам на российский рынок. Автобусы ушли и в Россию, в частности, 50 машин – в Новороссийск и Туапсе, в Грузию, Молдавию, Азербайджан, Таджикистан, Югославию и другие страны.

Интересно, что ЛАЗы еще с советских времен остаются весьма популярными на пригородных и междугородных маршрутах, у газовиков и нефтяников Западной Сибири и других регионов, и на других крупных предприятиях, в том числе и с иностранным капиталом, для перевозки работников. В Украине наибольшая популярность у ЛАЗов в Восточной Украине (Харькове и др.) и Крыму. В Стрые (Львовская обл.) начало работать иностранное предприятие одного из электротехнических концернов Европы и закупило 15 ЛАЗов для перевозки работников из сел Прикарпатья. Несмотря на большие инвестиции, прошлый год Львовский автозавод закончил с прибылью порядка 2 млн. грн. ($375234,5).

В этом году запланировано выпустить 850 автобусов, что почти вдвое больше, чем в прошлом году. Самым перспективным сектором потребителей львовских автобусов являются коммерческие перевозчики, закупившие в прошлом году 38% машин. Именно им будут предоставляться заемные средства на приобретение подвижного состава. Остальные покупатели в таких финансовых инструментах не нуждаются.

Произошли также серьёзные изменения в сбытовой сети ЛАЗа. Президент ЗАО «Торговый дом «ЛАЗ-Украина» Роман Николаев объявил 16 февраля о выходе из состава Наблюдательных Советов ОАО «Львовский автобусный завод» и ЗАО «Львовский автомобильный завод». Как говорится в пресс-релизе, основной причиной является несогласие г-на Николаева с политикой, проводимой названными структурами в части управления проектом «ЛАЗ». Хотя реальная причина скорее кроется в проигрыше ЛАЗом МАЗу большого тендера в Киеве, который, естественно, не понравился собственнику предприятия.

ЗАО «Торговый дом «ЛАЗ-Украина» не считает ЗАО «Львовский автомобильный завод» своим стратегическим партнером и оставляет за собой только обязательства по договору поручения с этим предприятием о продаже продукции ЛАЗа. В дальнейшем Торговый дом планирует участвовать в организации пассажирских перевозок посредством учрежденной им «Транспортной корпорации», владеющей на текущий момент пакетами акций более 50 автотранспортных предприятий Украины. Этот демарш приведёт с окончанием договорных обязательств к отходу ТД от активной работы на рынке Украины и сосредоточению торговли автобусами ЛАЗ в руках отдела сбыта завода.

В России пока всё без изменений: ОАО «АвтоЛАЗ» продолжает успешный сбыт львовских автобусов. Да и торговые показатели у него несколько лучше, нежели у его украинского «собрата».

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию