Опубликовано: ГП 04-2006

Предок «Уралов»

В.Васильев

В 1953 г. Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ) получил техническое задание на разработку полноприводного автомобиля многоцелевого назначения для транспортировки военных грузов и монтажа различных образцов вооружения. Через три года появилась опытная машина НАМИ-020 (6х6), созданная под руководством Н.И. Коротоношко. Внедорожник оснастили опытным бензиновым двигателем ЗИЛ-375 (6959 см3) мощностью 180 л.с.

В трансмиссии использовали однодисковое фрикционное сцепление, 5-ступенчатую коробку передач ЯМЗ, раздаточную коробку с двумя передачами и несимметричным межосевым дифференциалом, с муфтой отключения переднего моста, который снабдили шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, колесными редукторами и одноступенчатой спирально-конической главной передачей. Задние ведущие мосты имели главную передачу проходного типа и симметричный межосевой дифференциал, блокируемый с помощью пневмопривода. Герметичные тормоза оснащались пневмогидравлическим приводом, рулевой механизм – гидроусилителем. Специальное устройство могло менять давление воздуха в односкатных шинах вездеходного типа размером 14.00-20. Автомобиль оборудовали предпусковым подогревателем двигателя, обогревом кабины и аккумуляторных батарей. Трехместную кабину изготовили на ГАЗе. Цельнометаллическая платформа с тремя рядами откидных сидений рассчитана на перевозку груза массой до 5 т. Сзади под платформой разместилась тросовая лебедка. Машина уверенно двигалась по снежной целине глубиной до одного метра, сухому сыпучему песку, луговине, размокшей пашне, размытому проселку, преодолевал подъемы крутизной до 32° и броды глубиной до 1,2 м. На бездорожье автомобиль уверенно буксировал прицеп полной массой 5 т. В дальнейшем НАМИ-020 стал прототипом семейства грузовиков «Урал-375».

Для армейских нужд

В 1956 г. был создан двухосный полноприводный армейский грузовик МАЗ-502 грузоподъемностью 4 т. – один из первых серийных моделей повышенной проходимости с постоянным приводом на все колеса, поскольку передний мост не отключался. Энергетические потребности внедорожника обеспечивал 4,65-литровый двухтактный четырехцилиндровый дизель ЯМЗ-М204В с непосредственным впрыском топлива, развивавший мощность 135 л.с. Необходимый диапазон тяговых и скоростных характеристик обеспечивали 5-ступенчатая КП и двухступенчатая раздаточная коробка с обеими понижающими передачами. Среди особенностей устройства грузовика можно отметить несимметричный блокируемый межосевой дифференциал, передававший на задний мост 2/3 крутящего момента, редукторы в ступицах колес переднего моста для увеличения дорожного просвета и односкатные колеса размером 15.00-20 с одинаковой колеей.

Спереди и сзади устанавливались полуэллиптические рессоры с гидравлическими амортизаторами. МАЗ-502 оборудовали сварной металлической открытой бортовой платформой, которая снабжалась решетчатыми щитами для увеличения объема при транспортировке легковесных грузов, откидными сиденьями для перевозки людей и съемными дугами с брезентовым тентом. Автомобиль мог буксировать прицеп полной массой до 9,5 т по шоссе и 5 т – по грунтовым дорогам. Закрытая трехместная кабина машины с деревянным каркасом и металлической обшивкой снабжалась отопителем. Максимальная скорость внедорожника полной массой 11,7 т достигала 50 км/ч.

На модификации МАЗ-502А дополнительно монтировали лебедку самовытаскивания. Выпускали также седельный тягач МАЗ-502В, способный транспортировать 15 т грузов. Такую же полезную нагрузку имел тягач ПТЛ-502 для работы в составе автопоезда-трубоплетевоза.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен