Опубликовано: ГП 10-2007
Достижения участников конкурса «Truck of the Year», постер к журналу Грузовик Пресс №10, 2007

Truck of the Year: 30 лет традиций

Александр Трохачёв,
фото из архива «Грузовик Пресс»

Международный конкурс «Truck of the Year», придуманный профессионалами транспортной отрасли, в 2006 году отметил свой 30-летний юбилей. Но даты обладателей престижного титула, первого и нынешнего, разделяют ровно три десятилетия: 1977-й и 2007-й. Накануне объявления очередного победителя, коронуемого на 2008 год, самое время оглянуться и вспомнить всех поименно.

Все началось в 1976 году. Производитель инновационных грузовиков Seddon Atkinson, ставший впоследствии частью специального подразделения концерна IVECO, выпустил перспективную модель 200. Выдвинутая вперед бескапотная кабина, свежий и, как сейчас говорят, продвинутый дизайн сразу выделили машину среди остальных «европейцев». На автомобиль устанавливали американский двигатель IH.358, выпускаемый в Германии, который тоже заслуживал похвалы.

Пэт Кеннет (Pat Kennett), редактор британского журнала «Truck», взял Seddon Atkinson 200 на тест. Во время редакционных испытаний он по достоинству оценил хорошую обзорность с места водителя, малооборотный (а значит, экономичный) двигатель, комфорт в кабине. По отзывам журналиста, новинка по ряду параметров превосходила самые популярные в то время грузовики Volvo и Scania. Но чтобы не быть обвиненным в предвзятости и необъективности, Пэт Кеннет разработал методику оценки дизайна и конструктивных решений грузовых автомобилей и поделился своими мыслями с издателем журнала Эндрю Франклом (Andrew Frankl). Зная о результатах теста, тот воскликнул: «Так тому и быть! Этот грузовик достоин награды». В тот же день и родилась идея присуждения титула «Грузовик года» («Truck of the Year»). Через несколько месяцев официальную церемонию конкурса проводил директор по маркетингу Ричард Айд (Richard Ide). Так был заложен фундамент доброй традиции отмечать лучшие достижения производителей коммерческого транспорта один раз в год.

В состав действующего жюри входят транспортные журналисты из 19 стран Европы (см. табл.), и не всегда издание представляет главный редактор – в ряде случаев в жюри состоит обозреватель газеты или журнала. А нынешним президентом конкурса «Грузовик года» является англичанин Энди Солтер (Endy Solter).

Члены жюри европейского конкурса «Truck of the Year»
(данные к 25 летнему юбилею)
Страна – член жюри конкурса Название издания Ежемесячный тираж, экз. Год основания издания Главный редактор Член жюри конкурса
Австрия Traktuell 12 000 1992 Helmut Tober Helmut Tober
Бельгия Transporama 22 500 1982 Leo Nuyens* Leo Nuyens*
Великобритания Truck Magazine 21 614 1974 Brian Weatherley Andy Salter
Венгрия Camion Truck Magazine 25 000 1989 Marina Klezl Bertalan Kiss
Германия Verkehrs Rundschau 20 000
еженедельно
1946 Helmut Schneikart Helmut Schneikart
Голландия Truck & Transport Management 12 300 1985 Pieter Wieman Pieter Wieman
Греция Troxoi & TIR 10 000 1988 Emmanuel Agrimanakis Emmanuel Agrimanakis
Дания Transport og Logistik 5500 1998 John Larsen Ivan Stjernqvist
Ирландия Fleet Management 6200 1988 Phil O’Kelly Phil O’Kelly
Испания Transporte Mundial 35 000 1984 Pedro Gutiе’rez Javier Pedroche
Италия Tuttotrasporti 70 000 1978 Dr. Lorenzo Raffo Dr. Lorenzo Raffo
Норвегия Anlegg & Transport 23 000 1984 Bjоrn Eilert Eriksen Bjоrn Eilert Eriksen
Португалия Veiculos & Negocios 3000
каждые 2 месяца
1996 Fausto Grilo Fausto Grilo
Россия Авторевю 220 000
2 раза в месяц
1990 Михаил
Подорожанский
Фёдор Лапшин
Словакия Trucker CS 30 000 1991 Stan Cvengross Stan Cvengross
Финляндия Auto, tekniikka ja kuljetus 21 000 1979 Martti Peltonen Martti Peltonen
Франция L’Officiel des Transporteurs 20 000
еженедельно
1925 Bruno Tе’reygeol Bruno Tе’reygeol
Швеция iTrafik 10 000 1985 Tiit Tamme Tiit Tamme
Швейцария Automobil Revue 70 000
2 раза в месяц
1906 Max Nоtzli Markus Huber
*Недавно Лео Нуенса, увы, не стало. Эстафету принял его коллега Михаэль Уттекё.

Свод правил конкурса небольшой и умещается на полутора страницах печатного текста листа формата А4. Пересказывать их суть незачем: и так понятно, что автомобиль оценивается в комплексе – дизайн, экологичность, производительность. При оценке машины из списка отобранных кандидатов каждый член жюри может распоряжаться 12 баллами. Одному грузовику нельзя присуждать более 7 баллов. Голосование тайное и проводится только после того, как все члены жюри ознакомятся с техникой лично. Для этого проводятся тест-драйвы на полигонах, совершаются визиты на заводы, организуются посещения выставок и презентаций. Несмотря на то, что победитель в конкурсе только один, после его оглашения принято открыто публиковать данные о результатах голосования. Например, в 2007 году они выглядят следующим образом:

  • DAF XF105             86 баллов
  • Renault Premium    61 балл
  • Volvo FL                  31 балл
  • Volvo FH16.660      28 баллов
  • MAN TGM              15 баллов
  • DAF LF                    7 баллов

Призеры не отмечаются наградами, поэтому позиционирование на втором и третьем местах, скорее, утешительное. Но некоторые производители любят подчеркивать, что они уступили лидеру всего несколько баллов. «Несколько» означает от двух и более, потому что в истории конкурса еще ни разу победителя и серебряного призера не разделял один балл. По 2 балла между первым и вторым местом было в 1981 и 1995 гг. Минимальный разрыв говорит о том, насколько сложным было голосование. Разница во мнениях приводит к тому, что порой второе и третье места разделяет всего 1 балл: так было в 1981 и 1982 гг. Но имеет место и гигантский разрыв в очках, что свидетельствует о единодушии членов жюри. Например, в 2006 году первое и второе места разделили 55 баллов, в 1991 году – 53 балла, в 2003 году – 52 балла. Но рекордсменом по отрыву от ближайшего преследователя является MAN TGA: 70 очков форы перед Renault Midlum (114 баллов против 44) в 2001 году.

Комментировать ... >>