![](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/00.jpg)
Музей военной автомобильной техники при РВАИ
Давно в нашем Отечестве витает идея о создании национального автомобильного музея, да не получается ее осуществить. У государства до этого руки не доходят, а частные автомобильные собрания на звание «национального музея» пока не тянут – или экспонатов мало, или их состояние оставляет желать лучшего, или в этих «музеях» преобладают зарубежные автомобили, которые к истории нашей страны имеют весьма посредственное отношение. И все же есть на земле русской одно собрание автомобилей, которое может считаться настоящим «алмазным фондом» отечественных автомобилей – это Музей военной автомобильной техники при Военном автомобильном институте в Рязани.
По количеству собранных экспонатов, их уникальности и ухоженности, а также по размеру и качеству выставочной площади этому музею нет равных в России. Но почему же о нем почти ничего не известно? Все объясняется очень просто – музей принадлежит военным и находится на территории действующей воинской части. Его найти в самой Рязани не просто, а тем более туда по пасть. Но все же при большом желании и предварительной договоренности с руководством военного института и музея посетить его может каждый, была бы возможность добраться до Рязани. Хорошо понимая, что такое путешествие не каждому по силам, мы решили на страницах журнала показать наиболее интересные экспонаты и рассказать о самом музее.
![Studebaker US6, поставляемый в нашу страну по ленд-лизу. Его «отверточная» сборка осуществлялась на многих сборочных заводах на территории СССР. Родная металлическая платформа на Studebaker не сохранилась и вместо нее установлена стандартная от ЗИЛ-131](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/01.jpg)
Открытие музея было приурочено к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Были сформированы основные выставочные площади музея и собран костяк экспонатов. Таким образом, сразу после открытия он стал крупнейшим автомобильным музеем в стране. Наиболее редкие и интересные автомобили в музей передал военный научно-исследовательский институт из подмосковных Бронниц (21-й НИИ Минобороны). Какие-то автомобильные экспонаты нашлись в самом рязанском училище, а что-то разыскивали по военным автомобильным частям Российской Армии. К переоборудованию помещений, реставрации автомобилей и оформлению экспозиции привлекались и привлекаются курсанты автомобильного училища, которые делают это с большим удовольствием. Им же интересно «вживую» пообщаться со старыми и редкими автомобилями, а музей благодаря курсантской помощи активно развивается.
Открытие музея было приурочено к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Были сформированы основные выставочные площади музея и собран костяк экспонатов. Таким образом, сразу после открытия он стал крупнейшим автомобильным музеем в стране. Наиболее редкие и интересные автомобили в музей передал военный научно-исследовательский институт из подмосковных Бронниц (21-й НИИ Минобороны). Какие-то автомобильные экспонаты нашлись в самом рязанском училище, а что-то разыскивали по военным автомобильным частям Российской Армии. К переоборудованию помещений, реставрации автомобилей и оформлению экспозиции привлекались и привлекаются курсанты автомобильного училища, которые делают это с большим удовольствием. Им же интересно «вживую» пообщаться со старыми и редкими автомобилями, а музей благодаря курсантской помощи активно развивается.
![Ремонтная передвижная мастерская типа А (летучка ПМ-3) на шасси ГАЗ-ММ упрощенного военного образца](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/02.jpg)
Но существование музея за прошедшие годы не назовешь безоблачным. Несколько лет назад, не выдержав нагрузки талого снега, рухнула крыша ангара с экспозицией легковых автомобилей. Сильно пострадало само помещение, серьезные повреждения получили автомобили. Пришлось ремонтировать помещение и заново восстанавливать поврежденные экспонаты, но все обошлось.
За последние годы территория музея расширилась – появились новые автомобили на открытой площадке, открылся новый выставочный ангар, посвященный истории развития военных ремонтных мастерских. И сегодня в трех ангарах и на открытой площадке собрано около сотни автомобилей, колесных и гусеничных транспортеров, мотоциклов. Многие из них находятся в исправном рабочем состоянии и регулярно принимают участие в парадах и выставках старой техники. Помимо автомобилей на стеллажах в трех ангарах для всеобщего обозрения выставлены тысячи архивных фотографий, документов, проспектов, юбилейных альбомов, которые представляют большой интерес для любителей отечественной автоистории.
![Опытный автомобиль ГАЗ-3301. О других сохранившихся экземплярах этой машины неизвестно](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/03.jpg)
![Автомобильная кислорододобывающая станция АКДС-70 на шасси МАЗ-200 производства механического завода «Уралец» в Свердловской области](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/04.jpg)
![Автомобильная водорододобывающая установка АВДУ-1 на шасси ЗИЛ-164А](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/05.jpg)
![Опытный КрАЗ-5Э6315. Как и на КрАЗ-6Э6316, трехместная кабина оснащена пуленепробиваемыми ветровыми стеклопакетами и имитацией навесной брони из 6-мм алюминиевых листов](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/06.jpg)
![Опытный бортовой автомобиль КрАЗ-6Э6316 изготовлен по теме «Открытие» в 1987 г. всего в двух экземплярах. Сохранился только этот](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/07.jpg)
![Опытный автопоезд ЗИЛ-6009 (1990 г.) с колесной формулой 10х10 в составе седельного тягача ЗИЛ-443114 и полуприцепа с активными ведущими мостами. Крутящий момент на прицеп передается с помощью карданной передачи, пропущенной прямо через седло тягача](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/08.jpg)
![Опытный автопоезд ЗИЛ-6009 (1990 г.) с колесной формулой 10х10 в составе седельного тягача ЗИЛ-443114 и полуприцепа с активными ведущими мостами. Крутящий момент на прицеп передается с помощью карданной передачи, пропущенной прямо через седло тягача](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/09.jpg)
![На стендах музея много редких фотографий, эта с испытаний экспериментального автомобиля «Урал-379А» (1970 г.)](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/10.jpg)
![Опытный образец автомобиля «Урал-4322» (1989 г.) с дизельным двигателем воздушного охлаждения](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/11.jpg)
![В музее есть автомобили, списанные после службы в «горячих» точках. Этот «Урал-4320.10» с комплектом локальной навесной брони попал под обстрел в Чечне – на автомобиле хорошо заметны боевые «ранения»](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/12.jpg)
![Один из ранних опытных образцов автомобиля «Урал-5323» (1985 г.)](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/13.jpg)
![Опытный образец амфибии ВАЗ-2122 из последней промышленной партии (1985 г.). Второй такой автомобиль находится в заводском техническом музее](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/14.jpg)
![Промышленная партия плавающего транспортера ЛуАЗ-1901, для конспирации получившего гражданское название «Геолог», была изготовлена в 1980-х годах. Он даже попал на службу в строевые инженерные части, но с тех пор сохранились единицы этого автомобиля](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/15.jpg)
![Опытный автомобиль ЗИЛ-433410 (1992 г.) разработан с учетом армейских требований](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/16.jpg)
![Балластный тягач БАЗ-69531 с двигателем ЯМЗ-238Н. Таких машин было сделано немного, но они еще встречаются в войсках. А через десяток лет это будет уникальный музейный экспонат](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/17.jpg)
![БАЗ-6944 – плавающее шасси для ракетного комплекса «Ока». В войска эти машины поступили в середине 1980-х годов, но вскоре были ликвидированы по договору о разоружении ОСВ-1. Теперь такие машины можно встретить лишь в музеях](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/18.jpg)
![Автомобили «КамАЗ Мустанг» начали разрабатывать в конце 1980-х годов. А в начале 1990-х опытные экземпляры КамАЗ-4350 и КамАЗ-5350 уже проходили всесторонние испытания](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/20.jpg)
![Автомобили «КамАЗ Мустанг» начали разрабатывать в конце 1980-х годов. А в начале 1990-х опытные экземпляры КамАЗ-4350 и КамАЗ-5350 уже проходили всесторонние испытания](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/19.jpg)
![Этому автомобилю не исполнилось еще двух лет, а он уже относится к разряду раритных. Специальный репликар завода ЗИЛ, стилизованный под фронтовой ЗИС-5, изготовлен к юбилейному параду на Красной площади в 2005 г. Всю партию этих автомобилей после парада переоборудовали в обычные машины, а в таком виде осталось только два экземпляра – один на заводе, другой в рязанском музее](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/21.jpg)
![Едва ли не самый первый опытный образец «КамАЗ-6350 Мустанг» еще со стандартной кабиной с внешним усиливающим каркасом](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/22.jpg)
![В 1990 г. в рамках темы «ГАК» было построено четыре опытных автомобиля УАЗ-3972](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/23.jpg)
![В 1990 г. в рамках темы «ГАК» было построено четыре опытных автомобиля УАЗ-3972](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/24.jpg)
![Глядя на опытный «УАЗ-3907 Ягуар», не сразу догадаешься, что это амфибия. В рязанском музее сразу два экземпляра этой уникальной машины: I (1981 г.) и II (1984 г.) опытной серии. У машины второй серии заметны улучшения в кузове, салоне и на панели приборов](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/25.jpg)
![Армейский автомобиль УАЗ-3172, созданный в рамках темы «Вагон», построен всего в девяти экземплярах](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/26.jpg)
![Из четырех построенных в 1985–1987 гг. автомобилей УАЗ-3171 на данный момент известно о двух сохранившихся. Один из них в оригинальном виде находится в Рязани, а второй, переделанный до неузнаваемости, до сих пор выступает в соревнованиях по джип-триалу](/article/2991-almazniy-fond-avtomobilestroeniya/Images/27.jpg)
Время работы музея:
по будним дням с 9:00 до 18:00 с перерывом на обед с 13:00 до 14:00.
О своем намерении посетить музей предварительно необходимо сообщить по телефону (4912) 920136, доб. 674.
Контактное лицо – заместитель начальника музея Вандер Рудольф Васильевич.