Опубликовано: ГП 04-2007
Алмазный фонд автомобилестроения

Музей военной автомобильной техники при РВАИ

Максим Шелепенков,
фото автора, Дмитрия Гладкого, Сергея Андреева, Владимира Новосёлова, Дмитрия Кирюшина и Дениса Дементьева

Давно в нашем Отечестве витает идея о создании национального автомобильного музея, да не получается ее осуществить. У государства до этого руки не доходят, а частные автомобильные собрания на звание «национального музея» пока не тянут – или экспонатов мало, или их состояние оставляет желать лучшего, или в этих «музеях» преобладают зарубежные автомобили, которые к истории нашей страны имеют весьма посредственное отношение. И все же есть на земле русской одно собрание автомобилей, которое может считаться настоящим «алмазным фондом» отечественных автомобилей – это Музей военной автомобильной техники при Военном автомобильном институте в Рязани.

По количеству собранных экспонатов, их уникальности и ухоженности, а также по размеру и качеству выставочной площади этому музею нет равных в России. Но почему же о нем почти ничего не известно? Все объясняется очень просто – музей принадлежит военным и находится на территории действующей воинской части. Его найти в самой Рязани не просто, а тем более туда по пасть. Но все же при большом желании и предварительной договоренности с руководством военного института и музея посетить его может каждый, была бы возможность добраться до Рязани. Хорошо понимая, что такое путешествие не каждому по силам, мы решили на страницах журнала показать наиболее интересные экспонаты и рассказать о самом музее.

Studebaker US6, поставляемый в нашу страну по ленд-лизу. Его «отверточная» сборка осуществлялась на многих сборочных заводах на территории СССР. Родная металлическая платформа на Studebaker не сохранилась и вместо нее установлена стандартная от ЗИЛ-131
Studebaker US6, поставляемый в нашу страну по ленд-лизу. Его «отверточная» сборка осуществлялась на многих сборочных заводах на территории СССР. Родная металлическая платформа на Studebaker не сохранилась и вместо нее установлена стандартная от ЗИЛ-131

Открытие музея было приурочено к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Были сформированы основные выставочные площади музея и собран костяк экспонатов. Таким образом, сразу после открытия он стал крупнейшим автомобильным музеем в стране. Наиболее редкие и интересные автомобили в музей передал военный научно-исследовательский институт из подмосковных Бронниц (21-й НИИ Минобороны). Какие-то автомобильные экспонаты нашлись в самом рязанском училище, а что-то разыскивали по военным автомобильным частям Российской Армии. К переоборудованию помещений, реставрации автомобилей и оформлению экспозиции привлекались и привлекаются курсанты автомобильного училища, которые делают это с большим удовольствием. Им же интересно «вживую» пообщаться со старыми и редкими автомобилями, а музей благодаря курсантской помощи активно развивается.

Открытие музея было приурочено к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Были сформированы основные выставочные площади музея и собран костяк экспонатов. Таким образом, сразу после открытия он стал крупнейшим автомобильным музеем в стране. Наиболее редкие и интересные автомобили в музей передал военный научно-исследовательский институт из подмосковных Бронниц (21-й НИИ Минобороны). Какие-то автомобильные экспонаты нашлись в самом рязанском училище, а что-то разыскивали по военным автомобильным частям Российской Армии. К переоборудованию помещений, реставрации автомобилей и оформлению экспозиции привлекались и привлекаются курсанты автомобильного училища, которые делают это с большим удовольствием. Им же интересно «вживую» пообщаться со старыми и редкими автомобилями, а музей благодаря курсантской помощи активно развивается.

Ремонтная передвижная мастерская типа А (летучка ПМ-3) на шасси ГАЗ-ММ упрощенного военного образца

Но существование музея за прошедшие годы не назовешь безоблачным. Несколько лет назад, не выдержав нагрузки талого снега, рухнула крыша ангара с экспозицией легковых автомобилей. Сильно пострадало само помещение, серьезные повреждения получили автомобили. Пришлось ремонтировать помещение и заново восстанавливать поврежденные экспонаты, но все обошлось.

За последние годы территория музея расширилась – появились новые автомобили на открытой площадке, открылся новый выставочный ангар, посвященный истории развития военных ремонтных мастерских. И сегодня в трех ангарах и на открытой площадке собрано около сотни автомобилей, колесных и гусеничных транспортеров, мотоциклов. Многие из них находятся в исправном рабочем состоянии и регулярно принимают участие в парадах и выставках старой техники. Помимо автомобилей на стеллажах в трех ангарах для всеобщего обозрения выставлены тысячи архивных фотографий, документов, проспектов, юбилейных альбомов, которые представляют большой интерес для любителей отечественной автоистории.

Опытный автомобиль ГАЗ-3301. О других сохранившихся экземплярах этой машины неизвестно
Автомобильная кислорододобывающая станция АКДС-70 на шасси МАЗ-200 производства механического завода «Уралец» в Свердловской области
Автомобильная кислорододобывающая станция АКДС-70 на шасси МАЗ-200 производства механического завода «Уралец» в Свердловской области
Автомобильная водорододобывающая установка АВДУ-1 на шасси ЗИЛ-164А
Опытный КрАЗ-5Э6315. Как и на КрАЗ-6Э6316, трехместная кабина оснащена пуленепробиваемыми ветровыми стеклопакетами и имитацией навесной брони из 6-мм алюминиевых листов
Опытный бортовой автомобиль КрАЗ-6Э6316 изготовлен по теме «Открытие» в 1987 г. всего в двух экземплярах. Сохранился только этот
Опытный бортовой автомобиль КрАЗ-6Э6316 изготовлен по теме «Открытие» в 1987 г. всего в двух экземплярах. Сохранился только этот
Опытный автопоезд ЗИЛ-6009 (1990 г.) с колесной формулой 10х10 в составе седельного тягача ЗИЛ-443114 и полуприцепа с активными ведущими мостами. Крутящий момент на прицеп передается с помощью карданной передачи, пропущенной прямо через седло тягача Опытный автопоезд ЗИЛ-6009 (1990 г.) с колесной формулой 10х10 в составе седельного тягача ЗИЛ-443114 и полуприцепа с активными ведущими мостами. Крутящий момент на прицеп передается с помощью карданной передачи, пропущенной прямо через седло тягача
На стендах музея много редких фотографий, эта с испытаний экспериментального автомобиля «Урал-379А» (1970 г.)
Опытный образец автомобиля «Урал-4322» (1989 г.) с дизельным двигателем воздушного охлаждения
В музее есть автомобили, списанные после службы в «горячих» точках. Этот «Урал-4320.10» с комплектом локальной навесной брони попал под обстрел в Чечне – на автомобиле хорошо заметны боевые «ранения»
Один из ранних опытных образцов автомобиля «Урал-5323» (1985 г.)
Опытный образец амфибии ВАЗ-2122 из последней промышленной партии (1985 г.). Второй такой автомобиль находится в заводском техническом музее
Опытный образец амфибии ВАЗ-2122 из последней промышленной партии (1985 г.). Второй такой автомобиль находится в заводском техническом музее
Промышленная партия плавающего транспортера ЛуАЗ-1901, для конспирации получившего гражданское название «Геолог», была изготовлена в 1980-х годах. Он даже попал на службу в строевые инженерные части, но с тех пор сохранились единицы этого автомобиля
Опытный автомобиль ЗИЛ-433410 (1992 г.) разработан с учетом армейских требований
Опытный автомобиль ЗИЛ-433410 (1992 г.) разработан с учетом армейских требований
Балластный тягач БАЗ-69531 с двигателем ЯМЗ-238Н. Таких машин было сделано немного, но они еще встречаются в войсках. А через десяток лет это будет уникальный музейный экспонат
БАЗ-6944 – плавающее шасси для ракетного комплекса «Ока». В войска эти машины поступили в середине 1980-х годов, но вскоре были ликвидированы по договору о разоружении ОСВ-1. Теперь такие машины можно встретить лишь в музеях
БАЗ-6944 – плавающее шасси для ракетного комплекса «Ока». В войска эти машины поступили в середине 1980-х годов, но вскоре были ликвидированы по договору о разоружении ОСВ-1. Теперь такие машины можно встретить лишь в музеях
Автомобили «КамАЗ Мустанг» начали разрабатывать в конце 1980-х годов. А в начале 1990-х опытные экземпляры КамАЗ-4350 и КамАЗ-5350 уже проходили всесторонние испытания Автомобили «КамАЗ Мустанг» начали разрабатывать в конце 1980-х годов. А в начале 1990-х опытные экземпляры КамАЗ-4350 и КамАЗ-5350 уже проходили всесторонние испытания
Этому автомобилю не исполнилось еще двух лет, а он уже относится к разряду раритных. Специальный репликар завода ЗИЛ, стилизованный под фронтовой ЗИС-5, изготовлен к юбилейному параду на Красной площади в 2005 г. Всю партию этих автомобилей после парада переоборудовали в обычные машины, а в таком виде осталось только два экземпляра – один на заводе, другой в рязанском музее
Едва ли не самый первый опытный образец «КамАЗ-6350 Мустанг» еще со стандартной кабиной с внешним усиливающим каркасом
В 1990 г. в рамках темы «ГАК» было построено четыре опытных автомобиля УАЗ-3972 В 1990 г. в рамках темы «ГАК» было построено четыре опытных автомобиля УАЗ-3972
Глядя на опытный «УАЗ-3907 Ягуар», не сразу догадаешься, что это амфибия. В рязанском музее сразу два экземпляра этой уникальной машины: I (1981 г.) и II (1984 г.) опытной серии. У машины второй серии заметны улучшения в кузове, салоне и на панели приборов
Глядя на опытный «УАЗ-3907 Ягуар», не сразу догадаешься, что это амфибия. В рязанском музее сразу два экземпляра этой уникальной машины: I (1981 г.) и II (1984 г.) опытной серии. У машины второй серии заметны улучшения в кузове, салоне и на панели приборов
Армейский автомобиль УАЗ-3172, созданный в рамках темы «Вагон», построен всего в девяти экземплярах
Из четырех построенных в 1985–1987 гг. автомобилей УАЗ-3171 на данный момент известно о двух сохранившихся. Один из них в оригинальном виде находится в Рязани, а второй, переделанный до неузнаваемости, до сих пор выступает в соревнованиях по джип-триалу

Время работы музея:

по будним дням с 9:00 до 18:00 с перерывом на обед с 13:00 до 14:00.

О своем намерении посетить музей предварительно необходимо сообщить по телефону (4912) 920136, доб. 674.

Контактное лицо – заместитель начальника музея Вандер Рудольф Васильевич.

Комментировать ... >>
Loading...