Опубликовано: ГП 04-2021
Воздушная фильтрация

Выбор воздушного фильтра автомобильного двигателя

Даниил Минаев, фото автора

Рассматриваем тонкости, связанные с использованием воздушного фильтра автомобильного двигателя. Предупреждаем о характерных ошибках и заблуждениях.

Чистые «лёгкие» для ДВС: как выбрать качественный воздушный фильтр

Воздух – такой же полноправный компонент топливовоздушной смеси для автомобильного двигателя, как и топливо. Почему важно, чтобы этот воздух был чистым и как этого добиться?

Среднестатистический частный легковой автомобиль в России за год проезжает около 15 000 км, служебная легковушка уже около 25 000 вёрст, грузовик втрое больше, магистральный автопоезд или междугородный автобус набегает около 100 000 км. За это время двигатель пропускает через себя сотни тысяч кубометров воздуха: ведь для сжигания 1 кг топлива вам необходимо в среднем 14,7 кг воздуха. Если бы не воздушный фильтр, в этом объёме могли бы содержаться килограммы пыли и прочего мусора. И каждая такая частичка превращалась бы в своего рода «наждак» для абразивного износа деталей двигателя.

Кроме того, пыль в двигателе влияет на корректность работы датчика массового расхода воздуха, на основе показаний которого рассчитываются параметры топливовоздушной смеси. Загрязнённый фильтр пропускает через себя меньше воздуха. Всё это может стать причиной перерасхода топлива, снижения мощности двигателя и других неприятностей.

Как выбрать качественный фильтр

Для начала нужно понимать, каким параметрам и требованиям он должен соответствовать.

Коэффициент пропускания пыли у воздушного фильтра должен составлять не более 1% (т. е. 99% загрязняющих частиц он должен задерживать). Но на практике многие качественные фильтры справляются с этой задачей лучше, пропуская чуть более 0,5% пыли и даже меньше. Казалось бы разница незначительная, однако для двигателя весьма существенная: в первом случае в него попадет 10 г пыли на условный килограмм задержанной фильтром, а во втором – в два раза меньше.

Поскольку фильтр контактирует с внешним воздухом, а значит, с содержащимися в нём парами воды, топлива, газами, важно, чтобы материал, из которого он изготовлен, был достаточно прочным, не размокал, не слипался и не деформировался. Фильтр должен выдерживать воздействие высоких температур без риска воспламенения.

В большинстве воздушных фильтров основным рабочим элементом является специальная фильтрующая бумага (нетканые синтетические материалы используются намного реже и стоят существенно дороже). При этом важна её пылеёмкость – способность фильтра накапливать частицы грязи и не пропускать их дальше до максимальной потери давления.

Современный воздушный фильтр даунсайзингового современного двигателя с турбонаддувом имеет дополнительное армирование, чтобы сохранять геометрию при высоком разрежении на впуске, и снабжён дополнительной противопылевой шторой грубой фильтрации
Современный воздушный фильтр даунсайзингового современного двигателя с турбонаддувом имеет дополнительное армирование, чтобы сохранять геометрию при высоком разрежении на впуске, и снабжён дополнительной противопылевой шторой грубой фильтрации
Современный воздушный фильтр даунсайзингового современного двигателя с турбонаддувом имеет дополнительное армирование, чтобы сохранять геометрию при высоком разрежении на впуске, и снабжён дополнительной противопылевой шторой грубой фильтрации

Фильтровальная бумага и гофры

Чтобы увеличить площадь фильтрующей поверхности, её складывают «гармошкой», и чем бумага тоньше, тем больше гофр получается. Так что по количеству складок уже можно судить о качестве фильтра и эффективности его работы.

Чтобы даже самая тонкая бумага оставалась прочной (гофры должны сохранять свою геометрию и не деформироваться) и получала все необходимые свойства, о которых говорилось, её обрабатывают специальными составами, например, базовый слой из микроволокна пропитывается синтетической смолой. Это продлевает срок службы фильтра и повышает эффективность его работы, но и увеличивает стоимость.

Важное значение имеет точность соблюдения предусмотренных для той или иной модели размеров воздушного фильтра, надёжность соединений и качество уплотняющих материалов. Для обеспечения лучшей герметичности и точности подгонки используются уплотнители из гибкого и эластичного полиуретана.

Демонстрируется низкокачественный или вовсе поддельный воздушный фильтр грузового автомобиля. Уплотнения должны быть эластичными, а вот корпус наоборот достаточно жёстким

Предостерегаем от распространённого заблуждения

В попытке сэкономить на техобслуживании нередко предпочитают покупать самые недорогие воздушные фильтры, а их посредственное качество пытаются компенсировать более частой заменой. Но главная проблема дешёвых фильтров – низкое качество фильтровальной бумаги и малая площадь рабочей поверхность из-за малого количества гофр. Вот эти самые параметры сокращением интервала замены никак не исправить: такие фильтры плохо справляются со своими задачами изначально. Поэтому качественный воздушный фильтр не только прослужит дольше, но и обеспечит по настоящему надёжную защиту двигателя.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию