Опубликовано: ГП 03-2021
Бенефис одной команды

18-й подиум команды «КАМАЗ-мастер»
на 43-м «Дакаре»

Айрат Алеев
Фото КАМАЗ-мастер

Команда «КАМАЗ-мастер» в антиковидных масках выглядела как банда налётчиков. Юбилейный 30-й старт в 43-м издании «Дакара» позволил команде из Набережных Челнов в 18-й раз отстоять титул чемпионов. Исторический рекорд позволил сравняться по количеству побед с мотоциклетной командой КТМ.

Это не спорт! Это ограбление!

Взять три места на подиуме – это ли не наглость и подтверждение класса российских спортсменов планетарного уровня? В мире нет ни одной профессиональной команды такого ранга, как на «КАМАЗе». И тем не менее даже для руководителя команды Владимира Чагина финиш всех четырёх машин стал приятной неожиданностью.

Климатические особенности и географическое положение Аравийского полуострова стали основными при корректировке программы и отразились на настройках гоночных машин. Прошлогодние проблемы заставили поработать над увеличением надёжности двигателей КАМАЗ-43509, а также отработать аэродинамику четырёх заявленных на старт грузовиков с целью улучшения охлаждения различных систем. Пришлось также снизить центры тяжести и сократить время повышения давления в шинах.

Четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер» участвовали в «Дакаре-2021»:

№ 500 пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев,
механик Игорь Леонов;
№ 501 пилот Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин,
механик Иван Татаринов;
№ 507 пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев,
механик Ильгиз Ахметзянов;
№ 509 пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов,
механик Ахмет Галяутдинов.

Маски-шоу

Сложная ситуация с пандемией коронавируса, сложившаяся в мире, не обошла стороной и 43-е издание «Дакара». Разрешение стартовать в ралли получили лишь те спортсмены, которые успешно сдали ПЦР-тесты на COVID-19. При условии, что не возникнет проблем и на обязательных административных и технических проверках. В итоге допущенных оказалось почти 500 спортсменов из нескольких десятков стран мира. Из заявленных на «Дакар» 321 транспортного средства к старту были допущены только 299 (в том числе 23 машины Dakar Classic). Однако в 2-недельный марафон отправилось 286 единиц спортивной техники (в 2020-м – 342 гоночных средства): 101 мотоцикл, 16 квадроциклов, 64 внедорожника, 61 багги и 44 грузовика.

За 12 этапов гоночный караван должен был преодолеть почти 7700 км, а боевая дистанция на просторах Аравийского полуострова составила без малого 4700 км. В непростой борьбе с камазовцами сошлись IVECO, МАЗ, MAN, Praga, Renault и Tatra.

I этап, 3 января, Джидда – Биша

43-й по счёту «Дакар» стартовал 3 января с побережья Красного моря из портовой Джидды. Общий маршрут окольцевал королевство и растянулся на 8000 км, из которых 4800 пришлись на скоростные спецучастки. Первые 11 км нулевого этапа позволили организаторам отодвинуть новичков и дать возможность более опытным пилотам занять высокие места в стартовом протоколе I этапа марафона. Первым грузовой зачёт, сохранивший все 44 заявленных на «Дакар» автомобиля, в 13:30 открыл белорусский экипаж Сергея Вязовича на МАЗе.

И сразу же началась борьба с густой пылью, песком и трудностями с ориентацией, из-за чего экипаж № 509 Айрата Мардеева потерял 25 минут. Большое количество низких деревьев, кустов, камней и извилистые каменистые каньоны потрепали машину уже на первом этапе.

II этап, 4 января, Биша – Вади-ад-Давасир

На втором этапе общей протяжённостью 685 км, из которых 457 км были боевыми, песчаные холмы растянулись на 30 км. Петляющий маршрут с севера на юг вывел участников строго на восток через высохшие русла рек к пустыне Руб-эль-Хали. Весь маршрут характеризовался тяжёлыми песками, рваными колёсами и жёсткой конкуренцией.

III этап, 5 января, Вади-ад-Давасир

Вади-ад-Давасир – это дорога «туда и обратно» протяжённостью 630 км, где 403 км приходятся на спецучасток, а 227 км на лиазон.

На 50 км второго спецучастка голландский экипаж Герта Хузинка из-за серьёзной проблемы гибридного внедорожного грузовика запросил эвакуацию, после чего перевёлся в категорию Dakar Experience (т. е. вне общего зачёта). Не повезло и Scania голландца Маурика ван ден Ховеля, которая на одной из дюн перевернулась на крышу. Тут впервые команда «МАЗ-СПОРТавто» перехватила инициативу у челнинцев. По результатам гонки два КАМАЗа попали в топ-3.

IV этап, 6 января, Вади-эль-Давасира – Эр-Рияд

Путь от Вади-эль-Давасира до столицы государства Эр-Рияд стал самым продолжительным в этом году – 813 км с быстрыми участками длиной 337 км и стал самым скоростным. Заметённые сильными ветрами Шемаль следы и горная долина затруднялись запутанной навигацией. Каргинов уже на отрезке 125 км довёл своё преимущество над конкурентами до минуты с лишним и сохранял первый результат практически до финиша. За 70 км до окончания спецучастка первый победитель «Дакара» на Аравийском полуострове упрочил свое лидерство, опережая Вишневского почти на 2 минуты.

V этап, 7 января, Эр-Рияд – Аль-Кайсум

Из 662 км на спецучасток пришлось 456 км по пустыне Нефуд. Штрафы за зону ограничения скорости с максимальной скорости 140 км/ч до 30 км/ч, начисленные заранее на 5-м этапе в виде 20-минутного штрафа, лишили Андрея Каргинова победы. МАЗ Сергея Вязовича смог продолжить гонку после почти 8-часового ремонта на спецучастке. Сырые после дождя дюны, сложная навигация, пробитые колёса сделали гонку изнурительной.

VI этап, 8 января, Аль-Кайсум – Хаиль

Не менее длинная трасса в 618 км со 170 км лиазоном стала стресс-тестом для штурманов. Дюны и пески составили более 90% трассы. Поскольку многие спортсмены финишировали на 5 этапе поздно, то организаторы отложили выезд с бивуака на 1,5 часа и сократили этап на 100 км до г. Киба, ради облегчения программы. После этапа все три КАМАЗа (501, 507 и 508) заняли первые строчки. Алеша Лопрайса на Tatra и Алексея Вишневского на МАЗе в борьбе за VI позицию разделили всего 7 секунд. По ходу этапа стало известно о снятии Сергея Вязовича, который более суток простоял в пустыне, пытаясь безуспешно починить КП.

VII этап, 10 января, Хаиль – Сакака

После отдыха каравану следовало пройти от экватора маршрут 737 км (453 км – СУ, лиазон 284 км). Этот скоростной доп с вязкими и пухлыми дорожками стал вторым хет-триком челнинской команды. Экипаж Каргинова сумел сократить отставание, заняв пятую строчку после команды «МАЗ-СПОРТ».

VIII этап, 11 января, Сакака – Неом

Трасса в 709 км поделена почти поровну, где 375 км составляет СУ. О том, что расслабляться нельзя, может служить опыт лидера зачёта квадроциклов – аргентинца Николаса Кавильяссо, который за 100 км до финиша первой половины этапа из-за проблем со сцеплением сошёл с марафона.

IX этап, 12 января, Неом

Кольцо длиной 579 км (465 км – СУ, лиазон 109 км) финишировало там же, откуда и стартовало, с берегов Красного моря. Непродолжительный песчаный каньон в гористой местности сменился десятками километров быстрых и извилистых гравийных (61%) и песчаных (30%) трасс в высохших руслах рек с постоянной сменой гоночного темпа. Остальные 9% пришлись на каменистый триал и асфальт. Густая пыль не давала выходить на траекторию обгона: слишком велик был риск попасть в аварию. Канал ралли резко набрал высоту, поднявшись с 600 до 1200 метров над уровнем моря, а 236 км стал воротами в горы Табуке, что сразу же повлекло за собой сброс максимальной скорости до минимальных значений.

X этап, 13 января, Неом – Аль-Ула

Трасса длиной 342 км. Горы, живоприсные виды на море, холмы и камни: 30-секундные стартовые разрывы, гарантировали большие облака пыли, затрудняли обгоны, на узких коридорах. Поэтому, к вящей радости, на финише обошлось без сюрпризов. Время между лидером этапа (Мартин Мацик на IVECO) и аутсайдером Паскаль де Бааром (Renault) составило 17 минут 6 секунд.

XI этап, 14 января, Аль-Ула – Янбу

Предпоследний 464-й км этап, по словам Андрея Каргинова, прошёл «на честном слове и на одной передаче». Из-за размытых дождями солончаков трассу сократили на 47 км с 511 км. Фатальные сходы лидеров квадроциклов (француз Александр Жиру), мотоциклов (испанец Хоан Барреда) заставляют спортсменов команды страховать друг друга, чтобы довезти результат. Так на машине Каргинова (№ 509) из-за разрушения камнями корпуса КП начало течь масло. Барханы и дюны заставили менять колёса экипажам Сотникова, Мацика и Вишневского (МАЗ, что не помешало ему стать на участке третьим).

XII этап,15 января, Янбу – Джидда

Из 547 км трассы 247 пришлось на лиазон. За холмами песчаного плато выросли дюны второго и третьего уровня сложности. Лучший результат этапа показал Мацик на IVECO. Ему удалось сократить отставание до лидера 1 ч 45 минут или 30 минут до ближайшего КАМАЗа в зачёте, замыкающего тройку лидеров. Убивать же камских скакунов челнинцам уже не было особого смысла.

А дальше вы уже знаете: финиш, подиум и все три бедуина с золотым, серебрянным и бронзовым загаром «Дакара» у мастеров с КАМАЗа!

Грузовой зачёт. Генеральная классификация. Топ-10
Место Экипаж Марка Время Отставание
1 507 Дмитрий Сотников КАМАЗ 48:23:21 00:00:00
2 501 Антон Шибалов КАМАЗ 49:05:59 00:39:38
3 509 Айрат Мардеев КАМАЗ 49:37:56 01:14:35
4 503 Мартин Мацик IVECO 50:09:12 01:45:51
5 504 Алеш Лопрайз Praga 50:23:52 02:00:31
6 505 Алексей Вишневский МАЗ 50:39:53 02:16:32
7 500 Андрей Каргинов КАМАЗ 51:12:22 02:49:01
8 506 Мартин Ван де Бринк Renault 52:46:42 04:23:21
9 517 Игнасио Казале Tatra 53:51:11 05:27:50
10 514 Мартин Солтис Tatra 53:56:53 05:33:32
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию