Опубликовано: ГП 01-2021
Hummer. Эпизод № 5 (Часть 1)

Электропикап GMC Hummer EV

Денис Орлов
Фотографии Стива Фехта (Steve Fecht)/General Motors,
Nikola Motor Co., hummerknowledgebase.com

Слово Hummer возникло из военной аббревиатуры HMMWV («Многоцелевое колёсное транспортное средство высокой подвижности»). Вездеход HMMWV честно отслужил своё. Стараниями американской пропаганды слово «хаммер» стало столь же нарицательным, как некогда – jeep. А вот на гражданке марка Hummer не прижилась. Корпорация General Motors свернула продажи как созданного из армейского вездехода Hummer H1, так и чуть меньшего Hummer H2. А уж совсем маленький Hummer H3 оказался и вовсе никому не нужен. Марку позабыли на десятилетие. И вот ей даётся пятый шанс.

Электропикап Hummer EV вроде бы существует, а его вроде бы и нет. То есть его показали. И рекламируют, призвав для этого четырёхкратного чемпиона НБА Джеймса Леброна (LeBron Raymone James). И цену назвали. Но купить пикап нельзя. Автомобиль искусственной реальности, в какую западная цивилизация всё глубже погружается, называя чёрное – белым, взрослое – детским, мужское – женским.

Обещано нам многое. Например, CrabWalk – возможность движения боком (задние колёса способны поворачиваться в ту же сторону, что и передние на угол до 10º). Или программа рывкового старта Watts for Freedom, позволяющая достичь скорости 100 км/ч всего за 3 с. Или красочный, поражающий мультипликацией и логикой человеко-машинный интерфейс Unreal Engine HMI, придуманный разработчиком компьютерных игр Epic Games. Или UltraVision: 18 камер обеспечивают круговой обзор и даже глухую защиту под днищем, что должно помогать преодолевать сложные препятствия.

Внешне Hummer EV выглядит как типичный американский full-size truck, полноразмерный пикап, хотя различия простираются много дальше замены ДВС электромоторами. Кузов Hummer EV опирается не на лонжеронную раму, а на платформенное основание, образованное из коробчатых профилей. Внутри в два слоя уложены аккумуляторы. Спереди и сзади к основанию приварены короткие лонжероны. На них закреплены рычаги подвесок и силовые агрегаты.

Каждую пару колёс вращает свой электромотор переменного тока на постоянных магнитах. Мощность каждого – 250 кВт. Сзади могут стоять сразу два таких электромотора, каждый для своего колеса. Суммарная мощность такой модификации Hummer EV превышает 1000 л.с., а крутящий момент – 1356 Н.м. У этой версии электропикапа не только мощность и момент больше: оба задних двигателя независимо друг от друга способны уменьшать или прибавлять тягу, деликатно подправляя курс автомобиля.

Ведущий конструктор Hummer EV Эл Оппенгейзер (Al Oppenheiser) до этого разработал два поколения спорткаров Chevrolet Camaro

Этот вид управления назван torque vectoring. «Торкью векторинг» является развитием системы динамической стабилизации и теоретически способен её заменить. Определение «активный дифференциал» лишь частично отражает суть этого термина. А тут ещё и случай особый: в трёхмоторном Hummer EV нет заднего дифференциала! Спереди, где электромотор один и наличествует дифференциал Rockwell, для увеличения проходимости предусмотрена электронная имитация его блокировки.

Ведущий конструктор Hummer EV Эл Оппенгейзер (Al Oppenheiser) привлёк к работе мастеров «рок-краулинга». Карабкаться на вездеходах по валунам – популярный в Штатах вид спорта. Не без подсказки «краулеров» Hummer EV обзавёлся полноуправляемым шасси с возможностью двигаться «по-крабьи», защитой днища, видеокамерами под днищем. Да и независимую подвеску «краулеры» её тоже любят.

Шеф-дизайнер GMC Рич Шеер (Rich Scheer) руководил созданием экстерьера и интерьера Hummer EV

В роли упругих элементов подвески у Hummer EV выступают пневмобаллоны. Дорожный просвет (с шинами 305/70 R18 он составляет 404 мм) регулируемый, его можно увеличить ещё на 152 мм. Геометрическая проходимость тоже впечатляет: угол въезда – 49,7, угол съезда – 38,4, угол рампы – 32,2º. Якобы автомобиль способен брать вертикальную стенку высотой 460 мм. Разумеется, это сильно зависит от условий, в частности от сцепных свойств шин. Вертикальная стенка – препятствие танковое. В своё время знаменитый конструктор Виталий Андреевич Грачёв подвесил передний мост ГАЗ-64 на консольных четвертьэллиптических рессорах специально, чтобы спереди ничего не мешало вездеходу брать вертикальную стенку. ГАЗ-64 имел превосходную тяговую характеристику, отличался малой массой, но стенку так и не смог взять. Справится ли с задачей тяжеленный электропикап? Впрочем, сколько Hummer EV весит, можно лишь догадываться: большинство технических характеристик не сообщается.

Выпускать Hummer EV станет завод Detroit-Hamtramck. В его переоборудование вложено $2,2 млрд.

Если судить по демонстрационному образцу Hummer EV, интерьер выполнен дорого и аккуратно. Впервые в истории General Motors в салоне установлен такой большой дисплей, с диагональю 13,4 дюйма. У второго дисплея – 12,3 дюйма Если судить по демонстрационному образцу Hummer EV, интерьер выполнен дорого и аккуратно. Впервые в истории General Motors в салоне установлен такой большой дисплей, с диагональю 13,4 дюйма. У второго дисплея – 12,3 дюйма
Крыша Infinity Roof со съёмными стеклянными панелями Sky Panels позволяет наслаждаться видами

Батареи – огонь!

Традиционные транспортные средства повсеместно сдают позиции электромобилям. Причиной тому как лицемерие политиков, так и апатия, и разобщённость автомобильной индустрии. Возможно, именно так развивались события в конце XIX века, когда ДВС начал вытеснять паровые машины. Только двигатели внутреннего сгорания превосходили их по кпд и другим качествам. Теперь же нас убеждают использовать заведомо менее эффективные силовые установки. Не вышло бы, как в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля», где в конце мальчик простодушно воскликнул: «А король-то голый!»

Какие «сказочные платья» сегодня шьёт нам General Motors? Совместно с южнокорейской компанией LG Chem разработаны модульные батареи литий-ионных аккумуляторов с энергоотдачей от 50 до 200 кВт·ч. Аккумуляторы выполнены в виде пакетов. В отличие от рулонных (как у Tesla), они лучше компонуются в автомобиле. Вместо никель-марганцево-кобальтового (NMC) анода использован никель-марганцево-кобальт-алюминиевый (NMCA), что позволило сэкономить до 70% дорогостоящего кобальта. Поставлена цель снизить себестоимость аккумуляторов до планки $100 за кВт·ч. Сегодня, по оценке Bloomberg NEF, она составляет более $150 за кВт·ч. General Motors мечтает обойтись вообще без кобальта и, возможно, даже без никеля. Отрицательный электрод сделан из графита.

Модуль батареи Ultium. Использованы элементы в виде пакетов. В отличие от рулонных (как у Tesla), они лучше компонуются в автомобиле
В батарее Ultium модули уложены в два слоя

General Motors представляет новые батареи под маркой Ultium. Основным создателем этих батарей всё же следует считать LG Chem. Ей, в частности, принадлежит патент US 8557422B2 на «Аккумуляторную батарею большой ёмкости с двумя или более ячейками» с приоритетом от 5 июня 2006 года.

Компания Analog Devices, Inc. разработала для Ultium беспроводную систему управления батареей (WBMS). Датчики, оценивающие нагрузку отдельных аккумуляторов, информируют управляющий модуль по Wi-Fi. Проводов стало меньше на 90%, и легче создавать батареи разного размера.

При зарядке Hummer EV светодиодные светящиеся полоски дневных огней сигнализируют владельцу о том, насколько пополнена батарея – как пресловутые «палочки» в смартфоне

Ещё одна любопытная особенность: при подключении к зарядному устройству с мощностью до 350 кВт и напряжением 800 В батарея автоматически переключается из параллельного соединения аккумуляторов в последовательное, что существенно сокращает время зарядки. За 10 минут накапливается электроэнергии на 120 км пробега. Заявлено, что батареи Hummer EV обеспечивают запас хода свыше 560 км. При каких условиях, не уточняется.

Для Hummer EV используется батарея из 24 модулей, уложенных в двух уровнях. Всего General Motors рассчитывает использовать 19 сочетаний «батарея–привод», в отличие от применяемых сегодня 550 сочетаний ДВС и трансмиссий. До 2023 года корпорация обещает представить 22 новых электромобиля по всему миру. Планы на 2025 год – продавать по миллиону электромобилей в год.

Извечная проблема всех «хардтопов» – куда деть снятую крышу – решена в Hummer EV за счёт переднего багажника. А на его месте мог находиться двигатель!
Шестипозиционный задний борт MultiPro Tailgate оборудован встроенной в него разкладной подножкой, как в старинных каретах
Грузовой отсек концепт-трака Hummer EV мало подходит для коммерческого использования, однако заложенная в конструкцию гибкость позволит без проблем сменить кузов на более вместительный

А как же Badger?

А как быть с электропикапом Badger компании Nikola Motor Co.? Восьмого сентября прозвучало, что 11% акций этой компании из города Феникс приобретает корпорация General Motors. Десятого сентября в интервью Detroit Free Press генеральный директор GM Мэри Барра (Mary Barra) заявила, что на растущем рынке электрических пикапов «имеется достаточно возможностей для сбыта разных товаров, поэтому хватит места и для Badger, и для GMC Hummer EV, и для других электромобилей».

Десятого же сентября портал hindenburgresearch.com обвинил главу Nikola Motor Co. Тревора Милтона (Trevor Milton) в намеренном введении инвесторов в заблужение насчёт проектов грузовых автомобилей на топливных элементах. В Сеть выложили всю подноготную мистера Милтона: переписку в Twitter, сканы судебных исков и даже фотокопию его визитной карточки времён одного из его ранних проектов, интернет-магазина uPillar, якобы опередившего в 2009 году Amazon и eBay. Из всего следовало, что Милтон – тот ещё авантюрист! Фокус с последующим разоблачением удался на славу.

Генеральный директор General Motors Мэри Барра (Mary Barra): всего корпорация рассчитывает использовать 19 сочетаний «батарея–привод» вместо применяемых сегодня 550 сочетаний ДВС и трансмиссий. До 2023 года корпорация представит 22 новых электромобиля по всему миру. Планы на 2025 год – продавать по миллиону электромобилей в год
Тревор Милтон позирует на фоне баннера с изображением Nikola Badger как папа Карло у нарисованного на холсте очага

Остаётся лишь гадать, кто стоял за публикацией. Может, Tesla Motor – эту компанию hindenburgresearch.com ненавязчиво ставит в пример Милтону. Или даже сама General Motors. Третьего сентября стороны условились о том, что Nikola Motor Co. продаст 47 698 545 своих обыкновенных акций. Их оценили в $2 млрд, исходя из средней цены за одну акцию в $41,93. Однако на фоне скандала акции Nikola Motor Co. упали, и корпорация GM получила возможность существенно сэкономить (29 сентября акция Nikola Motor Co. стоила $17,88). Во всяком случае, сразу после публикации руководство General Motors дало понять, что может и вовсе разорвать соглашение с Nikola Motor Co.

И хотя Nikola Motor Co. пожаловалась на Hindenburg Research в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), 20 сентября Тревор Милтон уволился из Nikola Motor Co. по собственному желанию. А его место занял Стефан Гирски (Stephen Girsky). Тонкость в том, что с ноября 2009-го по июль 2014-го мистер Гирски работал в General Motors, и даже одно время занимал там пост вице-председателя.

Впервые о Nikola Badger было объявлено 10 февраля 2020 года. И хотя пикап существует пока только на красивых компьютерных рисунках (на которых он весьма похож на Hummer EV), на него уже объявлена подписка, за $100

Сделку собирались завершить ещё 30 сентября, однако этого не случилось. А второго октября уважаемая газета The Detroit News сообщила о том, что завершение перенесено на третье декабря. Эти перспективы оценивали весьма скептически. Что ни говори, а Hummer EV и Nikola Badger очень похожи. Притом, если внимательно читать пресс-релиз Nikola Motor Co., её пикап совершенно не готов. Компания заявляет, что «за 10 лет ожидает сэкономить более четырёх миллиардов долларов на батареях и трансмиссиях, и более миллиарда долларов на затратах на проектирование и испытания». Условия соглашения с General Motors предусматривают, что корпорация «разработает, утвердит, омологирует и построит Nikola Badger как в виде аккумуляторного электромобиля, так и в виде электромобиля на топливных элементах». При этом Nikola Motor Co. останется независимой компанией, сохранит за собой права на марку Nikola Badger и будет самостоятельно продвигать свой пикап на рынки. Спрашивается: нужно всё это General Motors?

Шасси Hummer EV. Сзади могут устанавливаться или один, или два электромотора. В зависимости от количества моторов
В 2001 году General Motors уже проектировала похожую платформу Hy-Wire

Премьера Badger должна была состояться на выставке Nikola World 2020 в Фениксе (штат Аризона) 3–5 декабря. Однако её отменили, якобы из-за пандемии. Производство «барсуков» обещают начать в конце 2022 года на месте, «о котором будет объявлено позже». В честь этого объявления предварительный заказ на Badger за 100 долларов теперь доступен на сайте nikolamotor.com/reserve/badger.

И вот 30 ноября General Motors объявила, что не станет покупать 11% акций Nikola Motors, и не станет помогать той с созданием «Барсука». Обе компании объявили, что будут сотрудничать в гораздо более ограниченных рамках, только по поставкам водородных силовых установок General Motors для тяжёлых грузовиков Nikola 7 и 8 классов. На фоне этого заявления акции Nikola Motors рухнули на 20%.

Варианты эскизов Hummer EV

Прогнозные факты

Пикап GMC Hummer EV нам обещан к концу 2021 года. Это будет модель EV Edition 1 за $112 595. Осенью 2022-го планируют выпустить Hummer EV 3x за $99 995, весной 2023-го – Hummer EV 2x за $89 995 и весной 2024-го – Hummer EV 2x за $79 995. Интересно, что и Nikola Badger обещают не ранее 2022 года.

Абсурдность положения лучше всего иллюстрирует совместный пресс-релиз General Motors Corporation и Nikola Motor Co. Целый абзац посвящён тому, что любой нормальный человек назвал бы предположениями или пожеланиями. Но тут им придумали другое название: «прогнозные заявления» (Forward-looking statements). Просто процитируем куски из этого образца изощрённой казуистики:

«Заявления прогнозного характера – это любые заявления, кроме заявлений об свершившемся факте. Они представляют собой наше текущее суждение о возможных событиях и часто выражаются через такие слова, как «цель», «прогнозировать», «кажется», «приблизительно», «полагать», «продолжать», «мог», «спланировано», «эффект», «оценка», «ожидание», «прогноз», «инициатива», «намерение», «может», «план», «потенциал», «приоритеты», «проект», «преследовать», «искать», «должен», «когда», «будет» либо через отрицание любого из вышеперечисленных слов и им подобных. […] Мы полагаем эти суждения разумными, но они не являются гарантией каких-либо будущих событий или финансовых результатов, каковые могут существенно отличаться… […] Мы предостерегаем читателей не слишком полагаться на прогнозные заявления». Присоединимся и мы к этому предостережению.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию