Опубликовано: ГП 07-2020
Особый интерес посетителей вызывают бронированные лимузины ЗИЛ или как их называли на заводе, «тяжёлые машины». На переднем плане – ЗИЛ-31052, последний броневик, построенный в цехе МСЦ-6 ЗИЛа
Шрамы памяти

Выставка «Завод ЗИЛ: 100 лет легенде»

Денис Орлов
Фото автора и из архива МСК6 АМОЗИЛ

В ряду автомобильных музеев Москвы есть один особенный. Он посвящён марке, история которой неразрывна связана с историей столицы. Без малого 100 лет московский завод АМО-ЗИС-ЗИЛ выступал флагманом автомобильной индустрии, а затем внезапно стал не нужен. Осталась память. Осколки памяти представлены в Сокольниках, на постоянно действующей выставке «Завод ЗИЛ: 100 лет легенде».

Города растут. И меняются. Чем прежде гордились москвичи? Своими заводами: ЗИЛ, «Серп и Молот», «Серго Орджоникидзе», 1-м ГПЗ. Сегодня кичатся аттракционами – памятником Петру Первому, парком Зарядье, хоккейным «Парком Легенд». Сегодня по улицам Первопрестольной разве что олени с упряжками не бегают.

Масштабные предприятия становятся чужды большим городам. И Завод имени Лихачёва, а до этого – имени Сталина, а ещё раньше – имени малопонятного персонажа Ферреро (всего предприятие переименовывали 40 раз!), конечно, не имел никаких шансов. Ещё в советские годы его иначе как «заводом измученных лимитчиков» не величали – москвичи воротили нос от потогонной конвейерной рутины. Даже вьетнамцев привозили работать на ЗИЛ!

Старейший из экспонатов музея – [b]АМО Ф-15, шасси № 1338, постройки 1929 года, из последних экземпляров этой модели («ГП № 8, 2018 г.)[/b]. Участвовал в испытаниях первых образцов АМО-2 и их американского прототипа Autocar. А затем его продолжали использовать в представительских целях. Например, возглавлял торжественные шествования заводчан. Внимательный взгляд обнаружит на бортах кузова следы закрашенных надписей «1-й АМО 1-й», что не являлось правдой, но соответствовало идеологическим установкам советского периода
Старейший из экспонатов музея – АМО Ф-15, шасси № 1338, постройки 1929 года, из последних экземпляров этой модели. Участвовал в испытаниях первых образцов АМО-2 и их американского прототипа Autocar. А затем его продолжали использовать в представительских целях. Например, возглавлял торжественные шествования заводчан. Внимательный взгляд обнаружит на бортах кузова следы закрашенных надписей «1-й АМО 1-й», что не являлось правдой, но соответствовало идеологическим установкам советского периода
[b]Знаменитый «Захар Иванович», причём из последних экземпляров, выпущен в 1947 году.[/b] То есть это не ЗИС-5, а ЗИС-5В, на что указывают отсутствие передних тормозов и расположение запасного колеса справа под грузовой платформой. Когда-то в экспериментальном цехе ЗИСа на грузовик установили кабину и оперение раннего образца, что придало ему более интересный вид и породило ошибочное мнение о том, что на заводе сохранили ЗИС-5 довоенного выпуска. Грузовик использовали в сравнительных испытаниях с ЗИС-150, а в дальнейшем выполнял представительские функции. Например, участвовал в масштабных выставках «Автопром-74» и «Автопром-84» на ВДНХ в Москве. В это время он щеголял эффектным песочным цветом кузова с чёрной крышей. После перекрашивания этот колер сохранился в салоне и под капотом
Знаменитый «Захар Иванович», причём из последних экземпляров, выпущен в 1947 году. То есть это не ЗИС-5, а ЗИС-5В, на что указывают отсутствие передних тормозов и расположение запасного колеса справа под грузовой платформой. Когда-то в экспериментальном цехе ЗИСа на грузовик установили кабину и оперение раннего образца, что придало ему более интересный вид и породило ошибочное мнение о том, что на заводе сохранили ЗИС-5 довоенного выпуска. Грузовик использовали в сравнительных испытаниях с ЗИС-150, а в дальнейшем выполнял представительские функции. Например, участвовал в масштабных выставках «Автопром-74» и «Автопром-84» на ВДНХ в Москве. В это время он щеголял эффектным песочным цветом кузова с чёрной крышей. После перекрашивания этот колер сохранился в салоне и под капотом

Но его уничтожение, подкреплённое клятвенными заверениями обоих мэров обязательно сохранить производство автомобилей, резануло по сердцам тысяч москвичей. Шрамами памяти останутся на карте столицы Зиловский бульвар, проспект Лихачёва и улица братьев Рябушинских. И то эти топонимы появились на бывшей заводской территории исключительно благодаря инициативе совета ветеранов ЗИЛа. Апофеозом драмы стал «музей хоккея», открытый в старинном здании заводоуправления – свидетельство истинного отношения властей к истории, памятник угодничеству.

Можно по-разному оценивать произошедшее. Особым образом свою точку зрения выразили в компании ООО «МСЦ 6 АМОЗИЛ». Собрали то немногое, что уцелело после уничтожения заводских цехов, выкупили и восстановили пылившиеся в закутках цехов автомобили, договорились с Центральным выставочным комплексом Экспоцентр в Сокольниках и устроили в его помещениях постоянную экспозицию. Осторожно называют её музеем. Не потому, что звучит солиднее выставки, просто всем очень хочется, чтобы такой музей в столице был.

[b]Лимузин ЗИС-101А когда-то встречал посетителей в фойе заводоуправления ПО «ЗИЛ».[/b] Усовершенствованная версия не слишком удачного ЗИС-101. Появился после выхода 10 июля 1940 года указа Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции». Совет народных комиссаров (так называлось правительство СССР) даже создал комиссию по качеству ЗИС-101 под председательством академика Е.А. Чудакова. Сняли (но не посадили) директора и главного инженера завода. До июля 1941 года успели выпустить 675 ЗИС-101А. На экспонате установлен двигатель ЗИЛ-157, коробка передач и ещё ряд неродных узлов. Белый цвет кузова также мало правдоподобен
[b]Фрагмент оригинального чертежа общего вида автомобиля ЗИС-101,[/b] выполненного на американском кузовном заводе Budd Manufacturing Co. Масштаб 1:2. Чертёж выполнен на кальке на основе батиста. Большое количество оригинальных карандашных правок и пояснений на русском языке указывают на то, что с данным чертежом достаточно много и плотно работали уже на ЗИСе. Чертёж был найдён на заводской помойке и случайно подобран одним из бывших заводчан, неравнодушных к истории

У вдумчивого читателя возникнет вопрос: а какова судьба прежнего заводского музея? Его экспонаты (за некоторым исключением) вместе с заводским архивом складированы в помещениях бывшего прессово-сварочного корпуса (ПСК) ЗИЛа, где пока ещё работает фирма ААТ, штампующая кузовные детали для автомобилей концерна Renault-Nissan. Судьба экспонатов, как и самого ПСК, не определена – уж больно лакомый для застройщиков кусок земли занимает этот корпус.

Компания ООО «МСЦ 6 АМОЗИЛ» наполнила аббревиатуру ЗИЛ новым содержанием: «Завод индивидуальных лимузинов». В конце 2014 года арендовали бывший механосборочный цех № 6, где, собственно, и собирали правительственные лимузины. Интересно, что заправляет этим, казалось, сугубо мужским делом миловидная женщина, Юлия Сергеевна Куклина. Компания не только обслуживает, строит и продаёт лимузины ЗИЛ, но и пополняет экспозицию восстановленными экспонатами.

Автомобили, макеты, отдельные узлы и агрегаты расставлены в помещениях, сравнимых по площади со старыми залами автомобильного отдела Политехнического музея. Скромно? Но и из «Политеха», помнится, нас, мальчишек, было не вытащить! Интересно, что и в помещениях на Сокольническом валу изредка проводили автомобильные выставки! Например, показы новинок компании Citroёn в 1980-м и в 1992 годах. «Ситроенами», как и прочими иномарками нас теперь не удивишь, а вот ЗИЛы понемногу становятся редкостью на дорогах. Скоро, наверное, увидеть их можно будет только в Сокольниках.

[b]ЗИС-115, № шасси 43, последний бронированный лимузин, сделанный в 1954 году.[/b] Выпуск ЗИС-115 продолжался с 1949 по 1955 год, всего изготовлено 55 экземпляров, большая часть которых после окончания срока службы списана, возвращена на завод и уничтожена по акту. Уцелело примерно 15 машин, из них 10 – за рубежом. Этот экземпляр – «путешественник». Из Гаража особого назначения попал в Политехнический музей, оттуда через суд возвращён заводу, недолго постоял в техническом музее Зинсхайма (ФРГ) и вот, наконец, красуется в Сокольниках
[b]Бронекорпуса для ЗИС-115[/b] изготовлял Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗиО), известный на весь мир своими парогенераторами для атомных электростанций. Толщина брони – 3,5–5,9 мм. Толщина бронестекла (т.н. изделия «Три») – 75 мм. Для предотвращения случайного открывания дверь снабжена цепочкой, наподобие той, что ставили на дверях квартир
[b]ЗИС-110П – специальный правительственный вездеход.[/b] Буква «П» означает «полноприводный». В музее её расшифровывают и как «прожорливый», поскольку расход топлива достигал 60 л/100 км. В конструкции использованы элементы трансмиссии и ходовой части опытного грузовика ГАЗ-62. Первый отечественный полноприводный автомобиль с независимой передней подвеской. На бампере можно разглядеть штоки, на которые устанавливались спецсигналы, прозванные за характерный звук «коками». Всего построено три ЗИС-110П, два фаэтона и единственный лимузин
Первым автомобилем завода, официально получившим имя собственное, стал [b]16-местный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность»,[/b] созданный в 1962 году в инициативном порядке вопреки желанию главного конструктора завода Анатолия Маврикиевича Кригера. Проект поддержал секретарь комитета комсомола Владимир Григорьевич Мазепа (в сложные 1990-е он станет главным конструктором завода). Данный экземпляр (шасси № 8) восстановлен МСЦ6 АМОЗИЛ в расцветке, в какой машина победила на «неделе автобусов» в Ницце 2–6 мая 1967 года. К сожалению, реальный участник той выставки (шасси № 6), был уничтожен на испытаниях ещё в советское время. Серийное производство «Юности» начато в 1968 году, всего построено 20 машин
Первым автомобилем завода, официально получившим имя собственное, стал 16-местный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность», созданный в 1962 году в инициативном порядке вопреки желанию главного конструктора завода Анатолия Маврикиевича Кригера. Проект поддержал секретарь комитета комсомола Владимир Григорьевич Мазепа (в сложные 1990-е он станет главным конструктором завода). Данный экземпляр (шасси № 8) восстановлен МСЦ6 АМОЗИЛ в расцветке, в какой машина победила на «неделе автобусов» в Ницце 2–6 мая 1967 года. К сожалению, реальный участник той выставки (шасси № 6), был уничтожен на испытаниях ещё в советское время. Серийное производство «Юности» начато в 1968 году, всего построено 20 машин
Макет [b]транспортёра ЗИЛ-135Ш грузоподъёмностью 120 т[/b] для перевозки модулей ракеты Н-1 для полёта на Луну. Транспортёр опирается на 16 стоек, аналогичных стойкам шасси самолёта Ил-18. Поскольку Ил-18 был первым нашим самолётом с АБС (в авиации систему называли «антиюзовым автоматом растормаживания»), транспортёру предстояло стать первым отечественным автомобилем с дисковыми тормозами и антиблокировочной системой. После смерти С.П. Королёва 14 января 1966 года новый «космический» генеральный конструктор В.П. Мишин изменил концепцию, решил строить сборочный завод прямо на космодроме, и необходимость в гигантском (колея – 11,2 м, рама – 10,8х21,1 м) транспортёре отпала
Макет транспортёра ЗИЛ-135Ш грузоподъёмностью 120 т для перевозки модулей ракеты Н-1 для полёта на Луну. Транспортёр опирается на 16 стоек, аналогичных стойкам шасси самолёта Ил-18. Поскольку Ил-18 был первым нашим самолётом с АБС (в авиации систему называли «антиюзовым автоматом растормаживания»), транспортёру предстояло стать первым отечественным автомобилем с дисковыми тормозами и антиблокировочной системой. После смерти С.П. Королёва 14 января 1966 года новый «космический» генеральный конструктор В.П. Мишин изменил концепцию, решил строить сборочный завод прямо на космодроме, и необходимость в гигантском (колея – 11,2 м, рама – 10,8х21,1 м) транспортёре отпала
[b]Седан ЗИЛ-117[/b] разрабатывался параллельно с лимузином ЗИЛ-114 к знаменательной дате – 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Выполнить обязательства удалось только в отношении лимузина, а производство седана началось только спустя 4 года. Внешность обоих автомобилей впервые не имела прямых цитат с американских лимузинов, форма была «патентно-чистой». Машину украшает новый заводской знак, утверждённый 15 января 1972 года. Его автор – Илья Андреевич Сухоруков. ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117 стали первыми нашими автомобилями с дисковыми тормозами. Выпущено 80 ЗИЛ-117. Данный экземпляр – директорский, возил генеральных директоров объединения П.Д. Бородина, Е.А. Бракова, В.Т. Сайкина, В.Б. Носова
[b]Макет оппозитного бесшатунного четырёхцилиндрового 1,8-литрового двигателя для перспективного малотоннажного грузовика, 1991 год.[/b] Конструктор – Сергей Геннадиевич Ошурков. Идея избавления ДВС от части вращающихся частей и, как следствие, от возникающих моментов инерции и механических потерь не оставляла изобретателей всё минувшее столетие. На ум приходят фамилии Баландин, Вуль, Зверев, Лев, Редруп, Парсонс, Фролов, Хасьянов
[b]ЗИЛ-32071, шасси № 57, 1994 год.[/b] Поднятая на 200 мм крыша появилась на втором поколении «Юности» вовсе не потому, что внутри салона пассажирам приходилось перемещаться, пригнувшись. Это было требование заказчика – КГБ. Кроме того, крыша должна была быть пластиковой, т.е. радиопрозрачной. Какое оборудование собирались размещать внутри, до сих пор секрет. Известно, что один из таких автомобилей постоянно дежурил в окрестностях посольства США в Москве. Первый автомобиль, ещё под обозначением ЗИЛ-118КВ, построили в 1975 году. Высокая крыша прижилась и на обычных, пассажирских, исполнениях «Юности». Что только способствовало маскировке спецверсий
ЗИЛ-32071, шасси № 57, 1994 год. Поднятая на 200 мм крыша появилась на втором поколении «Юности» вовсе не потому, что внутри салона пассажирам приходилось перемещаться, пригнувшись. Это было требование заказчика – КГБ. Кроме того, крыша должна была быть пластиковой, т.е. радиопрозрачной. Какое оборудование собирались размещать внутри, до сих пор секрет. Известно, что один из таких автомобилей постоянно дежурил в окрестностях посольства США в Москве. Первый автомобиль, ещё под обозначением ЗИЛ-118КВ, построили в 1975 году. Высокая крыша прижилась и на обычных, пассажирских, исполнениях «Юности». Что только способствовало маскировке спецверсий
[b]ЗИЛ-3207, шасси № 61, 1998 г.[/b] Последний автобус, выпущенный заводом. Блок-фары от ВАЗ-2105 «Жигули» призваны были осовременить облик автомобиля, но на деле лишь отразили общую атмосферу потерянности и безысходности, царившую в стране. Как и модернизированной «Юности», самому заводу не нашлось места в новых реалиях
По советским меркам автомобили представительского класса марки ЗИЛ отличались высочайшим уровнем отделки. Однако отсутствие конкурентной среды, а также объективное отставание смежных отраслей социалистического хозяйства (например, изготовителей синтетических материалов и электроники) отражались даже на изделиях, предназначенных «слугам народа». На фоне Cadillac и Rolls-Royce автомобили ЗИЛ почти всегда оказывались в роли догоняющих
В знаменитом СКБ ЗИЛ, где рождались вездеходы для поиска космонавтов, по личной просьбе члена ЦК КПСС М.А.Суслова к гендиректору ПО «МосАвтоЗИЛ» П.Д. Бородину в 1987 году разработана [b]установка для вибрационного вытяжения позвоночника ВУ-5[/b]. Партийная геронтократия заботилась о себе, и прежде всего установку получило 4-е главное управление Минздрава СССР. Позднее аналогичные установки поступили в ряд ведомственных и республиканских больниц, а с 1990 года на заводе УАМЗ наладили их промышленный выпуск
[b]Лимузин скрытого бронирования ЗИЛ-41051.[/b] В рамках проекта «Тополь» с 1982 по 1987 год Курганским машиностроительным заводом (там выпускают боевые машины пехоты) изготовлены 20 бронекапсул с толщиной брони от 4 до 10 мм. На их основе с 1984 по 1986 год ЗИЛ построил 10 экземпляров ЗИЛ-41051. Всего же завод выпустил 24 «тяжёлых» автомобиля ЗИЛ-4105, ЗИЛ-41051 и ЗИЛ-41052 (4 капсулы использовались повторно). Данный экземпляр возил маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова (по его просьбе салон обтянут плюшем песочно-золотистого цвета, а передние сиденья – рыжей кожей), а в перестроечное время был возвращён на завод, где использовался в основном для доставки зарплаты из банка в цеха
[b]Планшет с изображением ЗИЛ-130ГДМ, март 1981 года.[/b] Автор – лучший рисовальщик ОХК ЗИЛ Александр Александрович Краснов, к сожалению, рано ушедший из жизни. 130 ГДМ – попытка завода освоить дизельный грузовик, что называется, малой кровью. Дизель предлагалось спрятать под новый капот, объединённый (в ходу было модное слово – интегрированный) с оперением. Узел предполагалось сделать из пластика, но, оценив экономический эффект от внедрения, гендиректор П.Д. Бородин фондов не дал. Да и проект в целом подверг сомнению. Завод направил все усилия на создание ЗИЛ-4331. Если ЗИЛ-130 ставили на конвейер 8 лет, то ЗИЛ-4331 – целых 17!
[b]Дизель семейства ЗИЛ-645 (8,74 л V8 185 л.с.)[/b], представленный в виде силового агрегата с 9-ступенчатой коробкой передач с планетарным редуктором. 645-й – один из немногих моторов с воспламенением от сжатия, дошедших до серийного выпуска за всю историю ПО «ЗИЛ». С марта 1983 года его выпускали на филиале УАМЗ в закрытом городе Свердловск-44 (ныне – Новоуральск), затем – на гигантском заводе «Двигатель» в Ярцево Смоленской области (производственная мощность 150 тысяч моторов в год). Но двигатель так и не изжил «детских болезней», а завод не вышел на полную мощность и в итоге был перепрофилирован и развален
[b]ЗИЛ-4102 – первый автомобиль ЗИЛ представительского класса с несущим кузовом.[/b] Был построен в 1988 году в двух экземплярах, чёрного цвета и в золотистом металлике. Опытные образцы получили у заводчан прозвища «Мишка» и «Райка». Помимо безрамного кузова для автомобиля предлагались и другие интересные решения, например, независимая многорычажная задняя подвеска на подрамнике и даже колёса из синтетических материалов. Интересный проект пал жертвой горбачёвского популизма, когда по всей стране развернули показную борьбу с привилегиями партийных и государственных деятелей. В результате этой «борьбы» они пересели на «мерседесы», а из двух ЗИЛ-3102 осталась только «Райка»
ЗИЛ-4102 – первый автомобиль ЗИЛ представительского класса с несущим кузовом. Был построен в 1988 году в двух экземплярах, чёрного цвета и в золотистом металлике. Опытные образцы получили у заводчан прозвища «Мишка» и «Райка». Помимо безрамного кузова для автомобиля предлагались и другие интересные решения, например, независимая многорычажная задняя подвеска на подрамнике и даже колёса из синтетических материалов. Интересный проект пал жертвой горбачёвского популизма, когда по всей стране развернули показную борьбу с привилегиями партийных и государственных деятелей. В результате этой «борьбы» они пересели на «мерседесы», а из двух ЗИЛ-3102 осталась только «Райка»
[b]ЗИЛ-49065 комплекса 4906 «Синяя птица» (1971–1991 гг.).[/b] Первый в мире серийный грузовой автомобиль с дисковыми тормозами. Отличается бортовой трансмиссией и водоизмещающим стеклопластиковым корпусом. Комплекс 4906 предназначался для поиска и вывоза с мест приземления космических спускаемых аппаратов. Причём чаще всего дело касалось не космонавтов, а капсул с фотоматериалами (СпК), сбрасываемых с разведывательных спутников. Выпущено 25 машин. А этот экземпляр работал в СКБ ЗИЛа на испытаниях радиоаппаратуры и обеспечивал космический полёт лишь однажды, в 1992 году. То был первый в мире частный космический запуск «Европа–Америка 500»
ЗИЛ-49065 комплекса 4906 «Синяя птица» (1971–1991 гг.). Первый в мире серийный грузовой автомобиль с дисковыми тормозами. Отличается бортовой трансмиссией и водоизмещающим стеклопластиковым корпусом. Комплекс 4906 предназначался для поиска и вывоза с мест приземления космических спускаемых аппаратов. Причём чаще всего дело касалось не космонавтов, а капсул с фотоматериалами (СпК), сбрасываемых с разведывательных спутников. Выпущено 25 машин. А этот экземпляр работал в СКБ ЗИЛа на испытаниях радиоаппаратуры и обеспечивал космический полёт лишь однажды, в 1992 году. То был первый в мире частный космический запуск «Европа–Америка 500»
[b]Шнекороторный вездеход (шнекоход) ЗИЛ-29061 из комплекса 4906 (1979–1983 гг.).[/b] Перевозится в кузове вездехода ЗИЛ-4906. Корпус и роторы изготовлены из алюминия, рубка – стеклопластиковая. Синхронным вращением в противоположные стороны осуществляется движение шнекохода вперёд или назад, одновременным вращением в одну сторону – движение под прямым углом вправо или влево, изменением скорости вращения – поворачивание. Скорость – до 20 км/ч. Роторы водоизмещающие, поэтому шнекоход способен плавать или идти по заболоченной местности. Приводится в движение двумя двигателями ВАЗ-2103. Построено 5 штук
Новой страницей в истории ОАО «АМО ЗИЛ» стал «Бычок» – прозванное так стараниями московского градоначальника Ю.М.Лужкова семейство малотоннажных грузовиков полукапотной компоновки ЗИЛ-5301. И впервые за долгие годы завод возобновлял у себя производство автобусов. На эскизе дизайнера Святослава Георгиевича Саакяна – [b]22-местный ЗИЛ-325000 с колёсной базой 4505 мм[/b]. Семейство «бычков» оснащалось дизелями марок ММЗ, Caterpillar, Renault
[b]ЗИЛ-410441– последний легковой автомобиль марки ЗИЛ.[/b] Всего построено 4 экземпляра и это – четвёртый. В сопроводительной табличке почему-то назван купе-седаном, хотя является кабриолетом. Появлению автомобиля сопутствовали странные обстоятельства, в том числе назначение на должность министра обороны бывшего заведующего секцией магазина № 3 «Ленмебельторга» А.Э. Сердюкова. В частности, именно поэтому нарушили традицию окрашивать парадные кабриолеты в благородный цвет офицерской шинели. Альтернативой ЗИЛ-410441 выступал кабриолет ЗИЛ-41041 на шасси пикапа GMC Sierra 2500, созданный в мастерских ООО «Атлант-Дельта». На него в 2010 году и пал выбор нового министра обороны
Попытка дизайнеров осовременить внешний вид грузовиков семейства 4331 с использованием (наконец-то!) интегрального пластикового капота-оперения (производство компании «Автодеталь» из Набережных Челнов) и осваровской головной оптики, как у ГАЗ-3302 «ГАЗель». Как ЗИЛ-433180 «Тапир» реальный автомобиль был представлен на Московском международном автосалоне 2006 года (см. «ГП» № 10, 2006 г.)
Попытка дизайнеров осовременить внешний вид грузовиков семейства 4331 с использованием (наконец-то!) интегрального пластикового капота-оперения (производство компании «Автодеталь» из Набережных Челнов) и осваровской головной оптики, как у ГАЗ-3302 «ГАЗель». Как ЗИЛ-433180 «Тапир» реальный автомобиль был представлен на Московском международном автосалоне 2006 года
На память о посещении музея посетитель оставит не только интересные фотографии, но и красочные сувенирные билеты. Ну а вход в музей – бесплатный!

Адрес: г. Москва, Сокольнический вал, 1А

Экспозиция работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 19 часов. По выходным дням проводятся бесплатные экскурсии продолжительностью 45 мин.

+7 (916) 887 96 05
museum@msc6.ru, info@msc6.ru

http://zil-museum.ru/

Вход свободный и бесплатный, фотографирование и видеосъёмка разрешены

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен