Опубликовано: ГП 04-2020
С 1975 года немцы экспериментировали с полноприводными конструкциями. [b]Прототип Volkswagen Transporter Allrad 4х4 Typ 291 (T2b) 1978 года[/b] снабжён 4-ступенчатой КП и гидротрансформатором, передававшим крутящий момент на передние колёса. Густав Майер и Хеннинг Дукштайн (Gustav Meyer, Henning Duckstein) пересекли на нём Сахару и другие североафриканские пустыни, чем продемонстрировали жизнеспособность новой концепции. Серийные Transporter Syncro 4х4 пошли в серию лишь в 1984 году на новом поколении
Транспортвагены в ипостаси «бычков», «тележек» и «сараев» (Часть 2)

Stiftung AutoMuseum Volkswagen в Вольфсбурге

Андрей Михайлов, фото автора

За 35 лет работы Stiftung AutoMuseum Volkswagen в Вольфсбурге производитель собрал в нём автомобили самых разных периодов истории марки, начиная от сороковых годов и заканчивая концептами из недавнего прошлого.

Особое место в истории Volkswagen занимают автомобили Типа 2, или серии Transporter – родоначальники класса компактных развозных фургонов на легковых агрегатах. Удивительна прижившая­ся кличка заднемоторных «транспортёров» – Bulli (нем. – бычок, или просторечное Bulle). Изначально кличка Bulli на заводе означала акроним  BUs + LIeferwagen (автобус + фургон = Бу-Лли).

Не все знают, что ни первое, ни второе, ни даже третье поколение изначально не назывались T1, T2 или T3. Официально обозначение Т4 укрепилось только в 1990-м с появлением переднеприводной серии 70 – 4-го поколения Transporter. До этого отличия, не считая дизайна, заключались в индексе кузова и оснащении. У Typ 2, выпускаемых в 1950–1956–1967 гг. после префикса 2 ставился индекс кузова: фургоны – 2/14, комби 2/23, автобусы 2/21…

Второе поколение 1968–1972–1979 гг. – это модели Typ 2: фургоны 21; микроавтобусы 22, 24 и 28; комби 23; грузовики 26, специальные 27, прототипы 29. Третья цифра означает исполнение (к примеру 1 – двери справа, 3 – двери слева, 4 – руль справа и т.д.). Затем следует 4-значный буквенно-числовой код. Модернизированные в 1972 году версии сейчас принято называть T2b. Последние итерации 1990-х – T2с.

Третье поколение – это тоже Typ 2. Бортовые модели 24, фургоны и минибусы 25. И там тоже есть и третьи цифры, и вторые порядки, так что без шнапса не разберёшься.

Перед постановкой на конвейер третьего семейства 1979 года на «фольксвагене» было исследовано 12 различных схем трансмиссии. Их оценивали по 52 отдельным критериям, прежде чем было решено, что установка двигателя в продольном направлении сзади за КП является оптимальным решением для трансмиссии Transporter
Перед постановкой на конвейер третьего семейства 1979 года на «фольксвагене» было исследовано 12 различных схем трансмиссии. Их оценивали по 52 отдельным критериям, прежде чем было решено, что установка двигателя в продольном направлении сзади за КП является оптимальным решением для трансмиссии Transporter

На сегодня в экспозиции заводского музея полноценно представлены все три поколения Типа 2 – от предсерийного прототипа T1 1949 года и до прощальной модели T3 Multivan образца 1992-го.

Прототипы, концепты и массовые модели находятся в образцовом состоянии. В коллекции нашлось место даже для «околозаводского» тюнинга и машин с надстройками сторонних производителей. Хотелось бы увидеть южноафриканские итерации с правым рулём, которые выпускали в Претории до 2004 года, а также мексиканские и бразильские T2b.

Чтобы не платить 500 рублей за вход, лучше сорганизоваться в тургруппу. При цене в 40 евро на толпу из 10–25 человек получается от 276 до 111 целковых с носа! Дешевле только даром!

На заседании совета директоров 4 декабря 1973 года. Рудольф Лейдинг постановил, что Volkswagen Transporter III поколения должен представлять собой заднеприводную конструкцию с передним управлением. К сентябрю 1974 года инженерная группа Густава Майера разработала первый прототип. В 1976 году был определён стайлинг, а решения 1979 года были уже направлены на далёкую перспективу – на поиск новых форм для переднеприводных Т4
На заседании совета директоров 4 декабря 1973 года. Рудольф Лейдинг постановил, что Volkswagen Transporter III поколения должен представлять собой заднеприводную конструкцию с передним управлением. К сентябрю 1974 года инженерная группа Густава Майера разработала первый прототип. В 1976 году был определён стайлинг, а решения 1979 года были уже направлены на далёкую перспективу – на поиск новых форм для переднеприводных Т4
Эскиз семейства нового автобуса Volkswagen начала 1970-х
Plattenwagen или «Автомобиль-тележка» – одна из ключевых машин в истории «Фольксвагена» («ГП» № 9, 2012 г.). Именно этой самоходной тележке обязан своим появлением Transporter Typ 2. Подобный заводской транспортёр вдохновил, голландского импортёра Бена Пола, на первые эскизы компактного фургона на легковых агрегатах. Plattenwagen никогда не продавался и строился исключительно на полубракованных конвейерных неликвидах седана «тип 1» для перевозки грузов на территории завода. Главные особенности, собственная трубчатая рама и кабина сзади над двигателем-воздушником! А вообще строили подобные эрзац-грузовики с 1946 по 1973 год даже для аэропортов: спереди монтировали компрессор или авиационный пусковой агрегат. Бидон, стоящий в платформе, демонстрирует и довольно оригинальное применение машины на заводе: именно так рабочим по конвейеру доставляли горячий чай.
Plattenwagen или «Автомобиль-тележка» – одна из ключевых машин в истории «Фольксвагена» («ГП» № 9, 2012 г.). Именно этой самоходной тележке обязан своим появлением Transporter Typ 2. Подобный заводской транспортёр вдохновил, голландского импортёра Бена Пола, на первые эскизы компактного фургона на легковых агрегатах. Plattenwagen никогда не продавался и строился исключительно на полубракованных конвейерных неликвидах седана «тип 1» для перевозки грузов на территории завода. Главные особенности, собственная трубчатая рама и кабина сзади над двигателем-воздушником! А вообще строили подобные эрзац-грузовики с 1946 по 1973 год даже для аэропортов: спереди монтировали компрессор или авиационный пусковой агрегат. Бидон, стоящий в платформе, демонстрирует и довольно оригинальное применение машины на заводе: именно так рабочим по конвейеру доставляли горячий чай.
Plattenwagen или «Автомобиль-тележка» – одна из ключевых машин в истории «Фольксвагена» («ГП» № 9, 2012 г.). Именно этой самоходной тележке обязан своим появлением Transporter Typ 2. Подобный заводской транспортёр вдохновил, голландского импортёра Бена Пола, на первые эскизы компактного фургона на легковых агрегатах. Plattenwagen никогда не продавался и строился исключительно на полубракованных конвейерных неликвидах седана «тип 1» для перевозки грузов на территории завода. Главные особенности, собственная трубчатая рама и кабина сзади над двигателем-воздушником! А вообще строили подобные эрзац-грузовики с 1946 по 1973 год даже для аэропортов: спереди монтировали компрессор или авиационный пусковой агрегат. Бидон, стоящий в платформе, демонстрирует и довольно оригинальное применение машины на заводе: именно так рабочим по конвейеру доставляли горячий чай.
Plattenwagen или «Автомобиль-тележка» – одна из ключевых машин в истории «Фольксвагена». Именно этой самоходной тележке обязан своим появлением Transporter Typ 2. Подобный заводской транспортёр вдохновил, голландского импортёра Бена Пола, на первые эскизы компактного фургона на легковых агрегатах. Plattenwagen никогда не продавался и строился исключительно на полубракованных конвейерных неликвидах седана «тип 1» для перевозки грузов на территории завода. Главные особенности, собственная трубчатая рама и кабина сзади над двигателем-воздушником! А вообще строили подобные эрзац-грузовики с 1946 по 1973 год даже для аэропортов: спереди монтировали компрессор или авиационный пусковой агрегат. Бидон, стоящий в платформе, демонстрирует и довольно оригинальное применение машины на заводе: именно так рабочим по конвейеру доставляли горячий чай.
Ранний предсерийный [b]прототип первого «Транспортёра»[/b], построенный 11 ноября 1949 года, за год до запуска модели в серию. Сохранившийся [b]цельнометаллический фургон Volkswagen Typ 29 Kastenwagen[/b] отличается от более поздних серийных машин рядом деталей и был создан Фердинандом Порше по заказу Бена Пона. Увидев на заводе Plattenwagen он и предложил использовать шасси и агрегаты серийного 2-дверного седана Type 1, т.е. легкового «жука» Ранний предсерийный [b]прототип первого «Транспортёра»[/b], построенный 11 ноября 1949 года, за год до запуска модели в серию. Сохранившийся [b]цельнометаллический фургон Volkswagen Typ 29 Kastenwagen[/b] отличается от более поздних серийных машин рядом деталей и был создан Фердинандом Порше по заказу Бена Пона. Увидев на заводе Plattenwagen он и предложил использовать шасси и агрегаты серийного 2-дверного седана Type 1, т.е. легкового «жука»
Вариант [b]микроавтобуса первого поколения «Транспортёра»[/b] со служебной дверью в правом борту для британского рынка… но руль при этом находится слева, а не справа! Прозвище Barndoor (букв. – сарайная дверь) относится к «кляйнбусам» раннего выпуска, до 1955 года. Такие [b]Volkswagen Typ 21[/b] несут ряд заметных отличий по кузову относительно более поздних представителей этого поколения. При этом важно отметить, что прозвищем они обязаны корме с более крупным люком мотоотсека, а не из-за двухстворчатой распашной боковой двери
В коллекции музея «Фольксвагена» представлены сразу три варианта пожарных машин. Среди них цельнометаллический фургон [b]Volkswagen Transporter Kastenwagen Feuerwehr Typ 21[/b], служивший в городе Таппенбек (Нижняя Саксония)
[b]Пожарный автомобиль Volkswagen Transporter Typ 26 Feuerleiter[/b] с поворотной 12-местной автолестницей DL12 компании Meyer из Хагена. Автолестница цвета RAL 3000 с 1963-го по 80-е служила в Виттингене (Нижняя Саксония). Проступи и тетивы выдвижной лестницы выполнены из дерева и только тяжи и оконцеватели изготовлены из железа
Максимально [b]облегчённый вариант Volkswagen Transporter Feuerwehr Typ 26[/b], служивший на газоперерабатывающем заводе компании NEAG близ Ольденбурга. Часть необходимого оборудования возится в прицепе. Работа на крупном концерне позволила пожарной машине сохраниться в хорошем состоянии и с небольшим пробегом
В 1967 году [b]Volkswagen 2-го поколения[/b] пришёл на смену первому поколению. Новая [b]модель Kombi Typ 231[/b] стала на 20 сантиметров длиннее, но сохранила колёсную базу и ширину кузова. В отличие от предшественника, у Т2 спереди стояла неразборная плоская панель, общая площадь остекления удвоилась, а сдвижная дверь пассажирского салона заменила распашную двухстворчатую
Особой профессией стала служба в «скорой помощи»: ряд небольших фирм наладил выпуск санитарных и медицинских автомобилей на базе «Транспортёров». В [b]Volkswagen Kombi Krankenwagen Typ 27 позднего выпуска (1956 г.)[/b] предусмотрено двое носилок, место для фельдшера, а окна в салоне выполнены матовыми и полупрозрачными
Несмотря на заднемоторную компоновку, неудобную для монтажа спецоборудования, огромное количество «Транспортёров» первых поколений было конвертировано в автомобили пожарных частей и их выпускали вплоть до снятия модели с продажи в Европе в 1979 году. Этот [b]Volkswagen Transporter Feuerwehr Gerätewagen Typ 261 (T2b)[/b] с  оборудованием Weinsberg работал в собственной пожарно-технической службе автозавода Volkswagen в Зальцгиттере
Крупнейшим производителем автокемперов в былые годы была Westfalia. [b]Автодача Volkswagen Camper Typ 251 SO44 (T2b)[/b] с подъёмной крышей из пластика и стеклоткани была представлена на IAA в 1978 году. Под подъёмной крышей расположены два спальных места, а в салоне доступны даже холодильник и раковина. Во внушительном ящике «на носу» кемпера скрывается масляный радиатор, перенесённый для экономии пространства из кормы
Закрыв глаза на структурную жёсткость кузова, в 1973 году был построен открытый [b]кабриолет Volkswagen Open Air Typ 2 (T2b)[/b]. Серийной машиной, доступной к покупке, он так и не стал, как и удлинённый Volkswagen Maxi-Käfer, необычная машина была изготовлена для немецкого телешоу «Место под солнцем» (Ein Platz an der Sonne) Закрыв глаза на структурную жёсткость кузова, в 1973 году был построен открытый [b]кабриолет Volkswagen Open Air Typ 2 (T2b)[/b]. Серийной машиной, доступной к покупке, он так и не стал, как и удлинённый Volkswagen Maxi-Käfer, необычная машина была изготовлена для немецкого телешоу «Место под солнцем» (Ein Platz an der Sonne)
В 1979 году был представлен [b]концепт Volkswagen Traveller Jet[/b]. Он оснащался максимально богато: кондиционер салона, телевизор и индивидуальные кожаные кресла. Особенностью этой машины стали увеличенная площадь остекления, напротив сдвижной двери в левом борту сделано огромное тонированное окно «в пол», а задняя дверь выполнена прозрачной. Отделка салона и уровень комфорта для пассажиров позволяли конкурировать с самыми роскошными автомобилями той поры.Traveller Jet был оснащён ещё старым мотором воздушного охлаждения и стал предтечей появившейся в 1982 году модели Caravelle. Впрочем, серийную «Каравеллу» столь богато уже не оснащали
После того, как семейство Т2 сошло с дистанции в Европе, долгую и почётную пенсию оно обрело в Бразилии: там II поколение продолжали выпускать вплоть до 2013 года. [b]Volkswagen Nova Combi Typ 251.[/b] Итерация T2c – последнее звено эволюции серии Т2, получившая в 2006 году рядный мотор водяного охлаждения вместо оппозитного спиртового «воздушника». Двухцветная модель микроавтобуса продавалась под суббрендом Carat и представляла собой богато оснащённый микроавтобус, оставаясь недорогим транспортным средством
Большинство «Транспортёров» были выпущены с цельнометаллическими кузовами-фургонами. Но выпускались и [b]бортовые версии Volkswagen Transporter 245 041[/b]. Этот Pritschenwagen был куплен в 1982 году швабом по фамилии Глазер (Glaser), который полностью обработал его антикоррозийным «Динолом» и использовал машину более 30 лет. Расстаться со своим пикапом пришлось только по причине отсутствия у машины «экологического значка», получаемого при техосмотре
Этот [b]прозрачный (Schnittmodell) Volkswagen Transporter 251 Kasten[/b] был построен в 1981 году специально для Франкфуртского автосалона. Представленный в 1979 году образец «Транспортёра» в разрезе, на котором наглядно продемонстрировано всё внутреннее устройство машины, был первой полностью новой моделью серии после T1. Его предшественник, Т2, был лишь глубокой модернизацией первенца. Он продавался в варианте панельного фургона, комби, пикапа с одинарной и двойной кабиной, а также в качестве микроавтобуса. В 1981 году за ними последовала богато оснащённая пассажирская модель Caravelle (позднее Caravelle GL), а в 1983 году – «люксовая» Caravelle Carat
В начале 1980-х в Вольфсбурге разработали свой собственный 6-цилиндровый 132-сильный «оппозитник». На фоне появившегося спроса документацию на установку V6 получила тюнинговая компания Oettinger. Небольшая серия топовых [b]Oettinger Caravelle Carat V6 на базе Volkswagen Caravelle 255 6А2[/b] обходилась в 33 000 немецких марок и стала предтечей бизнесвэнов Multivan
В 1985 году в производство пошёл [b]Volkswagen Caravelle Syncro  255 567 (T3)[/b]. Серьёзный внедорожный микроавтобус на его базе, подготовленный для экстремальных путешествий. Машину комплектовали наружным запасным колесом, дополнительным багажником с лестницей на крышу, а запас топлива перевозился в канистрах, на задней двери
Когда модель Т3 покидала конвейер в Европе, уступив место новому поколению Т4, в 1992 году Volkswagen выпустил традиционную [b]лимитированную серию Multivan Last edition[/b] с трансформируемым пассажирским салоном, улучшенной отделкой снаружи и внутри. Всего в прощальной серии выпущено 2500 таких машин
[b]Концепт 1987 года Volkswagen Syncro Magma Doppelkabine 247 (T3)[/b] на базе полноприводного пикапа Syncro с двойной кабиной (так называемый DoKa) и 2,1-литровым мотором 112 л.с., выпускаемым с 1985 года. Внедорожное оборудование включало лебёдку, усиленные бамперы, ролл-бар в кузове и передний булл-бар. На машине изучалась реакция потребителей на изменения в T3. Тема не получила продолжения в массовом производстве, поскольку модель уже сходила с дистанции в Европе и США, и потребители не готовы были переплачивать
В 1985 году представлен первый [b]Volkswagen Multivan Bluestar[/b] – автомобиль новой концепции для активного семейного отдыха и ЗОЖ. Семейный минивэн оснащён трансформируемым салоном, спальными местами. Оператор немецкого телеканала ZDF Дитер Шнайдер купил этот Bluestar в 1989 году, чтобы возить семью и рабочий двухмоторный ДПЛА с камерой.На протяжении двух десятков лет к моменту передачи в заводскую коллекцию машина наездила 550 000 км, сохранив оригинальный мотор и КП без ремонта, а кузов и салон – в образцовом состоянии. Сейчас самолёт, в память о богатой истории машины, экспонируется в музее вместе с автомобилем В 1985 году представлен первый [b]Volkswagen Multivan Bluestar[/b] – автомобиль новой концепции для активного семейного отдыха и ЗОЖ. Семейный минивэн оснащён трансформируемым салоном, спальными местами. Оператор немецкого телеканала ZDF Дитер Шнайдер купил этот Bluestar в 1989 году, чтобы возить семью и рабочий двухмоторный ДПЛА с камерой.На протяжении двух десятков лет к моменту передачи в заводскую коллекцию машина наездила 550 000 км, сохранив оригинальный мотор и КП без ремонта, а кузов и салон – в образцовом состоянии. Сейчас самолёт, в память о богатой истории машины, экспонируется в музее вместе с автомобилем
[b]Volkswagen Kombi GT70 Gasturbine (T2a/b) 1972 года.[/b] GT означает не «Гран туризмо», а газовую турбину. Фургон-комби оснащён экспериментальным газотурбинным ДВС американской компании Williams Research Corp. для испытаний и изучения рыночных перспектив. Газотурбинный ДВС на 74 л.с. был эффективнее поршневого и занимал меньше пространства, но был шумным, тяжёлым и дорогим [b]Volkswagen Kombi GT70 Gasturbine (T2a/b) 1972 года.[/b] GT означает не «Гран туризмо», а газовую турбину. Фургон-комби оснащён экспериментальным газотурбинным ДВС американской компании Williams Research Corp. для испытаний и изучения рыночных перспектив. Газотурбинный ДВС на 74 л.с. был эффективнее поршневого и занимал меньше пространства, но был шумным, тяжёлым и дорогим

Stiftung AutoMuseum Volkswagen

Адрес: г. Вольфсбург, Германия, Дизельштрассе, д. 35
Dieselstraße, 35, 38446, Wolfsburg, Deutschland

Время работы: вторник–воскресенье с 10 до 17 ч

Выходные: понедельник и с 24 декабря по 1 января

Билеты: обычный – 8 евро; cемейный – 20 евро;
годовой абонемент PASS – 40 евро.

Туристские группы без записи 10 и более человек: 4 евро за человека.

Экскурсии по предварительной записи 10–25 человек: 40 евро.

Телефон: +49 (5361) 52071

E-mail: info@automuseum-volkswagen.de

Сайт: www.automuseum-volkswagen.de

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию