Опубликовано: ГП 04-2020
Сорок оттенков зелёного

29-я выставка «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина, фестиваль «Моторы Победы»

Денис Орлов
Фото автора и Юрия Петрова

В выставочном центре московского парка Сокольники 29-й раз прошла «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина. В преддверии 75-летия победы над гитлеровской Германией главным событием стал фестиваль «Моторы Победы»

Несмотря на то, что военно-патриотической темой россиян явно перекармливают, она продолжает оставаться в центре внимания. Возможно, оттого, что в нашей истории по-прежнему много белых пятен. Например, интервенция в Синьцзян, где в 1934 году плечом к плечу с двумя бригадами НКВД сражался... полк бывших белоказаков. Красные и белые на одной стороне против войск Чан Кайши.

И, конечно, военная техника – наша ли, вражеская – обладает удивительной притягательностью. Особая эстетика, предельные возможности, исторический бэкграунд вызывают неподдельный интерес у людей всех возрастов.

Казалось, всё давно увидено и рассмотрено. «Виллисы» и «полуторки», «студеры» и «захары». Сколько всевозможных выставок, фестивалей, пробегов позади! Даже фестиваль «Моторы Победы» проходит во второй раз. Однако Сорокин не был бы Сорокиным, если не смог предложить что-то необычное. И даже если отмести всё многообразие показанных машин, успех выставке гарантировали всего три экспоната: останки американской трёхтонки White TAD времён Первой мировой войны, блестяще отреставрированный прототип вездехода «Москвич-415С» и привезённый с американского аукциона величественный Duesenberg Model J с кузовом Convertible Berline ателье Le Baron.

[b]White TAD выпуска 1914 года, шасси № 282029[/b] – наиболее распространённый автомобиль в Русской армии периода Первой мировой войны. Данный экземпляр доставлен из Европы, однако это ничуть не умаляет его ценности для нашей истории. Заговорили о намерении превратить этот White в реплику «Уайт-АМО». Настоящее варварство – губить редчайший оригинал ради подделки сомнительной ценности

О грузовиках White TAD наш журнал рассказывал. В Русской армии их было больше других. Вообще, марка White себя хорошо показала в России, и за время Первой мировой к нам поступило около 5000 машин грузоподъёмностью 1; 1,5; 3 и 5 т. На «Олдтаймер-галерею» White TAD привезли отец и сын Гусевы, владельцы реставрационной мастерской в Наро-Фоминске. Года два назад они уже восстановили полуторку White TBC с санитарным кузовом конструкции доктора Климовича. Теперь вот – трёхтонка. Настоящее чудо, что до нас доходят грузовики 100-летней давности, пусть даже в «руинированном» виде. Но эти руины вполне пригодны для реставрации. Другой вопрос, если такую реставрацию проводить правильно, максимально сохраняя оригинальный металл и дерево, не заменяя детали новоделами, обойдётся это в кругленькую сумму. Поэтому Гусевы приступят к восстановлению уникума, только если отыщется желающий оплатить работы.

За четыре дня «Олдтаймер-галерею» в Сокольниках посетили 22,3 тысячи человек. Прекрасный результат, с учётом заметного падения достатка граждан и весьма скромной рекламы мероприятия.

[b]Бронированный трактор Т-20 «Комсомолец»[/b] представлен Мастерской Евгения Шаманского. «Копанина», как говорят поисковики – извлечённый из земли экземпляр, блестяще отреставрированный. Такой артиллерийский тягач мог побывать и на Великой Отечественной, и на Финской войне, его начали выпускать в 1937 году. Изготовили 7780 штук. По числу гусеничных тягачей разного класса мы мало уступали будущим противникам
Этот фургон «Хлеб» представители военно-патриотического клуба «Дивизион» обозначили как ГАЗ-АА, хотя передних тормозов нет, как у полуторки ГАЗ-ММ. Утверждают, что именно этот экземпляр снимался в «Место встречи изменить нельзя». Похож, хотя для полного сходства стоило нанести на стенки фургона надпись «1 Московский трест Главхлеб» и развернуть кузов передом: вентиляционный продух, коему положено находиться в передней стенке кузова, здесь почему-то оказался сзади
Уникальный экспонат Мастерской Евгения Шаманского: [b]первая советская полевая кухня автомобильной возки КП-3 образца 1938 года.[/b] Построена на базе прицепа 1-АП-1,5, способна накормить 150–180 едоков. Буксируется со скоростью до 50 км/ч. Предназначалась для автобронетанковых и авиационных частей
Небо над стендом ФГУП НАМИ защищал весьма экзотический микст из [b]газогенераторного ГАЗ-42 с зенитно-пулемётной установкой 4-М[/b] из четырёх 7,62-мм пулемётов системы Максим. Впрочем, таких установок выпущено 12 000, так что, возможно, какие-то из них ставили даже на слабенькие газогенераторные «полуторки». Экспонат восстановлен в мастерской Simonov Motors
Музей техники Вадима Задорожного воссоздал целую диораму из фронтовой жизни: полевой кинотеатр, где между полуторками ГАЗ-ММВ и двумя 45-мм пушками на экране демонстрировали моменты съёмок драмы «Подольские курсанты», выходящей 4 мая на большие экраны. Фильм снимали при участии Музея техники Вадима Задорожного
Евгений Шаманский нашёл и восстановил [b]полугусеничный арттягач ЗИС-42М[/b]. На подобном тягаче успел повоевать под Сталинградом будущий главный конструктор завода МЗМА-АЗЛК Александр Фёдорович Андронов. Он был одним из создателей этого тягача – прожорливого, ненадёжного, но очень необходимого. Всего с 1942 по 1946 год выпущено 6372 ЗИС-42 и ЗИС-42М
Музей Мосгортранса хранит у себя [b]Chevrolet G7107[/b]. В годы Великой Отечественной в РККА поступило 43 700 таких полноприводных полуторок. На их базе даже устанавливали реактивные установки залпового огня. В качестве референсного автомобиля использовался при испытаниях ГАЗ-63
Самарский музей внедорожных машин располагает самой крупной в Европе коллекцией вездеходов Bantam. На выставку музей привёз редчайший вариант [b]Bantam BRC-40[/b] со всеми управляемыми колёсами. Из 2675 вездеходов таких было только 62. Американцы очень быстро отказались от этой идеи из-за аварийности. Отказались и от самих вездеходов Bantam, в результате чего половина этих миниатюрных машин попала в СССР
Один из самых первых «бантиков» – американский [b]военный родстер Bantam BRC-60 конструкции Карла Пробста[/b] выпущен в 1940 г. тиражом всего 69 штук, из них 8 со всеми управляемыми колёсами. Она послужила прототипом для создания ГАЗ-64, хотя это никак не афишировалось в СССР. Во время испытаний в форте Юстис (штат Вирджиния) военные уже придумали имя – Gnat Tank, тогда же имя Geep (от GP – general purpose), которое быстро трансформировалось в Jeep
Танк совсем как настоящий, но не настоящий. Это максимально подобная внешне [b]модель первого советского серийного танка Т-18[/b] в натуральную величину. Т-18 выпускали с 1928 по 1931 год, построили 962 танка. Почти все уцелевшие образцы в 1930-е превратили в ДОТы. Модель рабочая: 3-цилиндровый тракторный дизель Kubota приводит в действие гидронасос, а тот вращает два гидромотора. Гусеницы изготовлены из композитного материала. Создан в мастерской «Танковое Бюро МС-1»
Один из самых известных в России реставраторов, Евгений Магаков, создал по имеющимся описаниям и схемам реплику [b]медицинского автомобиля ГАЗ-М20 «Победа»[/b]. Автомобили мастерской Магакова нарасхват у киностудий, увлечённых в наше время эстетикой советского времени
Великолепно восстановленный Евгением Магаковым [b]медицинский автомобиль ГАЗ-12Б[/b] из оригинальной «скорой помощи» 1960 года. Вместо привычных табличек «ЗИМ» на боковинах капота и в салоне у нее уже стоят эмблемы, орнамент и шильдики «ГАЗ», поскольку Горьковский автозавод к тому времени уже перестал быть «им. Молотова»
«Мотоциклетный спорт – витрина ДОСААФ!». [b]Гоночный мотоцикл М-1Е[/b] производства Московского мотоциклетного завода (1950 год) принадлежал чемпиону Москвы и РСФСР, спортсмену общества «Торпедо» Виктору Ивановичу Соколову. Отличия машины от серийной «макаки»: два карбюратора, 7,5 л.с., зажигание от магнето, ёмкий бак, двухсторонние тормоза. Выставлен известным знатоком велосипедов Андреем Мятиевым
Лучшим стендом выставки оказался, несомненно, этот, построенный мастерской Simonov Motors.[b] Mercedes-Benz 230 (W 143)[/b] тоже – оружие победы. Пусть и в кино. Советский разведчик штандартенфюрер СС фон Штирлиц, Макс Отто успел поездить в сериале Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» на шести разных автомобилях, из них три были именно модели W 143
«Фишка» выставок Ильи Сорокина – художники, рисующие экспонаты с натуры. Знакомьтесь: Алексей Бычков из Екатеринбурга, очень уверенный в себе мастер, твёрдо знающий, что у него впереди большое будущее
Постоянный посетитель «Олдтаймер-галереи» мог наблюдать за ходом восстановления уникального [b]вездехода «Москвич-415С»[/b]: на прошлые выставки привозили сначала руины, затем подсобранный автомобиль. И, наконец, автомобиль предстал в том виде, в каком его задумал конструктор Игорь Александрович Гладилин. Реставрацию уникума выполнили в мастерской Simonov Motors
Межрегиональная общественная организация «Военно-техническое общество» представила не совсем обычный экспонат: [b]звуковещательную станцию ЗС-99 на базе бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 (ГАЗ-41-14) 1987 года выпуска[/b]. В Советской армии использовались установки ЗС-72Б и ЗС-82 на той же базе, однако эта станция новая, мощностью 1000 Вт, разработана в московской компании ООО «НавМарин» на современной элементной базе. Ей предстоит проходить опытную эксплуатацию в Военно-техническом обществе
После того как министр обороны Сердюков, заслуживший в войсках прозвище «маршал Табуреткин», расформировал Рязанский военный автомобильный институт (РВАИ) – старейшее учебное заведение, готовившее офицерские кадры для автомобильных войск с 1940 года, не стало и Рязанского военного автомобильного музея. Теперь его экспонаты, в том числе и единственный прототип [b]микроавтобуса УАЗ-3972, созданный в 1990 году по теме «Вагон»[/b], хранятся на автобазе № 147 Генштаба
После того как министр обороны Сердюков, заслуживший в войсках прозвище «маршал Табуреткин», расформировал Рязанский военный автомобильный институт (РВАИ) – старейшее учебное заведение, готовившее офицерские кадры для автомобильных войск с 1940 года, не стало и Рязанского военного автомобильного музея. Теперь его экспонаты, в том числе и единственный прототип микроавтобуса УАЗ-3972, созданный в 1990 году по теме «Вагон», хранятся на автобазе № 147 Генштаба
Ещё одна экзотическая бронемашина на базе БРДМ-2 – [b]боевая машина 9А31 зенитно-ракетного комплекса 9К31 «Стрела-1»[/b]. Выставлен «Обществом владельцев военной техники» без турели с четырьмя зенитными управляемыми ракетами в контейнерах 9Я23, но с сохранившимися оптическими средствами обнаружения цели и прицеливания, а также со средствами связи. Комплекс был принят на вооружение в декабре 1970 года
Можно сказать, что [b]вездеход Volvo С303[/b] – это янгтаймер, автомобиль, недавно перешагнувший черту в 30 лет. С 1974 по 1984 год выпущено 8718 штук, в основном для военных. В шведской армии обозначался Tgb 11 (Terrängbil 11). Отличается выдающейся проходимостью благодаря портальным мостам. Отличная альтернатива «буханке». 303-х немало передали армиям Латвии, Литвы и Эстонии, так что скоро они в большом количестве окажутся у нас
[b]Morris С/8 G.S. FFW 15cwt (4х4)[/b] грузовой автомобиль общего назначения в варианте артиллерийского тягача выпускался в Англии с 1939 году. Часть этих автомобилей была оставлена во Франции в 1940 году при отступлении британских экспедиционных сил и использовалась уже в вермахте. На представленном экземпляре 1944 года, можно было увидеть интересную особенность конструкции – наличие двух рам, обеспечивающих лучшую податливость при нагрузках на ходовую часть
[b]Тяжёлый внедорожный бронированный пассажирский автомобиль Sd.Kfz. 247[/b] времён Второй мировой войны компания Daimler-Benz выпустила лишь 68 машин двумя сериями в двух модификациях. Этот репликар построен мастерской Бушуева на основе УАЗ для съёмок исторических кинофильмов и является ходовыми реквизитом
Государственный военно-технический музей в подмосковной Черноголовке показал в том числе и [b]амфибию Ford GPA[/b]. В конструкции амфибии использованы узлы и агрегаты лёгкого командирско-разведывательного вездехода Ford GP-W. Около 1850 таких амфибий получила Красная Армия от американского правительства по ленд-лизу в 1944–1945 годах. Их использовали при форсировании рек в Прибалтике, в Висло-Одерской операции и других сражениях
Есть легковые автомобили, мимо которых не пройдёт даже самый закоренелый дальнобойщик. [b]Duesenberg Model J с кузовом Convertible Berline ателье Le Baron был выпущен в 1929 году.[/b] На то время «дюзенберги» считались самыми совершенными и дорогими автомобилями мира. 8-цилиндровый рядный мотор с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя верхними распредвалами выдавал 265 л.с. Данный экземпляр был продан на аукционе RM Sotheby’s 10 марта 2012 года за $803 000
[b]Артиллерийский лёгкий тягач АТ-Л (изделие 5А)[/b] мог везти 2 тонны груза в кузове и буксировать за собой по бездорожью артсистему или прицеп весом до 6 тонн. Выпускался с 1952 по 1967 г. на Харьковском тракторном заводе им. Орджоникиндзе. Вплоть до середины 1990-х активно эксплуатировался в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке геологами, вахтовыми экспедициями, энергетиками, в строительной, нефтегазовой и лесной отраслях
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен