Опубликовано: ГП 12-2019
Эконом-люкс для работящего прораба

Самосвал КАМАЗ-6520-В К3539 6х4 «Люкс»

Даниил Минаев, фото автора

Прошедший год стал особенным для камского автогиганта. Ровно 50 лет назад развернулось строительство крупнейшего автозавода в Европе. Сейчас «КАМАЗ» входит в мировой Топ-20 крупнейших автопроизводителей грузовиков по объёмам выпуска и разнообразию модельного ряда.

Вишнёвый цвет с 2019 года стал фирменным для новой линейки самосвалов КАМАЗ. Беглый взгляд на фото – и нет сомнений, что перед вами КАМАЗ одного из самых свежих семейств 6580. Ан нет!

Орнаментом сыт не будешь

Пять лет назад «КАМАЗ» начал реализацию стратегии производства грузовиков нескольких ценовых и технологических уровней: от бюджетных автомобилей до премиум-класса. Сейчас в Набережных Челнах уже собирают грузовики на любой вкус и кошелёк. Такой консьюмеризм позволил заводу не прыгать из крайности в крайность, а плавно регулировать выпуск техники в зависимости от изменчивых волн роста и падения рыночного спроса.

Нацеленный на верхний сегмент эконом-класса КАМАЗ-6520 «Люкс» тем не менее попал в средний ценовой сегмент, который ещё недавно делили подержанные евромарки, китайская лицензионная техника и самосвалы МАЗ с кабинами 4-го поколения. На двери кабины прикреплён литерный орнамент «К 3539». По аналогии с концерном Daimler AG маркетологи убедили, что первые две цифры должны обозначать полную массу машины, а последующая пара чисел – округлённую мощность двигателя в лошадиных силах. Буквы перед цифрами маркировки в новом семействе определяют предназначение грузовиков: М – магистральная группа техники, К – тяжёлая или полноприводная группа, Т – перспективные модели. Но развивая эту тенденцию на заводе столкнулись с тем, что индексы у трёх семейств, выпускаемых на заводе, начали совпадать или пересекаться, и всякий смысл нововведения был потерян.

Принципиальные отличия нового «Люкса» от линейки КАМАЗов с индексом 6580 – классическая рама и 13-тонные ведущие мосты от прежней модели КАМАЗ-6520 выпускаемого с 2007 года и другой набор двигателей.

Например, для семейства КАМАЗ-6580 (К4141D) в 2019 году «КАМАЗ» предлагает только один вариант. Крупнолитражный 12-литровый Mercedes-Benz OM 457LA V3 уровня Euro 5 развивает мощность 401 л.с. с крутящим моментом 2000 Н·м при 1100 об/мин.

А на внешне схожем КАМАЗ-6520-В К3539 «Люкс» установлен среднелитражный мотор – 8,9-литровый турбодизель Cummins ISL400.50 мощностью 390 л.с. В качестве альтернативы предложен модернизированный классический V8 КАМАЗ-740.73-400. В сущности, это решение и дало прописку машины в начале среднего ценового диапазона, поскольку нижний уже занят классическим КАМАЗ-6520 с кабиной К3.

Панель приборов оптимизированная и вполне современная

Один из семейства «КАММИНЗ-КАМА»

Серия ISLe соединяет преимущества лёгкого и компактного моторов с конструкционной прочностью тяжёлых двигателей. Производство семейства длинноходных двигателей рабочим объёмом 8,9 л (размерность ЦПГ – 114х144,5 мм, степень сжатия – 16,6) было освоено СП «КАММИНЗ-КАМА» в марте 2017 года. Этот резвый мотор заполнил ранее пустующую нишу 9-литровых дизелей. Его отличает высокая корпусная жёсткость, небольшая удельная масса, лучшая топливная экономичность, чистота выхлопа и тяга в широком диапазоне усиливаемая за счёт турбонадува. Решение об освоении семейства увеличенного рабочего объёма было принято после того, как несколькими годами ранее здесь же стартовало 6,7-литровое семейство двигателей ISB6.7. Потребители тогда не нарадовались семилитровым «младшим братом»: тихий, мягкий, экономичный, не вибрирует. Но водители подзабыли особенность длинноходных дизелей, а именно: низкий запас эффективной мощности. Поэтому подобные моторы с высокой литровой отдачей были загнаны нещадной эксплуатацией с гигантским перегрузом на тяжёлых работах. И конечно же завод потом завалили рекламациями. Вот и пришлось озадачиться наращиванием литража под тяжёлую технику. Похожее, кстати, было в истории СССР с карбюраторными моторами ЗИЛ-375: в 1960-х дефорсированому двигателю ЗИЛ-130 для установки на тяжёлую технику пришлось увеличивать литр рабочего объёма за счёт диаметра цилиндра, ради сохранения литровой мощности и увеличения показателей тяги.

Подвеска кабины на четырёх пружинных стойках
Газоотвод выхлопных газов в кузов

Как достичь миллиона?

Моторы серии «L» рабочим объёмом 8,9 л интересны относительно небольшой собственной массой: 738 кг, что примерно на 40 кг больше, чем у 6,7-литровых собратьев серии ISBе. Серия ISL рассчитана на более тяжёлую и интенсивную эксплуатацию. Блок цилиндров у этих двигателей с «мокрыми» гильзами, а для ремонта коленчатого вала предусмотрена возможность расточки в четыре ремонтных размера. Эти конструктивные решения снимают острую в наших российских условиях проблему «одноразового мотора».

Блок и головка цилиндров Cummins ISL отлиты из чугуна, прокладка головки блока – из металлического сплава. Распредвал расположен в блоке, его привод шестерёнчатый переднего расположения, в приводе ГРМ применены штанги и роликовые толкатели и согласно инструкции регулировка тепловых зазоров в клапанах предусмотрена через 240 000 км, а суммарный ресурс до капремонта должен составить 1 000 000 км. В некоторых модификациях применяют жаропрочные составные поршни с охлаждаемой маслом полостью и днищем: форсунки для подачи масла установлены в блоке цилиндров. На двигателях серии ISL используют турбокомпрессоры Holset с перепускным байпасным клапаном турбины, который снижает токсичность выхлопа и обеспечивает широкую полку характеристики крутящего момента.

Запасное колесо крепится к самосвальной платформе справа и извлекается при помощи лебёдки
Дополнительная гибкая ступень подножки – дань самосвальной жизненной необходимости

Прогрессивная локализация

В 2019 году появилось много локализованных компонентов российского производства. И речь не касалась примитивных кронштейнов пневмокомпрессора, скоб генератора или жгутов электропроводки. Освоения в производстве потребовали поршни, пальцы, форсунки и т.д.

Коробка передач самосвала КАМАЗ-6520-В К3539 6х4 «Люкс» механическая 16-ступенчатая, произведённая здесь же, в Набережных Челнах на СП «ЦФ-КАМА». Сегодня около 80% камских грузовиков оснащаются КП именно этого предприятия, где выпускают две модели КП. Это 9-ступенчатая Ecomid и 16-ступенчатая Ecosplit.

Коробка передач ZF 16S1820 TО, установленная на «Люксе», рассчитана на работу с номинальным крутящим моментом около 1800 Н·м. У двигателя в нашем случае максимальный крутящий составляет момент 1700 Н·м, что оставляет даже небольшой технический запас.

Вертикальное расположение аккумуляторных батарей позволяет экономить монтажное пространство на раме, по соседству скомпонованы тормозные упоры, воздушные ресиверы и небольшой инструментальный ящик
С левой стороны рамы в базе уживаются топливный бак, ёмкость для синтетической мочевины, фильтр-сепаратор и вывод выпускной системы с переключателем обогрева кузова выхлопными газами С левой стороны рамы в базе уживаются топливный бак, ёмкость для синтетической мочевины, фильтр-сепаратор и вывод выпускной системы с переключателем обогрева кузова выхлопными газами

Классический хребет, но усиленный

Рама, давно известная специалистам по классической модели КАМАЗ-6520, дополнительно усилена косынками и вставками, длина базы – 3600 мм. Все необходимые кронштейны и навеску крепят с помощью высокопрочных болтов. Передняя ось Hande с увеличенной до 9 т технической грузоподъёмностью, задняя балансирная тележка штатно выдержит 26 т (2х13 т). Это объясняет технически допустимую полную массу самосвала до 35 т при грузоподъёмности 21 т. Расстояние между осями задней тележки – 1440 мм. Стабилизаторы поперечной устойчивости предусмотрены спереди и сзади.

Карданная передача – двухзвенная, средний мост проходной. Передний карданный вал унифицирован по длине с некоторыми другими автомобилями КАМАЗ.

Классическая «камазовская» задняя балансирная подвеска с двумя стремянками с нижними гайками

Универсальность или запасливость?

Кузов НЕФАЗ геометрической вместимостью 16 м3 рассчитан на транспортировку 21 тонны груза и оборудован задним откидным бортом. Судя по вертикальным рёбрами жёсткости подразумевается работа с кусковыми насыпными грузами. Днище платформы сварено из 6 мм шведской стали Hardox, борта изготовлены из стали S500MC толщиной 5 мм. А это всё-таки лишний вес. Угол подъёма платформы 50º и обогрев выхлопными газами позволяет работать в межсезонье и зимой и с такими пластичными грузами, как глинозём. Если посмотреть на аналоги схожего тоннажа, то обнаружится, что китайские производители осваивали российский рынок именно с такими кузовами, напрочь отметая облегчённые модели кузовов без развитой жёсткости бортов.

Длинная «рука» воздухозаборника двигателя предполагает работу в запылённых условиях и предварительную грубую очистку воздуха, чтобы продлить жизнь основному воздухоочистителю

Финансовый приступ катарсиса

Так что же это за фрукт такой – «Люкс» 6520-В5?

Это ещё не новое семейство 6580 и не дальнейшее развитие модели 6520, ведущее родословную с конца 1990-х. Но что?

Оранжевый самосвал с индексом КАМАЗ-6520-26012-53, который был нами рассмотрен в качестве компромисса бюджетности и технологичности оборудован кабиной поколения К3, модернизированным V-образным двигателем 740-го семейства и 20-кубометровым кузовом. Стоит ли пинать старую кабину, за то, что она дешевле на четверть миллиона рублей?

Вишнёвый вариант КАМАЗ-6520-В5 «Люкс» получил более передовую кабину К4 от Mercedes-Benz Axor. Новая кабина К4 – это предел комфорта для водителя самосвала. В интерьере салона машины он проводит четверть своей трудовой жизни и главным становится качество обитаемого пространства. Если классический КАМАЗ с кабиной К3 – это средство заработка и ночёвка, то в новой кабине К4 мир кажется чуть более радужным и позволяет понять, как должен выглядеть интерьер современного самосвала.

Шумоизолирующий кожух двигателя будет по достоинству оценён жителями в условиях работы самосвала на городском строительстве Изобилие зеркал заднего вида не позволит водителю растеряться при маневрировании Протереть ветровое стекло при наличии таких удобных подножек – вообще не вопрос!

На что смотрит прораб?

С какой точки зрения на технику смотрит современный эксплуатант? Подрядчику и прорабу важна загруженность машины, учёт подъездных маршрутов и осевые нагрузки. Вот тогда и становится понятным смысл в оборудовании грузовика кузовом меньшего объёма, чем у предшественника – всего 16 м3. Это сугубо строительный самосвал для разработки нулевого цикла! Именно такие и используют на необустроенных дорогах при разработке котлованов.

Тут уместно вспомнить ещё один самосвал, серийно выпускаемый с 1998 года по сей день – КАМАЗ-65115. Это детище долгой эволюции.

В 1974 году 8-тонному КамАЗ-5510, спроектированному на ЗИЛе, в Набережных Челнах вразрез ГОСТам на допустимую осевую нагрузку решили поднять грузоподъёмность до 10 т. Так требовала экономика и поэтому 10-тонный КАМАЗ-5511 был растиражирован сотнями тысяч на Нефтекамском филиале. Подкачав его до 13 т в 1988 году получился КамАЗ-55111, который в 1998 году прошёл модернизацию и с увеличением грузоподъёмности до 15 т был представлен как КАМАЗ-65115.

Если к задней тележке нет вопросов, то спереди необходима дополнительная защита двигателя от грязи и реагентов, наиболее уязвимо выглядит стартёр Если к задней тележке нет вопросов, то спереди необходима дополнительная защита двигателя от грязи и реагентов, наиболее уязвимо выглядит стартёр

У последней модели была иная балка переднего моста по сравнению с моделью КАМАЗ-6520 (осевая нагрузка 6,2 т против 8,9 т) и более слабый (292 л.с.) двигатель Cummins ISB рабочим объёмом 6,7 л. Балансирная тележка КАМАЗ-65115 рассчитана на нагрузку 19 т, тогда как у КАМАЗ-6520 она составляла 26 т. Можно сравнить с КАМАЗ-6580 – у того балансир рассчитан на 32 т.

Семейство самосвалов 6520, обладающее кузовами увеличенного объёма, более грузоподъёмным шасси и более мощными двигателями можно смело отнести к общестроительным самосвалам. Но «не люксовую» версию целесообразнее использовать на небольшом плече за городом, где грешным делом можно и навалить с горкой, а новомодный 6520-В5 «Люкс» внешне малоотличимый от ещё более продвинутой модели 6580 больше подойдет для среднего плеча, где требуется достаточно высокая скорость доставки сыпучих грузов, или для городского строительства. Причём 16-кубометровый кузов более объективен для весового контроля.

Сравнительные технические характеристики самосвалов КАМАЗ 6х4
Модель КАМАЗ-6520-А5 КАМАЗ-6520-001-49 (B5) Люкс КАМАЗ-6580-163001-87(S5) КАМАЗ-6580 K5
Полная масса/ грузоподъемность т 33,1/ 20,0 35,0/ 20,9 41,0/ 25,45 41,0/ 26,2
Вместимость кузова, м3 12, 16, 20 16, 18 16 17,5
Двигатель Cummins ISLE8,9 E5 400 КАМАЗ-740.735-400 Евро-5 Mersedes-Benz OM 457LA.V/3 Cummins ISG12 E5 420
Мощность, л.с. 390 400 400 419
Техническая характеристика КАМАЗ-6520-В К3539 6х4 «Люкс»
Полная масса, кг 35 000
Допустимая нагрузка по осям, кг 9000/ 13 000/ 13 000
Снаряжённая масса, кг 14 000
Грузоподъёмность, кг 21 000
Угол преодолеваемого подъёма, не менее % 30
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
Cummins ISL 400 50, турбодизель, I-6, Euro 5
8880
400 при 2100 мин-1
1700 при 1400 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
ZF 16S1820 TO, механическая
16/2
Сцепление Сухое, однодисковое, Ø 430 мм, с диафрагменной пружиной
Тормозные механизмы всех осей Барабанные, Ø 420 мм
Передаточное число главной передачи 5,11
Подвеска спереди/сзади Малолистовые рессоры/рессорно-балансирная
Внешний габаритный радиус поворота, м 11,0
Шины Спереди – 385/65 R22,5; сзади –315/80 R22,5
Вместимость бака для синтетической мочевины, л 70
Вместимость топливного бака, л 350
Максимальная скорость, км/ч 90

Резюмируем

На заводе продолжают уделять внимание машинам классического семейства и его выпуск не кажется альтруизмом. Для многих эксплуатантов большую роль играет взаимозаменяемость деталей и доступность сервиса, а другие уже не хотят мириться с устаревшей кабиной и маломощным шумным двигателем. Поэтому стратегическое направление развития, где максимальное использование традиционного шасси и агрегатной базы классических КАМАЗов, но с новой кабиной и плавной модернизацией с целью соответствия всем современным стандартам вполне себя оправдывает.

Внешне схожий самосвал КАМАЗ-6580 с колёсной формулой 6х4 вскоре получит 16-тонные мосты, новую раму и более совершенный двигатель, что позволит допустить полную массу не менее 41 т, но и ценник будет ощутимо выше. А вот теперь у прорабов появится зримый выбор.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию