![Berliet GLC6055N на площадке готовой продукции завода в промышленной зоне Айн-Себаа в предместье Касабланки. Эта модель с четырёхцилиндровым двигателем выпускалась только в Марокко. В апреле 2012 г. предприятие переименовали в Renault Trucks Maroc SA](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/00f.jpg)
125-летний юбилей компании Renault Trucks. История марок Berliet и Renault
Компания Renault Trucks отмечает 125-летие. Журнал «Грузовик Пресс» приурочил к юбилею глубокий исторический обзор. Заводы Automobiles M. Berliet и Régie Nationale des Usines Renault налаживают связи с социалистическим лагерем, дебютируют в Австралии, Канаде и США. Слияние двух предприятий приводит к возникновению крупнейшего игрока на рынке грузовых автомобилей и автобусов – Renault Véhicules Industriels (RVI). Закладывается основа одного из крупнейших производителей грузовиков – Renault Trucks
Если бы парни всей Земли…
До июня 1962 года Société Anonyme des Automobiles Marius Berliet руководил умудрённый опытом Эмиль Парфэ. Командор Почётного легиона, он ещё в 1949 году занял авторитарную должность «президента-директора». Почему сыновья Мариюса Берлие всё это время довольствовались вторыми ролями, никто уже не скажет.
Патроном семейного дела становится Поль Берлие. Иногда казалось, что ему просто тесно в родном Лионе. Он готов был мчаться в любую точку земного шара, где открывалась перспектива продать хоть пару сотен грузовиков. В этом он видел чуть ли не миссию.
«Производителям надо собраться с духом, чтобы помогать неразвитым странам обретать экономическую независимость, и гнать прочь мысли о том, что проданные лицензии и патенты однажды могут быть попросту скопированы новоявленными конкурентами», – заявил Поль Берлие на конференции Объединённых Наций в Женеве в феврале 1963 года.
![Представители Berliet и китайские партнёры у самосвала Berliet T25 на французской торгово-промышленной выставке в Пекине в 1965 г. Всего в период 1958–1976 гг. Berliet отправит в КНР 11 290 машин](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/02f.jpg)
Помощь Нигерии, Сенегалу, Тунису, Чаду – ещё куда ни шло. Но Китай! Американцы сильно напряглись. Их попытки заблокировать сделку провалились, и 3 июня 1965 года Berliet первой из западных автомобильных фирм заключила договор с КНР. Контракт на сумму 41 млн франков предусматривает поставку 1278 армейских грузовиков Berliet GBU/TBU15, передачу лицензий на четыре модели (универсальный грузовик GLM, строительный самосвал GCH, седельный тягач-тяжеловоз TCO и карьерный самосвал T25), обучение персонала и возведение в заводах в провинциях Сычуань и Шэньси. Китайцы выбрали Berliet ещё до установления официальных отношений между странами. В 1963 году премьер-министр КНР Чжоу Эньлай прилетал на завод Berliet в Марокко. Именно через марокканский и алжирский филиалы, не привлекая лишнего внимания, Berliet и начинал поставлять в Китай свою продукцию. Причём в какой-то момент из-за нехватки валюты китайцы готовы были оплатить грузовики поставкой во Францию… 75 000 тонн свинины.
![В 1964 г. Berliet открывает завод в городе Бург-ан-Бресс (департамент Эн). Карьерные самосвалы там собирают на конвейере, как мы в Жодино – БелАЗы. На переднем плане – армейский Berliet GBU15 6х6 для Китая](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/03f.jpg)
С «китайской лицензией» успели вовремя: грянула Культурная революция, и отношения с Западом прервались почти на два десятилетия. Тогда-то Полю Берлие впервые пришлось пожалеть о своей «миссии». В 1977 году в журнале «Китай на стройке» он увидел фоторепортаж с завода в Дачжоу (провинция Сычуань), где в цехах выстроились ряды тяжёлых грузовиков Honyan («Хунъянь», в переводе на русский – «Красная скала»), нелицензированных копий армейского Berliet GBU15.
![Hongyan CQ260 и Hongyan CQ261 выпускали на заводе в Дачжоу (провинция Сычуань) до 1986 г. Они представляли собой нелицензированные копии Berliet GBU/TBU15](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/04f.jpg)
Роль «достойного сына Франции» Полю Берлие удавалась всегда. 6 декабря 1966 года он принимает в Веннисье высокого гостя из СССР – премьер-министра А. Н. Косыгина. Многие помнили, как в 1960-м на заводах Renault шумно чествовали взбалмошного Н. С. Хрущёва. О сотрудничестве Renault с Советским Союзом наш журнал подробно рассказывал, когда компания Renault Trucks праздновала 100-летний юбилей своих грузовиков в России. Поль Берлие с ходу уловил деловой настрой Алексея Николаевича. Визит произвёл впечатление даже на обычно едкую русскую эмигрантскую прессу. Журнал «Часовой» поместил слова Поля Берлие: «Мы привыкли к визитам. Но обыкновенно высокие посетители не задают нам никаких вопросов, так как ничего не понимают в нашем деле. Косыгин поразил нас своим знанием и пониманием».
![Поль Берлие даёт пояснения А. Н. Косыгину во время посещения завода в Венисьё](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/01f.jpg)
Итогом стала закупка тридцати карьерных самосвалов Berliet T60GF грузоподъёмностью 60 т. Индекс расшифровывался как Grands froid – «Морозоустойчивый». Самосвал приспособили к эксплуатации при температурах до –60º. Против СССР действовали ограничения КОКОМ, и сделку могли заблокировать США, под предлогом, что вместе с карьерником русские получат доступ к конструкции их дизеля Cummins и трансмиссии Allison. Поэтому пока на заводе в Бург-ан-Бресс собирали первый самосвал, конструкторы искали альтернативы.
![У самосвала для СССР к индексу T60GF добавлялась буква S – от слова simplifié, «Упрощённый», поскольку вместо дизеля Cummins стоял французский аналог](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/06f.jpg)
Всё же первые машины в феврале 1969 года отбыли на Гайский горно-обогатительный комбинат с американскими дизелями (V12, 28 л, 644 л. с.). Весьма кстати в феврале 1966 года «Аэрофлот» наладил регулярную грузовую авиалинию Москва – Рига – Париж: на заводе огромный самосвал собирали, обкатывали, затем снова разбирали и отправляли до места назначения в виде отдельных агрегатов самолётом Ан-12. Когда припекло, в рамках заказанной партии мы получили семь самосвалов уже с моторами Berliet MB1240 мощностью 500 л. с. и ещё девять с 660-сильными судовыми дизелями Poyand V12.520 S2. Последний самосвал отгрузили 15 июля 1970 года.
Угроза санкций никогда не смущала Поля Берлие. Renault, испугавшись американцев, покинул Кубу. А Поль Берлие в июне 1969 года лично летит встречаться с Фиделем Кастро! Не снимая соломенного сомбреро и не выпуская изо рта сигару, команданте Фидель уселся за руль подаренного ему городского автобуса Berliet PH100, и это показали ведущие телеканалы планеты.
![Поль Берлие объясняет Фиделю Кастро, как будет располагаться технический центр Berliet в порту Мариель, 1970 г.](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/05f.jpg)
![Появление 30-метровой автолестницы Magirus на шасси Berliet с кабиной Relaxe на почтовой марке Кубы не случайно: фирма одна из немногих на Западе поставляла машины Острову свободы. В 1970 г. к Berliet присоединился завод пожарной техники CAMIVA](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/07.jpg)
Вершиной этой политики станет продажа 1 августа 1972 года Польской Народной Республике лицензии на производство городского автобуса Berliet PR110. Реклама преподносила его как «Первый французский автобус с двигателем сзади». Из-за этого у лицензиатов поначалу возникали проблемы – на плохих польских дорогах надламывался каркас кузова в заднем свесе. Первый экземпляр вышел на улицы Варшавы в октябре 1976 года, но уже в 1987 году «французов» полностью вытеснили надёжные Ikarus. Для городского транспорта 11 лет – ничтожный срок. Всего же с 1976 по 1992 год автозавод в городе Ельч-Лясковице (Jelczańskie Zakłady Samochodowe) выпустит около 12 000 автобусов Jelcz-Berliet PR110U и Jelcz PR110M.
![В мае 1971 г. Berliet PR110 заслужил признание на традиционной 20-й Semaine Internationale du Car в Монако. Самый элегантный автобус своего времени, кроме Франции, эксплуатировался в Австралии, Великобритании, ПНР и США (Калифорния). Всего выпущено 13 500 штук](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/16f.jpg)
![Экспериментальный сочленёный самосвал Berliet TX40 с электромоторами Brown Boweri в ступицах всех колёс. Создан в 1964 г. при участии L'Institut Battelle. Грузоподъёмность 40 т](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/08f.jpg)
Без своих имён
Шестидесятые запомнились как время решительных действий в политике, общественной жизни, технике. Не всегда эти шаги оправдывали себя. Достаточно вспомнить историю Berliet Stradair. Этот «камион» сравнивали с легендарным легковым Citroёn DS – настолько необычно выглядела созданная дизайнером Филиппом Шарбонно кабина.
В названии грузовика сочетались итальянское слово strada («дорога») и французское air («воздух»): у Stradair была пневматическая подвеска. Задние пневмобаллоны к тому же закреплялись на консольных малолистовых рессорах, за свою элегантность прозванных «лезвиями». Stradair задумывался грузовиком для города, очень маневренным. Кинематика рулевого управления позволяла поворачивать передние колёса на 50°. Машина была и резвой: демонстрируя надёжность её подвески, каскадёр Жиль Деламар разгонялся до 90 км/ч. В производственную программу входили модели полной массой от 6 до 10 тонн. Достойный ответ грузовикам Saviem SG2 (Super Goélette) и SG3 (Super Galion).
![Конструкция Berliet Stradair была настолько смела, что в 1964 г. потеснила в журнале «За рулём» отчёт о московской выставке автомобилей из Польши](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/10f.jpg)
Только преуспевающая фирма может позволить себе смелые эксперименты, но даже самая преуспевающая сильно рискует. Stradair потерпел фиаско: за пять лет удалось продать всего 3000 экземпляров – ничтожно мало на фоне заполонивших улицы «супер-шхун» и «супер-галионов». А автобусы на шасси Stradair до сих пор вызывают улыбку у ценителей изящного дизайна.
![1 октября 1967 г. в СССР началось цветное телевещание в формате SECAM, разработанном совместно с Францией. Мы закупили первые ПТС с оборудованием Thomson-CSF на шасси Berliet GBK](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/09f.jpg)
Давали знать о себе свежие соки, влитые в завод SAVIEM в Бленвиле – 7 сентября 1965 года наконец, завершилась его реконструкция. Именно там делали малотоннажное семейство SG, которое по прошествии времени эксперты назовут лучшим, что когда-либо создавалось под маркой Saviem. Лицензию на SG тотчас попросила компания Alfa Romeo, начав в 1968 году выпуск моделей A11, A12, A15 и A38 для итальянского рынка. В рамках кооперации с MAN семейство SG появилось под маркой этой фирмы на рынке ФРГ. Главное же событие, наделавшее на Западе шума: 3 ноября 1967 года SAVIEM заключает сенсационный контракт с ЧССР! Под маркой Avia A15, A20 и A30 лёгкие грузовики семейства SG начнут выпускать на автомобильном заводе имени Клемента Готвальда (AZKG) в пражском пригороде Летняны. В рамках Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ) фургоны и бортовые грузовики Avia потоком хлынут в СССР. А, например, в Марокко их будут продавать под маркой Renault. Известно, что французы изготовили 124 570 грузовиков SG2. Подсчитать же общее количество машин этого семейства никто, похоже, и не взялся.
![Пожарная автоцистерна CAMIVA на шасси Berliet 500K. Основанный в 1970 г. в Шамбери завод CAMIVA (Constructeurs Associés de Matériels d'Incendie, Voirie et Aviation) уже в 1971-м стал частью Berliet. Моделям Berliet с кабиной K-Serie довелось носить эмблемы Berliet, Citroёn и даже Renault](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/11f.jpg)
А фирму Berliet в июне 1967 года выкупил завод Citroёn. Если точнее, то шинный гигант Michelin, с 1934 года владеющий активами SA André Citroёn. Шинников обуяла настоящая страсть приобретательства: куплен завод бронетехники Panhard, итальянская марка спортивных машин Maserati. У Citroёn есть собственные грузовики и тоже не слишком успешные. Руководство производит что-то вроде арифметического действия, когда «–» на «–» в сумме дают «+»: что-то заимствовали у Berliet Stradair, что-то от Citroёn Belphégor. Отныне никакой пневмоподвески и, конечно, никакого авангарда Шарбонно: переделать кабину в более привычный вид пригласили дизайнера Луи Люсьена Лепуа.
![Avia A21 F из партии к «Олимпиаде-80» в Москве. Этот фургон, как и бортовые машины семейства Super Goélette (SG2) и Super Galion (SG3), делали по лицензии в ЧССР с 1968 по 1983 г.](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/12f.jpg)
![Та же модель выпускалась с 1968 г. в Италии под маркой Alfa Romeo Saviem F20](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/13f.jpg)
Ему же поручат разработку кабины для нового магистрального семейства. Из-за ширины в 2,4 м кабину так и назовут: KB2400. В 1970 году новое семейство Berliet TR с этой кабиной произведёт сенсацию. Апофеозом станет модель TR350 Centaure, представленная в 1978 году. В это время все заводы пересматривают взгляды на условия труда водителей-дальнобойщиков (в подоплёке – рост тарифов на железнодорожные перевозки). Ещё сдерживают технологические рамки: не выработана старая штамповая оснастка, большие кабины не пролезают в сварочные кондукторы. Но не за горами появление сенсационных концепций с кабинами, внутри которых можно перемещаться в полный рост. А пока…
![Berliet TR260 крупного молокозавода из Фландрии Laiterie de Steenvoorde. Созданную Луи Люсьеном Лепуа в 1970 г. для этого тягача кабину KB2400/2480 ставили на тяжёлые модели Saviem и Renault вплоть до 1997 г.](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/14f.jpg)
Пока же Citroёn продаёт, а Renault покупает фирму Berliet. В этот период на европейском рынке коммерческих автомобилей наметился спад, обусловленный энергетическим кризисом 1973 года. Заводы Berliet и Volvo активно зондируют почву для альянса, способного разрушить гегемонию на рынке концерна Daimler-Benz. Это и настораживает Renault (истекает срок соглашения между SAVIEM и MAN). В 1974-м заговорили о возможности замены в грузовиках Saviem дизелей MAN моторами Berliet (в числе прочего и фирменным 5-цилиндровым). Де-факто сделка состоялась в декабре 1974 года. Многовековое противостояние Лион – Париж решено в пользу столицы. Государственное предприятие Régie Nationale des Usines Renault (RNUR) заплатило Michelin за Berliet 480 млн франков, причём 450 млн из них кредитовал государственный фонд экономического развития.
![Реклама крановых шасси отделения Renault SAVIEM-EPG (Engins Porte-Grue), совместный проект с MAN, 1970-е гг.](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/17.jpg)
Новое объединение называлось SODEVI – имя почти забытое. Именно Société de Développement des Véhicules Industriels помогло скоординировать усилия сторон. Шутка ли – во Франции у Berliet пять крупных партнёров, и семь – у SAVIEM. А сколько подрядчиков поменьше! Главное, их не перепутать: в 1976–1977 годах во французском Сенате даже прошли слушания, посвящённые неразберихе с огромным числом аббревиатур акционерных обществ.
![Венгерская лаборатория оценки состояния дорожного покрытия на шасси Berliet GLR160. В этой модели видна попытка соединить унитарную кабину Relaxe «à museau», т. е. с капотом и оперением](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/15f.jpg)
Одна из них, SINPAR, означала Société Industrielle de Production et Adaptation Rhodanienne (Промышленное общество по производству и усовершенствованию из района Роны). Завод SINPAR в местечке Шассё под Лионом выпускал полноприводные модификации грузовиков Renault и Saviem. Вначале марка аббревиатурой вовсе не была! В переводе с латыни Sinpar означает «Беспримерный». Именно так решил именовать свои трициклы и вуатюретки Леон Деместер, когда в 1907 году открывал дело в парижском пригороде Курбевуа. Громкое имя не помогло. Возродил марку уже в 1920-е сын Деместера, Пьер. Он-то и занялся переделыванием серийных грузовиков: усиливал подвеску, ставил демультипликаторы, лебёдки и кран-балки. После Второй мировой войны фирма начала специализироваться на полном приводе: лёгкий грузовичок Castor на базе Renault Estafette охотно приобретали коммунальные службы. Сближение с Renault привело к тому, что после смерти Пьера Деместера в 1976 году его активы достались SAVIEM.
![Мусоровоз Renault G220 в Париже, 1998 г. Кабины для всего «Клуба четырёх» выпускали на заводе SAVIEM в Бленвиле. Компания Renault устанавливала её на свои модели с 1979 по 2000 г.](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/18f.jpg)
![Renault Sinpar HM 11.36 (6x6) с кабиной разработки Société Européenne de Travaux et de Développement (ETD), совместного бюро DAF, Magirus-Deutz, SAVIEM и Volvo. Бюро возглавил генеральный директор SAVIEM Морис Боскэ. Проект вошёл в историю как «Клуб четырёх»](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/19f.jpg)
Окончательно Поль Берлие пожмёт руку главе Régie Nationale Бернару Вернье-Пальезу в июне 1977 года. Тёплое местечко в старости он себе обеспечил, став ещё в 1975 году председателем Общества франко-китайской дружбы.
Новое объединение сменило название с SODEVI на RVI (Renault Véhicules Industriels).
Какие-то модели всё ещё несли марку Berliet, при этом их украшал ромб Renault, другие всё ещё оставались Saviem. В 1979 году пришла пора навести порядок: на внешних рынках все грузовики объединения начинают называться Renault и только. Даже на моделях, в 1981 году доставшихся RVI в нагрузку к выкупленным у PSA заводам Dodge в Великобритании и Barreirros-Dodge в Испании, отныне красуется надпись Renault.
![Лондонская «маршрутка» с кузовом Reeve Burgess на шасси Renault S75 (бывшем британском Dodge 50 Series). Автобусные кузова на таком шасси в начале 1990-х строили заводы Plaxton, Wadhem Stringer, Wright и другие](/article/24334-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-5/Images/20f.jpg)