Опубликовано: ГП 10-2013

Американские «пожарки». Малые и знаменитые
Обзор американских пожарных автомобилей

Алексей Стариков
Фото автора, Марка Редмана, Сергея Маринина и фирм-производителей

Даже кратко перечислить все существующие сегодня в США, а уж тем более сыгравших важную роль пожарных производителей нет возможности – не хватит места ни в каком журнале. Поэтому остановимся лишь на наиболее заметных фирмах, хотя и не входящих в ведущую десятку (Часть 1 и Часть 2) или сыгравших заметную роль на этом рынке и известных до сих пор.

Alexis

Семейная компания открылась ещё в 1947 году в одноименном городе в штате Иллинойс. Первым продуктом оказался капитально восстановленная цистерна American La France 1932 года. До сих пор важную часть продукции Alexis составляет переделка. Помимо коммерческих шасси производит комплектные машины на базе спецшасси других фирм. Известна тем, что для своих надстроек использует специальный пластик GRP разработки бельгийской фирмы Plastisol.

Типовые 3-тонные цистерны для маленьких городков выпускают полсотни фирм, в том числе Alexis

Crown

Уважаемый производитель автобусов из Калифорнии был образован ещё в 1904 году. Помимо автобусов в 1951–1985 годах компания выпустила чуть менее 1000 комплектных пожарных машин серии Firecoach на собственных шасси и со своими кабинами. Изготовленные из специальной стали, они обладали высокой коррозионной стойкостью, и многие из них до сих пор находятся в строю, зачастую в странах Южной Америки. Примечательно, что Crown Firecoach знаком нам больше других машин – его снимали в третьей части знаменитого фильма «Терминатор».

Открытый тип машин, каким был этот Crown Firecoach 1958 г., характерен для южных штатов

Duplex

Всегда бывшая некрупной фирма ещё с 1906 года производила полноприводные грузовики формулы 4х4. Позже, не выдержав конкуренции в этом сегменте, перешла к производству шасси. Многие крупные производители пожарных автомобилей строили машины на её базе. Наибольшей известности добилась в 1966 году, разработав стильную округлую бескапотную кабину для расчёта. Эта кабина встречалась на машинах сотни производителей; права на неё выкупила сторонняя фирма Truck Cab Manufacturing. В 1986 году Duplex выкупила английская компания Simon, после чего сменила имя на Simon-Duplex.

Характерный пример сотрудничества: на шасси Simon-Duplex установлено оборудование Van Pelt и лестница LTI

FMC

Калифорнийская компания была образована в 1883 году под именем John Bean. С ранних лет известность ей принесли выпускавшиеся под этим брендом пожарные насосы, широко применявшиеся сторонними фирмами. В 1928-м, объединившись с тремя другими производителями оборудования, в том числе пожарного, компания сменила название на Food Machinery Corporation (FMC). В середине 1960-х образовала совместное предприятие с производителем кранов и стройтехники Link-Belt. Использовала наработки партнёра для развития технологии пожарных подъёмников, но особого успеха не достигла. Позже заключила соглашение о производстве с другим именитым производителем лестниц и подъёмников, LTI, но и в этом случае успеха не добилась.

В 1984 году FMC выкупила другого именитого производителя противопожарной техники – компанию Van Pelt, имевшую к тому времени 75-летнюю историю. Совместно удалось представить новый продукт – бюджетную серию машин для небольших городков, Roughneck. Тем не менее в 1990 году удивительная невезучесть компании привела её к банкротству.

Собственная комплектная модель FMC Sentinel на шасси Ottawa

Grumman

Компанию основал инженер самолетной отрасли Лерой Грумман с партнерами в 1929 году. В основном она известна как производитель широкой номенклатуры самолетов (до 1980-х), а также 13 модулей для лунной программы Appollo. Кроме того, выпускала автобусы и специальную серию алюминиевых фургонов для почтовой службы США.

Однако Grumman была известна и качественными пожарными машинами разных серий: Wildcat, Firecat, Attackcat, Aerialcat. В конструкции всех широко использовался крылатый металл, вследствие чего многие машины находятся в строю до сих пор, спустя два десятка лет после закрытия производства. Толчок к развитию моделей объясняется приобретением в 1970-х годах двух именитых фирм Howe и Oren. Однако в 1992 году пожарное производство всей Grumman было выкуплено фирмой KME.

Модель Attackcat от Grumman базировалось на шасси Hendrickson Бюджетная модель Firecat часто строилась на шасси Ford C

Hahn

Образованная в 1923 году в Пенсильвании компания некогда входила в число крупнейших производителей пожарной техники США. Для типичных машин среднего класса она использовала собственные шасси и кабины, которые были популярны и у более мелких производителей. Появившуюся в середине 1970-х прицепную автолестницу оснащали мощным двигателем GM V8 (350 л.с.) и автоматической коробкой передач Allison. Несмотря на банкротство фирмы в 1989 году, многие машины после капремонта продолжают службу в разных регионах страны. Всего было собрано около 2500 машин обоих типов.

Низкопрофильная машина Hahn с двигателем среднего расположения была выпущена в 1985 г., а через 22 г. прошла капремонт

Maxim

Компания, основанная в 1914 году, названа по имени владельца Максима Карлтона. В своё время Maxim Motor была прямым конкурентом известнейшим компаниям Ahrens Fox и American La France. Maxim известна качественной продукцией на собственных капотных шасси. В 1955 году была выкуплена крупной компанией Seagrave, которая – неслыханное дело! – сохраняла марку на капоте более 20 лет.

Однако с этого момента история фирмы начала угасать, и в 1990 году бренд был закрыт.

Капотная машина Maxim 1977 г. была обновлена в 2001 г. фирмой American Eagle и до сих пор в строю

Mack

Один из старейших производителей грузовиков в США, Mack, долгое время славился собственными пожарными машинами. Первая комплектная «пожарка» появилась ещё в 1911 году.

Резкий толчок последовал в 1956 году, когда были выкуплены права на разработанную разорившейся Ahrens-Fox бескапотную модель, известную как С-85. В дальнейшем она послужила базой для следующих моделей C-95 и CF-600, ставшей одной из самых популярных машин в своё время.

Первая бескапотная пожарная модель Mack C-85 (слева) и популярная СF-600 (справа)

Марке Mack принадлежит и рекорд – самый мощный городской пожарный автомобиль США. В 1965 году для пожарного управления Нью-Йорка был разработан прицепной автопоезд под собственным именем Super-Pumper System. Установленный на прицепе насос De Laval перекачивал 33 600 л/мин, и приводился в действие дизелем Napier Deltic мощностью 2400 л.с. Работу обеспечивал комплект из трёх стандартных машин С-85 – две цистерны и один рукавный ход.

Последней серией комплектных пожарных машин марки стала MS в конце 1990-х, основанная на семействе французского Renault, владевшего к тому моменту Mack.

Последнее пожарное шасси Mack MS поставлялось из Франции, будучи моделью Renault Midliner

4Guys

Сравнительно молодой производитель появился на рынке в 1974 году. Необычное название связано с четырьмя совладельцами, основавшими компанию в г. Мейерсдейл (Пенсильвания). А специализация на производстве эллиптических цистерн объясняется предыдущим их опытом в строительстве цистерн для перевозки молока. Однако теперь 4Guys производит и стальные цистерны кубической формы, и комплектные пожарные машины на коммерческих шасси.

Цистерна на удлинённом полноприводном шасси Freightliner

Smeal

Относительно молодая, но активно развивающаяся компания из Небраски. Основана была в 1955 году как фирма по ремонту сельхозтехники. Лишь в 1963 был получен заказ на ремонт местного пожарного автомобиля. Однако в результате был построен первый собственный пожарный автомобиль, с чего и началась привычная нынче деятельность фирмы.

Современная программа включает семейства стандартных машин Razor, Volunteer, Urban и Freedom, a также разнообразные машины по специальным заказам. Они базируются на различных сторонних коммерческих шасси, самые сложные, как правило, на шасси Spartan. Часто, как это принято в Штатах, построены в кооперации с другими компаниями. Помимо цистерн и отсеков Smeal самостоятельно производит различные лестницы и коленчатые подъёмники. На сегодняшний день продукцию фирмы предлагают 26 дилеров почти во всех регионах США.

Собственная лестница Smeal 1995 г. на шасси Oshkosh с кабиной Spartan

Pirsch

Основатель одноимённой компании из Висконсина Питер Пирш был профессиональным пожарным. Кроме того, он был талантливым инженером, создателем раздвижных пожарных лестниц (сначала деревянных). Свою компанию он открыл в 1900 году. С той поры название марки стало именем нарицательным для автолестницы в США. Одним из первых Pirsch стал изготовлять лестницы из алюминия. Кроме того, фирме принадлежали и другие инновации – первая закрытая кабина для пожарной машины (1928 г.), первая прицепная автолестница с гидромеханическим приводом (1931 г.).

В послевоенные годы программа продолжала расширяться с использованием как своих, так и покупных коммерческих шасси. Однако конкуренция возрастала, с уходом основателя фирма стала терять позиции, и последний автомобиль был выпущен в 1987 году.

Типичная прицепная лестница Pirsch 1971 года выпуска

Ward LaFrance

Пожалуй, самая известная из разорившихся компания Ward LaFrance получила название по имени основателя Аддисона Уорда ЛяФранса. Имеет самое непосредственное отношение к знаменитой American LaFrance, поскольку Аддисон был сыном и племянником основателей и работал у них инженером. Однако в 1916 году он основал собственную фирму, которая производила множество коммерческих автомобилей от почтовых фургонов до троллейбусов и танковых тягачей. Продукция Ward LaFrance завоевала репутацию одновременно инновационной и качественной, особенно это относилось к пожарной технике. Первые пожарные машины появились в 1931 году, а к середине ХХ столетия программа включала много типов на коммерческих и собственных шасси, от лёгких пикапов до трёхосных аэродромных «тендеров».

Самая известная модель, Р-80 Ambassador, появилась в конце 1968 года как ответ знаменитой серии Century от родственной, но конкурирующей American LaFrance. Внешне «Посла» отличала необычная широкая кабина со сложным составным ветровым стеклом. Машина настолько понравилась пожарным, что в 1990-е совершенно посторонняя компания Able Fire Equipment специализировалась на капремонте этих машин, используя кабины Ranger и надстройки Emergency One. Кроме отличного качества Ward LaFrance широко прославилась тем, что с 1971 года настаивала на применении для пожарных машин не общеупотребительного красного, а специального, лимонно-жёлтого цвета. Проведя собственные исследования, специалисты фирмы утверждали, что он более заметен в тёмное время суток.

Этот вывод подтвердился много лет спустя, и некоторые европейские страны переходят на этот цвет в наше время.

Однако более дорогие, чем у конкурентов, машины производили в небольшом количестве, а в 1979 году компания прекратила их производство. 

Революционная для своих лет модель Ambassador on Ward LaFrance фирменного цвета
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен