Опубликовано: ГП 08-2015

Вооруженный парк отдыха
Обзор Международного военного форума «Армия-2015»

Юрий Петров, фото автора

Если представить, что в СССР каждое ведомство должно было иметь собственную площадку для демонстрации новой техники, то, бесспорно, сейчас эти времена возвращаются. Военное ведомство чувствовало себя ущемлённым в правах и на выставках МАКС, «Интерполитех» и «Комплексная безопасность» находилось на второстепенных ролях по сравнению с МВД, ФСБ, МЧС и даже УФСИН.

Полигонные смотры военной техники в Нижнем Тагиле, показы в Бронницах, Жуковском и танковые биатлоны не позволяли показать весь спектр вооружений. Поэтому организация с 16 по 19 июня Международного военного форума «Армия-2015» в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» (об этом чуть позже!) оказалась как нельзя кстати. Посещение выставки президентом Владимиром Путиным, министром обороны Сергеем Шойгу, премьер-министром Дмитрием Медведевым и высокими чинами из МВД, ФСБ и МЧС вывело «Армию-2015» на недосягаемую высоту.

Танки детям как игрушка!

Тематика всего пространства на трёх полигонах под Кубинкой и внушительной площади Конгрессно-выставочного центра Вооружённых Сил РФ позволила представить широкий спектр наземной, водной и воздушной техники. На полигонах в действии можно было увидеть вездеходы, танки, автомобили, катера, самолёты, вертолёты и ДПЛА в их родной стихии. Вооружения было просто завались!

Количество техники поражало обилием. В отдельных секторах были даже представлены исторические автомобили, начиная с БА-3М и ЗИС-5, армейских мотоциклов из собрания музея Вадима Задорожного и заканчивая танками. К этому стоит добавить аукционную площадку, где к реализации с армейских складов предлагались ГАЗ-66, ЗИЛ-130, МАЗ-500, КрАЗ-260 и даже полевые кухни. Всего представлено было 94 лота на 1071 единицу движимого имущества.

ТЗП МТРП на шасси КАМАЗ-6520

Устройство выставки «Армия-2015» в парке отдыха «Патриот» наложило неповторимый отпечаток: пропаганда военно-полевой романтики ударила по самим устроителям. Обилие детей на танках, БТР и БМП – мечта любого маньяка-милитариста. Но как заставить детвору слезть с техники, чтобы показать иностранным специалистам товар лицом? Хотели «зарницу» – получите! Суровые лица в мундирах озадаченно чесали голову, а дети продолжали играть в «Армию-2015»...

АВИАТЕХНОЛОГИЯ

ЗАО НПО «Авиатехнологии» из подмосковного Ступино, начав в 1999 году с выпуска топливозаправщика ТЗА-40 на шасси КрАЗ, сейчас создаёт оборудование для заправки и наземного обслуживания воздушных судов. Предприятие выпускает широкий спектр техники с котлом вместимостью от 14 до 60 м3. К таким, например, относится мобильный топливо-заправочный пункт ТЗП МТРП на шасси КАМАЗ-6520 с 18-кубометровой цистерной. А специально по заказу «Роснефти» был создан компактный аэродромный топливозаправщик АТЗ-8FM на полноприводном шасси Volvo FM 330 (4x4) с алюминиевой цистерной ЦА-8.

АТЗ-8FM на шасси Volvo FM 330 4x4

АВТОМЕДКОМПЛЕКС

ООО «НПО Автомедкомплекс» выпускает широкий спектр оборудования, основу которой составляют медицинские комплексы. Только одних ОТТС на свои машины компания получила порядка 200!

Передвижной медицинский комплекс ВМК-303306-020-17, представленный на стенде торгового дома «ВОРСМА» поможет осуществлять экстренную медицинскую помощь в рамках лечебно-эвакуационного комплекса. В оборудование базового автобуса ПАЗ-3206 (4х4) входят свыше 30 наименований медицинского инструмента, а также система жизнеобеспечения.

ВМК-303306-020-17

АСТЕЙС

Челнинское ЗАО «Астейс» после успешного дебюта на «Интерполитехе» своего ББМ «Патруль» теперь уже представило доработанные варианты. Первый вариант «Патруль-А» на шасси КАМАЗ-43501 (4х4) компания передала Внутренним войскам МВД России для испытаний.

Машина предназначена для патрулирования местности, разведки, перевозки личного состава (10 бойцов), оснащена 261-сильным турбодизелем Cummins ISBe 6.7 250 и 9-ступенчатой КП ZF9S1310. Полная масса броневика составляет 12,7 кг, при этом максимальная скорость достигает 100 км/ч.

«Астейс Патруль» «Астейс Патруль»

ГАЗ

«Группа ГАЗ» была одним из явных фаворитов выставки. Новым «Уралам» на 4-й день выставки выпала честь показать свои ходовые характеристики на полигоне высокому начальству, для чего был даже введён «режим ФСО». Тем не менее «зажигали» не только «Уралы». Горьковский автозавод представил три премьеры.

Сразу же надо отметить новый полноприводный «Садко Next» C41A23, который на первых порах должен сменить ГАЗ-33088 (см. «ГП» № 4, 2013 г.). Новинка заметно подросла в длину и высоту: габаритные размеры 6540х2335х2600 мм при сохранении колёсной базы 3770 мм. Двигатель ЯМЗ-53442 и 5-ступенчатая КП оставлены без изменений. За счёт увеличения снаряжённой массы до 3,9 т пришлось поднять и полную массу, которая сейчас составляет 6,85 т. Компанию внедорожнику составлял автобус «ГАЗель Next» и двухзвенный гусеничный снегоболотоход ГАЗ-334420, выпускаемый на площадке ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей». ГАЗ-334420 оборудован 5-местной сдвоенной кабиной от среднетоннажного ГАЗ-3307 и 11-местным прицепом, в котором использованы боковые кузовные панели «ГАЗели».

«Садко Next» C41A23 и «ГАЗель Next» ГАЗ-A64R42 ГАЗ-334420

ГАЛИЧАНИН

АО «Галичский автокрановый завод», отметивший в прошлом году вековой юбилей, начал выпуск уникального сваебойного агрегата УСА-2, который создан на базе автокрана КС-55729-5В с использованием тяжёлого шасси КАМАЗ-6560 (8х8). Грузоподъёмность на канате молота составляет 4,05 т. Для лидерного бурения предусмотрен гидробур диаметром до 36 см, позволяющий заглубляться на 10 м. Стрела может быть использована для крановых работ с грузами до 32 т, как и у базовой машины.

УСА-2 и автокраны «Клинцы»

КАМАЗ

После премьеры «Тайфун-К» КАМАЗ-53949 челнинцы осадили ход и все усилия направили на новый БТР КАМАЗ-63969 серии «Тайфун». О предстоящей новинке с колёсной формулой 6х6 известно немного. Форсированный 450-сильный турбодизель КАМАЗ-740.354-450.V8 позволит разгонять машину полной массой 27,7 т до скорости 105 км/ч. Наряду с бронированным КАМАЗ-63968 «Тайфун» был выставлен КАМАЗ-43269-0000010-45 с увеличенным числом мест для экипажа – до 8. Из серийной техники был представлен переоборудованный для перевозки опасных грузов 10-тонный КАМАЗ-53501. Недостаток сенсаций компенсировало изобилие спецтехники на челнинских шасси.

КАМАЗ-43269-0000010-45 и КАМАЗ-53501

Среди них был недавно принятый на вооружение Комплекс мобильный модульный пенный – КММП на шасси КАМАЗ-53501, изготовленный ООО «НПП «Адвент», – для локализации очагов биологического и радиологического заражения. Это же предприятие сейчас приступает к выпуску уникального комплекса КДА для дезинфекции транспорта, зданий, сооружений и средств индивидуальной защиты. Среди новинок сезона была представлена машина ТДА-3 балакиревского ООО «Инпроком» (для постановки приземных и приподнятых завес для маскировки передвижения войск) и универсальная тепловая машина УТМ-80М. Производитель – ЗАО «Центр Специального Конструирования – ВЕКТОР» из Москвы обещает, что за час одна машина способна провести комплекс работ по дегазации, дезактивации и дез-инфекции до трёх единиц крупногабаритной техники, состоящей на вооружении ВВС и РВСН.

КММП на шасси КАМАЗ-5350 КДА на шасси КАМАЗ-5350 ТДА-3 на шасси КАМАЗ-5350 (слева) и УТМ-80М на шасси КАМАЗ-63501

МЗКТ

Минские машиностроители в заказах от МО РФ сейчас имеют незначительную долю, поэтому презентация новой модельной гаммы вездеходов ОАО «Минский завод колёсных тягачей» с колёсной формулой 4х4, 6х6, и 8х8 ориентирована, скорее, на интерес иностранных делегаций и сейчас служат дополнительным способом напомнить о своей продукции (см. «ГП» № 11, 2013 г.). Все три машины уже знакомы нашим читателям, хотя особо стоит отметить самую свежую разработку МЗКТ-600201, о которой рассказывалось в № 7 «ГП». Компанию ему составляли компактный двухосный 3-тонник МЗКТ-500200 и 10-тонник МЗКТ-600100.

МЗКТ-500200, МЗКТ-600100 и МЗКТ-600201

МИНОТОР-СЕРВИС

Ещё одно предприятие из Белоруссии – «Минотор-Сервис» – помимо модернизации военной техники ведёт и собственные разработки, в числе которых универсальное, быстроходное, бронированное гусеничное шасси модели 778.1. Небольшие габариты 6485х2350х2450 мм позволяют скрытно перемещать машину в стандартном фургоне.

Помимо основного варианта с отсеком 8,7 м3 была представлена машина радиоэлектронной борьбы «Киви».

Универсальное гусеничное шасси 778.1 и комплекс «Киви»

СПЕЦТЕХМАШ

Завод «Спецтехмаш» из Всеволжска взялся словно из ниоткуда. Ещё вчера об этой компании знали только снабженцы. Предприятие выпускает хлебные (АФХ), рефрижераторные (АФР), комбинированные (АФК) и изотермические автофургоны на шасси КАМАЗ и прицепов. Кроме того, заводом освоен выпуск автоцистерн АЦТП, полевых кухонь КП-130 и ПАК-200, а также пожарных автомобилей на шасси ГАЗ-33086 «Земляк».

Фургоны АФК-2,9 и АФК-2,4 на шасси КАМАЗ-4350

ТЕХНИКА

ООО «ОКБ «ТЕХНИКА» совместно с Институтом Спецтехники выкатили сразу пять новых автомобилей, четыре из которых являются дальнейшим развитием уже существующего модельного ряда.

Так, на базе модернизированных УАЗ «Патриот» подготовлены две версии «Есаул»: бронированный спецавтомобиль модели 39451 и спецверсия УАЗ-31600 для военной автоинспекции. Последнюю машину оснащают СГУ «Сапфир», усиленной 4-листовой подвеской, плафоном командира, крепежом для вооружения, универсальными многооборотными креплениями и др.

«Есаул» модели 39451 и спецверсия УАЗ-31600

Взрывозащищённые бронированные спецавтомобили «Горец-М» типа 3958 на шасси КАМАЗ-43502 и «Федерал-М» типа 42591 на шасси «Урал-4320» уже на слуху по прошлым выставкам. Однако они претерпели значительные изменения. Так, у «Горец-М» 2-местная кабина смещена сильно назад и выполнена в моноблоке с отсеком для десанта из 8 бойцов, адаптирована для выполнения задач в горных условиях. Машина массой 11,9 т представляет собой удешевлённый аналог бронеавтомобилям «Тайфун». Помимо 240-сильного дизеля V-8 КАМАЗ-740.31-240 предложен рядный 6-цилиндровый Cummins ISB6.7-250.

Кабина MRAP «Федерал-М» на уральском шасси 6х6 теперь выполнена заодно с боевым отсеком и рассчитана на перевозку 16 человек. Масса машины за счёт бронирования корпуса уровня класса 5–6А поднялась до 17,3 т. На выбор представлены три ярославских турбодизеля ЯМЗ-53622, ЯМЗ-65654 и ЯМЗ-65652 мощностью соответственно 240, 230 и 270 л.с.

«Горец-М» и «Федерал-М» Багги «Охотник»

Совершенно новой по духу и конструкции является разработка «Охотника». Это двухместное утилитарное транспортное средство, скорее, относится к семейству багги и снабжено грузовым отсеком. Тем не менее производитель намеревается угодить вкусам военных, снабдив в иллюстрациях автомобиль пулемётом.

ТРАНСПОРТ-ТТМ

Нижегородский завод транспортно-технологических машин на различных выставках представляет обычно профильные машины, и «Армия-2015» не стала исключением. В связи с усилением охраны северных границ Российской Федерации начат выпуcк снегоболотоходов ТТМ-4902 ГР-10 с 9-ступенчатой механической КП или автоматической трансмиссией и гусеничным грузовым прицепом ГП-8301 (2,5 т). Арктическое исполнение включает двойное остекление кабины, предпусковой подогреватель двигателя Thermo E Spheros и автономный отопитель салона Webasto AirTop, а также дополнительную термошумоизоляцию.

ТТМ-4902 ГР-10 + ГП-8301

УАМЗ

Уральский автомоторный завод, входящий в консорциум ООО «ИНТРАЛЛ РУС» в этом году определился с модельным рядом «Торос», разработанным для МВД и МО РФ в инициативном порядке. От ранее выпускаемой модельной программы ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 остался лишь проект полноприводного бронетранспортёра «АМУР-6316», который входил в клинч с проектами «Урала», КАМАЗа и «Астейс» и вряд ли им способен противостоять. Поэтому маркетинговые усилия связаны с продвижением серии «Торос» с колёсной формулой 4х4: 10-местный санитарный УАМЗ-4903 и командирский УАМЗ-4902. Обе машины комплектуют 136-сильным турбодизелем ММЗ Д-245 (2,47 л) и 5-ступенчатой автоматической трансмиссией. УАМЗ-4903 рассчитан на перевозку 4 раненых и оборудован корпусом с противопульной защитой с лобовой бронёй 14 мм. Это увеличило полную массу до 6,8 т, на сколько это много, стоит судить по командирскому УАМЗ-4902, который был разработан для ВДВ и командного состава. За счёт отсутствия крыши он весит уже 4,6 т. Смущает, что при такой разнице у обеих машин заявлена одинаковая скорость (85 км/ч) при одинаковом запасе хода в 1000 км.

УАМЗ-4902 «Торос» УАМЗ-4903 «Торос»

УРАЛ

На стенде ОАО «Автомобильный завод «Урал» произошло несколько замен. Так, например, у «Урал-43200ВВ» исчезли дополнительные фары с бампера, между кабинами справа убран ящик и появилась ещё одна (!) подножка. Левый борт получил дополнительный ящик сзади, а ящик для ЗИП в межколёсной базе увеличен. Незначительные изменения коснулись и «Урал-53099 Тайфун-У» (первый выпущенный в 2015 году экземпляр). Гамма «Тайфун-У» (см. «ГП» № 11, 2013 г.) расширилась за счёт нового 16-тонного грузовика «Урал-637040-0010» с 440-сильным многотопливным двигателем. Долгожданной премьерой стало появление 12,5-тонного «Урал Next» в камуфляже. Модель «Урал-4320-6951-70» комплектуют 285-турбодизелем ЯМЗ-53642-10 и 5- или 9-ступенчатыми КП ЯМЗ-1205 или ЯМЗ-1309.

«Урал-43200ВВ» «Урал-637040-0010 Торнадо-У» и «Урал-53099 Тайфун-У» (справа) «Урал-4320-6951-70»

ЧКПЗ

ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» в гражданских перевозках известно прежде всего полуприцепами HARTUNG. Но завод выпускает и технику, которая имеет отношение к армии и железной дороге. Специальный автопоезд АПС-1 в составе тягача «Урал-63704» и полуприцепа ЧМЗАП-9995-0000010 рассчитан на транспортировку понтонов наплавного унифицированного железнодорожного моста-ленты МЛЖ-ВФ-ВТ.

Специальный автопоезд АПС-1

ЧМЗАП

«Уралавтоприцеп» – Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов представил наиболее востребованную модель ЧМЗАП 9990-073-03, разработанную по ТТЗ Главного Бронетанкового управления совместно с АЗ «Урал». Трёхосный полуприцеп-тяжеловоз грузоподъёмностью 40 т с 12-тонной нагрузкой на оси отличается прекрасной проходимостью благодаря совпадению с колеёй тягача. Однако это была не единственная модель, ещё 9 моделей полуприцепов дополняли показательные выставочные экспозиции различных видов войск МО РФ.

ЧМЗАП 9990-073-03 с тягачом «Урал-63704»

776 УПТК

ОАО «766 Управление производственно-технологической комплектации» специализируется на разработке и производстве вооружения и военной техники. В производственной программе сейчас значатся две разработки с дистанционным управлением.

Первая – «Уран-6» (МРТК-Р) – представляет собой многофункциональный робототехнический комплекс. Машина с тралом весит 6,8 т, а весом до 6 т на лёгкой гусеничной платформе предназначена для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях и площадному разминированию территорий.

У второй машины – «Уран-14» (МРТК-П) – совершенно другие свойства. Это многофункциональный робототехнический комплекс массой до 14 т создан для выполнения задач пожаротушения, для чего оборудован цистерной вместимостью 2000 л и лафетом для подачи воды на расстояние 50 м или пенной струи до 35 м. Обе машины оборудованы турбодизелем с водяным охлаждением и позволяют исключить контакт боевого рассчёта в ходе пожаротушения или работ по обнаружению взрывчатых веществ и боеприпасов и их уничтожению.

Минный трал «Уран-6» Пожарный «Уран-14»

ЗСТ

ООО «Завод специальной техники», образованное в 2010 году на территории Мценского завода «КОММАШ», сосредоточилось на выпуске аэродромной техники, хотя поставляет для коммунальных и дорожных служб вакуумно-уборочные и комбинированные машины. Фактически в углу можно было увидеть две серийные разработки на шасси КАМАЗ: аэродромную противообледенительную машину АПМ-10 с гидроподъёмником и противогололёдную машину ПГМ с распределителем реагентов АРР.

ПГМ и АПМ завода ЗСТ
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию