Опубликовано: ГП 07-2015

 

Volvo FH13 Ocean Race

Не к чему придраться!
Новый тягач Volvo FH13 Truck Ocean Race

Модель: Volvo FH13 Truck Ocean Race
Производитель: Volvo Truck Corporation
Начало продаж в России: 2015 г.
Даниил Минаев, фото автора

Первое знакомство с новыми тягачами Volvo FH состоялось на дорогах Швеции в окрестностях Гётеборга пасмурным октябрьским днём 2012 года («ГП» № 12, 2012 г.). Лил дождь, было холодно и сумрачно, но уют и безопасность новинки были только подчёркнуты суровой осенней погодой. Не секрет, что для подобных презентаций производитель готовит максимально укомплектованные «парадные» машины, в жизни покупатель выбирает только те опции, в которых нуждается и за которые готов заплатить, оттого большинство серийных экземпляров куда скромнее. Но бывают и интересные компромиссы, особенно когда оптимальный пакет опций желает предложить сам производитель.

Предстоял визит в российское представительство Volvo Trucks – компанию АО «Вольво Восток», и я знал, что там у главного входа в офис на специальном, можно сказать, почти что постаменте «пылится» статист – седельный тягач Volvo FH13 Ocean Race. В принципе, это серийный автомобиль, но эксклюзивно подготовленный в преддверии кругосветной парусной регаты Volvo Ocean Race 2014–2015. Этот магистральник оснащён мотором D13C мощностью 500 л.с. экологического класса Euro 5, кабиной Globetrotter XL и расширенным набором опций. Заказать такую машину в России может любой клиент. Мне захотелось протестировать именно этот автомобиль.

Комбинация приборов и рабочее место Комбинация приборов и рабочее место

По альтернативной магистрали

Жилая застройка в окружении офиса «Вольво Восток» и середина рабочего дня объявили войну грузовому транспорту. Выбраться из дебрей городских джунглей то и дело мешали плотные «лианы» запрещающих грузовое и транзитное движение знаков. Однако я не унывал и вскоре неожиданно обнаружил подходящее решение, позволившее буквально сходу убить двух зайцев! Я решил опробовать недавно торжественно открытый участок скоростной автотрассы М11 «Москва – Санкт-Петербург». Решено: на магистраль на магистральном тягаче!

Залезаю в кабину по очень высокой лестнице. Ой, не строительный ли это самосвал? Нет, просто для версий шестого экологического класса, которые мы испытывали в Швеции нужно больше пространства над двигателем для компонентов системы охлаждения, а «перетачивать» кабину под каждый рынок сбыта нецелесообразно… Зато внутри дома на колёсах почти ровный пол и абсолютно ровный потолок, высотой достойный иной квартиры, но об этом чуть позже, сейчас не терпится за руль.

Из истории создания модели

Шестое поколение тяжёлых грузовиков FH Volvo Trucks создавалось долго, премьера неоднократно откладывалась, и долгожданная модель увидела свет лишь на исходе 2012-го. И всё из-за того, что, по словам создателей, они стремились построить машину таким образом, чтобы «всё осталось, как было в предыдущем поколении, но стало лучше». Первые серийные грузовики семейства FH вышли на дороги в 1993 году, потом были модернизации в 1998, 2001, 2005 и 2008-м. Это была плавная эволюция очень удачной модели, но за 19 лет конструкция почти исчерпала все свои внут-ренние ресурсы. Ужесточение экологических норм привело к серьёзным изменениям в компоновке узлов и агрегатов, в первую очередь связанных с системой охлаждения двигателя и циркуляцией отработавших газов, – это потребовало увеличения пространства для компоновки силового агрегата в передней части, а также в зоне моторного тоннеля.

Тонкие стойки практически без наклона обеспечивают отличный обзор Спальное место неравномерно по ширине, но фантастически удобно Оптика: светодиодные задние фонари, передняя блок-фара с дневными ходовыми огнями Оптика: светодиодные задние фонари, передняя блок-фара с дневными ходовыми огнями

Удобство и прыть

По правую руку вижу знакомый, как и у предыдущей модели, джойстик автоматизированной КП I-Shift. Устраиваюсь комфортно и с удовольствием утапливаю педаль акселератора. Простите за штамп, но действительно табун из пяти сотен рысаков подхватывает и уносит лёгкого «головастика» до ограничителя в 89 км / ч с прытью спортбайка, а переключения автоматизированной КП почти незаметны. Может, про спортбайк я эмоционально и прибавил, жаль, нечем замерить ускорение, но не больше десяти секунд почти до 90…

Ещё приятно, что позволяя себе так шалить с разгонами и торможениями, я не испытывал никаких неудобств, с которыми может столкнуться любой водитель во время управления машиной. Обзор? Да какие проблемы! Немного непривычная приборная панель в стиле Hi-Tech изобилует жидкокристаллическими дисплеями (всего их пять), но диаграммные шкалы нормально читаются и не перекрываются рулевым колесом.

Что с расходом топлива? Если продолжать дальше в том же духе хулиганить с разгонной динамикой, то выйдет 23 л на «сотню». Для одинокого тягача это многовато. Теперь выберу другой стиль вождения – поспокойнее, больше похожий на обыденную магистральную работу. Присмотрюсь повнимательнее к тормозам, плавности хода, подрулевым переключателям, поёрзаю на сиденье со множеством регулировок.

Двигатель D13 Euro 5: рециркуляция отработавших газов, впрыск AdBlue

Через некоторое время, плавно покачиваясь в удобном кресле, начинаю зевать, бороться со сном становится всё труднее. То ли всё познаётся в сравнении, то ли это, действительно, некий достижимый идеал? В последнее время сложная экономическая ситуация заставляет перевозчиков всё чаще присматриваться к бюджетному подвижному составу, а курсы валют предполагают поиск техники, произведённой за пределами Евросоюза. Эти тенденции отразились в том, что уже несколько месяцев подряд мне на тест доставались грузовики именно такого скромного плана, отчего испытываю такой мощный подъём от контраста, подаренного Volvo…

Конструктив, решающий многое!

Эмоции от вождения грузовика – это хорошо, но теперь, остановившись на обочине, хочу рассмотреть детали, из которых многие помогут понять, почему Volvo Ocean Race дарит такие яркие впечатления.

Сразу же замечаю два ёмких топливных бака. Слева – на 900 л, справа – на 530 л дизтоплива и «бачок» на 90 л для реагента AdBlue. База у тягача довольно короткая – 3800 мм, поэтому аккумуляторы, прикрытые пластиковыми щитками, я нашёл в заднем свесе, там же расположены и воздушные ресиверы. Немного непривычную компоновку конструкторы решили сразу же использовать с толком: в торце рамы я обнаружил отдельную панель с воздушными штуцерами и силовую клемму на 24 В для «прикуривания», причём всем этим оборудованием можно воспользоваться без проблем даже при наличии полуприцепа: доступ нормальный.

На тестируемом автомобиле установлена традиционная зависимая передняя подвеска на малолистовых рессорах, но существует и «многорычажка», единственная в мире на седельных тягачах такого класса На борт можно взять суммарно 1430 л дизтоплива и 90 л AdBlue Блок подготовки воздуха внутри рамы АКБ в заднем свесе АКБ в заднем свесе

Блок подготовки воздуха и фильтр-сепаратор расположились внутри рамы, что способствует их защите, но затрудняет обслуживание. Теперь поднимем кабину. Не забыв предварительно открыть капот, да и как тут забудешь, если соответствующий инструмент находится именно здесь, заботливо уложен в специальные захваты. Поднимать придётся вручную, никаких электроприводов! Это похоже на хитрый ход некоторых брендовых автопроизводителей, который я уже отмечал несколько раз. В самом деле, чем серьёзнее тягач, тем сложнее добраться до его внут-ренностей: может быть, это своеобразный намёк на надёжность и долговечность, дескать, нечего туда лазить, всё и так прекрасно работает и будет работать. Вынужден с вами не согласиться, уважаемые господа! Мы в России, и у нас на дороге может произойти всё, что угодно, да и делать многое по машине мы привыкли самостоятельно, пусть кувалдой и на пыльной обочине, но иногда это единственный способ продолжить движение и поехать дальше… Здесь же даже к воздушному фильтру доступ только после подъёма кабины, без этого не обойтись, если надо позаниматься фильтром-сепаратором, что нередко случается в мороз. Зато спасибо за отдельную рампу с «прицепными» соединениями, которая не поднимается вместе с кабиной – можно не опасаться оторвать шланги и кабели.

Ещё важный, но спорный для меня момент. Алгоритмизация электроники Volvo FH разрешает подъём кабины при работающем двигателе, это удобно человеку с уверенными слесарными навыками – найти неисправность или обнаружить источник постороннего шума можно буквально «на лету», но можно оказаться и травмированным при неумелом обращении. Впрочем, если не уметь и не знать, тогда и незачем туда лезть. Удивительно, но конструкция подвески кабины здесь очень простая – амортизаторные стойки в четырёх точках и никакой пневмоподвески. И тем не менее обеспечена отличная плавность хода на рабочем месте. И это при том, что необременённый полуприцепом седельный тягач по определению «козлит»! Высший бал – за отсутствие лишних усложнений в виде пневматики без ущерба для комфорта!

Почувствовать себя пилотом

Самолёт приступил к снижению, и через несколько минут приземлился в одном из аэропортов. Именно так можно описать завершение рейса на автопоезде, где седельным тягачом выступает новый Volvo FH. Упор на безопасность выражается у машины в огромном кластере бортовых систем, берегущих водителя, пассажиров, автомобиль и других участников движения, включая окружающую среду. Даже базовое оснащение тягача богато на различные электронные системы помощи водителю, и возможности этого оборудования зашли так далеко, что впору вспомнить о работе пилота современного гражданского авиалайнера, который вручную выполняет только взлёт и посадку, и то под пристальным контролем электроники. На обычном земном, хоть и современном премиальном тягаче тронуться в гору поможет соответствующая система (EBS), сохранить безопасную дистанцию поможет адаптивный круиз-контроль (АСС), многочисленные камеры проследят за пересечением дорожной разметки, изменением освещённости и наступлении осадков, а «умные» фары заглянут за угол при движении в повороте (LCS, LKS, DAS, Cornering lights), за курсовой устойчивостью конечно же проследит ESP, «на всякий пожарный» – система пожаротушения моторного отсека.

Водители с удовольствием обнаружат в кабине множество ящичков и карманов для мелких вещей, а высокий потолок и прозрачный люк в крыше создают визуальное ощущение весьма просторного жизненного пространства Водители с удовольствием обнаружат в кабине множество ящичков и карманов для мелких вещей, а высокий потолок и прозрачный люк в крыше создают визуальное ощущение весьма просторного жизненного пространства Водители с удовольствием обнаружат в кабине множество ящичков и карманов для мелких вещей, а высокий потолок и прозрачный люк в крыше создают визуальное ощущение весьма просторного жизненного пространства

Чтобы расход топлива и вредные выбросы были минимальны, словно толковый авиадиспетчер, система I-See запомнит продольный профиль маршрута при помощи GPS, и при движении по данному участку вновь оптимизирует обороты двигателя и выбранную передачу. Беспроводная телематическая система обеспечит продолжительную безотказную работу с помощью новой технологии беспроводной связи, внедрённой на новой серии грузовиков Volvo Trucks, обеспечивающей постоянный контроль за износом основных компонентов. Специалисты сервисного центра со своего компьютера могут на расстоянии диагностировать состояние различных узлов и агрегатов, и если износ опасно прогрессирует, из центра (так и просится дополнить «управления полётами») придёт сигнал! Так можно оперативно назначить дату технического обслуживания в удобное для клиента время, а иногда и завершить рейс без помощи эвакуатора.

Volvo FH13 Ocean Race в цифрах

В этом автомобиле пять дополнительных систем безопасности и 15 наименований дополнительного оборудования, поставляемого в качестве опций. Вещевой отсек для водителя на задней стенке кабины имеет объём 154 л, а холодильник с морозильной камерой 33 л. Диапазон регулировок водительского сиденья до 24 см, запас дизтоплива в двух баках 1430 л, бак для реагента AdBlue рассчитан на 90 л. Международная гарантия Volvo составляет 12 месяцев без ограничения пробега плюс дополнительная гарантия на двигатель, коробку передач и задний мост составит 12 месяцев или 300 000 км, в зависимости от того, что наступит раньше.

Для океана дальних рейсов

Наряду с авиационными аналогиями кабину можно сравнить с уютной капитанской каютой океанского круизного лайнера. «Спальник» в угоду диапазону регулировок водительского сиденья неравномерный по ширине, зато отодвинуться назад пилот, капитан или водитель, теперь может на 24 см. Размеры «кровати» – 815х2000 мм. Верхняя спальная полка складывается на угол 52° и имеет размер 700х1900 мм. Ещё водители с удовольствием обнаружат в кабине множество ящичков и карманов для мелких вещей суммарным объёмом под 200 л и 33-литровый холодильник с морозильной камерой. Океан синего неба можно наблюдать сквозь высоченный потолок с прозрачным люком в крыше. От прежней тесноты, на которую сетовали водители предыдущего поколения Volvo FH, не осталось и следа! У этой кабины новый силовой каркас, иные пропорции, высота и внутренний объём, выросший на 1 м3. Словом, живи, работай, наслаждайся.

Техническая характеристика автомобиля Volvo FH13 Ocean Race
Полная масса, кг 19 000
Полная масса автопоезда, кг 44 000
Допустимая нагрузка на 1-/2-ю оси, кг 7500/13 000
Двигатель:
тип
рабочий объём, л
мощность, л.с.
крутящий момент, Н∙м
Volvo D13C
Дизельный, 6 цилиндров в ряд
12,9
500 при 1900 мин-1
2500 при 1050–1400 мин-1
Коробка передач Автоматизированная, Volvo I-Shift
Аккумуляторные батареи, А∙ч 2х225
Подвеска Передняя – малолистовые рессоры, задняя – пневматическая
Тормозная система Пневматическая
Колёсная формула 4х2
Размер шин 315/70 R22,5
Вместимость топливных баков, л 900+530
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен