![Беспилотный миноискатель Panama Remotely Operated Vehicle на основе легкобронированного Snatch Land Rover. Snatch создан в 1992 году на шасси Defender XD (eXtra Duty) Wolf](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/17f.jpg)
История автомобилей Land-Rover
В 1980 году южноафриканский режиссёр Джэми Юйс снял кинокомедию «Боги, возможно, сошли с ума». Главный герой, незадачливый натуралист Эндрю Стейн, ремонтировал свой Land-Rover, подвешивая его за трос к дереву. Однажды он забыл выключить лебёдку, и вездеход не просто приподнял передний мост, а повис на ветвях грушей. В реальной истории марки случалось и не такое.
Военная техника
Британские заводы всегда ориентировались на военный заказ, как на гарантию стабильности. Несколько проектов Land-Rover не получили развития именно потому, что армия отнеслась к ним прохладно.
Среди удачных и известных, причём скандально, проектов – бронеавтомобили Shorland. Первый Shorland сконструирован на шасси Land Rover IIа с базой 109 дюймов инженером Фредериком Батлером по заказу Royal Ulster Constabulary – Королевского полицейского управления Ольстера. Каждый школьник в 1970-е годы знал о кровопролитных стычках полиции с местными активистами-католиками, отстаивающими независимость Северной Ирландии от метрополии.
Shorland – это акроним от Short Brothers & Harland. Эта компания из Белфаста знаменита своими самолётами-амфибиями. А бронеавтомобили она выпускала с октября 1965 года. В компании заправляли лоялисты – протестанты, сторонники твёрдой руки Лондона. Поэтому броня Shorland всегда была сварена очень добротно (хотя поначалу и не отличалась особой прочностью). Вооружался бронеавтомобиль пулемётом. 30 Browning и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом FN. Shorland развивал идеи первых британских броневиков, на каких королевская армия воевала против сторонников независимости Ирландии ещё в 1919 году. Так, он оснащался задним постом управления, чтобы покидать поле боя, не тратя времени на разворот.
![Бронеавтомобиль Shorland – четвёртый, окончательный, прототип](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/01f.jpg)
Интересно, что Shorland первым среди Land-Rover получил фары в крыльях! На вездеходах они всё ещё были врезаны в решётку радиатора. Но двигатель 3,3-тонного броневика постоянно работал под нагрузкой, задыхаясь от нехватки свежего воздуха. Вот фары и перенесли, чтобы расширить решётку радиатора. А первые серийные Land-Rover с фарами в крыльях появились только в 1968 году. Им дадут обидную кличку bugeye («пучеглазый»). Только год спустя дизайнер Дэвид Бэйч найдёт, как поизящнее оформить это решение.
Королевскому полицейскому управлению Ольстера требовалось около 450 спецавтомобилей. Их разработку и выпуск взяли под свой контроль. Возглавил отдел офицер Эрни Лусти. Родятся такие модели, как Simba, Shenzi, Tangi, и тоже с жандармской репутацией.
![«Пучеглазый» Land-Rover 88 Series IIA появился в ответ на американские требования по размещению светотехники. Выпускался год, большая редкость](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/02f.jpg)
![Санитарный фургон на шасси Land-Rover Series IIа, предположительно мастерской Pilchers-Greene. 1969 г.](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/14f.jpg)
А вот из настоящих военных Land-Rover, пожалуй, наиболее известна «розовая пантера». Это вездеход сил специального назначения SAS. Характерен его окрас под цвет Аравийской пустыни. Незадолго до появления вездехода в прокат вышла криминальная кинокомедия «Розовая пантера», отсюда и прозвище. Для выпуска «пантер» подрядили мастерскую Marshall в Кембридже. Всего построили 72 таких Series 11A 109" SAS «Pink Panther». Подобного рода SOV («вездеходы для спецопераций») делали вплоть до 2000-х годов, в последнее время – на усиленном шасси Defender XD110 (XD – eXtra Duty), известном как Wolf («Волк»).
![Land-Rover Series IIa 109 SAS «Pink Panther» оснащался дополнительными бензобаками, мортирками для дымовых гранат, креплениями для канистр и рации, солнечным компасом, двумя вертлюгами для пулемётов](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/04f.jpg)
Нельзя обойти вниманием трёхосные модификации. В самой Великобритании такие конверсии выполняла компания Hotspur Cars Ltd из Западного Гламоргэна под маркой Sandringham 6. Их отличала колёсная база 125 или 139" (3175 и 3531 мм) до средней оси и грузоподъёмность в две тонны. На таких шасси Hotspur с 1984 года делала также и 14-местные бронетранспортёры Hussar.
![Рекламная брошюра бронетранспортёров Hotspup Hussar. С 1987 по 1997 год Hotspur Armoured Products поставила несколько машин в Бахрейн, Египет, Шри-Ланку](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/05f.jpg)
![Sandringham 6 с колёсной базой 125 дюймов](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/06f.jpg)
Дальше других шагнула крохотная мастерская Foers Engineering из Хэксема. Её вездеходы Ibex отличаются пространственной рамой (монококом) из гальванизированной стали. Силовые агрегаты, трансмиссия, мосты – от Land-Rover Defender. Производственная программа включает в том числе и трёхосные Ibex 330 с колёсной базой до средней оси 3300 мм и Idex 360 с колёсной базой 3675 мм.
![Сверхдлинная (база 170 дюймов) конверсия Land-Rover Defender в автомобиль 6х6 выполнена мастерской Foley из Эссекса](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/10f.jpg)
![Мастерская Carmichael переделывала в пожарные машины даже престижные Range Rover. Колёсная формула – 6x4](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/13f.jpg)
![Вездеход с кузовом типа «монокок» – Foers Ibex – использует узлы и агрегаты Land-Rover Defender](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/08.jpg)
Многообразию выбора Land-Rover обязан прежде всего партнёрским конверсиям. Но есть и исключение – австралийские Land-Rover Perentie. Изначально так, «Перенти», назывался тендер на замену изношенных армейских Land-Rover, объявленный в июне 1982 года отделом закупок Департамента административной службы Австралии. На языке аборигенов «перенти» зовут самую крупную из живущих на континенте ящериц Varanus giganteus. От других её отличает способность долго бежать с высокой, до 30 км/ч, скоростью.
![12-местный стеклопластиковый автобус на шасси Land-Rover 107, по одним данным, постройки Saunders-Roe, по другим – Mulliners, 1955 год](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/09f.jpg)
![Санитарный Land-Rover 110 Perentie австралийской армии перегружают с корабля «Тобрук» на корабль «Баликпапан» в рамках операции в Восточном Тиморе в 2006 году](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/07f.jpg)
В тендере участвовали Jeep, Mercedes-Benz и сразу несколько Land-Rover. Победил Land-Rover. Однако автомобили, пошедшие в войска, заметно отличались даже от усиленных версий для британской армии. В особенности – 6х6. Хотя в их основе и лежит конструкция Hotspur Sandringham 6, они шире, 2050 против 1676 мм, и существенно тяжелее. Полная масса достигает 5,6 т против 3,63 т у британского прототипа. Оснащён Perentie дизелем Isuzu мощностью 122 л.с. При этом грузоподъёмность не увеличилась – те же две тонны. Автомобили выпускали на заводе Land-Rover в городке Ливерпуль округа западный Сидней с 1987 по 1992 год. Построили 2500 однотонников 4х4 и 400 двухтонников 6х6. А с 1994 по 1998 год сделали дополнительную партию в 270 машин в рамках проекта «Бушрейнджер». К слову, это не первый случай, когда Land-Rover делают за пределами метрополии: в 1952–1956 годах бельгийская Société Nouvelle Minerva собирала у себя Land-Rover 80, а по её примеру компания Tempo из Гамбурга также строила этот вездеход с 1953 по 1956 год. Наиболее продолжительные отношения связывали Land-Rover с испанским производителем Santana.
![Австралийская реклама Land-Rover. 1986 г.](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/11f.jpg)
![Santana – результат сотрудничества с «Metalúrgica de Santa Ana, SA» из Линареса, продолжавшегося с 1956 по 1983 год](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/12f.jpg)
Военным Land-Rover впору посвящать отдельную статью. Пока же отмечу ещё один необычный вездеход – полугусеничный Centaur. Его спроектировала компания Laird, унаследовавшая производство от знаменитой фирмы Saunders-Roe (SaRo). Та прославилась своими самолётами-амфибиями, вертолётами, кузовами для лондонских автобусов, патрульными катерами и первым в истории работоспособным судном на воздушной подушке. «Кентаврами» хотели загрузить филиал в городке Лланфэс, что на острове Англези (Северный Уэльс). Там в годы Второй мировой войны собирали поступавшие из США самолёты-амфибии «Каталина». Тот же филиал в 1955 году построил первый микроавтобус на шасси Land-Rover с изящным кузовом из стеклопластика.
![Шведский противовоздушный ракетный комплекс Bofors RBS 70 на пикапе Land-Rover 109 Series III. 1977 г.](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/15f.jpg)
Centaur использовал укороченный на два опорных катка гусеничный ход от лёгкого танка Albion FV101 Scorpion. Привод на переднюю ведущую звёздочку осуществлялся от стандартного заднего моста вездехода Land-Rover V8 Stage 1. «Кентавра» разработали в инициативном порядке и построили всего восемь прототипов. Британские военные от него отказались, и это решило судьбу и проекта, и завода в Лланфасе.
![Centaur был впервые показан на Британской военной выставке в 1979 году. Построили 6 прототипов, один из них – с 20-мм автоматической пушкой Oerlikon](/article/20620-istoriya-avtomobiley-land-rover-bogi-vozmojno-soshli-s-uma-ch-3/Images/16f.jpg)