Опубликовано: ГП 11-2018
Ретро-эхо войны (Часть 1)

Пятый международный военно-патриотический слёт «Моторы войны»

Андрей Михайлов, фото автора

Это был огонь! В Черноголовке вспыхнул бунт машин и взрыв автомобильного мозга. На территории «Фест-Парка» в окрестностях аэродрома Левашово 23–25 августа техника устроила театральный экспромт по мотивам Второй мировой войны.

Самый сумасшедший аттракцион в честь 75-летия победы в Курской битве оглушал размахом и действом. После экспериментов с пресыщенными московскими выставочными павильонами, где техника выглядела словно терракотовая армия, «Моторы войны» вышли из двухлетнего анабиоза и вернулись в акварельные леса Подмосковья.

Все дни экспонаты активно перемещались по экспозиции, катая участников слёта, гостей, прессу и праздных зевак. На второй день фестиваля машины рванули на ралли по дорогам общего пользования, по лесам и полям. В заключительный третий день участники слёта состязались на исторической технике в слаломе по полю.

Механизированные батальоны давили гусеницами неугодья, а протекторы джипов рвали травы в убранных полях.

Покой нам только снится?

Эти машины выскреблись, выцарапались, вышли из запасников, частных коллекций, а какие-то выкопаны из братских могил. И пошли-поехали! Они живые, они не музейные экспонаты!

Треск карбюраторных ЗИСов, завывания джипов и гул танковых дизелей в чащах леса рвал карамельную безмятежность. Дачники отменяли поход за ягодами, грибную охоту, оставляли надежду на вечернюю рыбалку и тянулись к стрёкоту «Моторов войны». В этот раз набралось более 50 экспонатов, начиная с мотоциклов и заканчивая тяжёлой бронетехникой. Тематическое разделение экспозиции машин Второй мировой войны велось по странам противостояния – отдельно советская, отдельно американская (включая Объединённые нации), отдельно техника Германии и стран Оси.

Интернационал «Моторов войны»

Пятый международный военно-патриотический слёт «Моторы войны» приурочен к 75-летию со дня победы в Курской битве. На слёте было представлено более 50 действующих единиц техники первой половины XX века: танки, бронеавтомобили, мотоциклы, гужевой транспорт и автомобили производства СССР, США, Англии, Канады, Франции, Германии, Италии и Японии.

В мероприятии приняли участие военно-исторические клубы, частные коллекционеры военной техники, ряд военно-патриотических музеев и объединений: Государственный военно-технический музей, Парк «Патриот», «Музей Победы», Музей «Моторы войны», Музей старинной техники «Военный ангар», Военно-исторический проект «Трофейные машины», МРОО «Военно-Техническое Общество», Музей внедорожных машин (г. Самара), Военно-исторический клуб «Капонир», ВРОО АК «Регион», Союз ВПК «Дивизион» и многие другие.

Техника советского производства

[b]ГАЗ-61-73[/b] с полным приводом и 6-цилиндровым мотором ГАЗ-11 восстановлен в мастерской Евгения Шаманского. В годы войны эта командирская «эмка» обслуживала штаб командующего Западным фронтом генерала-полковника, а позднее маршала Ивана Степановича Конева. До этого машина возила генерала армии, командующего войсками Западного особого военного округа, а затем командующего Западным фронтом Дмитрия Евгеньевича Павлова, а после него – следующего командующего, маршала Семёна Константиновича Тимошенко. А так как у маршала Тимошенко уже был ГАЗ-11-73, осенью 1941 года он уступил этот ГАЗ-61-73 генерал-полковнику Коневу
[b]Бронеавтомобиль БА-10А[/b] из коллекции Игоря Шишкина выпущен Ижорским заводом на модернизированном шасси 3-осного ГАЗ-ААА. Эталонный эрзац найден на месте боёв 1942 года близ деревни Лодва, где был потерян в ходе Любанской операции. Машина восстановлена с применением комплектующих ещё одного БА-10, а также укороченной рамы грузовика ГАЗ-ААА. На сегодня этот образец БА-10 – единственный в России. Также по два образца образца сохранилось в Финляндии и Монголии и один на Украине
На пленэре «Моторов войны» встретились два редчайших «газика» – [b]бортовой ГАЗ-ААА 1936 года[/b] и бензозаправщик БЗ 207-го завода на его же базе – выпущенный в 1938 году. Прежде было известно лишь два экземпляра ГАЗ-ААА: из музея ГАЗа, а второй – во Владивостокском музее автостарины. В Черноголовке же встретились сразу две недавно восстановленных машины из частных коллекций
На пленэре «Моторов войны» встретились два редчайших «газика» – бортовой ГАЗ-ААА 1936 года и [b]бензозаправщик БЗ 207-го завода[/b] на его же базе – выпущенный в 1938 году. Прежде было известно лишь два экземпляра ГАЗ-ААА: из музея ГАЗа, а второй – во Владивостокском музее автостарины. В Черноголовке же встретились сразу две недавно восстановленных машины из частных коллекций
Единственный на сегодня образец [b]лёгкого бронеавтомобиля Д-8[/b] из коллекции Игоря Шишкина был найден в Смоленской области, где в 1941 году гремели бои. Жалкие останки Д-8 были сданы в металлолом, но волею случая о них вовремя узнали реставраторы. К лету 41-го таких машин оставалось в частях несколько единиц, и нахождение Д-8 на фронте на Смоленщине – большая загадка
Единственный на сегодня образец [b]лёгкого бронеавтомобиля Д-8[/b] из коллекции Игоря Шишкина был найден в Смоленской области, где в 1941 году гремели бои. Жалкие останки Д-8 были сданы в металлолом, но волею случая о них вовремя узнали реставраторы. К лету 41-го таких машин оставалось в частях несколько единиц, и нахождение Д-8 на фронте на Смоленщине – большая загадка
[b]ФАИ-М («Форд-А» Ижорского завода).[/b] После снятия модели ГАЗ-А с производства Ижорский завод не прекратил изготовление бронекорпусов. Бронекорпуса ФАИ стали устанавливать на шасси горьковской легковушки следующего поколения – ГАЗ-М1, также имевшей «фордовские» корни. Получившийся гибрид старого бронекорпуса, рассчитанный на шасси Ford A и новое шасси получил обозначение ФАИ-М – модернизированный. Машина из коллекции музея Вадима Задорожного обросла богатой биографией: она привезена из Испании, куда в конце 1930-х её отправили в составе интернациональных бригад в поддержку республиканцев. На сегодня это один из двух ходовых представителей модели в России и один из четырёх сохранившихся броневиков ФАИ во всём мире
[b]Лёгкие бронеавтомобили БА-20М[/b] на шасси ГАЗ-М1 использовали в боях на Халхин-Голе в Монголии, в Зимней войне в Финляндии, а после – на фронтах Великой Отечественной войны. Эта машина представлена «Военным Ангаром» Игоря Шишкина
Наиболее массовым советским автомобилем в экспозиции слёта традиционно становятся «иван-виллисы» –  горьковские внедорожники [b]ГАЗ-67[/b] и [b]ГАЗ-67Б[/b]. Сразу четыре машины этого семейства, восстановленных до глянцевого состояния, представлены на «Моторах войны» в этом году участниками мероприятия. В их числе как машины выпуска военных лет, так и послевоенные автомобили
Наиболее массовым советским автомобилем в экспозиции слёта традиционно становятся «иван-виллисы» –  горьковские внедорожники [b]ГАЗ-67[/b] и [b]ГАЗ-67Б[/b]. Сразу четыре машины этого семейства, восстановленных до глянцевого состояния, представлены на «Моторах войны» в этом году участниками мероприятия. В их числе как машины выпуска военных лет, так и послевоенные автомобили
[b]ЗИС-6[/b], как и 3-осный ГАЗ-ААА выпускали параллельно с базовым двухосным собратом. Однако осенью 1941 года их производство было свёрнуто в связи с эвакуацией завода на Урал и в Поволжье, а уже построенные машины изымались из народного хозяйства в армию, где на них монтировали артиллерийские установки. Прежде было известно лишь о двух сохранившихся ЗИС-6: пожарном автомобиле в Военно-Техническом музее в Черноголовке, и артиллерийской установке БМ-13 в петербургском Артиллерийском музее. Бортовых ЗИС-6 не было сохранено вовсе, и такая машина 1938 года постройки, представленная на «Моторах Войны» компанией «Коллекционные автомобили» Вячеслава Лена - настоящая сенсация
ЗИС-6, как и 3-осный ГАЗ-ААА выпускали параллельно с базовым двухосным собратом. Однако осенью 1941 года их производство было свёрнуто в связи с эвакуацией завода на Урал и в Поволжье, а уже построенные машины изымались из народного хозяйства в армию, где на них монтировали артиллерийские установки. Прежде было известно лишь о двух сохранившихся ЗИС-6: пожарном автомобиле в Военно-Техническом музее в Черноголовке, и артиллерийской установке БМ-13 в петербургском Артиллерийском музее. Бортовых ЗИС-6 не было сохранено вовсе, и такая машина 1938 года постройки, представленная на «Моторах Войны» компанией «Коллекционные автомобили» Вячеслава Лена - настоящая сенсация
На «Моторах войны» было представлено сразу три танка семейства [b]Т-34[/b] – два поздних, послевоенного выпуска, а один – выпуска военных лет, реально участвовавший в сражениях на фронтах Великой Отечественной
Одним из немногих участников слёта, выбивающимся из основной темы – автомобилей первой половины ХХ века - стал этот «козлик» [b]ГАЗ-69А[/b], также катавший участников и гостей фестиваля
Советская [b]самоходная артиллерийская установка (САУ) СУ-76М[/b]  без бронированной крыши боевого отделения стала второй по массовости бронированной машиной в Красной Армии после Т-34. Всего с 1942–1945 гг. было построено 13 672 самоходки
Комментировать ... >>
Loading...