Опубликовано: ГП 06-2013
Большая перемена

ГАЗель Next A21R22

Сергей Ухов, фото автора
Производитель: ОАО «Горьковский автомобильный завод»
Модель: ГАЗ-A21R22 «ГАЗель Next»
Цена: 724 000 руб. (бортовой с алюминиевой платформой)

Мы едем на презентацию второго поколения нижегородских полуторок «ГАЗель» в одноименной машине. Автомагистраль, которая ведёт к месту презентации, позволяет ехать 110 км/ч, но машина едва выжимает «сотню». За шумом бензинового мотора еле слышно водителя, а при активном маневрировании авто сильно кренится, заставляя невольно хвататься за окружающие элементы салона, чтобы не сползти с бесформенного и неудобного пассажирского кресла. Но вот мы въезжаем на территорию автотрека NRing, где нас поджидают «ГАЗели» нового поколения, и у меня появляется уникальная возможность сравнить машины двух поколений.

Ни для кого не секрет, что высокая рыночная доля «ГАЗели-Бизнес» в сегменте лёгких коммерческих автомобилей основывается на лояльности и невысокой платёжеспособности российских перевозчиков. А ведь конструктивные особенности, заложенные в нижегородскую полуторку более 20 лет назад, в современных мегаполисах малоэффективны. С другой стороны, у «ГАЗели» сложился широкий круг потребителей, которых устраивает выносливая рамная конструкция, неприхотливый задний мост и не требующая обслуживания передняя балка, но они хотят чуть большего комфорта, лучшей управляемости и экономичности. Кроме того, среди бывших потребителей «ГАЗели» формируется новая потребительская аудитория, в приоритетах которой стоит не банальная ремонтопригодность, а разветвлённая дилерская сеть, не способность выдерживать двукратные перегрузы, а комфорт и технологичность.

Дизайн интерьера «ГАЗель-Бизнес» (сверху) выглядит более гармоничным, а в «Нексте» основное внимание уделено функциональности и эргономике. Руль и рычаг КП идентичны
Дизайн интерьера «ГАЗель-Бизнес» (сверху) выглядит более гармоничным, а в «Нексте» основное внимание уделено функциональности и эргономике. Руль и рычаг КП идентичны

Эволюция

На стадии проектирования у конструкторов Горьковского автозавода был велик соблазн сделать машину нового поколения по-настоящему современной: безрамной, переднеприводной с поперечным расположением двигателя. Но на кону стоял не просто имидж завода, а его будущее. Ведь рано или поздно переднеприводная «ГАЗель» сменила бы на посту свою популярную предшественницу «Бизнес» и… столкнулась бы с прямой конкуренцией в лице таких рыночных авторитетов, как Fiat Ducato, Peugeot Boxer, Citroёn Jumper.

Поэтому нижегородцы пошли в том направлении, которое у них лучше всего получалось: создание неприхотливых и выносливых малотоннажников, сочетающих в себе все преимущества рамной конструкции и заднего привода. Учитывалась всесторонняя унификация с существующим поколением машин и конечная стоимость продукта, которая должна была уложиться в 700 000 руб. Так повелось – новое поколение «ГАЗели», получившее приставку Next к имени, отвечает запросам тех перевозчиков, которые «выросли» из прежней «ГАЗели».

Эволюцию конструкции нижегородской полуторки удалось прочувствовать во время ходовых тестов автомобилей «ГАЗель» поколения «Бизнес» и Next на автомобильном спортивном комплексе «Нижегородское кольцо».

На передней панели тринадцать отсеков и кармашков под водительские мелочи В комбинацию приборов, по конфигурации очень напоминающую Ford Focus II, встроен борткомпьютер, отображающий и коды возможных неисправностей На месте магнитолы может быть 2DIN мультимедиасистема. А в верхнем закрывающемся отсеке на липучку прикреплён USB-порт

Что называется «сел и поехал»

Пересаживаясь из машины прежнего поколения в Next, сразу отмечаешь увеличившуюся в наружных габаритах кабину. Ступенька для входа в салон стала ниже на 85 миллиметров, и за ней появился вместительный бокс с пластиковой крышкой. На ступеньке теперь можно оставить сменную обувь (как это принято у дальнобойщиков), верхнюю одежду повесить на крючки, расположенные на задней стенке кабины, а все лишние мелочи распределить по многочисленным карманам и отсекам, имеющимся в дверях и на передней панели. Удивительно, но разработчики интерьера предусмотрели даже кармашки под полуторалитровые бутылки.

Уверен, что никто из владельцев прежних «ГАЗелей» не жаловался на недостаток внутреннего объёма, а в новом поколении кабина стала не просто объёмной, но и удобной. Простор на водительском месте увеличился во всех направлениях. Сиденье отодвинуто от двери к центру, и водитель больше не будет упираться левым локтем в дверь. За счёт большей длины кабины – увеличилась продольная регулировка сиденья, появился микролифт. Само сиденье внешне хоть и напоминает «волговское», на самом деле разработано с нуля немецкой компанией ISRI (которая является поставщиком сидений для «Мерседеса») и делает посадку по-легковому удобной и неутомительной. Отныне «ГАЗель» уже в заводском исполнении оснащается кондиционером Delphi, бортовым компьютером, круиз-контролем, электростеклоподъёмниками, подушкой безопасности и преднатяжителями ремней безопасности Takata. В дорогих версиях машину можно оборудовать неплохой аудиосистемой, полноценным мультимедиакомплексом с мультирулём и пассажирской подушкой безопасности.

Разработкой водительского сиденья, регулируемого по пяти направлениям, занималась немецкая компания Isringhausen
Ремни безопасности в «ГАЗель Next» отныне оснащены преднатяжителем и регулировкой высоты верхней направляющей скобы
Ступенька для входа в салон стала ниже на 85 мм, и за ней появился вместительный бокс с пластиковой крышкой

Дизайн интерьера, пожалуй, единственная спорная составляющая в автомобилях поколения Next. С точки зрения эргономики продумано всё грамотно, но вот выглядит передняя панель проще и дешевле, чем в автомобилях поколения «Бизнес». Прежнюю панель приборов разрабатывали при участии компании Magna, она была добротно продумана не только с точки зрения эргономики, но и в плане изящности внешнего вида. Правда, картину портили внутренние дверные панели, пришедшие ещё с первых машин 1994 года выпуска. Дверные карты, соответствующие интерьеру «Бизнес-полуторок», на заводе освоить так и не удалось, из-за того, что это требовало изменения конструкции двери с внедрением внутреннего бруса безопасности.

Интерьер машин поколения Next иной: всем своим видом он указывает на коммерческое предназначение автомобиля и в первую очередь подчинён практичности. Своей архитектурой он напоминает довольно удачный и простой интерьер Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen Crafter. Часть комплектующих знакома нам по локализованным российским иномаркам (типа Ford Focus II, Renault Logan), а потому рабочее место водителя не требует привыкания, что называется «сел и поехал».

На ещё неокрашенной кабине хорошо видно, что передние крылья сделаны из пластика
В передней части рамы вместо традиционной поперечины установлена пластиковая панель, в народе называемая «телевизор», к которой крепятся фары и бампер

В гоночном ритме

Проехав первые метры в новой «ГАЗель Next» по заснеженной трассе Нижегородского Кольца, сразу после «Бизнеса», отчётливо чувствуешь возросшую жёсткость подвески. Но это не зубодробительная тряска, а вполне умеренная упругость, позволяющая развивать на бездорожье 60–80 км/ч, не выпадая из сиденья, хотя ни оно, ни кабина не имеют собственного подрессоривания. В этом заслуга новой независимой подвески, имеющей схему, аналогичную «соболевской», но с более мощными пружинами и рычагами.

Ещё одно ощутимое отличие Next от прежней «ГАЗели» на ходу – идеальное следование заданной траектории даже на бездорожье. Прежняя «ГАЗель» не могла похвастать этим даже на ровном шоссе, и водителю на скоростях за 80 км/ч постоянно приходилось отлавливать рыскающую машину. Избавиться от этого эффекта на Next позволил новый реечный рулевой механизм ZF, амортизаторы Mando и независимая передняя подвеска.

Динамичная проходка NRing выявила ещё одну отличительную особенность Next по сравнению с прежними машинами: за счёт расширенной передней колеи и двух стабилизаторов поперечной устойчивости у бортовой машины практически отсутствуют боковые крены и продольная раскачка. Прежняя «ГАЗель» в этой дисциплине не выдерживала никакой критики.

«ГАЗель Next» оснащают платформой с алюминиевыми бортами, на которую умещаются пять европалет

Порадовал и в меру «бойкий» дизельный двигатель Cummins ISF 2,8 (120 л.с.), безальтернативно устанавливаемый на новую «ГАЗель». Он позволяет начинать движение со второй передачи и не досаждает своим шумом даже на высоких оборотах, чего не скажешь об ульяновском бензиновом моторе УМЗ-4216, который является основным для «ГАЗели Бизнес». Бензиновый мотор, уходящий корнями к ГАЗ-21, уже на 2,5 тысячах оборотов создавал в салоне машины неприятную шумовую завесу. Другой бедой ульяновского мотора была предрасположенность к перегреву, чего абсолютно лишён новый дизель Cummins. Свидетельством тому во время презентации являлась машина, которая в течение нескольких часов самым варварским образом выполняла не свойственные грузовику упражнения, по прохождению змейки в режиме скольжения на II передаче при оборотах коленвала, близких к максимальным.

Единственное, чего не хватало для полностью уверенного прохождения трассы «Нижегородского кольца», – это штатной антиблокировочной системы тормозов. Её адаптацией и настройкой заводские специалисты занимаются в настоящее время, а серийно устанавливать ABS на «ГАЗель Next» начнут с середины лета.

Перспективный 19-местный каркасный автобус с оригинальным кузовом при полной загрузке будет выходить за 3,5-тонный предел полной массы, а значит, у «ГАЗели Next» появятся более тяжёлые модификации

Перспективы и реальность

Глобальные изменения в конструкции «ГАЗели», тем не менее, не сделали её стоимость заоблачной и даже позволяют выпускать машины обоих поколений на одном конвейере вперемешку.

Прежняя «ГАЗель» от такого соседства только выиграла: её стали собирать по более высоким стандартам качества Next, кабины обоих поколений сваривают на новой автоматизированной линии сварки с идеальной геометрией. По части комплектующих кабины – возросло число оцинкованных деталей, да и в будущем предполагается, что машины будут глубже унифицироваться. Последнее не должно сказаться на их стоимости, так как ГАЗу принципиально важно сохранять ценовую дифференциацию между поколениями «Бизнес» и Next для их коммерческой успешности.

Удлинённые модификации Next получаются в результате распила стандартной рамы пополам и вставки посередине удлиняющих лонжеронов

Приятно порадовали и гарантийные обязательства, которые берёт на себя завод: это 3 года или 150 000 км пробега в зависимости от того, что наступит раньше.

Летом на «ГАЗели Next» появится штатная ABS и новая 6-ступенчатая коробка передач с тросиковым приводом и джойстиком на панели приборов вместо анахроничной «кочерги». Ближе к осени ГАЗ предложит машины на альтернативных дизелю видах топлива, а именно на пропан/ бутановой смеси и метане.

Сравните конструкцию передней подвески «Бизнеса» и «Некста»: в первом случае это жёсткая балка с 2-листовыми рессорами, а во втором – независимая пружинная двухрычажка
Сравните конструкцию передней подвески «Бизнеса» и «Некста»: в первом случае это жёсткая балка с 2-листовыми рессорами, а во втором – независимая пружинная двухрычажка

Сейчас специалисты завода думают над появлением под капотом новинки бензинового двигателя. Пока не сообщается, будет ли это отечественный или зарубежный агрегат, хотя Бу Андерссон говорит, что версия с бензиновым мотором будет дешевле дизеля. Может быть, «Группа ГАЗ» разорится на доработку и внедрение в производство экспериментального ульяновского УМЗ-249!

Технические характеристики бортового автомобиля «Газель Next»
Модель A21R22 A21R32
Габаритные размеры, мм 5630х2068х2135 6709х2068х2135
Колёсная база, мм 3145 3745
Колея спереди/ сзади, мм 1750/ 1560
Грузоподъёмность, кг 1440 1270
Снаряжённая масса, кг 2060 2230
Полная масса, кг 3500
Максимальная скорость, км/ч 134 132
Вместимость топливного бака, л 60
Дорожный просвет, мм 170
Количество мест 3
Средний расход топлива, л 9
Двигатель Cummins ISF2.8s4129P (Euro 3)
Дизельный с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, I-4
Рабочий объём, cм3 2781
Мощность, кВт/л.с. 88,3/ 120
Крутящий момент, Н∙м 270 при 1400–3000 мин-1
Шины 185/75 R16С

Во время экскурсии по производству журналистам был показан опытный образец Next с 2-рядной кабиной, уникальной особенностью которой является наличие отдельной двери для входа на второй ряд и возможность разложить сиденья так, чтобы получилась 2-местная кровать.

В дальнейшем на основе базовой модели будет создана полная линейка коммерческой техники полной массой от 2,8 до 5 т, в том числе грузопассажирские модификации, каркасные автобусы на 19 мест (см. «Автобус поколения NEXT», «Расступись, табун»), цельнометаллические фургоны и микроавтобусы, а также более 100 модификаций спецтехники.

Единственный пережиток, от которого не ушла новая «ГАЗель», – переменное сечение рамы, не позволяющее варьировать длину колёсной базы иначе как варварским распилом и вставкой удлиняющего лонжерона. Но создание новой рамы заметно удорожило бы стоимость новинки.

 

А пока новая «ГАЗель Next», созданная по лекалам потребителей, в полной мере отвечает запросам рынка и при умеренной ценовой политике обещает стать бестселлером в классе LCV.

Опытный образец Next с 2-рядной кабиной оснащён отдельной дверью для входа на второй ряд, и есть возможность разложить сиденья так, чтобы получилась 2-местная кровать Опытный образец Next с 2-рядной кабиной оснащён отдельной дверью для входа на второй ряд, и есть возможность разложить сиденья так, чтобы получилась 2-местная кровать
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию