Опубликовано: ГП 05-2018
Главная улица Тираны – бульвар Павших героев – одна из немногих, которая почти не изменилась за прошедшие десятилетия
Пропавшая история Албании (Часть 1)

Фотообзор пассажирского транспорта Албании

Константин Климов, фото автора

Все, кто узнавал, что я еду в Албанию, удивлялись: я первый из знакомых, кто туда едет. Поездку в эту страну никогда и не планировал. Во многом интерес к этой теме зажёг шеф-редактор журнала «Грузовик Пресс» Юрий Петров, умеющий в хорошем смысле заразить новым интересом.

С 2009 г. власти Албании с весны по осень отменяют для россиян визовый режим. Делается это для привлечения туристов на морское побережье страны – главное, по мнению албанцев, место притяжения. Из России прямого сообщения с Албанией нет. Авиарейсы совершаются через Турцию и Сербию. Я выбрал наземный маршрут из македонской столицы Скопье.

Первый и единственный электробус Тираны Solaris Urbino 12 electric

Европейская страна без будущего…

С первых часов поездки транспорт Албании, от границы с Македонией до столицы Тираны, вызывал у меня пристальное внимание. Какие тут улицы, техника и где что-то их, албанское? Визуальное сканирование потока оказалось напрасным напряжением зрения – никаких аутентичных машин. Эхо прошлого тут найти сложно, даже если это касается архитектуры и памятников.

Solaris на выделенной полосе для автобусов на самой оживлённой трассе Тираны, ведущей в портовый город Дуррес
По большому городскому кольцу Тираны курсируют Karosa-Irisbus Citybus 18M
В центре Тираны много разных храмов и мечетей, мимо которых ходят китайские Zonda YCK6128HC
Трасса Тирана – Эльбасан. Её обслуживают ярко-зелёные минибусы и бело-красные Neoplan N4416 Centroliner
В центре города улицы сужаются до двух полос, тем не менее тут работают преимущественно сочленённые автобусы Mercedes-Benz O405GN2
Scania OmniLink K270UB на улице Дуррес близ центральной площади, где уцелела малоэтажная застройка позапрошлого века

Под палящим солнцем будь то город или посёлок, везде встречаются люди в тёмных куртках. Это первая особенность страны. Вторая, не менее заметная, это большое количество машин марки Mercedes-Benz. Они тут как такси и просто личный транспорт. На них возят хлеб, животных, они преобладают на всех дорогах. Можно сказать, что на десять «Мерседесов» в потоке машин приходится лишь одна модель иного производителя.

На маршруте «Тирана – Ринас» ходят экспрессы Indcar Mago Urbano на шасси IVECO TurboDaily 59E12. Именно здесь был запущен первый в Албании электробус

Въезжая вглубь страны, разобраться в том, где заканчивается один город и начинается другой сложно. Повсюду дома, бараки и рынки. Так по новенькой трассе, очень похожей на автобан, мы въехали в Тирану. В столице нет номеров на домах и строениях; железнодорожного вокзала; автовокзала…

Зато в столице есть около десяти крупных дорог, на выездах которых есть стоянки междугородных автобусов, где среди продавцов чебуреков и колы молодые ребята зазывают на свой автобус, выкрикивая название города.

У международного аэропорта Тирана (на заднем плане) стоят такие экспонаты, как биплан «Юншучжи» Y-5 (китайская копия Ан-2) и редкая установка воздушного запуска УВЗ-2 (А-86М) на базе УАЗ-452А
Фудтрак по продаже фастфуда в Дурресе построен итальянской кузовостроительной компанией Flli Sperotto на шасси OM Lupetto 25 в 1968 году
Пожалуй, типично албанский дизайн автобуса с оранжевой гаммой и приколом в виде «гармошки» на сильфоне. Машины Irvine Mercedes-Benz O530G Citaro работают только на голубой линии «Комбинат – Киностудия»

Единственным видом городского пассажирского транспорта в Тиране, да и в других городах Албании, был и остаётся автобус. В столице действует 12 маршрутов, из которых два кольцевых, восемь сходится в центре, откуда словно лучи направляются к окраинам и два магистральных, проходящих через весь город, заезжая в центр. Для каждого маршрута используется своя окраска кузова. Почти сразу бросается в глаза наличие не совсем свежих автобусов европейского производства: Mercedes-Benz, Scania, Solaris, Van Hool, Volvo, Renault – они в Тиране самые распространённые.

Бульвар Байрам Кури в Тиране проходит параллельно реке Лана. На заднем фоне виден мавзолей Энвера Ходжа, который заброшен и никак не используется

В 2013 г. мэрия Тираны планировала начать строительство трамвайной линии длиной 9 км по маршруту «Киностудия – Комбинат» через центральную площадь Сканденберга. Предполагалось организовать 14 станций на расстоянии 300 м и выделенный коридор для движения. Никаких следов начала строительства до настоящего времени в городе нет, а о дальнейших планах ничего не анонсируется.

…и без прошлого

За четверть века вся Албания так рвалась к переменам, что теперь заметить какую-то экзотическую самобытность очень сложно. Сами албанцы напрочь не хотят вспоминать о прошлом столетии, где они были загнаны на задворки истории как при итальянской оккупации, так и находясь в плену социалистических утопий.

На улицах невозможно найти «Жигули», зато можно встретить Fiat 124. Такие машины в ходу, поскольку их легко можно починить самому На улицах невозможно найти «Жигули», зато можно встретить Fiat 124. Такие машины в ходу, поскольку их легко можно починить самому

В немногочисленных музеях почти нет фотографий с видами улиц, домов и городов. История разделена на этапы далекого средневековья и период падения коммунизма. Самое печальное, что национальное производство, в том числе автомобилестроение второй половины XX века и вовсе считается позором, и для большинства албанцев уже практически забытым, ведь свидетельств о том нигде в стране нет.

Этот Mercedes-Benz 230S W110 выпуска 1967 г. достался владельцу в качестве оплаты за труд в Германии

Невыносимое желание НАЙТИ двигало мною все дни пребывания в Албании. На самокате, привезённом из Москвы, с утра до вечера я проезжал по улицам и дворам, мимо автосервисов и пунктов приёма самых различных запасных частей с одной лишь целью найти что-то не новое. А есть ли они, свидетели прошлой Албании? За время поисков мне попался лишь разобранный ГАЗ-69, несколько немецких «жуков», итальянских фиатов и разумеется «Мерседес». В музее БункАРТ на месте некогда секретного бункера Энвера Ходжа в одной из комнат были отдельные детали от китайского грузовика, аналога советского ЗИС-157 и на этом, пожалуй, всё.

В одной из комнат бывшего бункера Ходжи изображена перевозка репрессированных. В качестве макета использован «Цзефан» – Jiefang CA-30А – китайская копия ЗИС-157
Комментировать ... >>
Loading...