Опубликовано: ГП 04-2009
Volvo означает «я качусь» (Часть 2)

Музей истории марки Volvo

Александр Трохачёв, фото автора

Музей Volvo в Гётеборге невелик по площади, но уникален по насыщению. Многие из представленных образцов техники вы нигде больше не увидите. В прошлый раз мы обозревали грузовики, трактора и автобусы. Настал черед познакомиться с универсалами, фургонами, гоночными автомобилями и концепт-карами шведского производителя, благо для каждого из них в музее нашлось место. Эти машины доставляли почту, выполняли роль такси, примеряли полицейский мундир. Есть и мировые рекордсмены по езде на двух колесах, и те, кто принес себя на алтарь пассивной безопасности. В общем, у каждой из них своя автомобильная судьба.

[b]Volvo PV 4 (4x2), 1928 г.[/b] В 1927–1929 гг. его выпустили партией 694 экз. Под капотом устанавливали рядный 4-цилиндровый двигатель с боковым расположением клапанов. При рабочем объеме 1944 см[sup]3[/sup], диаметре цилиндра 75 мм и ходе поршня 110 мм он развивал мощность 28 л.с. при 2000 мин[sup]–1[/sup]. Кузов Weymann каркасный, каркас и спицы колес деревянные. Коробка передач 3-ступенчатая механическая, с 1928 г. предлагалась опция – тормоза для всех колес. База – 2845 мм, снаряженная масса – 1170 кг. Крейсерская скорость – 37 км / ч, максимальная – 55 км / ч.
[b]Volvo PV 651 (4x2), 1931 г.[/b] Родоночальник 6-цилиндровых двигателей Volvo был выпущен в 1929 г. и установлен на эту модель. Небольшой по тем временам 3-литровый (3010 см[sup]3[/sup]) силовой агрегат обладал отдачей в 55 л.с. при 3000 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня составлял 76,2х110 мм. Трансмиссия – 3-ступенчатая механическая с приводом на задние колеса. Тормоза на всех колесах барабанные. Колесная база – 2946 мм, снаряженная масса – 1501 кг. У PV 651 не было электрических указателей поворота, а «запаску» возили на левом крыле. Это первый 6-цилиндровый пассажирский автомобиль шведской компании.
[b]Volvo PV 654 (4x2), 1933 г.[/b] После модели PV 653 Standard в 1933-м появилась PV 654 De Luxe. Ее отличали фонари заднего хода и возможность выбора нескольких цветов окраски. Его 6-цилиндровый рядный мотор объемом 3266 см[sup]3[/sup] развивал 65 л.с. при 3200 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня составляли 79,4х110 мм. Трансмиссия – 3-ступенчатая механическая с приводом на задние колеса. Привод тормозов – гидравлический. Колесная база – 2946 мм, снаряженная масса – 1780 кг. До 1934 г. включительно выпущено 230 ед. PV 653 и 361 ед. PV 654.
[b]Volvo PV 52 (4x2), 1937 г.[/b] Представитель легендарной линейки легковых Volvo второй половины 1930-х – моделей 51, 52, 53, 54, 55 и 56 с общим дизайном кузова. Автомобиль продюсеров и сервисных специалистов имел рядный 6-цилиндровый двигатель с боковым расположением клапанов, рабочим объемом 3670 см[sup]3[/sup] и мощностью 86 л.с. при 3400 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня – 84,14х110 мм. Трансмиссия – 3-ступенчатая механическая с опциональной функцией overdrive. Привод барабанных тормозов всех колес гидравлический. Колесная база – 2870 мм, снаряженная масса – 1490 кг. Первые образцы 50-й серии (PV 51) выпущены в 1936 г., а серии 53–56 – после Второй мировой войны.
[b]Volvo PV 36 Carioca (4x2), 1935 г.[/b] Автомобиль имел независимую подвеску передних колес, цельнометаллический несущий кузов и закрытые арки задних колес. На нем не было открывающихся наружу форточек передних окон, отсутствовали передние «поворотники», а ветровое стекло по моде тех лет разделяла кузовная перегородка. Конструктивно автомобиль был идентичен модели TR 704, включая тормозную систему, двигатель и трансмиссию. Но он был чуть короче и тяжелее: колесная база составляла 2946 мм, снаряженная масса – 1751 кг. Всего было выпущено и продано только 500 экземпляров Carioca.
[b]Volvo TR 704 (4x2), 1935 г.[/b] Автомобиль, который активно использовали в качестве такси. Основой для него послужила модель PV 658 / 659. Главные отличия – удлиненная колесная база и 7 мест в салоне. С 1934 по 1937 г. выпущено около 530 экз. TR 704. Двигатель – 6-цилиндровый рядный, с боковым расположением клапанов, рабочим объемом 3670 см[sup]3[/sup] и мощностью 80 л.с. при 3300 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня составляли 84,14х110 мм. Трансмиссия – 3-ступенчатая механическая с приводом на задние колеса. Привод барабанных тормозов всех колес – гидравлический. Колесная база – 3251 мм, снаряженная масса – 1501 кг.
[b]Volvo TR 802 (4x2), 1938 г.[/b] До 1950-х гг. он доминировал в парке шведских такси. С тремя дополнительными местами салон вмещал 8 человек. До 1948 г. было выпущено более 1600 ед. машин данной серии. Автомобиль комплектовали 6-цилиндровым рядным двигателем с боковым расположением клапанов. Рабочий объем 3670 см[sup]3[/sup], развиваемая мощность – 86 л.с. при 3400 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня – 84,14х110 мм. Трансмиссия – 3-ступенчатая механическая с приводом на задние колеса; управление КП – на рулевой колонке. Привод барабанных тормозов всех колес – гидравлический. Колесная база – 3251 мм, снаряженная масса – 1814 кг.
[b]Volvo PV 56 (4x2), 1938 г.[/b] Последний представитель 50.й серии PV в исполнении De Luxe. Следующим представителем этого поколения стал PV 60 с измененным «носом». Двигатель – 6-цилиндровый рядный, с боковым расположением клапанов, рабочим объемом 3670 см[sup]3[/sup] и мощностью 86 л.с. при 3400 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня – 84,14х110 мм. Трансмиссия – 3-ступенчатая «механика» с опционной функцией overdrive. Привод барабанных тормозов всех колес гидравлический. Колесная база – 2870 мм, снаряженная масса – 1490 кг. Первой обладательницей такого авто стала лауреат Нобелевской премии по литературе Селма Eагерлёф (1858–1940 гг.).
[b]Volvo PV 61 (4x2), 1949 г.[/b] Первый послевоенный легковой автомобиль шведской фирмы с открытым кузовом. На такой же платформе было построено 500 легких грузовиков. У этого кабриолета был складываемый вручную тент, его построили на известном предприятии по выпуску автобусов Nordbergs в Стокгольме. Двигатель – 6-цилиндровый рядный, с боковым расположением клапанов, мощностью 90 л.с. при 3600 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня составляли 84,14х110 мм. Трансмиссия – 3-ступенчатая механическая с функцией overdrive; рычаг КП расположен на рулевой колонке. Колесная база – 2845 мм, снаряженная масса – 1631 кг. Отреставрирован музеем.
[b]Volvo PV 60 (4x2), 1946 г.[/b] 30 апреля 1996 г. отмечалась 50-я годовщина короля Швеции Карла XVI Густава. В этот день он подарил музею модель PV 60, выпущенную в сентябре 1944 г., известную некоторое время под индексом PV 444, и ставшую на конвейер в 1946-м. Двигатель 6-цилиндровый, с боковым расположением клапанов, рабочим объемом 3670 см[sup]3[/sup] и мощностью 90 л.с. при 3600 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня – 81,14х110 мм. КП 3-ступенчатая механическая с повышающей передачей и ручкой управления на руле. Колесная база 2850 мм, масса 1560 кг.
[b]Volvo P 1900 (4x2), 1954 г.[/b] Первый спортивный автомобиль фирмы. Двухместный родстер с кузовом из стеклопластика. До 1957 г. произведено всего 67 таких машин. В моторном отсеке продольно устанавливали 4-цилиндровый рядный двигатель с верхним расположением клапанов. Рабочий объем 1414 см[sup]3[/sup], мощность 70 л.с. при 5500 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня – 75х80 мм. Трансмиссия – 3-ступенчатая механическая. Привод тормозов гидравлический. Колесная база – 2413 мм, снаряженная масса – 1120 кг. Максимальная скорость – 109 миль / ч.
[b]Volvo P 121 / 122 Amazon (4x2), 1958 г.[/b] Культовый автомобиль своего времени – такой, как у нас «21-я» «Волга». В 1956 г. он стал первым «шведом» с кузовом ponton. Продавали только с приставкой «Амазон», поскольку в Германии производили такие мопеды. Сначала выпускали 4-дверный седан, затем 2-дверное купе и напоследок – 5-дверный универсал. Двигатель – 4-цилиндровый рядный, с верхним расположением клапанов, рабочим объемом 1583 см[sup]3[/sup] и мощностью 85 л.с. Трансмиссия – 3-ступенчатая механическая с приводом на задние колеса. Колесная база – 2591 мм, снаряженная масса – 1150 кг. Представленный экземпляр – двухтонный Amazon Sport с двумя карбюраторами. До 1970 г. в общей сложности выпущено 594 126 ед. Volvo Amazon.
[b]Volvo PV 444 (4x2), 1947 г.[/b] С надеждой на лучшее будущее еще в сентябре 1944 г. компания презентовала небольшой автомобиль с зеленым и кремовым интерьером. При планируемом объеме 8 тыс. экз. было выпущено около 200 тыс. экз. Когда в 1947 г. стартовали серийное производство и продажи, было подписано около 10 тыс. контрактов при цене автомобиля 4800 шведских крон. Двигатель – 4-цилиндровый рядный, с верхним расположением клапанов, рабочим объемом 1414 см[sup]3[/sup] и мощностью 44 л.с. при 3300 мин[sup]–1[/sup]. Коробка передач 3-ступенчатая механическая, привод колес – гидравлический. Колесная база – 2591 мм, снаряженная масса – 8891 кг.
[b]Volvo Philip Prototype (4x2), 1953 г.[/b] Заряженный «швед» в американском стиле оснащали двигателем V8 с автоматической трансмиссией. Поскольку передний диван был сплошным, рычаг управления КП находился на рулевой колонке. Рабочий объем мотора – 3559 см[sup]3[/sup], мощность – 120 л.с. при 4300 мин[sup]–1[/sup]. Колесная база – 2896 мм. Стальной несущий кузов изготовлен вручную в единственном экземпляре.
[b]Volvo PV 445 Duett (4x2), 1958 г.[/b] Автомобиль базировался на шасси PV 444 и во многом был с ним унифицирован. С 1949 по 1953 г. эту модель выпускали в виде развозного грузовика, фургона, универсала и даже открытого купе. Но эти кузова делали не специалисты Volvo, а инженеры других кузовных фирм. Последний год производства модели – 1960-й. Выставленный в музее знаменитый Duett (вариант DH) появился в 1953-м. Под капотом был 4-цилиндровый рядный двигатель с верхним расположением клапанов, рабочим объемом 1414 см[sup]3[/sup] и мощностью от 40 до 85 л.с. с диаметром цилиндра и ходом поршня 75х80 мм или объемом 1583 см[sup]3[/sup], мощностью 60 л.с. при 4500 мин[sup]–1[/sup] с диаметром цилиндра и ходом поршня 79,37х80 мм. Трансмиссия – 3-ступенчатая механическая, привод тормозов – гидравлический. Колесная база – 2600 мм.
[b]Volvo PV 544 (4x2), 1958 г.[/b] В середине 1950-х Volvo начала экспортировать свои автомобили в США. Первой моделью была PV 444 с двойным карбюратором, продажи которой превысили сбыт в Швеции. Новый PV 544 выпускали с «американским двигателем», а сама машина больше известна как PV 544 Sport. Двигатель – 4-цилиндровый рядный, объемом 1,6 или 1,8 л. На этом авто Гран-при выигрывали европейские чемпионы по ралли Гуннар Андерссон(1958 и 1965 гг. Большой приз Аргентины в 1960 г.), Ева Росквист (1959 г.), Том Трана (1965 г.).
[b]Volvo P 1800 Prototype (4x2), 1958 г.[/b] Вторая по очереди и первая по-настоящему успешная попытка создать серийный спорткар. Использовали в знаменитом телевизионном сериале «Святоша». Данный экземпляр был построен итальянскими специалистами в 1958 г. Серийный выпуск был налажен в 1961-м на предприятии Jensen Motors в Великобритании. В Швеции производство стартовало лишь в 1963 г. У купе был 4-цилиндровый рядный двигатель с верхним расположением клапанов, рабочим объемом 1986 см[sup]3[/sup] и мощностью 118 л. с. Трансмиссия – 4-ступенчатая механическая. Колесная база – 2438 мм, снаряженная масса – 1200 кг.
[b]Volvo Rocket (4x2), 1967 г.[/b] Дизайн этой «ракеты» разработан специалистами итальянской компании Frua. Платформой послужила база модели Р 1800, позже усовершенствованная в 1800 ES. Машину называли «Ракета» (the Rocket) и «Бочонок» (the Barrel). Простые потребители находили дизайн этой машины чересчур «продвинутым».
[b]Volvo 122S Amazon Polis (4x2), 1969 г.[/b] Полицейский мундир эти машины долгие годы носили в Швеции, Греции, Перу, Чили и Нигерии. Буква S означает исполнение Sport. На автомобиле 4-цилиндровый рядный двигатель с верхним расположением клапанов рабочим объемом 1986 см[sup]3[/sup] и мощностью 118 л.с. КП – 4-ступенчатая механическая. Колесная база – 2591 мм, масса – 1280 кг (на 91 кг больше стандартной версии). Данный автомобиль нес службу в шведском городе Упсала до 1975 г.
[b]Volvo 164 (4x2), 1968 г.[/b] Автомобиль, идентичный модели 144, дополнил ряд Amazon (P 120) и 142 / 144. Цифра 6 в индексе означала 6-цилиндровый двигатель. Его мощность, крутящий момент и другие характеристики были аналогичны параметрам 3.литровых моторов фирмы, но с 1969 г. присутствовала и система фильтрации выхлопных газов. Колесная база (2700 мм) была на 100 мм больше, чем у других моделей Volvo. Роскошный салон был обит шерстью, позже появилась кожа и как опция – велюр. В 1970 г. самая доступная по цене версия с механической КП стоила 25 300 шведских крон, а с «автоматом» и люком – 27 150 SEK. Осенью 1974 г. на смену этой модели пришла Volvo 264. Всего выпущено 153 200 экз.
[b]Volvo P 1800 (4x2), 1969 г.[/b] Спортивный Р 1800 был на конвейере с 1961 по 1972 г. Представленная версия 1969 г. принадлежала сотруднику AB Volvo Гуннару Энгеллау и была окрашена специальной голубой краской. Машина персонифицирована несколькими деталями: серебряной рукояткой рычага КП, дополнительными фарами, антенной. Под капотом был 4-цилиндровый рядный двигатель с верхним расположением клапанов, рабочим объемом 1986 см[sup]3[/sup] и мощностью 118 л.с. (инжекторная версия В20 – 130 л.с.). Трансмиссия – 4-ступенчатая механическая. Колесная база – 2438 мм, снаряженная масса – 1200 кг. Всего выпущено 39 385 ед. Р 1800.
[b]Volvo 122 S Amazon (4x2), 1963 г.[/b] Участник European Touring Car Championship 1963 г. Продолжительность гонки была более 6 часов, а затем и 12 часов. В 1965 г. Карл-Магнус Ског выиграл на таком автомобиле Acropolis Rally, а в 1966-м Том Трана стал чемпионом Швеции по ралли. «Амазон» располагал 4-цилиндровым рядным двигателем объемом 1,6 или 1,8 л.
[b]Volvo P 210 Duett (4x2), 1969 г.[/b] Первый серийный универсал фирмы с кузовом универсал после 1953 г. Название «Дуэт» символизировало сферу применения автомобиля как транспорта для бизнеса и семьи. Он базировался на платформе PV 445 и получил собственный индекс P 210. На машине применялась рядная «четверка» объемом 1778 см[sup]3[/sup] с отдачей в 75 л.с. и 4-ступенчатая «механика». Колесная база – 2591 мм, снаряженная масса – 1170 кг, грузоподъемность – 500 кг. В музее представлена самая поздняя версия модели.
[b]Volvo 1800 ES (4x2), 1971 г.[/b] Своей спортивной эстетикой этот «швед» обязан своему предшественнику конца 60-х. Автомобиль оснащали 4-цилиндровым рядным двигателем с верхним расположением клапанов и впрыском топлива. За характерную форму задней части кузова местные юмористы называли его машиной для торговцев рыбой. Рабочий объем мотора – 1986 см[sup]3[/sup], мощность – 135 л.с. Трансмиссия – 4-ступенчатая механическая с функцией overdrive. Колесная база – 2438 мм, снаряженная масса – 1261 кг. За 1971–1973 гг. завод выпустил 8077 ед. данной модели.
[b]Volvo Experimental Safety Car VESC (4x2), 1972 г.[/b] Этот автомобиль на основе 140-й серии появился на свет в испытательной лаборатории. На нем отрабатывалось применение антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности, энергопоглощающих бамперов; проводились тесты на устойчивость к опрокидыванию. Элементы дизайна фронтальной части были использованы в конструкции серийных машин «240/260-го» семейства, вставшего на конвейер в 1974 г.
[b]Volvo 144 (4x2), 1974 г.[/b] В 1973 г. «144.я» модель получила широкий бампер, предписанный законодательством США в области безопасности транспортных средств. Он позволял избегать повреждений кузова при парковке и в трафике. Двигатель – 4-цилиндровый рядный, объемом 1986 см[sup]3[/sup] и мощностью 90 л.с., КП – 4-ступенчатая механическая. Колесная база – 2624 мм, масса – 1350 кг. Автомобиль задал новые стандарты: электрорегулировку сидений, омыватель и щетки передних фар. Всего в 1966–1974 гг. выпущено 1 млн 351 тыс. Volvo 140 / 160.
[b]Volvo 142 Volvo Cup 1973 (4x2), 1973 г.[/b] У участника «Кубка Вольво» была снаряженная масса 1100 кг, он развивал максимальную скорость свыше 190 км / ч. Дорожный просвет составлял 150 мм, но его для гоночных условий было достаточно. Под капотом работал 170-сильный 4-цилиндровый двигатель В20. Передаточное отношение ведущего заднего моста от 4,1:1 до 4,88:1.
[b]Volvo 66 (4x2), 1976 г.[/b] Эту малолитражку до 1975 г. выпускали под маркой DAF, затем – под брендом Volvo. На нее ставили двигатель объемом 1.1 или 1.3 л. Кузов был 2- и 3-дверным. В качестве стандартного оснащения использовали КП Variomatic CVT. Двигатель – 4-цилиндровый рядный с верхним расположением клапанов. Рабочий объем 1289 см[sup]3[/sup], мощность – 47 или 57 л.с. Колесная база – 2261 мм, снаряженная масса – 825 кг. Производство прекращено в 1980 г. Всего выпущено 106 тыс. экземпляров.
[b]Volvo S40 (4x2), 1997 г.[/b] В этом году автомобиль впервые участвовал в больших гонках и по итогам сезона занял 4-е место в чемпионате ВТСС. Водителями выступили Рикард Риделл и Кельвин Бурт. В 1998-м Рикард Риделл выиграл зачет пилотов в ВТСС, а вместе с Джимом Ричардсом одержали победу в захватывающей гонке Bathurst 1000 в Австралии. Двигатель – 5-цилиндровый рядный объемом 2,0 л и мощностью 300 л.с.
[b]Volvo LCP 2000 (4x2), 1983 г.[/b] Volvo Light Component Project был создан из легких материалов и обладал низким урровнем вредных выбросов. На нем установили 3-цилиндровый рядный турбодизель с направленным впрыском топлива и промежуточным охлаждением. Его рабочий объем – 1387 см[sup]3[/sup], мощность – 66 л.с. при 4500 мин[sup]–1[/sup]. Диаметр цилиндра и ход поршня – 80х92 мм. Мотор мог работать на разных сортах горючего, в том числе и на биотопливе. КП – 5-ступенчатая механическая с приводом на передние колеса. Снаряженная масса – 708 кг. Максимальная скорость – 112 миль/ч. Данный экземпляр – четвертый в серии LCP, построенный на платформе с применением алюминия, магния и стеклопластика.
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию