Опубликовано: ГП 11-2013
Троллейбусы ЛиАЗ-5280 у площади Сасунцы Давид у железнодорожного вокзала, 2013 г.
Транспортный заповедник Еревана

Троллейбусная система столицы Армении

Константин Климов, фото автора

Для многих любителей технической старины и экзотики транспортным раем сегодня является остров Куба, где до сих пор работают автобусы и машины, выпущенные в разные годы XX века. Посетив столицу Армении Ереван, я могу с уверенностью сказать, что этот город тоже может претендовать на звание заповедника автоистории советского периода.

Первое впечатление

Большинство туристов из Европы и Азии приезжает в республику через воздушные ворота – международный аэропорт Звартноц, расположенный в 12 км от Еревана. Уже в здании аэропорта прибывших пассажиров окружают неопрятные таксисты, предлагающие отвезти в город. Распространённые во многих столицах виды пассажирского транспорта – автобусы, электрички и троллейбусы – в Ереване к аэропорту не ходят. А кто отказался от услуг таксистов в здании аэропорта, при выходе на улицу попадает в руки частных автоизвозчиков, вход которым в главное здание запрещён.

Служит старенькая «Шкода» и буксиром для неисправных троллейбусов, её можно встретить везде, где есть провода. Площадь Барекамутян, 2013 г.

Отличается у них и транспорт. Если у первых это бывшие в употреблении «Мерседесы», «Ауди» и «Рено», то у вторых он исключительно советского производства, представленный в основном машинами ГАЗ-24. Но как быть тем пассажирам, которые не хотят ехать с таксистами? Им предстоит проделать сложный путь к автостоянке, где с краю находится перрон маршрутных такси. Их график работы не регламентирован каким-то расписанием, старенькие «ГАЗели» подъезжают к 8 утра и, по словам водителей, заканчивают работу в 22 часа. О каком-либо комфорте говорить излишне. Водители маршруток во время езды курят, слушают музыку и постоянно жестикулируют, общаясь по телефону или со знакомыми пассажирами.

На высокой горе расположился жилой массив Норк, куда ведет маршрут 1-го троллейбуса, 2013 г.

Ереван встречает гостей разбитой дорогой и типичными частными домами, сделанными из самых разнообразных материалов, совершенно не привлекающих своей красотой и архитектурой. Разобраться в том, а где же начинается столица, помогает контактная сеть троллейбуса, которая почти везде относится к городу. Троллейбусные провода изрядно провисают и на фоне одинаковых высоток грязного серого цвета, которые имеют вид «клоповников» из-за самодельных лоджий и оконных проёмов, дарят туристу впечатление приближающегося апокалипсиса…

Новый троллейбус собственной конструкции на базе Škoda 14Tr начали строить в Ереване с 2006 г. Его строительством руководил Е.Нарутян, сборка была завершена в 2009 г., октябрь 2006 г.

Столица

При первом упоминании слова «столица» на ум приходят большие города, где сосредоточены все достижения того или иного народа. Даже в беднейшей стране бывшего СССР – Таджикистане – при въезде в столицу, город Душанбе («Восточный колорит Душанбе», «Транспортный колорит Душанбе: год 2016-й»), на бело-зелёных троллейбусах красовались гордые надписи: «В нашем прекрасном Душанбе зажжём свет чистоты и благородства».

В Ереване же на глаза попадается лишь реклама банков и водки. Но вместе с этим поразительным образом все улицы кишат грузовиками МАЗ, ЗИЛ, легковыми машинами «Москвич», «ИЖ», «Волга». Нечасто, но на главных улицах можно встретить троллейбусы Škoda 14Tr, изготовленные во второй половине 1980-х годов в ЧССР.

Безусловно, в эту транспортную идиллию врываются иномарки, но их количество заметно уступает транспорту прошлого.

Троллейбус собственной сборки изначально работал на 15-м маршруте, а сегодня на 9-м, 2013 г.

Персонально

Целью моей поездки в Ереван стали троллейбусы. Это хозяйство осталось последним в Закавказье. Да, существует ещё предприятие в городе Сухум, столице недавно признанной республики Абхазия, где работает 25 троллейбусов на 3-х маршрутах общей протяжённостью 39 км, их удалось сохранить благодаря российской материальной помощи (подробнее в «ГП» № 6, 2011 г.), которую город получает регулярно с середины 2000-х годов. Троллейбусные системы в Азербайджане и Грузии (см. «ГП» № 1, 2011 г.) закрыты в 2006 и 2010 гг. соответственно.

Заглянув в энциклопедический справочник ГЭТ, можно узнать, что пик развития троллейбуса в Ереване приходился на 1990 г., когда протяжённость контактной сети составляла 284,9 км, а количество маршрутов 26. Сегодня всё скромнее. Длина линий только 80 км, да и то многие провода висят, а движение по ним остановлено уже много лет назад. Количество маршрутов в городе сократилось до 5.

Многие троллейбусные провода в Ереване далеки от совершенства, и водители заранее выбирают способ движения на том или ином участке маршрута, 2013 г.
На площади Барекамутян, 2013 г.

Кроме троллейбусов в Ереване работают одна линия метрополитена и несколько десятков маршрутов автобусов и маршруток.

Если сравнивать троллейбус с другими видами городского пассажирского транспорта армянской столицы, то какие преимущества у «рогатого» транспорта в современных условиях Еревана?

Многие поезда метро за последние 2 года прошли модернизацию. От старых их отличает окраска и транзисторная система управления, 2013 г.

Электротранспортная статистика Армении

Первый троллейбус в Армении был пущен в Ереване 15.08.1949 г.

В городе действовал и электрический трамвай, открытый 12.01.1933 г. и закрытый 20.01.2004 г.

Помимо Еревана троллейбусное движение существовало в городе Ленинакан (ныне Гюмри) с 29.11.1962 г. по 2005-й.

Во-первых, троллейбус – единственный вид транспорта, который не выбрасывает в атмосферу вредные вещества. Во-вторых, троллейбус – самый вместительный вид транспорта. Его кузов длиной 12 метров может вместить до 140 пассажиров, а также крупногабаритные вещи, детские коляски, велосипеды. Основные типы китайских и российских автобусов, которые работают на городских маршрутах в Ереване, имеют лишь одну входную дверь и минимальную площадь внутри салона, предназначенную для размещения вещей, грузов.

Проспект Маштоца и один из самых  высоких памятников города, где когда-то был установлен монумент И.В. Сталину, 2006 г.

В-третьих, автобусы и маршрутки часто меняют маршрут. Можно столкнуться с тем, что маршрутка просто не приедет на остановку, выбрав другой маршрут следования. Это объясняется тем, что либо пассажирам, находящимся в маршрутке, нужно выйти в удобном для них месте или же нежеланием водителя ехать по длинному пути, а совершённый маневр позволяет ему быстрее доехать до конечной, при этом, разумеется, с заведомо выполненным планом по сбору выручки, а разница в стоимости оплаты проезда между троллейбусом и маршрутками ровно 2 раза (50 драмм на троллейбусе и 100 – на маршрутке). Троллейбус всегда следует по маршруту, изменение которого контролируется диспетчерами.

Конечная остановка «аэропорт Эребуни». Некогда воздушные ворота Еревана сегодня заброшены, 2013 г.

В-четвертых, Ереван расположен на холмах. Затяжной подъём по улице Комитаса, проспекту маршала Баграмяна или единственная дорога в жилые массивы Аван, Норк, Ачапняк для пассажиров автотранспорта – просто пытка. Вибрация, низкая скорость перегруженных маршруток сопровождается духотой в салоне, запахом топлива. Троллейбусы же в данном случае без особых усилий плавно и быстро преодолевают подъёмы.

Французские троллейбусы Renault ER 100, несмотря на свой солидный возраст, продолжают работать, 2013 г.

В-пятых, троллейбусы доказали на деле своё преимущество в вопросе срока службы кузова. Даже бывшие в употреблении французские троллейбусы Renault ER100 (построенные в начале 1980-х годов), полученные в 2005 г. вместе с аналогичными автобусами до сих пор продолжают работать. Автобусов моложе 2010 г. на городских маршрутах нет.

Единственный сочленённый троллейбус модели 6201, изготовленный львовским ВКЭИавтобуспромом, хранится с 1992 г. на территории одного из троллейбусных парков Еревана Единственный сочленённый троллейбус модели 6201, изготовленный львовским ВКЭИавтобуспромом, хранится с 1992 г. на территории одного из троллейбусных парков Еревана
Последние ЗИУ-682 в Ереване были списаны в 2007 г. Они работали исключительно по 9 и 10 маршрутам, 2004 г.

Приобретённые в 2007 г. 34 троллейбуса модели ЛиАЗ-5280 стали первыми новыми машинами, которые купила Армения за годы своей независимости. На их презентацию приезжал мэр города Е. Захарян.

С 2005 по 2009 г. ереванские троллейбусы имели очень выгодное преимущество – автономный ход. При обрывах проводов или других внештатных ситуациях троллейбусы переводили в режим работы от дизель-генератора. К сожалению, эта функция сегодня не используется в полном объёме.

Автобашня АТ-70 производства «Луцккоммунмаш» для ремонта КС, 2013 г.
Китайские автобусы Higer начали работать в Ереване с 2011 г.

Перспективы

Можно ли сегодня утверждать, что Еревану нужен троллейбус? В условиях, когда в мире постоянно поддерживают, совершенствуют и развивают уже имеющийся электрифицированный городской транспорт, признанный по многим параметрам лучшим, Ереван мог бы не только сохранять имеющиеся пять маршрутов, но и восстановить ранее закрытые. Только настоящие патриоты своего дела могли не поддаться соблазну срезать провода и не сдать их на лом, при этом поддерживая в исправном состоянии. Проезжая по городу, я видел, что многие улицы ещё не простились с троллейбусом, хотя пассажирского движения на них уже нет, туда приезжают автовышки и регулируют высоту и натяжение проводов.

Во дворах Еревана встречаются и такие раритеты, как Buick Electrа 225 1960 года
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию