Опубликовано: ГП 08-2007

электротранспорт отправили в нокаут

К. Климов, фото автора

Год назад в бывшей советской республике, а ныне независимом Азербайджане полностью ликвидировали городской электрический транспорт.

Бакинский трамвай в последние годы. Трамваем пользовались в основном малообеспеченные слои населения, льготники и пенсионеры

Созданные в 1889 году первые трамвайные линии в Баку были окончательно закрыты 20 декабря 2003 года, а затем полностью демонтированы. В 1941 году в Баку были пущены первые троллейбусы, построенные на Ярославском автомобильном заводе. Пик развития троллейбуса пришелся на 1990 год, когда в городе действовало 3 троллейбусных парка и 32 городских маршрута. Сокращение маршрутов началось с 1993 года, а к 2000 году их осталось четыре. В июле 2006 года мэрия Баку поставила точку в истории городского электрического транспорта столицы, когда был закрыт последний действующий маршрут № 16. Подвижной состав бакинских троллейбусов был целиком представлен только чехословацкой маркой «Шкода-14Тр», последние из них поступили на баланс в 1993 году.

Во втором по величине городе Азербайджана Кировабаде (с 1990 года Гянджа) был построен и пущен в эксплуатацию троллейбус 1 мая 1955 года. До 1976 года в городе эксплуатировались и троллейбусы, и трамваи, но в связи с перспективой развития троллейбуса в 1976 году трамвайные перевозки были прекращены, а последний трамвайный вагон модели РВЗ-6 был установлен в городском парке в виде памятника.

Единственное, что в Азербайджане было в отличном состоянии, – это пропаганда! Портреты и лозунги красовались на фоне нищеты и разрушенного городского хозяйства...

«Черные дни» троллейбуса начались в середине 1990-х, когда городские власти фактически способствовали закрытию троллейбусных маршрутов в пользу развития маршрутных такси. Муниципалитет, предлагая закрыть тот или иной маршрут, обещал оказать помощь в поддержании оставшихся линий и укрепить подвижной состав парка, но в итоге в парки новые троллейбусы не поступали, не было и развития троллейбусных маршрутов в спальных районах. В последние годы троллейбус в городе работал в экстремальных условиях. На единственном троллейбусном маршруте, трасса которого пролегала от железнодорожной станции в социально незащищенные, бедные кварталы, работало 10 троллейбусов. На многих участках следования маршрута контактная сеть полностью отсутствовала, и троллейбус ехал «накатом» до уцелевших проводов, которые появлялись на тех участках, где дорога шла на подъем. Стабильности в работе троллейбуса не было.

Линию в депо убрали еще в 2004 году, а само депо превратили в огромную свалку старых троллейбусов, где высотой буквально с трехэтажный дом находились искореженные кузова. Троллейбусы что покрепче установили недалеко от парка, и там с недавних пор проживают беженцы из Нагорного Карабаха. Действующие линейные троллейбусы после работы парковались непосредственно у жилых домов водителей, которые в основном жили вдоль троллейбусного маршрута. Столь экзотическое троллейбусное хозяйство прекратило свое существование осенью 2004 года.

В троллейбусах Мингечаура люди перевозили не только овощи и фрукты, но и гусей, уток и другой живой товар!

В Сумгаите (на берегу Каспийского моря) 11 марта 1959 года была построена линия трамвая, а 28 апреля 1961 года и троллейбуса. В годы независимости обновление парка электрического транспорта не производили, и фактически инвентарь вагонов сокращался. В качестве запасных частей при ремонте использовали детали более «слабого» в техническом отношении вагона. Можно было встретить вагон, который был обшит разными кусками металла от бортов других трамваев или троллейбусов. Трамвайная конечная остановка в центре Сумгаита была превращена в рынок, а вагоны служили в качестве большой телеги. Трамвай проезжал по путям сквозь торговые ряды через весь рынок, люди покупали фрукты и овощи, и уезжал в жилые кварталы и промзону. Движение столь необычного трамвайного маршрута прекратилось в 2003 году. Троллейбусное движение в городе останавливали три раза вплоть до 31 декабря 2005 года.

3 ноября 1986 года в столице Нахичеванской Автономной Республики было открыто троллейбусное движение. Почти за 18-летнюю историю троллейбусного сообщения в Нахичевани было построено 3 маршрута, а инвентарь подвижного состава достиг 28 единиц троллейбусов ЗИУ-682В. В апреле 2004 года последний кольцевой маршрут был закрыт, троллейбусные машины в связи с резкой потребностью в металле были разрезаны, а контактный провод и опоры демонтированы во время ремонта дорог.

Троллейбус в Мингечауре был тем самым мостиком, который связывал с прошлой жизнью...

Самое молодое троллейбусное предприятие в Азербайджане было в Мингечауре, где 15 апреля 1989 года открыли троллейбусную линию. Это было самое крепкое хозяйство, где стабильно работали троллейбусы, производился плановый осмотр контактной сети. Троллейбус составлял большую конкуренцию маршрутным такси, которые работали по аналогичному троллейбусу маршруту. Несмотря на это в апреле 2006 года движение было остановлено, а троллейбусы законсервированы на территории отстойной площадки.

Таким образом, Азербайджан стал первой республикой на постсоветском пространстве, где от экологически чистого городского транспорта избавились, отдав все транспортные перевозки, кроме метрополитена, в частные руки. В результате льготная часть пассажиров осталась без общественного транспорта и вынуждена была пользоваться дорогостоящими маршрутными такси. Большой недостаток частных маршрутных такси и микроавтобусов – время работы (ведь рано утром или поздно вечером они часто не работают), а также ликвидация нерентабельных маршрутов, где нет достаточной выручки для частных лиц, владеющих транспортом.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию