Опубликовано: ГП 11-2013
Коллекция «Фаэтона»

Музей техники Автомотоклуба «Фаэтон»

Денис Дементьев, фото автора

Автомотоклуб «Фаэтон» из города Запорожья широко известен в кругу тех, кто так или иначе связан с ретроавтомобилями. Как и водится, у клуба есть собственный музей техники, собрание которого на сегодняшний день является одним из крупнейших на Украине.

В качестве вводной стоит сказать немного о том, как обстоят дела с ретродвижением в незалежной. Известно, что абсолютное большинство самых интересных единиц автомобильной и другой техники, как отечественной, так и трофейной или иной зарубежной, попавшей к нам, рассредоточились в основном в западной части бывшего СССР. Это прежде всего Прибалтика и Украина. Именно там коллекционеры и следопыты находили да и сейчас откапывают порой просто уникальные машины. Однако волей судьбы очень часто все эти образцы техники попадали в Москву. И понятно почему. Здесь наибольшее сосредоточие богатых коллекционеров, которые готовы покупать дорогие игрушки, а следовательно, и развитая для этого хобби инфраструктура: реставрационные мастерские, клубы, старьёвщики, искатели и многое другое… А Украина долгое время оставалась только источником и территорией «экспорта» раритетов, в то время как местное движение было развито достаточно слабо. Конечно, во Львове, Киеве, Днепропетровске, Харькове и других городах были местные клубы и группы единомышленников, которые занимались поиском и реставрацией техники, но всё это не носило массового характера.

Впервые серьёзную попытку создать полноценный автомобильный музей с собственной реставрационной и поисковой базой предприняли в Краматорске, в клубе «Самоход». Можно сказать, что сегодня эту эстафету переняли запорожцы.

Автомобили для чиновников – Tatra 613-3 (слева) и ГАЗ-14 «Чайка». Кстати, у этой «Татры» 1991 г. в. пробег всего 10 тыс. км
Да, обычная «Волга», такси. Но это полностью оригинальный и комплектный автомобиль, найденный в таксопарке, обслуживавшем межрайонные перевозки. Заново на этом ГАЗ-24-01 покрасили только шашечки и трафарет

История автомотоклуба «Фаэтон» началась с 2004 года, когда его основатель Дмитрий Позняк в глухой деревушке Запорожской области приобрёл автомобиль ЗИС-5. Этот грузовик был отреставрирован и участвовал в городском параде Победы. Неподдельный интерес к машине со стороны ветеранов убедил в том, что это нужное дело надо продолжать. Таким образом, почти за 10 лет активной поисковой работы на территории Украины найдены сотни(!) интереснейших автомобилей, мотоциклов, велосипедов, военной техники и много чего другого. И это не считая всевозможной автомобильной и транспортной атрибутики. На сегодняшний день часть техники выставлена на всеобщее обозрение на территории музея, но на все экспонаты места пока не хватает. Хотя, безусловно, самое интересное из отреставрированного или находящегося в первозданном виде (а таких образцов техники тоже немало) уже заняло свои места в экспозиции. Пока в музее есть три полноценных зала, в которых размещено более 50 автомобилей. В центральном зале представлена в основном военная техника (в т. ч. бронетранспортёр БТР-152, БМ-13 на шасси ЗИС-6, прожекторная установка на шасси ЗИС-12, пушки, орудия) и автомобили двойного назначения (ГАЗ-63, ГАЗ-69, ЗАЗ-969, Dodge WC51 и др.). Среди них в проходе красуются автомобили представительского класса: Tatra 613-3, ЗИМ, «Чайки» обоих поколений и роскошные «американцы». Есть отдельный балкончик над центральным залом, где выставлены мотоциклы, мотороллеры, педальные машины.

Опытный образец концепта «NEW-Горбатый», созданный в НТЦ ЗАЗ в 2001–2003 гг. Проекту прочили большое будущее, но производство авангардного автомобиля на платформе «Таврии» так и не запустили
Очень редкий «Запорожец». Это один из опытных образцов экспортной модификации ЗАЗ-966Э с двигателем мощностью 40 л.с. и двухцветной окраской

В правом, недавно открывшемся, павильоне разместились легковые автомобили славного советского прошлого: от маленьких мотоколясок С-3А и С-3Д до «Волг» и «Жигулей», а ещё Chevrolet Corvette, гоночная «Эстония» и прототип «New-Горбатый». В третьем зале основная экспозиция посвящена всевозможным экспонатам различной техники от оружия до автомобильных радиоприёмников, пожарных насосов и лодочных моторов. Тут же пожарный ПМЗ на шасси ЗИС-150, ГАЗ-67 и лэндлизовский (причём достаточно редкий) GMC.

В общем, много всякой всячины для настоящих ценителей всего старого, причём не только автомобилей. Например, на площадке перед музеем среди техники, ожидающей реставрации, я обнаружил… вертолёт! Как бы в ответ на моё удивление мне пояснили: «Подарили…» И действительно, порой сотрудникам музея приносят и привозят в дар всевозможную технику, поэтому, несмотря на автомобильный акцент экспозиции, любой посетитель, неравнодушно относящийся к ретро, найдёт экспонаты по душе.

Длиннобазный автомобиль ЗИС-12 с прожекторной установкой (сам прожектор не оригинальный)
Луцкий ЗАЗ-969 раннего образца 1969 г. в аутентичном состоянии. Уже очень большая редкость, за которой охотятся многие коллекционеры
ЗИЛ-164 ранних выпусков, отреставрированный до состояния «только что с конвейера». Обращает на себя внимание редкий рисунок протектора раннего образца
В левом зале автомобилей немного – в уголке стоят два ГАЗ-67Б, ЗИС-5 и редкий GMC M35
Образцы зарубежной техники: лэндлизовские GMC CCKV-353 (слева), Dodge WC52 (справа) и австрийский Styer-Puch Pinzgauer
Оригинальная миномётная установка БМ-13 завода «Компрессор» на родном шасси ЗИС-6, несмотря на отсутствие оригинальных элементов задней тележки,  – изюминка коллекции! Сегодня на территории СНГ всего два таких. Второй находится в артиллерийском музее в С.-Петербурге
Достаточно распространённый микроавтобус Volkswagen T2 неизменно привлекает внимание многих посетителей музея. Вот, действительно, классика! На заднем плане – автомобиль-амфибия, разработанный в индивидуальном порядке выпускником ХАДИ и построенный на Заводе им. Малышева (г. Харьков)
Пожарный ПМЗ на шасси ЗИС-150 позднего выпуска. На облицовке радиатора уже красуется логотип «ЗИЛ», появившийся на машинах в 1956 г.
Эта «Волга», конечно, не оригинальная, но покрашена по образцу автомобилей милиции 1970-х годов
Педальные машины тоже часть экспозиции. Здесь представлены образцы известных марок типа «Москвич», «Радуга» (на переднем плане), «Нева» и даже довоенные производства ГАЗа
Общая панорама левого зала музея. В интересном оформлении представлены оружие и армейское снаряжение военных и далее лет. К потолку подвешена импровизированная пулемётная тачанка, кстати, подлинная

Музей техники Автомотоклуба «Фаэтон»

Адрес музея:

Украина, 69035, г. Запорожье, ул. Выборгская, 8.

Время работы:

900–1700, без выходных

Цена билета:

15–30 грн

Официальный сайт:

www.faeton.zp.ua
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию