Опубликовано: ГП 03-2007

Реликвии «Самохода»
Реставрационная фабрика-музей «Самоходъ»

Валерий Васильев, фото автора

Говорят, кто забывает свое прошлое, тот не имеет будущего. Наверное, данное утверждение справедливо и в отношении автомобильной истории, вернее, сохранения многих образцов «самобеглых» экипажей для грядущих поколений. Среди других эту благородную миссию не без успеха выполняет реставрационная фабрика-музей «Самоходъ».

Созданная в 2000 г. в украинском г. Краматорске реставрационная фабрика-музей «Самоходъ» действительно является промышленным предприятием, где дают вторую жизнь автораритетам, в том числе грузовикам и автобусам ушедших эпох. Здесь органично сочетаются современная инженерно-техническая база и уникальная коллекция старинных автомобилей. Реставрационная база расположена на площади 8000 м2 и оснащена необходимыми видами специального оборудования, позволяющего осуществить весь комплекс реставрационных работ с применением технологий того времени, когда создавались восстанавливаемые машины.

Коллекция старинной техники 1920–1940-х годов насчитывает около 200 автомобилей известных фирм: Horch, DKW, Adler, Packard, Steyr, Wanderer, Tatra, BMW, Opel, MercedesBenz, Ford, Willys, ЗИС (ЗИЛ), ГАЗ и др. Некоторые автомобили представляют собой не только произведения инженерного искусства, но и историческую ценность. В свое время они принадлежали известным и влиятельным личностям и были свидетелями великих событий.

Базовые ценности

Территория, где разместилась мануфактура, находится на окраине города. Когда-то здесь начинали строить молокозавод, однако необходимость в нем отпала, и опустевшие здания со временем пришли практически в негодность. Остались заброшенные корпуса. Чтобы привести хозяйство в норму, потребовались поистине титанические усилия. Группа энтузиастов во главе с предпринимателем Игорем Жемовым взялась за эту трудную и хлопотливую работу. Потребовалось более двух лет упорного труда, чтобы развалины превратились в хорошо отлаженное, действующее производство. Сегодня можно увидеть ровные асфальтированные дорожки, аккуратные побеленные бордюры, уютную березовую рощицу, сочно-зеленую траву, под которую специально полторы сотни самосвалов завозили чернозем.

Реставрационная фабрика находится в цехах недостроенного молокозавода

Но самое главное – в здании фабрики. За массивной дверью глазам предстает помещение, не вписывающееся в привычные рамки: офисный интерьер с прекрасным освещением и образцовым порядком. Даже не сразу верится, что здесь восстанавливают старую авто и мототехнику. Неровный бетонный пол с масляными лужами, серые стены из шлакоблочного кирпича, горы металлической стружки, тусклый свет от одной-единственной лампочки – как это бывает в реставрационных мастерских – не в духе «Самохода». На этой фирме другие правила.

Надо сказать, что реставрация антикварного автомобиля – сложнейший и трудоемкий процесс. Всего столетие назад технологии и развитие техники находились на совершенно ином уровне. Тогда «самобеглые» экипажи строили по традиционной схеме. Сначала к раме монтировали подвески, мосты, устанавливали двигатель и коробку передач с карданным валом. Так создавалось шасси. Сверху на него водружали кузов, который был ничем иным, как деревянным каркасом, обшитым стальным листом. Если заказчик хотел обзавестись необычным транспортным средством, шасси отправляли в специализированные ателье. В них автомобильные «кутюрье» разрабатывали дизайн кузова в полном соответствии с пожеланиями будущего владельца, т. е. индивидуально. В результате автомобили одной и той же модели могли выглядеть совсем непохожими друг на друга. Попробуйте сейчас где-нибудь в гараже такие автомобили отреставрировать...

Прежде чем реставрировать машину, ее разбирают и дефектуют детали
Восстановление раритетов начинается с рамы
Поворотный стенд – хорошее подспорье реставраторам
Столярный участок
В швейной мастерской всегда много работы
Идет процесс восстановления

Чтобы достичь полной достоверности при восстановлении классического авто, нужно максимально приблизить методику труда к той, что практиковалась в прошлом. На фабрике для этого оборудовали отдельные специализированные цеха: моторный, по кузовам, по пошиву салона, участок окраски и т. п. К слову, чтобы воссоздать сиденье в первозданном виде, недостаточно только повторить оригинальный раскрой. Нужно еще применять соответствующие той эпохе обивочные и прокладочные материалы – войлок, мешковину, конский волос и другие экзотичные в настоящее время компоненты.

Тонкости профессии

Специалисты фабрики «Самоход» – настоящие мастера своего дела, истинные профессионалы, знающие все тонкости реставрации. Персонал, насчитывающий свыше четырех десятков человек, кропотливо воссоздает буквально из небытия автомобили прошлого. Зачастую приходится сталкиваться с весьма запущенными экземплярами. Нередко в оригинальной конструкции встречаются следы кувалдо-сварочного вмешательства. Народные умельцы часто прибегали к изрядному перевариванию рамы. Что уж говорить о таких вещах, как крылья, двери или декоративные детали экстерьера? Они кромсались, резались, переделывались. В общем, уничтожались.

Фабрика-музей «Самоходъ», непременный участник ретропробегов

Случалось и так, что некоторые элементы кузова погибали из-за старости. Так, при восстановлении одной из машин истлевшее и давным-давно сгнившее каркасное дерево просто крошилось от прикосновения. Основной сложностью при реставрации какого-либо автомобиля все же было вандальное обращение с техникой, когда она находилась в руках владельцев. Это значительно усложняет и без того нелегкий восстановительный процесс. Таким образом, на предприятии автомобиль проходит полный цикл.

А начинается всякая реставрация с обязательной разборки и дефектовки деталей. На этом этапе определяются объем и характер предстоящих работ. Устанавливается степень комплектности оригинальными узлами и агрегатами. При необходимости (а таковая случается в девяноста девяти случаях из ста) осуществляется доукомплектование недостающими деталями.

УралЗИС-5В

Следующий шаг допускает выполнение параллельных работ по реанимации двигателя, ходовой части, кузова. Последний, как уже упоминалось, представляет конструкцию, где сосуществуют дерево и металл. При изготовлении столярных изделий применяют бук, который предварительно подвергают тщательной обработке. Все стальные детали, если они уже не подлежат восстановлению, вручную с помощью выколотки изготовляют заново. Чтобы появилось, например, крыло с вычурными, замысловатыми формами, из маленьких прутиков сваривают матрицу, на которой необходимую деталь и «отстукивают». Затем поверхность выравнивают на так называемом английском колесе (специальном станке), после чего финальная доводка происходит с применением оловянного припоя – без единого грамма шпатлевки.

Когда все детали и механизмы восстановлены, машину полностью собирают. Ее заводят, тестируют, а затем, как это ни покажется странным, разбирают. Так осуществляется дополнительная подгонка кузовных панелей и после этого идет этап окраски кузова. На завершающей фазе реставрации обшивают сиденья, отделывают интерьер салона и… автомобиль собирают уже окончательно. Остается завести мотор и опробовать машину на ходу.

Послевоенный УралЗИС-5

Гордость коллекции

За время существования фабрики из небытия удалось вызволить около двух десятков единиц ретротехники. Среди них добрую половину составляют армейские ветераны. Почетное место в фондах музея отведено легендарным полуторкам ГАЗ-АА, ГАЗММ и трехтонкам УралЗИС-5, на которых трудились послевоенные поколения шоферов. Неприхотливые, надежные и достаточно простые по конструкции грузовики успешно работали и в мирное время, и в период военного лихолетья. Этим машинам мы во многом обязаны нашей победой над фашизмом.

Когда в СССР потребовалось наладить массовый выпуск автомобилей, советское правительство обратилось с просьбой к Генри Форду и заключило с ним договор о сотрудничестве. В 1929 г. около деревни Монастырка, под Нижним Новгородом, началось строительство самого современного и крупнейшего не только в нашей стране, но и в Европе автомобильного завода. И уже в 1932 г. предприятие начало выпускать продукцию. Вот почему в музее находится знаменитая полуторка ГАЗ-АА – самый распространенный в 1930-е годы в нашей стране грузовик, прототипом которого выбрали американский Ford-АА. В 1938 г. усовершенствованная полуторка получила обозначение ГАЗ-ММ. Во время Великой Отечественной войны на ее базе выпускали упрощенный вариант с гнутыми крыльями, единственной фарой, максимально упрощенной отделкой кабины и только задним откидным бортом.

Восстановленная полуторка ГАЗ-АА

В свою очередь первый уральский грузовик ЗИС-5В выехал из ворот сборочного цеха 8 июля 1944 г. Неприхотливая и выносливая трехтонка с честью выдержала все испытания, перевозя личный состав и военные грузы. На ней монтировали различное вооружение, в том числе и знаменитые гвардейские минометы «Катюша». Индекс «В» в обозначении этой модели как раз и говорит о его армейском предназначении. Чтобы максимально упростить технологию изготовления и удешевить производство, грузовик оснастили деревянной кабиной и подножками, дерматиновым верхом, крыльями ломаной формы (их легче было изготовлять), тормозами, установленными только на задних колесах. ЗИС-5, которые водители называли «Захарами», вместе с полуторками и импортной техникой, поставляемой в нашу страну по ленд-лизу, приближали победу. Выпускали «Захаров» не только на ЗИСе и Уральском автозаводе, но и в Ульяновске. Отреставрированный на предприятии УралЗИС-5В – постоянный участник ретропарадов и других мероприятий, посвященных Дню Победы.

Командирский джип ГАЗ-67Б

Вторую молодость на фабрике получили легендарные армейские автомобили Willys МВ и Dodge WS51, или как его еще называли в соответствии с классом грузоподъемности «Додж три четверти». Обе эти модели, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу, долго верой и правдой служили в народном хозяйстве страны в послевоенные годы. Теперь «американцы» наравне с отечественными автоветеранами составляют военный раздел коллекции «Самохода».

В выставочном зале размещены автомобили сразу нескольких эпох. Довоенный Auto-Union соседствует с послевоенной классикой раннего детройтского барокко Buick, Oldsmobile и джипами Второй мировой – Willys и ГАЗ

Специалистам «Самохода» приходилось восстанавливать и бронированную технику. Примером тому служит бронетранспортер БТР-152В1 (фото на центральной вкладке журнала), принятый на вооружение Советской Армией в 1957 г. Машина, в которой применили агрегатную базу грузовика ЗИЛ-157, имеет несущий бронекорпус, сваренный из листов толщиной 6–13 мм. В носовой части находится моторное отделение, за ним отделение управления, а сзади – открытое сверху десантное отделение. Для повышения проходимости установлена система регулирования давления воздуха в шинах с внутренним подводом, тяговая лебедка, радиостанция Р-113, инфракрасный прибор ночного видения ТВН-2.

На реставрации ЗИЛ-118 «Юность»

Сейчас на реставрации находится очень редкий на сегодняшний день 17-местный автобус ЗИЛ-118 «Юность» раннего выпуска, который создавался на узлах и агрегатах правительственного лимузина ЗИЛ-111. «Юность» имела не только эффектную внешность и изящную отделку интерьера, но и превосходные ходовые качества. ЗИЛ-118 отличали высокая скорость, хорошая плавность хода, комфортабельные условия поездки для пассажиров и водителя. Не случайно эта выдающаяся машина в 1967 г. на автобусной неделе во французском городе Ницца завоевала 12 призов, в том числе главную награду – Кубок президента Французской Республики. Такого количества наград не удостаивался ни один отечественный автомобиль ни до, ни после этого события. Похвально, что специалисты «Самохода» хотят восстановить «Юность» в первозданном виде во всех мельчайших подробностях. Уже полностью восстановлены силовой агрегат, который вместе с передней подвеской и рулевым управлением находится на специальной раме, интегрируемой в моторный отсек, и ходовая часть, идет реставрация кузова и интерьера. После того, как ЗИЛ-118 примет свой первозданный облик, он украсит любую коллекцию.

Армейская полевая кухня времен Великой Отечественной войны

Многим наверняка запомнился микроавтобус, который в последних кадрах кинокомедии «Кавказская пленница» увозит Наталью Варлей по горному серпантину. Это редкий стекло-пластиковый автомобиль «Старт», который разработан на базе легковушки ГАЗ-21. Оригинальный дизайн и расположение двигателя посередине салона выделяли машину среди других моделей. До наших дней дожили считанные единицы таких машин (см. полный рассказ). У «Самохода» один такой экземпляр имеется. В настоящее время микроавтобус ждет своей очереди на реставрацию, чтобы после на радость ценителям автораритетов пополнить экспозицию музея. А вообще в работе находятся сразу несколько машин.

Ветераны-трудяги скоро станут частью коллекции
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию