Грузовики «Рено»: 100 лет в России
(часть 2)
Французская оттепель
По окончании Второй мировой войны торговые отношения СССР и Франции сошли на нет. Бывшие союзники оказались по разные стороны фронта в холодной войне. В конце 1950-х годов наступила пресловутая оттепель. Тогда же ушла на долгое время в историю и марка грузовых автомобилей Renault среднего и тяжёлого класса – на смену ей пришло новое название Saviem. В марте 1960 г. первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв во время официального визита во Францию посетил завод Renault в городе Флен. Никита Сергеевич внимательно ознакомился с передовыми методами производства автомобилей и выразил желание, чтобы такие же заводы строились и в СССР. Через два года директор Renault Пьер Дрейфус посетил Москву, где встречался с первым заместителем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным. Рассматривался вариант приобретения лицензии и строительства автозавода-гиганта с участием французов, однако окончательный выбор был сделан в пользу итальянской компании FIAT.
![Н.С. Хрущёв приветливо машет рукой французам на заводе Renault, где собирали седаны Dauphine. Флен, 1960 г.](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/01.jpg)
Тем не менее в декабре 1966 г. был подписан договор с фирмой Renault о крупной поставке оборудования Renault и Chausson на автомобильные заводы АЗЛК в Москве, «Ижмаш» в Ижевске и завод двигателей УМЗ в Уфе. Стоимость контракта составляла 250 млн. франков.
Следует отметить и безудержную тягу руководства страны к Франции. Отчасти ответ кроется в её нейтральности в НАТО и открытости в части поддержания технологий. Рефреном всегда служило и то, что во Франции после 1815 и 1918 гг. русские оставили неоценимый культурный след.
В 1960-х годах в СССР часто проводились различные отраслевые выставки, на которых в числе прочих экспонировались грузовики Saviem производства компании Renault. По окончании таких выставок единичные автомобили со скидкой в цене покупались советскими организациями. В июне 1966 г. седельные тягачи Saviem JM200 с полуприцепами фирмы Fruehauf (цистерна для перевозки молока и зерновоз) были показаны на сельскохозяйственной выставке. Судьба зерновоза неизвестна, а вот молоковоз остался в СССР и работал на доставке цельного молока на столичные заводы с ферм Подмосковья.
Спустя год на выставке «Инпродмаш-67» был представлен автомобиль-молоковоз Saviem S7. С виду машина выглядела как инкрустированный молочный автомат: мерные вёдра, фляга, цистерна и борта из шлифованного пищевого алюминия, снежного цвета заборные шланги, раздаточные колонки с литровыми счётчиками, блестящие задвижки, ночная иллюминация для подсветки рабочих зон и даже переносной доильный аппарат!
![После войны продукция Renault встречалась крайне редко. Этот Saviem JL21 конца 1950-х в 1965 г. был «сослан» имущественным департаментом МИДа Республики Франция для обслуживания московского посольства уже подержанным. Весьма часто грузовик уныло торчал без дела возле ресторана «Пекин»](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/02.jpg)
![Первый Super Goélette в Москве – Saviem SG2 1965 г. с дорестайлинговой облицовкой радиатора обслуживал авиакомпанию Air France в службе доставки багажа. В 1974-м был передан А/О «Интурист» главного управления по туризму Совета Министров СССР для работы в гостинице «Метрополь». Кстати, серия моделей SB и SG в 1968–1969 гг. называлась Traffic. Поэтому современная серия Renault Traffic является уже четвёртой, а не третьей!](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/03.jpg)
В 1968 г. изначально для обслуживания Кремля и правительственных организаций было закуплено порядка 10 таких молоковозов. Но они отличались более практичным исполнением: с усиленной подвеской и диагональными шинами большего радиуса, стальной лист кожухов кузова вместо алюминия. В 1970-х они часто встречались на Рязанском шоссе трассы Москва – Куйбышев.
Застойный вариант
Наступило время так называемого «застоя». В 1970-х годах во Франции в ограниченном количестве закупались грузовые автомобили Unic, но автомобили Saviem и Berliet производства отделения грузовиков и автобусов компании Renault граждане СССР видели нечасто. На дорогах нашей страны изредка появлялись заезжие из Западной Европы машины этой марки. В городах эти грузовики обслуживали французские дипломатические и торговые представительства, а после нескольких лет работы продавались советским организациям. Отдельные экземпляры грузовых машин и автобусов Saviem приобретали во Франции наши организации напрямую, производились и поставки мелких партий. Один грузовик Saviem был приобретён предприятием ЗИЛ для испытаний в качестве аналога для разработки грузовиков КамАЗ.
![Renault Alouette Estafette 800 модели R2136A, 11-местный микроавтобус образца 1968–1972 гг. После года работы в советском агентстве обслуживания клиентов Air France в 1970-м лишился заднего ряда сидений и уже в 8-местном варианте работал в «Метрополе». Июнь 1969 г.](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/04.jpg)
Следует отметить, что для обслуживания за рубежом советских фирм внешнеторговые и транспортные организации, аффилированные с Внешторгом и компаниями «Морфлот», «Океан», «Берёзка» и др., тоже покупали иностранные грузовики, включая Renault. Как правило, их закупали в странах, где организация сервиса советских грузовиков была либо затруднена, либо для осуществления деятельности на закупку автопарка предоставлялись преференции (особенно в бывших колониях, где ещё сохранялся патронат европейских автопроизводителей).
Интереснее обстояло с автобусами. Согласно международным меморандумам об обмене туристскими группами у таких грандов, заматеревших на пассажирских перевозках, как «Интурист», «Морфлот», а позже и «Спутник», возникли конкуренты. Они использовали в СССР свой парк автобусов. На Украину постоянно отправлялись чартеры из Австрии, Франции, Италии и Германии на автобусах, изготовленных на шасси Renault, Mercedes-Benz и FIAT/IVECO. В Карелии и Ленинградской области колесили шведские и финские автобусы.
![Седельные тягачи Saviem JM200 образца 1965 г. с полуприцепом-цистерной Fruehauf для перевозки молока и полуприцепом Fruehauf для транспортировки зерна на выставке сельскохозяйственных машин и оборудования в июне 1966 г.](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/05.jpg)
![Седельные тягачи Saviem JM200 образца 1965 г. с полуприцепом-цистерной Fruehauf для перевозки молока и полуприцепом Fruehauf для транспортировки зерна на выставке сельскохозяйственных машин и оборудования в июне 1966 г.](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/05_1.jpg)
До появления междугородных лайнеров FR1 марка Renault в СССР у туроператоров была представлена лишь моделями Renault PR14 и Berliet Cruisair. Но автобусы с ромбом Renault встречались не только на магистралях, но и на стройплощадках, подготавливаемых иностранными рабочими, и даже на наших автозаводах ГАЗ, ЗИЛ, РАФ!
В особой цене были специальные автомобили. Интерес подстёгивался прежде всего службами МВД, куда входили и пожарные части. В 1970-х были возобновлены разовые закупки пожарных автолестниц, автоцистерн для тушения городских пожаров и работы на аэродромах.
В 1979 г. на Красной Пресне в Москве прошла выставка «Техника охраны порядка-79». На ней были выставлены аэродромные пожарные автомобили Berliet TR320 с оборудованием Camiva и Sides на шасси Saviem. После выставки обе машины купили, и они работали в Москве.
![Выставочный молоковоз на шасси длиннобазного Saviem S7 на выставке «Инпродмаш-67» (слева) и его серийный собрат (справа), работавший в рязанском управлении молпрома. Заметны отличия не только в оснащении кузова, но и ходовой части](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/06.jpg)
![Выставочный молоковоз на шасси длиннобазного Saviem S7 на выставке «Инпродмаш-67» (слева) и его серийный собрат (справа), работавший в рязанском управлении молпрома. Заметны отличия не только в оснащении кузова, но и ходовой части](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/07.jpg)
![Saviem SG4 (1970–1975 гг.) – Super Galion с цельнометаллической бортовой платформой работал в хозяйственном отделе французского посольства. Затем грузовик по остаточной стоимости был куплен Министерством внешней торговли СССР для обслуживания международной таможни на Комсомольской пл. в Москве](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/08.jpg)
![Репортажный штабваген Saviem SM7 1970 г. выпуска с кузовом l'Augereau, подъёмной операторской площадкой (телебашней) и оборудованием Thomson-CSF для цветного телевидения. Лето 1971 г., возле ТЦ «Останкино». Кабина машины многим знакома по лицензионным чешским мало- и среднетоннажникам Avia](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/09.jpg)
![Saviem SM12 1969–1975 гг. с кабиной MAN и литовскими номерами на слёте автомотостарины в Прибалтике. По легенде изначально был закуплен в качестве аналога для ЗИЛа при разработке кабин КамАЗ. В начале 1980-х приобретён Вильнюсским клубом автомотостарины](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/11.jpg)
![Пожарная автоцистерна Sides PG5000 на шасси Saviem SM240 экспонировалась на пожарной выставке в Москве в августе 1975 г. Затем была приписана к пожарному депо у московского зоопарка](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/12.jpg)
Ещё задолго до московской олимпиады 1980 г. было импортировано много микроавтобусов, специализированных автомобилей и лёгких фургонов Renault. Прежде всего здесь выделялись телевизионные машины Saviem SM7, SG3 и SG4 различного назначения: камеравагены, костюмвагены, гримвагены, актёрвагены, старвагены, офисвагены и фургоны для реквизита на шасси Saviem SG2.
Выбор машин Saviem был предопределён политико-экономическими обстоятельствами и технологическим сотрудничеством в сфере телерадиовещания. В СССР, как известно, для эфирного цветного вещания с 1967 г. был введён аналоговый формат французской системы SECAM, обеспечивавший лучшее качество на радиорелейных линиях. SAVIEM же являлась дивизионом государственной компании Régie Nationale des Usines Renault. Соответственно, лоббирование марки автомобилей-шасси и даже телевизионных комплексов Thomson шло на межгосударственном уровне, и, к слову сказать, поставки готовых мобильных комплексов существенно снизили стоимость лицензии на SECAM.
В 1980-х аналогичные фургоны начали поставлять на лицензионных шасси Avia A30.
![Пригородный автобус Chausson APH-522 выпуска 1966–1970 гг. на шасси Saviem SC3 возил в 1978 г. югославских рабочих на строительство нового здания ТАСС, готовящегося к Олимпиаде-80](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/10.jpg)
От перестройки к ренессансу
Магистральные тягачи Renault часто показывали на различных выставках в Советском Союзе в 1984–1989 гг., отдельные экземпляры, как и прежде, приобретали для «Совтрансавто». Но эти мероприятия проводились, как всегда, в рекламных целях и существенной роли в модернизации автопарка страны не играли.
Политическая фронда 1986–1990 гг. в СССР против абсолютизма КПСС хоть и подразумевала ускорение в экономике и промышленности, но без законодательной модернизации и поддержки местных элит свелась лишь к характерной декларированности и постулатам. До сих пор остаётся актуальной максима генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва, выдвинутая во время его визита на ВАЗ в 1986 г.: «Почему вы не поставите перед собой задачи помасштабнее – быть своего рода законодателем автомобильной моды в мире?»
![15-местный 5,2-метровый автобус Gruau S16 на шасcи Saviem Trafic SB2 образца 1967 г. До 1970 г. возил детей сотрудников французского посольства в дипломатическую школу. Затем машину передали на автокомбинат № 11 (Хорошёвское шоссе), где она отработала лишь год и была списана. По иронии судьбы в 1971 г. эти автобусы сняли с производства](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/13.jpg)
![Очень редкий клубный Renault P29 1982 г. на шасси Saviem E76. Этот автобус, без значительных изменений выпускавшийся компанией Gruau до 1990 г., купил Горьковский автозавод в середине 1980-х уже подержанным. Однако переделка задних окон произведена уже в СССР.](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/14.jpg)
![Renault Trafic T800 серии X20 1980–1989 гг. на выставке «Интерполитех-1979» с радаром фиксации скорости SANI. Всего известно о пяти машинах, поступивших в таком исполнении в СССР](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/15.jpg)
![Renault Trafic T414 (серии X20 рестайлинг) 1991 г. выпуска возле главного управления ГАИ возле здания ГУ МВД СССР на Садовом кольце. Всего было поставлено около десятка таких машин](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/16.jpg)
![Renault Master T35 2,5TD (тип 52) с 94-сильным турбодизелем S9U 714 и ручками а'ля FIAT Ritmo выпускали 1980–1990 гг. Этот экземпляр был куплен в начале 1980-х в качестве аналога РАФа](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/16_1.jpg)
Призыв будущего президента СССР был воспринят обществом как анекдот. На фоне всеобщего дефицита начались бессистемные закупки случайных машин. Причина заключалась в том, что к концу 1980-х грузовой парк страны начал морально устаревать, а расходы на транспортировку грузов росли. Так, уже в 1989 г. был поставлен абсолютный рекорд по грузоперевозкам, но внешнеэкономическая ситуация, связанная с троекратным падением цены на углеводороды, внутренняя и внешняя инфляция фактически свели все экономические достижения на нет.
После перестройки в 1990 г. советские министерства, фирмы, организации и предприятия, перейдя на самоокупаемость, получили право распоряжаться частью заработанной валюты по своему усмотрению. Среди ввезённых в то время грузовиков и автобусов встречались машины Saviem и Renault, в том числе и очень старые, более пригодные для музейной экспозиции, чем для эксплуатации. Некоторые из них поставлялись в рамках различных программ по гуманитарной помощи.
В 1990-х после распада СССР начался новый виток отношений французской компании со странами бывшего Советского Союза.
![Renault R310 6х4 1980–1988 гг. c полуприцепом Fruehauf France и рефрижераторной установкой Thermo King на выставке специализированного транспорта в Сокольниках, 1984 г.](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/17.jpg)
![Renault R365 TI 6х2 из парка Sovtransavto 1988 г. c подъёмной осью и полуприцепом-цистерной для транспортировки светлых нефтепродуктов эксплуатировали в центральной части РСФСР и на Украине](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/18.jpg)
![Renault R365 TI Turboliner 4х2 (1985–1990 гг.) с полуприцепом-цистерной для транспортировки неагрессивных жидкостей на выставке специализированного транспорта в Сокольниках, 1988 г.](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/19.jpg)
![Киевский Renault Major R365a TI 4х2 «Укртранса» с полуприцепом Scmitz Cargobull SPR24-13.62 из советских поставок начала 1990-х в Сокольниках, 1995 г.](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/20.jpg)
![Десять подержанных автобусов Renault PR100PA серии RI6A в качестве гуманитарной помощи были переданы муниципалитету Санкт-Петербурга в 1993–1994 гг. Позднее в Ленинградскую область поступило не менее 30 автобусов семейства Renault PR100. Эта модель производилась с 1971 г. фирмой Berliet, а с 1972 г. выпускалась по лицензии польским заводом JZS Jelcz](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/21.jpg)
![](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/22.jpg)
16.01.1945 г. – Национализация компании и основание государственного предприятия Régie Nationale des Usines Renault (RNUR). Разработка нового семейства грузовиков на базе довоенных моделей.
1955 г. – Основание под эгидой концерна Renault объединения по производству грузовых автомобилей и автобусов Société Anonyme de Véhicules Industriels et d’Equipements Mécaniques (SAVIEM), в которое вошли кроме грузового отделения Renault известные французские производители грузовиков Latil, SOMUA и изготовитель кузовов SNAV.
![](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/23.jpg)
1956 г. – Марка Renault остаётся только на лёгких грузовых машинах и микроавтобусах. Коммерческие автомобили среднего и большого класса выпускаются под маркой Saviem. Однако на рынки Африки ещё три года поставляют грузовые машины под маркой Renault. Присоединение кузовной и автобусной фирмы Chausson.
1959 г. – Кооперация с американской компанией Mack, поставляющей дизели. Грузовики Saviem с американскими моторами выпускают во Франции под маркой Mack.
1961 г. – Присоединение к группе SAVIEM завода SACA (автобусы Floirat и Isobloc), затем компании по производству дорожно-строительной техники Richard-Continental, а также изготовителя мусоровозов SOVEL. Кооперация в производстве тяжёлых грузовиков с немецкой компанией Henschel. Немцы поставляли французам дизельные моторы, а французы разработали для немцев кабины. В обеих странах короткое время использовались марки Saviem-Henschel и Henschel-Saviem-Renault.
1963 г. – Начало совместной работы по разработке дизелей с немецкой компанией MAN.
1967 г. – Французы изготовляют по лицензии тяжёлые немецкие грузовики MAN, а немцы – лёгкие французские. Совместная работа продолжается до 1977 г. Кооперация в производстве лёгких грузовиков Saviem с итальянской компанией Alfa-Romeo. Продажа лицензии на грузовики и фургоны грузоподъёмностью до 3 т заводу Avia (ЧССР).
1972 г. – Начало производства грузовиков Saviem с кабиной Club, разработанной совместно с так называемым «Клубом четырёх», в который помимо Saviem входили концерны KHD (Magirus-Deutz), DAF и Volvo.
1975 г. – Подписано соглашение с фирмой Berliet о выпуске ряда моделей тяжёлых грузовиков под маркой Saviem. Включение модельного ряда алжирского завода SONACOME (осн. в 1968 г. как филиал фирмы Berliet) в продукционную линейку Renault. Приобретение фирмы SINPAR, переделывавшей стандартные автомобили в полноприводные, образование на её базе филиала SOMAC.
![](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/24.jpg)
![](/article/1190-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-2/Images/25.jpg)
1978 г. – Объединение SAVIEM и Berliet в группу по производству грузовых машин Renault Véhicules Industriels (RVI). Унификация производственных программ SAVIEM и Berliet.
1979 г. – RVI приобретает 20% акций компании Mack. Начало сборки фургонов и грузовиков Saviem под маркой Salah-El-Din в Ираке.
1981 г. – Под частичный контроль RVI переходят активы грузового сегмента американского концерна Chrysler в Европе – заводы Dodge в Англии и Barreirros-Dodge в Испании.
1982 г. – Изготовлены последние автомобили Saviem и Berliet. С этого года во Франции все грузовые автомобили концерна продают только под маркой Renault. Установка французских дизелей Reanult на грузовики Dongfeng EQ142, EQ144 и EQ155 на китайском заводе Second Automobile Works (SAW).
1983 г. – Полный контроль RVI над заводами Dodge в Англии и Barreirros-Dodge в Испании. Отныне грузовики, выпускаемые этими предприятиями, несут марку Renault.
1985 г. – Выпуск полноприводных автомобилей Renault RB44 (бывш. англ. Dodge S66) на британском заводе Reynolds-Boughton.
1987 г. – 44% акций американской фирмы Mack принадлежат RVI.
1990 гx – Полный контроль RVI над американской фирмой Mack.