Опубликовано: ГП 02-2008

Раз­ру­шая сте­рео­типы
Автобус МАЗ-226067

Павел Гаманьков, фото автора


Водительское место не отделено от салона, что свидетельствует о нацеленности автобуса на экспорт
Так выглядит салон пригородной модификации МАЗ-226

В 2006 году на Московском международном автосалоне публике был показан средний городской автобус второго поколения МАЗ-206, и мне довелось услышать немало скептических отзывов о судьбе тогда еще опытного экземпляра. Мало кто верил, что минский образец пойдет в серию. Основным аргументом пессимистов стал факт, что затраты на производство «низкопольника» среднего класса сопоставимы с затратами на создание полноразмерного лайнера. Значит, и цена новинки будет незначительно ниже цены обычного городского автобуса. Сможет ли модель среднего класса в таком случае найти своего покупателя, если на рынке представлено множество пассажирских машин с такой же вместимостью, но созданных по более дешевой технологии – на базе обычных грузовиков с передним расположением двигателя?

Судя по всему, с заказами проблем не ожидается. Модельный ряд расширяется и публике представлен пригородный вариант автобуса МАЗ-226 – еще одно тому доказательство. Чем же средний «низкопольник», а в частности пригородный «минчанин», может привлечь потребителя? Об этом мы сегодня и поговорим.Отдельного внимания заслуживает внешний вид новинки, а точнее – всего второго поколения автобусов МАЗ. В пресс-релизах заводчане называют это современным дизайном, но я бы сказал больше. Пожалуй, впервые на постсоветском пространстве разработана концепция целого поколения пассажирских машин, которая одинаково близка к туристскому лайнеру МАЗ-251, большим и средним городским моделям и «гибридам» вроде МАЗ-256. Даже перронный МАЗ-171 имеет много общего со вторым поколением белорусских автобусов. В столь разношерстных образцах техники безошибочно можно узнать родословную, почувствовать «породу». Это вам не какой-нибудь захудалый американский бизон, а настоящий белорусский зубр! И самое отрадное – ни один скептик не сможет упрекнуть дизайнеров в плагиате. Обводы и линии сопряжения действительно оригинальны, органично сбалансированы. Точечная передняя и задняя оптика создают законченный, узнаваемый и… (согласимся с заводчанами) современный образ. В общем, за создание неповторимого облика дизайнерам АМАЗ можно поставить десять с плюсом! По пятибалльной системе! Два коротких, один с раскатом. Ура! Ура! Ура-а-а-а!Но перейдем от романтики к делам насущным. По замыслу конструкторов средние «низкопольники» рассчитаны на широкий спектр применения – как для пассажирских перевозок в небольших городах, так и для среднезагруженных маршрутов мегаполисов. А пригородная модификация кроме своего основного назначения может приглянуться и в качестве ведомственного, служебного транспорта. МАЗ-226 имеет увеличенное (в сравнении с «206-м») количество посадочных мест – 31 кресло повышенной комфортности. Естественно, общая пассажировместимость уменьшилась с 72 до 59 человек. Автобус имеет две двери пантографного типа и просторные накопительные площадки. Для ускорения пассажирообмена пол от дорожного полотна на уровне 340 мм. А если автобус «присядет» (современные «низкопольники» немыслимы без книлинга), высота составит всего 270 мм, что существенно облегчит вход-выход пожилым и людям с ограниченными возможностями. Для пассажиров с нарушением опорно-двигательного аппарата автобус штатно оснащают откидным трапом. Визитной карточкой второго поколения городских белорусских лайнеров стали и слегка изогнутые удобные поручни со сложной геометрией. Думаю, они понравятся пассажирам.Рабочее место водителя – отдельная песня. И еще один камень в огород пессимистов. При первом показе панель приборов, как бы подвешенную в воздухе и вынесенную от ветрового стекла к водителю, буквально все восприняли как полет фантазии дизайнеров. Мол, красиво, конечно, но массово выпускать такие панели нереально. Жесткие рамки серийного производства подрезали крылья и более богатым производителям. Но АМАЗ и тут всех удивил. На данный момент выпущено шесть средних низкопольных автобусов, и все они оборудованы новой закругленной комбинацией приборов с направленными на водителя дефлекторами обдува и электронным дисплеем, отображающим статистическую информацию. Выглядит красиво, да и на практике удобно. Водителю – полное раздолье: широкий диапазон регулировок сиденья и рулевой колонки позволяет проявить фантазию. Интересно, что водительское место на протестированном автобусе не отделено от салона перегородкой, что противоречит требованиям стандартов большинства стран СНГ. Это говорит о том, что автобус нацелен на экспорт, так как в Европе так называемое единство пассажиров и водителя только приветствуется.Пригородная модификация, как и городская, оснащается силовым агрегатом Mercedes-Benz OM 904 LA, соответствующим экологическим требованиям Euro 3 и развивающим максимальную мощность 130 кВт (176 л.с.). Объем мотора – 4250 см3. Но максимальную скорость для пригородного автобуса увеличили с 88 до 105 км/ч. На Минском автозаводе вполне резонно рассчитывают и на интерес со стороны европейских перевозчиков, поэтому на МАЗ-226 предусмотрена и установка мотора стандарта Euro 4. Автобус оснащен механической коробкой передач ZF, но по желанию покупателя возможна и установка АКП той же фирмы. Отдельно можно отметить, что у переднего и ведущего мостов оригинальная конструкция, разработанная в Минске. Это, вероятно, облегчит обслуживание и поиск запасных частей, так как все комплектующие на данные узлы будут выпускаться на заводе.МАЗ-226 оснащен зависимой пневматической подвеской; впереди установлены два пневмобаллона, сзади – четыре. Поэтому к плавности хода пригородного автобуса претензий нет. Даже в крутых виражах машина ведет себя уверенно. Не последнюю роль здесь сыграл низкий центр тяжести. Тормозная система тоже пневматическая, с электронным управлением системами ABS и ASR; возможна и установка системы стабилизации EBS. На всех колесах применены дисковые тормоза. Рулевое управление интегрального типа обеспечивает отменную маневренность. Судите сами: наружный радиус разворота почти 9-метровой машины – 9,5 м. Сидя за рулем МАЗ-226, ощущаешь себя водителем полноценного автобуса, маневрировать на нем одно удовольствие. Он как будто создан для центральной части старых европейских городов с узкими улочками и плотной застройкой. Благодаря общей небольшой длине и короткому переднему свесу кажется, что автобус проедет везде.Для увеличения прочности каркас МАЗ-226 выполнен по шпангоутному принципу (широко применяемому в кораблестроении, где важна легкость и максимальная прочность конструкции). И это положительно сказывается на пассивной безопасности машины. В пригородном варианте снаружи (по левому борту) предусмотрены вещевые отсеки, но так как автобус низкопольный, объемными их не назовешь. Вместимость багажного отделения составляет всего 0,4 м3. Такое пространство с легкостью заполнит любая бабушка, везущая гостинцы в город внукам. А что же делать остальным бабушкам? По правому борту, перед средней дверью, разместили два аккумулятора на выдвижных платформах, что делает их обслуживание легким. Радиатор охлаждения установили в заднем свесе за правым колесом.На момент проведения теста было выпущено всего шесть средних низкопольных автобусов. Но за один день нам удалось увидеть на улицах Минска три из них. Один мы тестировали, второй просто проезжал мимо, третий случайно встретили на одной из открытых выставок в городе. Это говорит о том, что машины востребованы уже сейчас, ими интересуются. Маркетологи Минского автозавода не ошиблись. Низкие эксплуатационные расходы, импортные комплектующие плюс достойное качество сборки заинтересовали потенциальных покупателей. Значит, дело за малым – запустить серийное производство. А уж с заказами проблем не будет.Технические характеристики пригородного автобуса МАЗ-226067Полная масса, кг 12 600Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 4300Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 8300Пассажировместимость (мест для сидения) 59 (31)Объем багажного отделения, м3 0,4Наружный радиус поворота, м 9,5Высота пола на площадке средней двери(с книлингом), мм 340 (270)Двигатель Mercedes-Benz OM 904 LAРабочий объем двигателя, см3 4250Система питания Common RailМаксимальная скорость, км/ч 105Размер шин 245/70 R19,5Подвеска передняя/задняя Зависимая пневматическаяТормозная система Пневматическая

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен