Опубликовано: ГП 06-2007

MAN TGA

А. Трохачёв, фото автора

Этот автомобиль появился весной 2000 года и практически сразу завоевал престижный международный титул «Грузовик года-2001». В России «коронованная особа» начала продаваться с осени 2000 года. В первое время спрос на MAN TGA был невысоким во многом из-за отсутствия фирменного сервиса и страха перевозчиков столкнуться с отказами бортовой электроники. Но сеть СТО постепенно расширилась, а машину транспортники «распробовали». Сегодня очередь на немецкий грузовик составляет более шести месяцев.

Корзина сцепления служит минимум 300 тыс. км, но известны случаи, когда она доживала до капремонта двигателя, т. е. при втрое большем пробеге. Меняется при ремонте сцепления

ЦЕНА ФЛАГМАНА

Семейство TGA было создано в дополнение серии F2000, а впоследствии полностью заменило его на заводских линиях MAN. Индекс TGA означает «высокотехнологичное семейство» (Trucknology Generation), а литера «А» соответствует тяжелому классу коммерческих машин грузоподъемностью более 18 т. Первыми на конвейере появились седельные тягачи и автомобили-шасси, но в нашу страну поставлялись преимущественно тягачи. Большинство ввезенных «немцев» оснащено двигателями D2866 мощностью 310, 360 и 410 л.с., хотя были поставки техники с 460- и 510-сильными моторами D2876. В настоящее время магистральные тягачи MAN TGA в богатой комплектации с двухспальной кабиной LX поставляют в Россию по цене от 83 тыс. евро, а самые комфортабельные 5 Star продают за 99 тыс. евро. Но самая доступная версия – так называемый «пакетный автомобиль», максимально адаптированный для жестких условий эксплуатации, его предлагают грузоперевозчикам за 71 650 евро. Спецкомплектация подразумевает адаптацию заводской конструкции к работе при низких температурах, до –35 °С. Изготовитель гарантирует уверенный пуск двигателя при температуре окружающего воздуха до –32 °С. В европейской спецификации MAN TGA в Россию не поставляют. Если эксплуатант на свой страх и риск ввозит такой автомобиль, велика вероятность больших проблем с обеспечением гарантийных обязательств. А заводская гарантия преду-сматривает 1 год без ограничения пробега на комплексное ТС и еще 1 год – на силовую линию (двигатель, трансмиссия).

Объемы импорта новых MAN TGA в Россию в начале XXI века были скромные. Счет шел на десятки единиц, и только в последние два года ситуация изменилась коренным образом. Так, в 2006 году таможенную границу РФ пересекли 1458 автомобилей MAN TGA, заказанных через официальное представительство немецкой компании – ООО «МАН Автомобили Россия». Из них 796 машин составили тягачи 4х2 с двигателями мощностью 350 и 390 л.с. и 628 – самосвалы с колесной формулой 6х4 и 8х4. Но популярностью пользуются не только эти разновидности MAN TGA. В 2006 году в Россию поставлено более 200 автовозных сцепок с кабиной L. модернизация заводской версии для данного вида автоперевозок выполняется хотя и в Германии, но не на заводе, а на одном из сервис-центров. Цена удовольствия – 3 тыс. евро. Подсчеты говорят о том, что с 2004-го по 2006-й год включительно импорт через ООО «МАН Автомобили Россия» составил около 2 тыс. новых TGA. План 2007 года – продать 3 тыс. автомобилей, из которых на долю флагмана придется около 90%.

Фильтр воздухоосушителя независимо от километража обновляется не реже, чем дважды за сезон: накануне зимы и по окончании периода холодов. Рекомендуется менять на каждом ТО

Доминирует TGA и в поставках техники MAN с пробегом. Из ввезенных в минувшем году в Россию 4175 единиц подержанных грузовиков со львом на капоте около 80% составили автомобили данной серии. А всего, по экспертным оценкам наблюдателей рынка, на территории нашей страны эксплуатируется около 19 тыс. коммерческих автомобилей MAN (по данным статистики – 18 946 ед.). Сколько из них TGA – сказать трудно, но что их много, сомнений нет. В суммарных поставках новых и подержанных грузовиков европейского производства в период с 2000-го по 2006-й год немецкая техника занимает по объемам третье место, а по подержанным – второе (подробная статистика опубликована в «ГП», № 1, 2007, с. 55, «ГП», № 5, 2007, с. 48). Это лучшее свидетельство того, что спрос на MAN на вторичном рынке остается стабильно высоким.

Если говорить о сегодняшних реалиях, то за первый квартал 2007 года объем заказов на
MAN TGA вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 7 раз! И это только через официальную дилерскую сеть, а ведь есть еще и другие поставщики. За первые 2 месяца нынешнего года заказчикам было отгружено столько же машин, сколько за первое полугодие 2006 года.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

У автомобилей семейства MAN TGA достаточно богатая базовая комплектация, однако российские перевозчики часто расширяют ее за счет фирменных опций. Из дополнительного оборудования для магистральных тягачей наши транспортники охотно берут аэропакет, включающий верхний спойлер и боковые обтекатели – это позволяет экономить до 2 л на каждые 100 км пробега. На пакетные машины можно установить только верхний спойлер. Конечно, аэродинамика уже не та, что с полным обвесом, зато в случае повреждения менять легко и недорого.

Стандартный топливный бак объемом 400 л наши перевозчики не жалуют – устанешь на АЗС сворачивать. Поэтому базовым для России считается 600-литровая емкость, которая на несколько сотен евро дороже стандартной. А вот международные автоперевозчики за доплату 1000 евро выбирают топливный бак объемом 910 л. Эксплуатанты, осуществляющие поездки в Европу, заказывают дорогую окраску кабины «металлик», причем заказывают и окраску пластикового или стального бампера, и удлинителей дверей, закрывающих ступеньки. Из дополнительного оборудования клиенты, покупающие MAN TGA, чаще всего заказывают фильтр Separ и обогреватель в кабине.

Поршень цилиндра может «ходить» и 1,5 млн. км. Подлежит замене только при капремонте двигателя и в исключительных случаях – при других неисправностях. Заводской брак в Европе встречается редко, даже России такого прецедента пока не было

Новая кабина XLX хорошо оснащена, поскольку ее комплектация составлялась с учетом мнений европейских автоперевозчиков. У нее с завода тонированные стекла, кондиционер, добротная обивка сидений. Российские дальнобойщики заказывают холодильник для водителя, считая остальное лишним. Цена опции – около 900 евро. Сумма для лизингового контракта небольшая. Как говорят сами перевозчики, такая сумма растворяется в договоре незаметно, а холодильник – вещь в дальней дороге незаменимая. Дорогостоящую аудиоаппаратуру перевозчики в подавляющем большинстве случаев не заказывают – экономят. На борту есть неплохой штатный радиоприемник с CD, и тратить даже 100 евро на лучшую аппаратуру многие считают неразумным. Оно и понятно: в дороге надо не музыкой наслаждаться, а слушать новости, информацию о пробках и трафике на границе. Насколько вместительны кабины флагмана MAN, можно судить по их размерам (см. табл., с. 69).

ОБСЛУЖИВАНИЕ

Сакраментальная фраза «машина любит ласку, чистоту и смазку» применительно к MAN TGA справедлива на все сто. Автомобиль чутко реагирует на своевременность сервисного обслуживания, замену технических жидкостей и расходных материалов. Российским перевозчикам нравится, что этот автомобиль сделан с заботой о водителях, а не только о сервисных специалистах. Точки контроля и технического обслуживания расположены продуманно, максимально рационально и что очень важно – в доступных зонах. Например, за передней панелью как на специальном стенде в учебном центре – заливная горловина для моторного масла, наливной патрубок для охлаждающей жидкости, компенсационный бачок для включения сцепления и КП, наливной патрубок для жидкости стеклоомывателя.

Владельцы TGA советуют применять эксплуатационные материалы, только сертифицированные компанией MAN. Речь идет не только о топливе, моторном и трансмиссионном масле. Производитель подразумевает и использование смазочных веществ, тормозной жидкости, охлаждающего состава с определенными свойствами. Как правило, подразумевается продукция конкретных европейских производителей. В этом случае машина будет служить хозяину долго. Экономия на дешевых материалах может выйти боком – таких примеров предостаточно. При неграмотной эксплуатации и обслуживании машину можно погубить и на пробеге до 100 тыс. км.

Комплект передних тормозных колодок «ходит» долго, но при плохом обращении их можно угробить в первой же грязи. Минимальный срок службы в российских условиях – 20–40 тыс. км, максимальный зависит от множества факторов и, в частности от умения пользоваться горным тормозом. Степень износа показывают датчики. Для седельного тягача в условиях РФ оптимальным считается пробег в 120 тыс. км

Официальное представительство MAN в России рекомендует менять масло на модели TGA не реже, чем при пробеге 50 тыс. км при условии эксплуатации по дорогам с твердым (асфальтовым) покрытием. Если речь идет о движении по грунтовым дорогам, то межсервисный интервал сокращается до 25–30 тыс. км. При замене масла меняются все фильтры – тонкой, грубой очистки и Separ. В условиях жесткой эксплуатации и прежде всего по топливу (с большим содержанием воды и грязи) фильтр Separ рекомендуется менять еще чаще. Интервал замены масла в коробке передач для разных групп эксплуатации свой. Например, для самосвалов он составляет 60 тыс. км, а для магистральных тягачей – 150 тыс. км.

Зазоры в двигателе рекомендуется проверять на каждом ТО и корректировать их по мере необходимости. Но речь не идет о работе в гараже автохозяйства: тут нужно положиться на специалистов официального сервис-центра. В обслуживании такого сложного и насыщенного электроникой автомобиля, каким является MAN TGA, важно вообще не проявлять никакой самодеятельности, а четко следовать инструкции завода-изготовителя. Для этого разработан и предписан перечень профилактических работ перед и после пуска двигателя. И если не бросаться в крайности, машина будет ходить долго.

До 2007 года MAN не имел собственных СТО в России, а число партнерских составляло 20. Первый фирменный сервис-центр недавно начал работу в Санкт-Петербурге. А в сентябре предполагается открыть аналогичный в подмосковном Подольске. Стоимость нормо-часа в Москве и регионах не регламентирована. СТО ориентируются на собственные затраты и цены конкурентов. В мае 2007 года самая высокая планка нормо-часа на ремонтные работы и сервисное обслуживание установлена в Москве – 38–40 евро, а в регионах можно встретить и 28 евро.

Есть и исключения из правил. Например, сервис-центр MAN ООО «Траксервис 36» с 1 апреля 2007 года установил стоимость нормо-часа на обычные работы в размере 32 евро, включая 18% НДС. Но это не единый тариф на услуги техперсонала фирменной СТО, поскольку на технически сложный ремонт установлен другой тариф – 35 евро. Под технически сложным ремонтом подразумевается ремонт двигателя (замена поршневой группы), редукторов ведущих мостов, бортовых передач, гидроусилителя руля, элементов пневмосистемы. Сюда же относится перепрограммирование бортового компьютера и блоков управления, восстановление электропроводки и автономных отопителей. Кстати, за операции, производимые на выезде (неважно, в пределах города, МКАД или в Подмосковье), взимается уже 45 евро. Если вам назовут стоимость нормо-часа, не поленитесь уточнить, что под этим подразумевается.

Передняя фара не создает проблем по вине завода-изготовителя. Эффективно освещает проезжую часть. Нуждается в замене разве что после повреждения в результате ДТП

Во что обходится годовое содержание MAN TGA, можно судить на примере расчетов для седельного тягача модели 18.360 (см. табл., с. 70). А ниже приведены ориентировочные затраты при трехлетней эксплуатации такого автомобиля. Поэтому с цифрами в руках директору транспортной компании или индивидуальному перевозчику нетрудно сосчитать, приемлемо это для него или нет.

Базовое ТО стоит 600 евро. В него входит замена масел (кроме трансмиссионных) и замена топливного и масляного фильтров на двигателе. Почему нужно обслуживать MAN TGA в фирменном сервисе, а не самостоятельно?

Во-первых, у частника нет дорогостоящего диагностического оборудования. Во-вторых, сервисный центр дает гарантию на выполняемые работы. В-третьих, ТО – это не только замена масла и фильтров, а комплекс квалифицированных работ по регулировке и диагностике. В общем, пока альтернативы фирменному сервису нет. Жаль, что гарантии на выполненные работы очень скромные: 2 месяца – по агрегатам и 1 месяц – по другим элементам. Правда, в зависимости от станции эти сроки могут отличаться. А вот на оригинальные запчасти заводская гарантия единая – 1 год без ограничения пробега.

ЭЛЕКТРОНИКА

Помните, как боялись российские перевозчики современных импортных грузовиков с большим числом бортовой электроники? Особенно популярны были небылицы о компьютере, который якобы не давал завести двигатель из-за сильного мороза; о блоке управления, будто бы отказавшемся качать в систему питания перенасыщенную серой солярку... Но не так страшен леший, как его малюют. Нужно хорошо знать матчасть и не паниковать по поводу и без повода.

Страхи и враки: без паники!

Перевозчик покупает новый или подержанный TGA, не успевает отъехать от дилерского центра, как тут же взволнованный звонит в сервис: «У меня загорелась лампочка. Что мне делать?» В девяти случаях из десяти тревога ложная. И даже не потому, что с большинством высветившихся неисправностей можно без вреда для техники продолжать движение.

Крыльчатый насос ГУР безотказен на протяжении довольно длительного срока, установленного заводом, ресурса нет. Подлежит списанию при неисправности. Срок службы нередко сокращается из-за грязи в моторном отсеке. В целом может работать и 10 лет

Просто для устранения тревожного сигнала достаточно подумать и заглянуть в руководство по эксплуатации, где самые характерные неисправности и методы их устранения расписаны. Пример: на дисплее слева загорелись символ с текстовым сообщением «HYDRO Отказ», контрольная лампочка и раздался звуковой сигнал. Водитель, как его учили в автохозяйстве, первым делом остановился и позвонил своему механику. Но если такого нет, водители чаще всего звонят на фирменный сервис. Почему? Да потому что человека учили: в случае чего – немедленно обращайся в СТО. А дело, как выясняется, и выеденного яйца не стоит: всего-то и надо – проверить предохранитель.

Хуже, когда на дисплее высвечивается красный символ или загорается надпись «STOP». Отдельные паникеры тут же жмут по тормозам и звонят в родное автопредприятие или в СТО, куда дозвониться сложнее, чем записаться в отряд космонавтов. На самом деле нужно внимательно считать текстовое сообщение на дисплее, благо на MAN TGA в меню есть и русский язык. Скажем, фраза на дисплее «Выжать сцепление» говорит лишь о том, что при переключении передач была неполностью выжата педаль сцепления. Надпись «STOP» может загореться даже из-за того, что забились фильтры. Другое дело, если одновременно со звуковым сигналом и надписью «STOP» справа загорится лампочка с символом , а слева (знак системы охлаждения). В этом случае нужно немедленно остановиться с учетом дорожной ситуации и действительно обратиться в сервисный центр.

Нужно иметь в виду, что бортовой компьютер показывает актуальные ошибки, некоторые периодически высвечиваются и исчезают. Разобраться без диагностических приборов в причине неисправности чрезвычайно сложно – это будет оценка на глазок. В любом случае бояться отказов электроники и напрасно переживать не стоит. Не стоит пытаться ремонтировать автомобиль, особенно бортовое электрооборудование, своими силами – последствия могут дорого стоить. Что касается надежности MAN TGA, то в России есть грузовики этой серии, накрутившие по спидометру более 1 млн. км, и не знавшие сколько-нибудь серьезного технического вмешательства. Что ни говори, тавро «Made in Germany» имеет подтвержденный авторитет.

ПРАКТИКА

И сервисные специалисты, и автоперевозчики в один голос утверждают, что MAN TGA – отличная машина. И тут же добавляют, что все неполадки проявляются в период гарантийного обслуживания, устраняются, а после этого автомобиль работает без проблем.

Элемент воздушного фильтра надо менять при каждом регламентном ТО, но не позже, чем через 50 тыс. км пробега. В условиях эксплуатации грузовика в запыленной местности рекомендуется сокращать интервал и по пробегу, и по времени

Расход топлива

Опытные дальнобойщики знают, что заявленный расход топлива и реальный не всегда совпадают. Погрешность имеет тенденцию к увеличению, а причин тому множество: профиль дороги, сила встречного или бокового ветра, давление воздуха в шинах и др. Лучшие показатели топливной экономичности достигаются на автомобиле в безупречном техническом состоянии: чистый воздушный фильтр, эффективное охлаждение, правильная загрузка и др. А на практике отдельные перевозчики пригоняют автомобиль на сервис в таком состоянии, что впору открывать зооуголок – на сотах воздушного фильтра можно найти и жуков, и бабочек. А грязи в фильтре больше, чем в мешке домашнего пылесоса. О какой экономии топлива можно вести речь? Даже наличие спойлера на крыше само по себе не дает стопроцентного результата: обтекатель должен быть правильно настроен в соответствии с габаритами кузова или полуприцепа. На практике водители об этом часто забывают.

Снижению «аппетита» тягача способствуют тщательно закрепленный тент и установка регулируемого каркаса тента на минимально возможную высоту. На деле даже при порожнем пробеге водители ленятся менять высоту стоек и в лучшем случае расчехляют боковины и верх шторного кузова до передней части полуприцепа. Под ветровое стекло ставится табличка «Пустой» и перевозчик считает, что дело сделано. Но о сопротивлении воздуха он не подумал и в итоге не добился максимальной экономии дизельного топлива.

Специалистами установлено, что на потребление солярки существенное влияние оказывает давление в шинах. Заглядывать в шпаргалку на табличке на кабине мало – нужно знать еще значения, рекомендованные производителем шин для данной модели покрышек. Работа на глазок здесь не годится, поскольку давление воздуха в шинах на 1 бар ниже нормы приводит к увеличению расхода топлива на 5% – за счет деформации шины. Причем энергия привода преобразуется в тепло. В свою очередь это приводит к сокращению срока службы резины.

Подшипник ступицы заднего моста меняется редко: ресурс – 1 млн км. Деталь очень надежная и выходит из строя только из-за перегруза. Степень износа определяется замером зазора при диагностике заднего моста. В дополнительной смазке ненуждается

Каждое переключение передачи означает потерю времени и скорости, вызванную прерыванием тягового усилия. В конечном счете это ведет к увеличению расхода топлива. Поэтому на автомобилях с механической КП специалисты рекомендуют пропускать ненужные передачи. Делитель КП следует подключать только для того, чтобы на затяжных подъемах эксплуатировать двигатель в оптимальном диапазоне частоты вращения коленвала.

Некоторые водители, пересев с отечественных машин на MAN TGA, при запуске мотора по привычке «газуют». Этого не нужно делать: бортовая электроника регулирует объем впрыска топлива с учетом температуры двигателя. Отдельные дальнобойщики, руководствуясь советами коллег, перед остановкой двигателя также нажимают на педаль «газа». Однако этот дедовский способ не дает ничего, кроме повышенного расхода топлива.

Установлено, что 40-тонный автопоезд при ускорениях от 0 до 60 км/ч расходует около 0,5 л топлива. Теперь представьте, сколько литров требуется в городском цикле. Исходя из этого разумным считается предотвращение ненужных остановок и излишних торможений. А самый экономичный режим эксплуатации дизельного двигателя с газотурбинным наддувом, независимо от его мощности и рабочего объема, достигается примерно на 50–70% номинальной частоты вращения коленвала и приблизительно на 80% полной нагрузки. Для этого достаточно держать стрелку тахометра в зеленом секторе.

Холостой ход

Для всех моторов MAN TGA нормальными являются обороты холостого хода 550 или 600 мин-1. При этом важно помнить, что температура двигателя на холостых оборотах повышается очень медленно при незначительной нагрузке. Поэтому двигатель следует прогревать не в неподвижном состоянии транспортного средства, а при движении со средней нагрузкой. При этом и сам мотор, и коробка передач, и ведущий мост достигают рабочей температуры наиболее экономичным способом.

Подшипник ступицы передней подвески относится к деталям класса hub unit и имеет заводской ресурс 1 млн км. Из-за перегруза и движения по бездорожью меняется чаще, а точнее – по необходимости. Смазка в нем заложена на весь срок службы и в дополнительном уходе он не нуждается

Во время длительных остановок специалисты советуют глушить двигатель, поскольку расход топлива на холостых оборотах составляет от 1 до 2 л/ч. Поскольку двигатель MAN TGA спроектирован как приводной силовой агрегат, его эффективность в качестве «системы отопления» на холостом ходу не является оптимальной. Нужно взять на заметку, что система дополнительного отопления потребляет всего от 1/4 до 1/3 объема топлива, которое расходуется двигателем на холостом ходу. Кроме того, при использовании автономного отопителя уменьшаются вибрация, шумность и выхлоп.

Сцепление

Казалось бы, прописная истина – срок службы сцепления во многом зависит от правильного обращения. При неграмотном отношении с данным агрегатом срок службы сцепления значительно сокращается, а в худшем случае оно может быстро выйти из строя в результате температурного шока, или, проще говоря, от перегрева.

Чем сильнее загружен (но не перегружен!) автомобиль и чем круче подъем или уклон, тем ниже должна быть выбранная передача. Такие действия для начала движения и низкой частоты вращения коленвала с подачей газа только после выключения сцепления значительно снижают его износ. На практике водители с опытом работы на отечественных грузовиках нередко бросают сцепление, а при движении в гору разгоняют автомобиль и переключают передачи с перегазовкой при высоких оборотах двигателя. Для «железа» такое обращение не проходит бесследно. Кстати, установлено, если постоянно начинать движение на высокой передаче, срок службы сцепления сокращается более чем на 80%! И даже регулярное трогание с места на большой передаче приводит к сокращению жизни сцепления более чем на 60%. Между тем, стоимость сцепления в сборе нешуточная – около 24–27 тыс. руб.

В российской практике есть примеры, когда лихие «шумахеры» гробили новую машину в первом же рейсе. Разгоняет такой «спец» бензовоз под горку с отпущенным сцеплением, а потом бросает сцепление. В это время включена 8-я передача. Мотор выходит на запредельные обороты и все: гнутся клапаны, и путь один – в ремзону.

Форсунка в сборе надежна как сейф в швейцарском банке. В фирменных сервис-центрах не помнят ни одного случая замены по износу. Клиенты обращались только с ржавчиной, что свидетельствует о наличии воды, т. е. о низком качестве российского дизтоплива. Меняется при ремонте топливной системы или всего силового агрегата

Другая типичная российская беда – перегруз. Один из региональных клиентов купил 19-тонный магистральный тягач, запряг в него самосвальный полуприцеп для перевозки песка и отправил в карьер. Потом звонит в сервис и спрашивает: «А почему ваш тягач на мостах лежит?» Стали разбираться, и выяснилось, что перегруз вдвое максимально допустимого. Другой владелец умудрился развалить 17-тонный рефрижераторный полуприцеп, загрузив в него 34 т колбасных изделий. Чтобы подобных казусов не возникало, сделана подробная инструкция на русском языке, которая называется «Руководство по эксплуатации».

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

В этом полезном для автоперевозчиков талмуде содержится кладезь полезной информации, пользоваться которой некоторые почему-то ленятся. Между тем, полученные знания способны уберечь не просто от ошибок, но и от лишнего посещения СТО и связанных с этим расходов. Итак, обратим внимание на некоторые рекомендации производителя.

Запуск двигателя от постороннего источника питания

Если двигатель не заводится от недостаточной зарядки АКБ, существует возможность запуска двигателя от аккумуляторов другого автомобиля через провод для подключения стартера к вспомогательному аккумулятору. Для этого можно применять только допущенные провода с достаточным поперечным сечением. Соблюдайте следующие указания по облегчению пуска:

– обязательно учтите указания по предотвращению ущерба при работе с АКБ;

– для пуска двигателя от другого автомобиля используйте только аккумуляторы с одинаковым номинальным напряжением (24 В);

Ремкомплект подвески кабины востребован чаще других, особенно на машинах ранних выпусков. На тягачах, занятых в международных перевозках в Западной Европе, подвеска кабины выдерживает до 450-500 тыс. км. Но на внутренних перевозках, бывало, ее меняли через 10 тыс. км пробега. Дороги у нас такие... И водители тоже...

– емкость (А·ч) аккумуляторов вспомогательного автомобиля не должна быть существенно ниже емкости аккумуляторов заводимого автомобиля;

– перед пуском двигателя замерзшим АКБ нужно обязательно дать оттаять;

– перед оттаиванием проверьте АКБ на механические повреждения (трещины и разрывы);

– в случае утечки электролита замените расположенные в непосредственной близости электронные компоненты и кабели в сервисном центре MAN.

действия при пуске двигателя от постороннего источника питания:

1. Остановите двигатель вспомогательного автомобиля.

2. Соедините положительные полюсы аккумуляторных батарей.

3. Подсоединяйте отрицательный полюс заряженной АКБ к оголенной металлической поверхности на моторном блоке или коробке передач заводимого автомобиля. Указание: не подсоединяйте отрицательный полюс к раме автомобиля – она не соединена с корпусом, возможны повреждения электрооборудования.

4. Запустите двигатель вспомогательного автомобиля.

5. Запускайте двигатель заводимого автомобиля не дольше
15 секунд. Указание: если двигатель не завелся через 15 секунд, повторите запуск примерно через
2 минуты.

6. После запуска двигателя остановите двигатель вспомогательного автомобиля.

7. Отсоедините отрицательный кабель пускового провода.

8. Отсоедините положительный кабель пускового провода.

Стартер относится к числу очень качественных деталей. Гарантия – 1 год. Ломается при неграмотных попытках пуска двигателя в холодное время года, при отсутствии топлива и неисправностях в системе управления двигателем. Иногда отказывает после выхода из строя бендикса, но чаще из-за того, что его просто сожгли. Деталь дорогостоящая и требует бережного отношения

Уровень масла

После выключения двигателя в моторном блоке находится от
2 до 5 л масла, которое постепенно снова стекает в масляный картер. Время стока в значительной мере зависит от вязкости и температуры. Корректный замер возможен только после стока всего объема масла из двигателя в масляный картер. Чтобы замер уровня масла дал правильные результаты, следует соблюдать время ожидания после остановки двигателя.

Время ожидания для слива моторного масла выглядит так.

Измерение уровня масла рекомендуется проводить на холодном двигателе, так как на прогретом уровень масла искажается вследствие его теплового расширения. Температура масла может вызываться в меню автомобиля и считываться с дисплея. При этом нужно помнить, что замер уровня масла проводится примерно каждые 10 секунд после включения зажигания, но пока не запущен двигатель. Измеряемое значение сохраняется и в любой момент вызывается на дисплее. При работающем двигателе замер уровня масла не проводится и запрос уровня масла невозможен.

Аварийная буксировка со штангой

Под буксировкой неисправного ТС понимают надежное соединение стоящего на твердом грунте автомобиля. Для обеспечения надежного соединения между тягачом и неисправным автомобилем разрешается использовать только буксировочную штангу или буксировочную штангу с балками. Карданные валы поврежденного автомобиля в основном должны сниматься.

Основные принципы аварийной буксировки со штангой:

– во время буксировки двигатель должен работать;

– система подготовки сжатого воздуха и пневматическая тормозная система должны быть исправными;

– система рулевого управления должна быть механически и гидравлически полностью функциональной;

Генератор на удивление живуч и пользуется спросом на старых машинах, находящихся в российской эксплуатации несколько лет. Владельцам новых MAN TGA (до трех лет) беспокоиться не о чем: деталь по-немецки надежная. Определенного ресурса нет, зато есть заводская гарантия – 1 год

– колеса должны поворачиваться, мосты должны быть исправными;

– если одно из перечисленных условий не выполняется, обязательно следует привлекать профессиональное специализированное предприятие технической помощи.

Для аварийной буксировки обязательно следует прервать трансмиссию путем демонтажа карданного вала. Для этого нужно поставить опору под карданный вал, отвинтить крепежные болты на ведущем мосту и коробке передач и снять карданный вал. В буксируемом автомобиле должен находиться водитель для совместного управления и торможения.

Последовательность действий при буксировке со штангой.

1. Запустите двигатель.

2. Заполните компрессорную установку до давления выключения.

3. Переключите коробку передач в нейтральное положение «N».

4. Проводите аварийную буксировку на медленной скорости.

5. Максимальная скорость аварийной буксировки не должна превышать 60 км/ч.

6. После аварийной буксировки остановите двигатель.

7. Предохраняйте автомобиль от скатывания противооткатными упорами и стояночным тормозом.

Управление в холмистой местности

При движении по пересеченной местности важное значение имеют не только преимущества большого дорожного просвета и полный привод автомобиля, но и правильное обслуживание раздаточной коробки и блокировок дифференциала. При включенной блокировке дифференциала и раздаточной коробки работает только ABS в ограниченном режиме. На скорости меньше 5 км/ч ABS не работает.

Правильное управление автомобилем в холмистой местности:

– выключите (заблокируйте) горизонтальную подвеску сидений;

Турбокомпрессор в первую очередь связан с поршневой группой. Служит до 700 тыс. км. Когда двигатель изношен и давление в картере повышенное, начинает течь. Менять, не разобравшись в причине, специалисты не советуют: надо диагностировать весь узел. Выходит из строя, если после высокой нагрузки водитель сразу глушит двигатель, обеспечивая турбинке масляное голодание. Нужно, чтобы мотор перед этим поработал на холостых оборотах минимум пару минут

– на подъемы и спуски заезжайте по возможности по линии падения;

– не прерывайте эффект торможения двигателем при движении под уклон, не выключайте сцепление;

– перед крутыми спусками своевременно включайте первую передачу, чтобы можно было оптимально использовать тормозное действие двигателя;

– при неравномерных свойствах поверхности левой и правой колеи включайте блокировку межколесного дифференциала;

– возвышения на местности по возможности всегда проезжайте колесами одной стороны автомобиля, чтобы предотвратить повреждения агрегатов и шасси;

– на ступенчатых переходах местности медленно подведите автомобиль, чтобы передние колеса прижались к уступу. Затем соответственно нажмите педаль акселератора (дайте «газ»);

– давление воздуха в шинах установите в соответствии с условиями проезжей части;

– своевременно применяйте цепи противоскольжения.

Простой дольше одной недели

Если автомобиль простаивает дольше одной недели, следует отсоединить отрицательные контакты. Отключения главного выключателя аккумулятора недостаточно! Нужно соблюдать следующие указания:

– прервать электрическое питание отсоединением отрицательных контактов;

– зарядить аккумуляторные батареи перед остановкой автомобиля (АКБ с низким состоянием заряда могут замерзнуть и разрушиться);

– при демонтаже аккумуляторные батареи следует хранить в холодном, но незамерзающем месте;

– регулярно проверять степень зарядки АКБ и в случае необходимости их подзаряжать.

Изменения в системе электрооборудования

Изменения в системе электрооборудования, например установка различных блоков управления, могут потребовать перепрограммирования электронной системы автомобиля. Перед такими изменениями обязательно следует проконсультироваться с сервисным центром MAN. Даже простые работы с электрооборудованием, например установка дополнительных элементов освещения, должны быть зарегистрированы и актуализованы в электронной системе (например, с управляющим процессором автомобиля FFR и/или на центральном бортовом компьютере ZBR) при помощи системы диагностики и программирования MAN. При отсутствии однозначного указания на инициацию режима самонастройки соответствующего электронного компонента, изменения электрооборудования автомобиля должны проводиться в сервисном центре MAN.

Наконечник рулевой тяги имеет большие пробеги, при отсутствии механических повреждений – до 700–750 тыс. км. Чаще всего гнется на строительной технике из-за сложного рельефа дорог. Проверяется при каждом ТО

При мойке

– Защитите стартер и генератор от брызг воды.

– Перед мойкой автомобиля обязательно выключите зажигание и свет.

– Розетки для тягача и прицепа можно только продувать пульверизатором, категорически запрещается чистка водой или механическими предметами.

При электросварочных работах

– Обязательно отсоедините аккумуляторные батареи.

– Соедините проводником снятые с клемм положительный и отрицательный кабели.

– Подключите предохранительное устройство (Antizap-Service-Wachter) согласно прилагаемому к прибору руководству.

– Проводите сварочные работы только с постоянным током, при этом обращайте внимание на полярность электродов.

– Включите механический главный выключатель АКБ (при наличии).

– Перемкните электрический прерыватель АКБ (при наличии) на разъемах электромагнитного выключателя массы.

– Заземление сварочного аппарата должно находиться как можно ближе к месту сварки в точке с хорошей проводимостью.

– Запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке транспортного средства.

– В целях предотвращения пиков напряжения свариваемые компоненты должны быть соединены друг с другом с хорошей проводимостью, например, отрицательным зажимом сварочного аппарата.

При лакокрасочных работах

В обязательном порядке демонтируйте аккумуляторные батареи и избегайте температуры выше +90 °С (сушильная печь). При лакокрасочных работах на автомобиле есть опасность ущерба – повреждение электронных блоков под воздействием высоких температур. Поэтому соблюдайте следующие требования:

– электронные блоки управления могут подвергаться воздействию высоких температур до максимальных +95 °С только в течение непродолжительного времени;

– при высоких температурах до +85 °С во время сушки допускается продолжительность воздействия не больше 2 часов.

НА ПОСОШОК

Всем хорош MAN TGA, но и у него есть слабое место: его конвейерная жизнь близится к завершению. Ожидается, что уже осенью текущего года на международной выставке коммерческих машин RAI в Амстердаме будет официально представлен преемник популярного флагмана. Точнее, не преемник, а преемники – их будет минимум два: в самом тяжелом «королевском» классе и в более легкой весовой категории. Таким же путем пошла в свое время компания IVECO, раздробив Stralis на престижный Ative Space и более скромные Ative Time и Active Day. Аналогичное решение применил концерн Volvo, разграничив модели FE и FL в тяжелом и среднем классе грузоподъемности. Такой ход позволяет оптимизировать политику сбыта готовой продукции и завоевать сердца и умы новых покупателей.

Какое-то время MAN TGA будут выпускать параллельно с новыми моделями. За наличие оригинальных запчастей переживать не стоит: завод обеспечивает их выпуск в течение 15 лет после снятия модели с производства. Кроме того, многие детали перейдут и на новое поколение машин. А за этот срок вы не раз сможете обновить свой автопарк. Единственное, чего можно опасаться, – более высокой цены на новую продукцию. Поэтому пока есть время, заказывайте MAN TGA. Те, кто на нем ездит не один год, уверяют, что вы о таком выборе не пожалеете.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен