![](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/00f.jpg)
Автомобильная биография МВД
Переименование российской милиции в полицию для органов внутренних дел – хороший повод с чистого листа начать новую страницу истории, а для нас – возможность подвести итоги автомобильного аспекта биографии этого ведомства.
Слово и дело
Первые регулярные профессиональные подразделения, в задачу которых входила охрана закона и общественного порядка, появились в России при Петре I, в начале XVIII века. При этом ориентированный на европейские стандарты император сразу ввел в обиход слово «полиция». Заимствовано оно, скорее всего, у немцев, а те, в свою очередь у греков. Греческое слово πολιτεία означало «государственная деятельность, правление».
Впоследствии этот греческий корень служил основой далеко не для всех слов, имеющих отношение к должностям и подразделениям российских правоохранительных органов. Скажем, аналоги нынешних региональных УВД в екатерининские времена назывались губернскими Управами благочиния, а в городских полицейских участках работали вовсе не полицейские, а околоточные, будочники, приставы, урядники и городовые.
А потом случилась Октябрьская революция. Весь полицейский аппарат империи был «разрушен до основанья» как «репрессивный о/рган господствующего класса», и на смену ему пришла народная милиция. Отказ от привычного слова «полиция» был весьма символичен. Дело не только в том, что новую, пролетарскую силовую структуру следовало назвать по-новому, подчеркнув разрыв с «тёмным прошлым». «Советское» слово «милиция» этимологически восходит к латинскому militia – войско, что как нельзя лучше подходило к реалиям неспокойного времени. В условиях революционного беззакония представителям органов правопорядка в качестве «аргументов» гораздо чаще приходилось использовать оружие, нежели административные уложения.
![Киевская милиция 1917 г.](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/01f.jpg)
Рождённая революцией
До середины 1920-х годов в автомобилизации милиции не было острой нужды, а государство не располагало для этого реальными возможностями. И без того невеликий автопарк дореволюционной России вначале был основательно «прорежен» Первой мировой войной, а затем – коллизиями гражданской. Какое-то время у постовых милиционеров не возникало проблем с регулировкой уличного движения, а оперативным работникам не приходилось тягаться с преступниками в скорости передвижения: все немногочисленные автомобили состояли на государственной службе.
Ситуацию изменил НЭП. На улицах начали появляться первые приобретенные уже Советской властью автомобили, и стало гораздо больше гужевого транспорта. Обеспечение порядка на проезжей части, как и до революции, возлагалось на сотрудников ППС (до 1917 г. эту функцию выполняли городовые), но в начале 1920-х движение стало настолько оживленным, что милиционерам приходилось уделять внимание этой части своих обязанностей не от случая к случаю, а почти постоянно. В ноябре 1922 г. специальным приказом по милиции амуницию сотрудников ППС пришлось дополнить жезлом регулировщика длиной 11 вершков (около 50 см), красного цвета с желтой ручкой.
![Петроградская милиция 1922 г.](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/02f.jpg)
В 1925 г. на улицы Москвы вышли первые такси, чем тут же воспользовались криминальные элементы. У преступников появилась возможность использовать автомобили в своих целях, поэтому первые служебные машины для милиции начали поступать вовсе не в линейные отделы, в числе прочего отвечающие и за безопасность движения, а «операм», которым приходилось «гоняться» за бандитами. Забегая вперед, отмечу, что тенденция приоритета оперативных служб при получении служебного транспорта сохранялась вплоть до массовой автомобилизации ГАИ в конце 1960-х годов.
Разумеется, самый бурный рост автопарка наблюдался в столице, и не случайно первый в стране Отдел регулирования уличного движения, ОРУД, был создан именно в Москве. Это произошло в декабре 1925 г. При этом в обязанности сотрудников этого подразделения входило только обеспечение безопасности на дорогах, т. е. регулирование уличного движения. Московский ОРУД не занимался ни регистрацией машин, ни выдачей водительских удостоверений, ни прочими административными вопросами.
В виде «местной» практики это подразделение просуществовало семь лет! Именно столько времени потребовалось, чтобы автомобиль в СССР стал по-настоящему распространённым транспортным средством, а интенсивность дорожного движения и «канцелярские» аспекты автомобилизации страны потребовали создания специальной централизованной службы. 20 марта 1932 г. СНК РСФСР принял Постановление «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции», превращавшее опыт московского ОРУДа в общегосударственную систему. Однако доступными «орудовцам» техническими средствами по-прежнему оставались лишь свистки и жезлы. В лучшем случае в распоряжение этого ведомства попадали мотоциклы.
![Харьковская милиция 1928 г.](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/03f.jpg)
Время реформ
Несколько лет ОРУДы выполняли всю связанную с автомобилями работу, т. е. эти отделы обеспечивали не только безопасность на дорогах, но и занимались регистрацией машин, выдачей водительских удостоверений, проводили техосмотры и пр. Однако 3 июля 1936 г. СНК СССР принял «Положение о Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». С этого момента административно-технической и оперативной работой занималась ГАИ, а ОРУДы вновь стали регулировать движение и обеспечивать его безопасность. Однако оба ведомства оставались «сапожниками без сапог», т. е. практически не имели служебных автомобилей.
Еще в 1933 г., когда Горьковский автозавод приступил к массовому производству первой отечественной легковушки ГАЗ-А, у «орудовцев» появилась надежда на обеспечение их подразделений служебным автотранспортом, однако уже в 1934-м был образован союзный НКВД, в состав которого вошло и ОГПУ, и львиная доля машин оказалась в распоряжении сотрудников, обеспечивающих политическую безопасность государства. В 1936 г. та же история повторилась с «Эмками». Не случайно этот автомобиль остался в памяти людей как «черный воронок» и совершенно не ассоциируется ни с ОРУДом, ни с ГАИ.
Отделы регулирования уличного движения как самостоятельное милицейское ведомство просуществовали до конца 1960-х годов. Лишь в 1969 г. разрозненные силы дорожного надзора были реорганизованы в ДПС в составе ГАИ.
![Дежурные части на шасси ГАЗ-63 использовали до начала 1970-х гг.](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/04.jpg)
На протяжении всего этого времени функции ОРУДа практически не менялись, всё сводилось к обеспечению безопасности дорожного движения на местах. Однако по мере совершенствования нормативной базы, регламентирующей эксплуатацию автотранспорта, прав и обязанностей у «орудовцев» становилось всё больше. В 1936 г. появились единые для всей страны обязательные водительские «права» – «Удостоверение шофера», в 1940-м были приняты первые общесоюзные типовые ПДД, что открыло дополнительные возможности профилактики правонарушений. На рубеже 1930–1940-х сотрудники ОРУДа не только дирижировали движением в режиме «онлайн», но и патрулировали дороги и улицы, занимаясь выборочной проверкой документов и транспорта, делая всё то, что присуще современной ДПС.
По законам военного времени
С началом войны деятельность всех силовых структур СССР была подчинена одной цели – работе на победу, помощи Вооруженным силам. ОРУДовцы, не призванные в ряды Красной Армии, освоили сопровождение военных колонн и регулирование движения в прифронтовой полосе. На долю ГАИ выпала мобилизация гражданских транспортных средств в армейские подразделения. Довоенный централизованный учет автомобилей Госавтоинспекцией позволял безошибочно находить разбросанные по всей стране машины и переоформлять их на «военную службу». Уже к 1 октября 1941 г. в Красную Армию было направлено 40% машин народнохозяйственного автопарка страны. При этом техника не просто изымалась в пользу фронта, а бралась во временное пользование. На каждый автомобиль составлялся мобилизационный акт, позволяющий получить машину после победы обратно.
![ГАЗ-М20 «Победа»](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/05.jpg)
Свои цвета
Именно демобилизованные машины после войны попадали в распоряжение ОРУДа и ГАИ. Поскольку сотрудникам в первую очередь требовались легковые автомобили, им доставались немногочисленные уцелевшие «Эмки», ГАЗ-67Б и трофейная техника. Но доставались опять же по остаточному принципу. Задачи, выполнявшиеся этими ведомствами, считались менее важными, чем оперативная работа. Во второй половине 1940-х годов с началом производства «Побед» и «Москвичей-400» незначительная часть этих машин поступила на службу в ОРУД и ГАИ, но основу «гаража» этих подразделений составляли автомобили, списанные после эксплуатации в различных госучреждениях. Даже мотоциклы стали массово поступать на вооружение лишь после 1955 г.
Между тем автопарк страны стремительно рос. Малочисленный штат сотрудников «автомобильных» милицейских ведомств не справлялся с возросшей нагрузкой, поэтому на уровне решений правительства структура Госавтоинспекции была усовершенствована, а ее штатное расписание расширено. К началу 1950-х милицейские автомобили на дорогах стали рядовым явлением, и потому появилась необходимость выделить их специальной окраской. Приказом МВД СССР № 266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции» от 31 декабря 1953 г. автомобили и мотоциклы органов внутренних дел должны были окрашиваться в темно-синий цвет с красной полосой и иметь надпись «милиция». В большинстве случаев на местах придерживались общего правила, но на части автомобилей появлялись более конкретные надписи: «ОРУД», «ГАИ» или «госавтоинспекция».
![ГАЗ-21Р-ГАИ «Волга»](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/06.jpg)
При этом законных прав у сотрудников ГАИ до середины 1950-х было немного. Лишь 24 мая 1956 г. согласно Постановлению Совмина РСФСР «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» Госавтоинспекция получила возможность лишать водителей «прав» сроком до одного года за управление транспортом в нетрезвом состоянии и запрещать эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляют ими без водительских удостоверений.
В 1961 г., после принятия первых в истории единых для всего СССР ПДД, отделы регулирования уличным движением и Госавтоинспекция были объединены в одну службу – ОРУД – ГАИ. К этому времени синий «мундир» с красной полосой и надписью «милиция» успели примерить ГАЗ-69, «21-я Волга» и «Москвичи» второго поколения.
![УАЗ-31512-01-УМ-АП-ГАИ](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/07.jpg)
В 1962 г. синий фон для красной полосы на кузовах милицейских машин уступил место бирюзовому. Однако автомобилей по-прежнему не хватало. По-настоящему массовая автомобилизация органов ОРУД – ГАИ началась после воссоздания в 1966 г. МВД СССР, которое возглавил Щёлоков.
Классика жанра
Именно при Н.А. Щёлокове, возглавлявшем МВД на протяжении 14 лет, милицейское ведомство достигло своего расцвета и «обогатилось» архетипами, ставшими сегодня классикой.
В 1969 г. все силы дорожного надзора, «корнями» уходящие в ОРУД, были подчинены ГАИ и реорганизованы в ее структурное подразделение – Дорожно-патрульную службу.
![«Орудовский» «Москвич-401»](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/08.jpg)
В сентябре того же года Министр МВД подписал приказ, устанавливающий новую спецокраску для всех милицейских машин – канареечно-желтый кузов с синей полосой. Позаботился Щёлоков и о том, чтобы в новые броские цвета было что окрашивать. В министерском приказе от 2 декабря 1969 г. был утвержден план закупок легковых автомобилей для Госавтоинспекции с 1970 по 1972 г. включительно. Интересно, что в 1970 и 1972 гг. лидерство по количеству целевых закупок принадлежит «Москвич-412» – 270 и 400 единиц соответственно. А вот в 1971 г. больше всего планировалось закупить «Волг» – по 200 штук «21-й» и «24-й» моделей. При этом уже в 1969 г. Щёлоков запланировал на 71-й год приобретение полусотни ВАЗ-2101, а что ГАЗ-21 в июле 1970 г. снимут с производства, министр не знал. Всего за три года автопарк ГАИ должен был пополниться на 2200 машин.
![«Канарейка» ВАЗ-21016](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/09.jpg)
Именно при Щёлокове на вооружении Патрульно-постовой службы появились легендарные желто-синие «буханки» УАЗ-452 и чуть позже «канарейки» УАЗ-469 с полностью металлическим кузовом, а притаившиеся в кустах на обочине шоссе «гаишные» ГАЗ-24 или «копейка» стали обычным делом. Легендарными стали и состоявшие на службе в ДПС мотоциклы «Урал», за фантастическую скорость и динамику прозванные «перехватчиками».
С середины 1970-х финансовые возможности МВД позволяли оснащать Госавтоинспекцию самыми современными отечественными автомобилями, как только начиналось их производство. Разумеется, при условии, что их максимальная скорость превышала аналогичный показатель ранее выпускавшихся машин.
![Передвижной пост ГАИ, выпущенный на Козельском механическом заводе](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/10.jpg)
«Заграница нам поможет»
Стагнация экономики страны 1980-х годов, сопровождавшаяся недопоставками всего и всем, привела к тому, что в распоряжении милиции оказывались автомобили, выкрашенные в «общегражданский» цвет. Синие полосы, надписи и прочие графические знаки отличия приходилось наносить прямо на него. Во второй половине 80-х ситуация стала критической, и 24 октября 1988 г. Министр внутренних дел Вадим Бакатин своим приказом убил сразу двух зайцев: на законодательном уровне напомнил о необходимости единой спецокраски, а заодно привел цветографическую схему к распространённому европейскому стандарту: белый кузов с синей полосой.
Развал СССР разрушил общегосударственную милицейскую инфраструктуру, что, разумеется, порядку в ведомстве не способствовало. В 1992 г. было зарегистрировано запредельно высокое число краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали изменений в деятельности ГАИ. Для приведения функций и задач Госавтоинспекции в соответствие с новыми политическими и экономическими условиями Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 г. было утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России».
![VW Transporter T5](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/12.jpg)
И уже ГАИ России для своих оперативных нужд начала приобретать не только отечественные автомобили, качество которых к тому времени не выдерживало никакой критики, но и первые иномарки – Ford, Audi, SAAB, Toyota и др. Причина проста: дикий автомобильный рынок России захлестнула волна подержанных иномарок, часть которых, несмотря на дряхлые кузова, оказалась гораздо резвее наших «Лад» и «Волг».
Весьма показательна в этом отношении недавняя поездка премьер-министра Путина по новой трассе Чита–Хабаровск за рулем Lada Kalina Sport. Несмотря на то, что официально это мероприятие проводилось в поддержку отечественного автопрома, сопровождение ГИБДД осуществлялось преимущественно на автомобилях Ford Focus.
Самыми распространенными отечественными милицейскими автомобилями сегодня являются «Лады» семейств «Спутник», Samara-2 и Priora. Их используют и служба ГИБДД, и служба охраны МВД, и другие службы.
И по-прежнему, особенно в сельских районах, тянут лямку слегка модернизированные УАЗ-469 и УАЗ-452.
![Ford Transit SWB](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/13.jpg)
«Как вы яхту назовёте...»
15 июня 1998 г. Указом Президента РФ Бориса Ельцина Госавтоинспекция (ГАИ) была преобразована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) и утверждено новое Положение об этой структуре. Оно расширило полномочия этого органа надзора и «дало новый импульс решению проблем безопасности дорожного движения». В «новом импульсе» слегка закостеневшее ведомство, безусловно, нуждалось, однако каким образом его переименование могло поспособствовать решению накопившихся проблем, не вполне понятно.
Впрочем, в 2002 г. Приказ МВД РФ № 627-2002 вновь позволил официально использовать привычное сокращение «ГАИ» наряду с неудобопроизносимым «ГИБДД».
Поспособствует ли переименование «милиции» в «полицию» новым успехам стражей безопасности порядка, покажет время.
![В московской ДПС начала XXI столетия явно доминируют «Форды»](/article/9869-avtomobilnaya-biografiya-mvd-proshchay-militsiya/Images/11.jpg)