Опубликовано: ГП 02-2017
Тюнинг как способ подправить закон

Обзор тюнинга тяжелых грузовиков и ограничений на него в Европе и Северной Америке

Юрий Петров, фото Александра Еремцова, Даниила Минаева и Алексея Старикова

Посещая западные выставки, шоу дальнобойщиков и прочие культпросветные мероприятия, куда съезжаются водители-профессионалы со всего континента, бросается в глаза обилие машин с кенгуринами, ксеноновыми люстрами и запредельными юбками спойлеров. Этому явлению была посвящена отдельная статья.

Казалось бы, вот она свобода самовыражения! И тут уж можно легко впасть в заблуждение, считая это признаком продвинутости или незашоренности общества. На самом деле в Европе не так много стран, где вообще возможно эксплуатировать машины с дополнительным внешним обвесом: Финляндия, Швеция, Голландия, Норвегия, Бельгия и Дания. Да и то сказать в Голландии уже наложены ограничения на регистрацию и эксплуатацию автомобилей, оснащённых кенгуринами. Означает ли это, что эксплуатация таких машин там запрещена? И да и нет!

Стоит только догадываться, какой цвет этого абстракционистского творения может быть занесён в ПТС
Volvo FH работы Генриха Гульдагера с алюминиевыми дугами Trux приобретает уже особый лоск

В этом году в Германии, Австрии и Польше планируется пересмотреть требования к транспортным средствам категорий N2 и N3 в части, касающейся размещения оборудования, выходящего за пределы габаритов транспортных средств. И тут законодатели должны подобрать формальный повод для запрета. Но уже сейчас понятно, что будущий закон без нужды зарегламентирует правила, но не сможет ограничить увлечение водителей «крутым имиджем».

Среди тюнингеров встречаются весьма спорные конструкции в части безопасности
Для этого металловоза Scania R560 V8 CR19 Topline с мулитилифтом передняя решётка и дополнительные фары – заводское оборудование

В первом приближении под ограничения должны были подпасть все автомобили, работающие на дорогах общего пользования, как это, например, принято в некоторых штатах США. Но даже в Северной Европе технологические дороги не отделимы от обычных. К тому же автомобили, работающие на вывозе леса, в горном, сельском хозяйстве и строительстве всё-таки нуждаются в специальной защите и установке дополнительного светового оборудования (например, при погрузке в карьерах, при сильных туманах и снегопадах).

Мастер аэрографии Генрих Гульдагер уверен, что суперграфика может быть эффектнее любого тюнинга
При запрете на булл-бары и кенгурины могут быть запрещены и аэродинамические комплекты, которые выходят за габарит стандартного транспортного средства

Существующие ограничения не позволяют владельцу заниматься установкой дополнительного оборудования: по законодательству РФ и многих других стран водитель несёт административную ответственность за эксплуатацию переоборудованного, но не получившего свидетельства о безопасности эксплуатации автомобиля. Это позволило развиться в Европе совершенно уникальному течению. Так, например, вовсе необязательно обращаться в тюнинговое ателье. Владелец как частный предприниматель может сам себе очертить условия эксплуатации и получить разрешение на изменение в индивидуальном порядке на специализированной станции техобслуживания.

В материаловозе Highway Hero только опытный взгляд определит Mercedes-Benz Actros 2551. В III квартале 2017-го Tekno обещает выпустить его масштабную модель

Без дополнительной регистрации можно изменить конструкцию, если транспортное средство переоборудуется серийно. Руководящим документом служит как конструкторская документация, разработанная и согласованная в определённом порядке, так и индивидуальное разрешение производителя на переоборудование.

Во всех остальных случаях ставится отметка в документе, где указывается номер свидетельства, которое удостоверяет соответствие ТС с внесённым в него переоборудованием.

На выпуск специальной серии JJ trucks для переоборудования салона Scania R620 V8 Longline норвежской компании BB Transport Norvey получала специальное разрешение
Финский изготовитель кузовов Oy LIMETEC Ab устанавливает кенгурины и дополнительную светотехнику как собственную опцию

Кроме того, в правилах ряда стран не существует единого стандарта на использование оборудования и компонентов. В этом смысле Россия является заповедником, где напрямую не запрещена установка дуг. Однако Правилами дорожного движения, в пункте 7.18 в списке неисправностей, запрещающих эксплуатацию автотранспорта, указано, что если на изменения, внесённые в транспортное средство нет разрешения определённых служб, то их эксплуатация запрещена. Помимо значительных переделок (как, например, замена двигателя или замещение на другую топливную или тормозную систему) сюда входят позиции, которые подпадают под лёгкий тюнинг:

  • установка определённого оборудования, съём которого не предусмотрен;
  • изменение количества и месторасположения сидений для пассажиров и баков для топлива;
  • переоборудование габаритных и весовых параметров;
  • замещение на другую топливную или тормозную систему;
  • внесение изменений в ходовую часть автомобиля;
  • любые манипуляции с приборами освещения и световой сигнализацией.
На специально заказанный спальный отсек и тройные топливные баки придётся получать особое разрешение
В странах, где мощность двигателя является налоговой величиной, после перекраски и хромирования двигателя надзорный орган может попросить пройти переосвидетельствование машины
Сверхнизкий дорожный просвет и модифицированная система выхлопа могут стать предметом  интереса во время ежегодного техосмотра
Росписи и тюнингу подвергаются даже такие мелкие элементы, как зеркала заднего вида

А кроме того, смена частей конструкции ТС, которые обеспечивают предусмотренную изготовителем видимость, а также большую обзорность, создающих определённые условия для пассивной и послеаварийной безопасности.

У европейских тюнингеров на этот счёт имеются свои секреты: они не меняют галогенные лампы на ксеноновые (это запрещено законодательством как в Европе, так и в СНГ) и очень чётко придерживаются установки тех же дуг и решёток, которые должны иметь сертификат завода-изготовителя. Но это не исключает, что изменения в ПТС и регистрационные документы не должны быть внесены. Но у скандинавских водителей в ходу есть и обходной вариант: при поездках в Европу они просто снимают спорные аксессуары!

Держатель для банок на кенгурятнике этой Scania обусловлен принадлежностью к фирме Sinebrychoff
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию