![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/00f.jpg)
Mercedes-Benz O 309 1973 года в качестве «технички» спортивной команды по ралли-кроссу
Прошлой весной я получил приглашение от автогонщиков. Команде по ралли-кроссу требовался механик на этап чемпионата России. В мои обязанности входили подготовка гоночной машины к заездам, ее обслуживание во время гонок и вождение «технички». Признаться, я стал более инертным, не первый год сидя в кресле главного инженера крупного автопредприятия. Особенно настораживал тот факт, что помимо «болида» мне предстояло готовить к рейсу «техничку» и при необходимости ремонтировать ее на дороге. Сомнений прибавил еще и факт нашего первого визуального знакомства с ней. Это оказался Mercedes-Benz O 309 1973 года выпуска, причем в исполнении для стран Ближнего Востока…
Вечером я встретился с друзьями на Таганке. Единогласно было решено, что мне просто необходимо ехать! Дело в том, что за время, проведенное на руководящей работе, я привык к иному подходу к обслуживанию и ремонту автомобилей. Такие процедуры с точки зрения регулярной эксплуатации должны проводиться в определенные сроки, а в промежуточный период только беззаботная езда. Но воспоминания моей молодости, когда я из последних сил (финансовых) старался быть 100%-ным автомобилистом, говорили мне, что это не так. Согласились с этим и автогонщики – члены нашей спортивной команды. И накормили меня очень вкусным ужином. А потом состоялось мое первое знакомство с «бен Ладеном». Нет, отнюдь не террористом. Такое прозвище дали автогонщики нашему грузопассажирскому фургону, носильщику спортивного автомобиля, дому для членов команды, полевой авторемонтной мастерской для гоночного автомобиля.
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/01f.jpg)
На открытой стоянке нашего полигона (МАДИ) скромно стоял автобус, который помимо своего почтенного возраста еще и не эксплуатировался полгода как минимум, судя по его внешнему виду. И даже несмотря на соседство хорошо оснащенной ремонтной базы, меня терзали сомнения относительно нашего с ним совместного покорения российских просторов. Перечень предстоящих работ выглядел следующим образом. Для начала необходимо было сделать банальное ТО-1 с заменой масла в двигателе и всех фильтров. Потом предстояло снятие и установка тормозных барабанов с подведением колодок и регулировкой ступиц колес, ремонт выпускной системы, подготовка тягово-сцепного устройства к буксировке прицепа. С ТО-1 мы справились в первый же вечер, а вот работа по тормозной системе и колесным узлам, которые выглядели весьма непритязательно, заставила меня настроиться на серьезный лад.
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/04.jpg)
На следующий день я приехал на полигон, набравшись гражданского мужества и гаражного инструмента. Переодевшись, приступил к работе. Все работы, указанные в приведенном списке, были завершены. Начиная свою карьеру молодым водителем, я по старой доброй автохозяйственной традиции свой первый «рабочий» автомобиль поднимал «от забора». Но тот автомобиль не был «Мерседесом»…
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/02.jpg)
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/03.jpg)
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/05.jpg)
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/06.jpg)
Утром привезли прицеп. Это оказался МЗСА-821700 – двухосный, предназначенный для транспортировки легковых автомобилей. Прицеп новенький «с иголочки», оснащенный V-образным дышлом, тормозами наката и съёмными трапами для заезда спортивного автомобиля. Родство элементов прицепа со всемирно известным брендом AL-KO, а может быть, высокое качество изготовления сыграли свою роль, но тренировочные маневры и постановка задним ходом в ограниченном пространстве очень быстро освежили в моей памяти навыки управления автопоездом категории Е. Смущало только, что автопоезд суммарной массой около 4 т предстояло «таскать» атмосферному дизелю рабочим объёмом 4,2 л и мощностью 90(!) л.с.
Проверка на дороге показала – автомобиль знаменитого бренда блестяще справился и с этой задачей. Да, конечно, такой автопоезд не способен идти на сложный обгон на крутом подъеме (причем дело не только в двигателе; не забывайте и о гидравлических тормозах тягача). Но зато идеально четкая работа коробки передач и верный подбор передаточных отношений позволяли держать крейсерские 85–90 км/ч, а иногда разгоняться и до 110, при этом ни разу не было даже намека на повышение температуры охлаждающей жидкости или каких-либо «капризов» вроде недостатка тяги на слишком низких или высоких оборотах.
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/07f.jpg)
Как про любую хорошо сделанную вещь, например автомобиль марки Mercedes-Benz, трудно написать много. Он просто безупречно выполняет свои функции в любых условиях, и познать это необычайное качество можно только в сравнении. Поэтому немного остановимся на оборудовании нашего грузопассажирского автомобиля, предназначенного для работы в спортивной команде по ралли-кроссу. Помимо того, чтобы доставить спортивный автомобиль и гонщиков к месту проведения соревнований, наш автобус должен еще служить и жилым домом на время гонок, и мобильной ремонтной базой. Для этого пассажирский салон был разделен силовой перегородкой на две части. В головной располагались рабочее место водителя и жилой отсек, в хвостовой – багажное отделение и мастерская для ремонта автомобиля в полевых условиях. К силовой перегородке со стороны пассажирского отсека были закреплены две полки, добытые из списанного пассажирского железнодорожного вагона. Под нижней полкой размещался багажный отсек для личных вещей, рядом установлена тумбочка, в которой находились необходимый для жилья инвентарь и газовый баллон. Забавно, но рычаг КП является еще и прекрасным бытовым ножом!
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/08.jpg)
На крыше установлены фиксаторы, посредством которых с помощью алюминиевых профилей прямо в паддоке можно смонтировать просторный тент, который служил дополнительным помещением для жизни, а укрывал спортивный автомобиль от «дурных глаз» и давал возможность провести механикам необходимые работы в условиях непогоды.
Грузовой отсек сделан таким образом, что благодаря необычной конструкции задних дверей он трансформируется в ремонтную мастерскую, которая одновременно служит бытовым помещением, а открывающаяся вверх половинка задней двери служит дополнительным навесом. В оснащение ремонтной мастерской входят помимо инструмента бензогенератор, компрессор, аппарат для мойки высокого давления. До мелочей продуманная конструкция в перерывах между гонками может служить и отличным кемпером.
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/09.jpg)
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/10.jpg)
Российский ралли-кросс – очень необычная спортивная дисциплина, в которой «тусуются» как оснащенные по последнему слову техники и неограниченные в финансировании команды, так и бюджетные спортсмены, которые строят свои автомобили в гаражах, например, на окраинах Пензы (речь идет о реальных персонажах), что, впрочем, не мешает им выступать на равных и занимать призовые места…
![](/article/9820-mercedes-benz-o-309-1973-goda-v-kachestve-tehnichki-sportivnoy-komandy-po-ralli-krossu-ctariy-dobriy-ben-laden/Images/11f.jpg)