![](/article/9679-eksperimentalniy-obrazets-avtobusa-zavoda-lenprommehanizatsiya-mladshiy-brat-iz-leningrada/Images/00f.jpg)
Экспериментальный образец автобуса Завода «Ленпроммеханизация»
На передке этого автобуса красуется стилизованная буква «Л», но это не должно ставить вас в тупик. Автобус родом вовсе не из Львова, хотя похожая компоновка недвусмысленно намекает, что его создатели смотрели в сторону автобусов ЛАЗ-697. Так откуда же он родом?
Этот экспериментальный образец автобуса был создан на Заводе «Ленпроммеханизация» транспортного управления Ленгорисполкома (отсюда и «Л»). Идея разработки такого автобуса родилась не на пустом месте. Предприятие во второй половине 1960-х годов уже имело некоторый опыт в кузовостроении, поскольку выпускало автобусные кузова типа ПАЗ-651. Кроме них завод выполнял различные работы по изготовлению металлоконструкций, тары, по капитальному ремонту автомобильных агрегатов и строительных механизмов.
Вдохновителем и начинателем этого проекта можно смело считать заместителя начальника экспериментального цеха Юрия Михайловича Орлова, который в инициативном порядке предложил изготовить вариант автобуса с кузовом вагонного типа, предназначенного для служебных перевозок. Интересно, что схема его компоновки по меркам тех лет была более чем необычной, тем более для автобуса малой вместимости.
![](/article/9679-eksperimentalniy-obrazets-avtobusa-zavoda-lenprommehanizatsiya-mladshiy-brat-iz-leningrada/Images/01.jpg)
Из любопытных деталей стоит отметить следующее. Автобус имел рамную конструкцию (шасси грузового автомобиля*), двигатель находился в задней части, а освободившееся пространство в переднем свесе отводилось под единственную пассажирскую дверь. В угоду комфортным условиям поездки и более широкому проходу была применена планировка салона с двухместными сиденьями по левому борту и одноместными – по правому. Кроме того, сами сиденья были мягкими, с высокими спинками. Благодаря такой компоновке в салоне удалось разместить 22 места для сидения (не включая водителя). Ещё 5 пассажиров могли ехать стоя.
*К сожалению, технических данных шасси нет, а по сохранившимся фотографиям можно лишь предположить, что скорее всего в качестве базового было взято шасси ЗИЛ-130.
![](/article/9679-eksperimentalniy-obrazets-avtobusa-zavoda-lenprommehanizatsiya-mladshiy-brat-iz-leningrada/Images/02.jpg)
Пожалуй, самым интересным ноу-хау в экспериментальном автобусе было наличие центральной системы вентиляции салона. Вроде бы ничего сложного: забор воздуха в козырьке над ветровым стеклом, два параллельных короба воздуховода над потолком с ручными задвижками-«лягушками» над каждым рядом сидений. Но призадумайтесь: автобус изготовлен в 1969 году. А много ли в СССР тогда было автобусов с приточной вентиляцией салона? На тех же, кстати говоря, самых распространённых в то время «туристах» ЛАЗ-697Е такой роскоши не было. А вот у этого автобуса, который так и тянет назвать младшим братом львовских лайнеров, она была…
Разумеется, это новшество так и осталось лишь атрибутом единственного опытного образца. Серийное производство таких автобусов завод «Ленпроммеханизация» наладить в том виде, в котором существовал первенец, вряд ли бы смог. Во-первых, из-за такой схемы расположения двигателя задняя ось всегда перегружена, сам автобус имеет дифферент на корму (примечателен пример тех же ЛАЗов), во-вторых, рамная конструкция заставила сделать автобус с очень высоким центром тяжести, что в совокупности с разгруженной передней управляемой (!) осью ухудшало управляемость. Видимо, эти доводы и стали одними из главных причин в невозможности освоения новой конструкции автобуса. Поэтому завод ещё на протяжении почти 10 лет продолжал выпускать автобусы капотного типа на шасси ГАЗ-51А, которые пользовались большим спросом в совхозах и колхозах Ленинградской области. Дальнейшая же судьба самого экспериментального автобуса осталась неизвестной.
![](/article/9679-eksperimentalniy-obrazets-avtobusa-zavoda-lenprommehanizatsiya-mladshiy-brat-iz-leningrada/Images/04.jpg)
Кстати
Книги Алена Дюпуи известны в кругах исследователей автомобильной истории СССР. Путешествуя по СССР в 1980–1990-х, любознательный Ален в попытках объять необъятное наснимал столько автотранспорта, что его хватает знатокам для идентификации и после его смерти.
Покажу один его снимок, сделанный в 1980-х в Ленинграде, – неизвестный автобус на шасси ГАЗ-51А. Убогая кустарщина и аляповатый внешний вид не идентифицировались ни с одной ранее виденной «барбухайкой». Сильно смущали задние боковые окна, «поджатый хвост» кормы и несуразность всех деталей, подобранных, кажется, на помойке. Знакомый кинорежиссёр рассказал, что в 1980-х на «Ленфильме» списали похожего урода.
При внимательном рассмотрении выяснилось – это не автобус! Скорее всего электролаборатория или аварийная машина электросетей. Окраска в средних тонах (жёлто-алый?), задний отсек изолирован от кабины стенкой с вертикальными окнами, в том же отсеке виднеется оборудование, аналогичное используемому для проверки и ремонта силовых кабелей, антенна возле двери водителя... Случайно или нет, но к автобусу слева сверху тянется кабель. Но самое главное – странная Л-образная перемычка напоминала примитивную литеру «Л» в эмблеме «Ленпроммеханизации». Просто? Да! Очевидно? Нет!
![](/article/9679-eksperimentalniy-obrazets-avtobusa-zavoda-lenprommehanizatsiya-mladshiy-brat-iz-leningrada/Images/05.jpg)
От предположений правды не добавилось – голая дедукция плохо применима к историческим исследованиям. И вот в ноябре 2011 г. были получены снимки экспериментального автобуса «Ленпроммеханизация», только тогда начал складываться пазл с неизвестным автобусом. Налицо тождественность по задним угловым окнам, идентичная корма, характерная выколотка рейсоуказателя и маниакальное желание ваятеля украсить передок четырьмя фарами.