Опубликовано: ГП 09-2009
Военная тайна

Музей ракетных войск стратегического назначения

Александр Говоруха, фото автора

Еще 10 лет назад все, что сейчас представлено в музее ракетных войск стратегического назначения было большим секретом. Этот секрет охраняли как зеницу ока. Три линии заградительных сооружений, минное поле, сетка под высоким напряжением – все это скрывало командные пункты и ракетные шахты. Но прошло время, Украина стала безъядерным государством, и все, что тщательно охранялось, стало доступно многим. На базе одной из стартовых площадок 46-й ракетной дивизии, что базировалась рядом с поселком Побужское, пять лет назад был организован этот музей. И хотя экспонаты музея в основном рассказывают о грозном оружии и о буднях ракетчиков, рядом со стартовой площадкой размещена и специальная автомобильная техника. Огромные полуприцепы для тягачей МАЗ-537 имеют каждый свое назначение. И без опытного гида-офицера вряд ли посетитель музея сможет догадаться об истинном назначении этих транспортных средств.

[b]УТПК-2 – установщик ракеты SS-24.[/b] Агрегат предназначался для перегрузки в него транспортно-пускового контейнера и последующей установки его в шахту. После того как ракета была перемещена в кузов установщика, он поднимался в вертикальное положение и плавно опускал ракету в шахту. При необходимости ракету можно было извлечь из шахты, выполнив все работы в обратной последовательности
[b]Транспортно-установочный агрегат[/b] служил для транспортировки и установки специальной надставки транспортного контейнера ракеты SS-19. Этот агрегат изготовлен на базе [b]МАЗ-543А[/b]. Представленный в музее автомобиль входил в ракетный комплекс УР-100Н УТТХ. Надставка ракеты представляла собой мозг ракеты. Здесь располагалась вся электроника, отвечающая за полет ракеты и наведения ее на цель
[b]Агрегат для транспортировки командного пункта контейнерного типа, имеющий название «Изделие 15Т145М»[/b], состоит из тягача МАЗ-537 и полуприцепа. Общая длина этого монстра более 40 м. Чтобы транспортировать контейнер командного пункта длиной 33 м потребовалось создать специальную пятиосную тележку. При этом чтобы у машины была хорошая маневренность, все колеса полуприцепа поворачиваемые
[b]«Задний тягач» входил в состав «Изделия 15Т284»[/b] и служил толкающим элементом всей установки. Усилие передавалось через специальное дышло. В тентованном кузове устанавливалась энергетическая установка для подпитки электродвигателей колесных тележек. Кроме того, через дышло передавались сигналы синхронизации работы двух тягачей, переднего и заднего
Самый огромный экспонат на колесах – это [b]«Изделие 15Т284» – транспортно-перегрузочный агрегат.[/b] Внутри кузова этого массивного полуприцепа перевозят транспортно-пусковой контейнер с межконтинентальной ракетой SS-24 «Скальпель». Так как эта ракета твердотопливная, то для ее транспортировки требуется определенный температурный режим и влажность. Все эти параметры поддерживаются внутри этого кузова. Этот сверхтяжелый агрегат (масса ракеты около 100 т,  общая масса транспортировщика – 261 т) монтировали на восемь специальных независимо балансирных тележек с электродвигателями. При движении состава по дороге для облегчения движения иногда эти электродвигатели включали. Электродвигатели использовали и при торможении транспортного средства
[b]«Изделие 15Г96»[/b], или [b]ЗАЦ-2[/b], внешне выглядит как и ЗАЦ-1, но служит для перевозки основного компонента ракетного топлива – гептила. Система поддержания температуры также является неотъемлемой частью этого агрегата. Стоит добавить, количество перевозимого гептила составляло всего 31 т. При необходимости агрегат можно было использовать и для откачки топлива из ракет
[b]«Изделие 15Г95»[/b], или [b]ЗАЦ-1[/b], является агрегатом для транспортировки и заправки ракетного топлива, вернее одного из его составляющих – окислителя амила. Оно состояло из тягача МАЗ-537 и имело систему поддержания заданной температуры в цистерне. Вместимость цистерны – 39 т
[b]Агрегат для установки командного пункта «Изделие 15У164»[/b] состоит из тягача МАЗ-537Е и полуприцепа- установщика. Перегрузка командного пункта с транспортировщика на установщик осуществлялась без кранов. Специальными лебедками «груз» перетаскивался в посадочное место установщика. Специальные лапы обхватывали командный пункт, поднимали его практически вертикально и опускали в специальную шахту. Это же устройство позволяло и вынимать из шахт контейнерные пункты управления
При транспортировке секретных компонентов ракетного назначения шины транспортных средств очень часто получали проколы (дороги оставляли желать лучшего), поэтому в Умани в МТО придумали способ устранения этой проблемы. Вместо воздуха в покрышку закачивалась затвердевающая пена. В результате во время перевозки неприятности были устранены

Интересный факт!

При транспортировке секретных компонентов ракетного назначения шины транспортных средств очень часто получали проколы (дороги оставляли желать лучшего), поэтому в Умани в МТО придумали способ устранения этой проблемы. Вместо воздуха в покрышку закачивалась затвердевающая пена. В результате во время перевозки неприятности были устранены

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию