Опубликовано:

Музей вековых ценностей

В этом году Ярославский моторный завод празднует юбилей - ЯМЗ исполнилось 100 лет.

Век жизни - это событие. В такие даты принято вспоминать значимые вехи в истории предприятия, его достижения и говорить о планах на будущее. И если перспективы ярче всего раскрываются на непосредственно на конвейере, то дела минувших дней, как нельзя ярче, воспринимаются в заводском музее...

Именно о музее ЯМЗ я вам сегодня и расскажу. Тем более, что музей этот весьма колоритный, и содержит действительно стоящую подборку информации, позволяющую отследить весь путь предприятия от истоков и до нынешних дней. Причем, под словосочетанием "до нынешних", стоит понимать дословно - в экспозиции присутствует даже двигатель для семейства "Sprinter Classic", который встал на конвейер совсем недавно...

Заводская гордость

Я думаю, все, кто читает эти строки в курсе, что это сейчас ЯМЗ ассоциируется у нас только с производством моторов, а раньше в производственную линейку завода входили и грузовики, и тягачи, и даже троллейбусы с автобусами. 

К сожалению, было это настолько давно, что практически все выпущенные экземпляры техники канули в лета, а те что еще можно отыскать в тьму-таракани, требуют для своего обнаружения и восстановления для музейного состояния немалых финансовых средств и времени. Так что из натурных "самобеглых" образцов на ЯМЗ присутствует лишь один единственный экспонат - артиллерийский тягач Я-12 установленный на постаменте у центральной аллеи завода.

Три опытных образца тягача были изготовлены в августе 1943 года. На одном из них заводчане "сгоняли" в Москву в Главное артиллерийское управление (ГАУ), и этот пробег был засчитан как заводские испытания, позволив уже в сентябре выпустить первую партию Я-12 для проведения фронтовых и, одновременно, государственных испытаний. Всего в 1943 году было выпущено 218 ед., в 1944-м - 965 ед., в 1945-м - 1046 ед., в 1946 - 67 ед. Производство Я-12 было свернуто в декабре 1946 года.

По старой, но совсем не доброй традиции, техника на постаментах часто представляет собой полностью нежизнеспособный макет, когда-то бывший транспортным средством. Заводской Я-12 тоже не избежал этой участи и долгое время мало соответствовал своему назначению - олицетворять мощь завода. Однако, времена меняются и к 95-летию ЯМЗ тягач был отреставрирован и даже поставлен "на ход". Правда, вместо родного двигателя GMC-4-71, по понятным причинам, в моторном отсеке был установлен ЯАЗ-206, 1990 года выпуска. Не совсем верно исторически, но благодаря такой "подмене" Я-12 смог  самостоятельно проехать по заводу порадовав всех собравшихся. Так что теперь "ветеран" и выглядит неплохо и передвигаться самостоятельно может.

От истоков до...

А теперь перейдем непосредственно к музею. Как и большинство отечественных заводских сокровищниц, экспозиция размещена в небольших залах, отображающих путь завода с рождения и до наших дней.

Всего залов четыре. Назовем их условно "предвоенный" - рассказывает о первых годах жизни предприятия, "военный" - полностью посвященный деятельности завода во времена ВОВ, "послевоенный" - этапы развития ЯМЗ до наших дней и "актуальный" - собрание образцов выпускаемых двигателей. Кстати, вопреки традициям, после входа вы сразу же попадаете именно в "актуальный" зал и далее проходите историю завода "в обратном порядке". Не возьмусь утверждать, почему выбрано именно такое расположение залов, но оно не лишено смысла, ибо даже журналистская братия больше всего внимания уделила именно моторам, а историческую часть пробежала бегом.

Но, как бы то ни было, лично мне музей понравился.

"Предвоенный" зал"Военный" зал"Послевоенный" зал"Актуальный" зал

Фотобанк

Каждый ищет в музее что-то свое. Лично для меня огромную ценность представляет фотоархив, ибо именно на черно-белых снимках порой можно увидеть такую технику, которую даже "всезнайка" интернет не покажет. У ЯМЗ с этим проблем нет - в открытом доступе представлены снимки как заводской техники, так и продукции партнеров, использующих моторы ЯМЗ. Есть даже огромный альбом, где по-модельно перечислены все серийные двигатели, грузовики, троллейбусы и даже комбайны. К сожалению, все фото укрыты от случайных повреждений стеклом, так что порадовать вас качественными снимками эксклюзива не получится. Но, для примера, несколько фото приведу

Самоходный уборочный комплекс УСК-100А "Степь" - в 1986-88 гг. в Ярославле было произведено 100 ед. таких "косилок"2-тактный 188-сильный, 6-цилиндровый двигатель ЯАЗ-М206АОдноосный тягач МоАЗ-546П в составе скрепера Д-357Опытный фронтальный погрузчик К-702Седельный тягач КЗКТ-7428

Многоцилиндровые

Впрочем, как я уже сказал ранее, гораздо больше внимания привлекает коллекция двигателей, представленная в музее. Экспозиция действительно серьезная, и расставлены моторы так, что можно обойти их вокруг и изучить все, что интересно...

"Мерседесовсая" рядная "четверка" OM 646, мощностью 109 л.с.Экспериментальная V-образная "восьмерка" ЯМЗ-7Э846, мощностью 900 л.с. разработанный для спортивной техники КАМАЗ и МАЗПрототип рядного 3-цилиндрового мотора ЯМЗ-533 на 120 л.с. Разработка 1998 годаПрототип рядной "четверки" ЯМЗ-534, мощностью 160 л.с. Разработка 1998 годаА это уже серийный ЯМЗ-534Еще один прототип 1998-го - рядная 240-сильная "шестерка" ЯМЗ-536Ну, и для сравнения, серийный ЯМЗ-536330-сильная V-образная "шестерка" ЯМЗ-656V-образная "восьмерка" ЯМЗ-658 предлагается в двух вариантах мощности - 420 и 480 л.с.ЯМЗ-7511 - 400-сильная V-образная "восьмерка""Тракторная" 300-сильная "шестерка" ЯМЗ-7601 экологического класса Euro2ЯМЗ 8401 - V-образный, 12-цилиндровый, 800-сильныйДизельный электроагрегат АДМКП ЯМЗ-239Ну, и какой же музей без "древних" моторов - V-образного...... и рядного. Оба представлены "в разрезе"

Игрушки для больших дядей...

Ну, и  в завершении обзора - масштабные копии различной техники. Безусловно, это не современные версии моделек, где по вниманию к мелочам определяется статусность того или иного изготовителя, но понять, что именно представляла та, или иная модель Ярославского автозавода можно легко. И, честно говоря, эти модели мне ближе - именно о таких "игрушках" я мечтал в детстве...

Мотодрезина М-30Я-3ЯГ-6ЯС-1ЯГ-10ЯА-2ЯТБ-1ЯТБ-3Я-12ЯАЗ-200ЯАЗ-205ЯАЗ-200ВЯАЗ-210ДЯАЗ-214

Кроме моделей собственной продукции в музее ЯМЗ хранятся и масштабные копии, подаренные коллегами - их тоже немало.

Так что будет возможность - настоятельно рекомендую посетить...

Комментировать ... >>