![Первый монгольский троллейбус JEA-800](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/00f.jpg)
Производство троллейбусов в Монголии (JEA-800)
Звучит невероятно – в Монголии появилось собственное производство троллейбусов! Еще в 2006 г. в Улан-Баторе, где работает троллейбусный транспорт, никто и подумать не мог, что местный троллейбусный парк станет не только кузницей по сборке новых машин для себя, но и будет поставлять их на экспорт.
![](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/000.jpg)
Будучи сотрудником московского троллейбусного завода МТрЗ, я хорошо помню, как осенью 2006 г. в Москву приехала внушительная делегация из Улан-Батора во главе с заместителем мэра в сопровождении всех чиновников транспортной отрасли. У монгольской стороны основной задачей было обновление парка подвижного состава путем закупки кузовов без электрооборудования и отделки. Опыт подобного строительства у них уже был: первый троллейбус JAT-800 на базе корейского Hyundai Aero City 520 в то время колесил по Улан-Батору. Эту машину собрали с компоновкой электрооборудования от ЗИУ-52642, которые поставляли в Улан-Батор в 1994-м в рамках выигранного тендера, осуществленного на деньги МБРиР.
![Первый троллейбус МТрЗ-6223 для Улан-Батора. 2007 г.](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/02f.jpg)
![Второй монгольский троллейбус JEA800M](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/04f.jpg)
В рамках программы сотрудничества между Москвой и Улан-Батором была создана рабочая группа во главе с главным менеджером Улан-Батора Ч. Батом. Поставки первых троллейбусов из Москвы состоялись в 2007 г. (всего было отгружено 6 кузовов и один готовый троллейбус). Одновременно с этим в Монголии началась работа по строительству собственных троллейбусов.
Первая такая машина была сделана на базе советского троллейбуса ЗИУ-682В. Смастерив необычный передок, заменив наружную обшивку бортов и частично электрооборудование, новинку выпустили на городские маршруты в 2007 г. В дальнейшем работы по производству троллейбусов запараллелили в двух направлениях: приобретение нового кузова (в России или других странах) и монтаж в нем старого электрооборудования и установка нового.
Сборку новых троллейбусов осуществляют в самом троллейбусном парке, который был построен при участии СССР в 1987 г.
![Заместитель мэра Улан-Батора и директор МТрЗ Н.С. Кулагин во время осмотра нового троллейбуса на территории завода МТрЗ. Ноябрь 2006 г.](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/01f.jpg)
![На территории троллейбусного парка Улан-Батора собирают новый троллейбус](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/03.jpg)
![Фирменную символику крепят на бортах](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/05.jpg)
![Первый троллейбус JEA800F перед сборкой...](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/06.jpg)
![...и готовый](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/07.jpg)
Настоящим сюрпризом для всех в области мирового троллейбусостроения стал факт выхода монгольских электротранспортников на международный рынок. Троллейбусы марки JEA800F в марте 2009 г. были отправлены на экспорт, в казахский Петропавловск. Интересно, что монголы заявили о переговорах по поставкам троллейбусов в Узбекистан, Туркменистан и в Северную Корею.
Марка троллейбуса | Начало производства, год | Мощность ТЭД, кВт | Система управления | База (кузов) |
---|---|---|---|---|
JEA-800 | 2006 | 110 | ЭСУ | Hyundai Aero City 520 |
JEA800M | 2007 | 170 | АКБ (электробус) | ЗИУ-682 |
JEA800T | 2008 | 170 | н.д. | Hyundai Aero City 540 |
JEA800F | 2008 | 180 | ДВС (дуобус) | JEA |
![JEA800T](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/08.jpg)
![Пассажирский салон JEA800F](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/11.jpg)
Троллейбусное движение в Монголии было открыто в 1987 г. лишь в Улан-Баторе. По состоянию на 2009 г. в Улан-Баторе действует 6 маршрутов, которые обслуживает более 70 троллейбусов ЗИУ-682В, ЗИУ-682Г, ЗИУ-52642, АКСМ-101, МТрЗ-6223, JEA-800, JEA800M, JEA800T и JEA800F. Трамвая и метрополитена в городе нет. Помимо троллейбусов существенную лепту в организацию городских перевозок вносят частные и муниципальные автобусы и маршрутные такси.
![Пассажирский салон JEA800T](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/09.jpg)
![Панель приборов JEA800F](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/10.jpg)
![Троллейбус JEA800F в Казахстане (г. Петропавловск)](/article/9415-proizvodstvo-trolleybusov-v-mongolii-jea-800-made-in-mongolia/Images/12.jpg)